Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наследственное право в древней руси кратко». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Судопроизводство с древнейших времен включало в себя 3 стадии: установление сторон, производство суда и исполнение приговора. Обе стороны именовались истцами или суперниками (чуть позже – сутяжниками от тяжбы – судебного спора). Государство в качестве истца ещё не выступает, даже в делах уголовных, оно лишь помогает частному лицу в преследовании обвиняемого. Да и различия между уголовным и гражданским процессом ещё не существует, как и между следственным (инквизиционным) и обвинительным (состязательным). Сторонами во всех делах выступают частные лица: род, община, семья, потерпевшие. Суд представлял собой массовое действо, на которое прибывали толпы родственников, соседей и прочих пособников. Поводом к возбуждению дела могло быть не только исковое ходатайство семьи (об увечье или убийстве родственника), но и захват лица на месте преступления.
Судебные органы и судебный процесс в Древнерусском государстве.
О самом древнем периоде известно ещё, что одной из форм начала процесса был заклич – публичное объявление о преступлении (пропаже имущества, к примеру) и начале поиска преступника. Давался трёхдневный срок для возврата похищенного, после чего лицо, у которого обнаруживалась вещь, объявлялось виновным. Оно было обязано вернуть похищенное имущество и доказать законность его приобретения. Если это удавалось сделать, начинался свод – продолжение поиска похитителя. Последний в своде, не имевший доказательств, признавался вором со всеми вытекающими отсюда последствиями. В пределах одной территориальной единицы (волости, города) свод шёл до последнего лица, при выходе на чужую территорию – до лица третьего, которое, уплатив повышенное возмещение убытка, могло начинать свод по месту своего проживания (ст. 35–39 Пр. Пр.).
Такие общие представления о древнерусском праве, о процессуальных судебных нормах дают нам Русская Правда и другие источники. Мы видим, что законодатель руководствовался принципом казуальности (ссылкой на конкретный случай) и не прибегал к теоретическим обобщениям. Целый ряд правовых норм только намечается в законодательстве, и разработка их является делом будущего.
Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
Брачно-семейное право. Большое количество брачных норм было выработано в постановлениях различных церковных соборов.
Возраст вступавших в брак устанавливался для мужчин в 15 лет, для женщин в 13 лет, по другим нормам — 14 и 12 лет. Однако и этот возраст на практике часто не соблюдался, князья женили своих сыновей в 11 лет, а дочерей отдавали замуж в восемь лет.
Для действительности брака требовалось согласие брачуюшихся и их родителей.
Оформление брачного договора сопровождалось обязательным совершением церковных обрядов. Первым обязательным обрядом было обручение (могло быть с семи лет). При этом брак обрученной с другим уже не допускался. Узы обручения были признаны равносильными браку. Обручение совершалось в церкви, сопровождалось чтением особых молитв и обменом колец.
Согласно византийскому праву, брак мог быть расторгнут, причем предусматривалось довольно большое число случаев, служащих основанием к разводу:
- безвестное отсутствие супруга в течение пяти лет;
- вступление обоих супругов в монашество;
- если жена, узнав о чьем-то злоумышлении на убийство, не скажет об этом мужу;
- если жена без разрешения мужа пирует с посторонними мужчинами или моется с ними в бане;
- если жена без разрешения мужа проведет ночь вне дома и не у своих родителей;
- если посещает без разрешения мужа конские скачки и театры;
- если муж торгует честью жены;
- если муж заводит в доме любовницу или будет обнаруживать свою связь с посторонней женщиной.
Основные особенности наследственного права на Руси
Наследственное право на Руси – это период зарождения, становления и развития института наследственного права в Древней Руси, который характеризовался своими специфическими особенностями и чертами.
Отношения русских граждан в области наследства и наследования подлежали регулированию основным документом государства русского – «Русской правдой».
Русская правда предусмотрела возможность получать наследство, как по закону, так и по завещанию. При этом по закону наследование происходило во всех случаях, если отсутствовало завещание.
Наследование по закону на Руси. Так же как и в настоящее время, в Древней Руси наследование по закону предполагало наличие очередей, но со своими особенностями:
Русская правда закрепила положение, согласно которому переживший супруг не мог быть наследником. Так, в ст. 93 закона говорится о том, что вдова, после смерти мужа, получает выдел и то, что ей завещает сам муж, но само наследство, которое осталось от ее мужа, ее не касается.
Под «выделом» закон определял то имущество, которое принадлежало самой жене, но находилось под опекой ее мужа.
Таким образом, весь круг наследования по закону на Руси включал только детей и супруга. Дети, которые были рождены вне брака, не имели право наследовать после смерти своего отца. Также не имели право наследовать после своих отцов дети, рожденные от рабынь.
Наследование по завещанию на Руси также имело характерные этому времени отличительные особенности. Так, оно выражалось не в письменной, а в словесной форме, диктуя общую коллективную волю семьи, где руководил ее глава – отец. Право на завещание имели мать и отец в отношении детей и муж в отношении жены.
История возникновения наследственного права
Корни зарождения института наследования уходят в первобытнообщинный строй, который являлся первой в истории человечества общественно-экономической формацией. В первобытнообщинном строе институт наследования начал свое
формирование. На ранних этапах развития института наследования, когда потребности людей и средства их удовлетворения были скудными, наследования в современном понимании еще не существовало, потому что наследовать было еще нечего. Однако в тот период от отца к сыну переходили орудия охоты и рыбной ловли. Во владении и пользовании рода и племени оставались средства поддержания домашнего очага, шкуры диких животных, запасы топлива и продовольствия, украшения, знаки принадлежности к роду (племени).
Но возникавшие при этом отношения регулировались не нормами права, которых еще не было, а многовековыми традициями и обычаями. Соблюдение их обеспечивалось не мерами государственного принуждения, а общественным мнением, авторитетом наиболее влиятельных членов рода.
У русского народа первобытнообщинный строй сохранялся дольше, чем у большинства других народов. Лишь в IX веке первобытнообщинный строй (минуя рабовладельческий) заменился феодальным и образовалось государство Киевская Русь. Этот запоздалый переход к новой общественной формации, естественно, отразился и на развитии права. Как и у других народов, один из главных источников права у славян — обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме.
Научная статья по теме НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО ДРЕВНЕЙ РУСИ Государство и право
Другие утверждали, что наследодатель имел право лишь санкционировать в завещании раздел наследственной массы только между теми лицами, которые являлись наследниками по закону. В результате первичным оказывалось наследование по закону (обычаю). Об этом писал Л. Руднев: «Свободное завещание не могло существовать в ту эпоху, когда действовало обычное право, занесенное в Русскую правду. Это потому, что свободное завещание предполагает признание личности и ее прав, а личность в эту пору еще не выделилась и затеряна в семье»5.
Во-вторых, была выдвинута очень интересная мысль о том, что договор 911 г. был типичным хрисовулом византийского императора. Важно заметить, что хрисовулы вручались другой стороне договора в столице Византии без предварительных переговоров10. Следовательно, он содержал преимущественно обязательства только византийской стороны11.
Семейное и наследственное право в Киевской Руси Дементьева Татьяна Юрьевна
Практическая значимость исследования определяется тем, что сформулированные в диссертации положения могут быть использованы в научных исследованиях по проблемам истории отечественного семейного и наследственного права; в учебном процессе при изучении курсов «История отечественного государства и права», «История России», отраслевых юридических дисциплин «Гражданское право», «Семейное право».
Научно-практическая значимость исследования. Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации и характеризующие брачно-семейные и наследственные отношения в процессе становления и развития древнерусского права, сравнительно-правовой анализ норм древнерусского и византийского законодательства в сфере семейных отношений позволяют расширить и углубить существующие представления об институтах брака, наследования, личных и имущественных отношениях супругов, о правовом регулировании данных отношений в истории отечественного права.
V СУД И ПРОЦЕСС В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ
Суд во времена Русской Правды не был отделен от администрации, и судьей был, прежде всего, сам князь.
Наиболее важные дела князь решал совместно со своими мужами боярами, менее важные рассматривались представителями княжеской администрации. Обычное место суда – «княж двор».
Можно назвать также суд общины, на котором могли решаться мелкие внутриобщинные дела. Но о функциях этого суда сведений в источниках не сохранилось. Функции церковного суда, ведавшего семейно-брачными отношениями, боровшегося с языческими обрядами, осуществляли епископы, архиепископы и митрополиты. Делами монастырских людей занимался настоятель монастыря – архимандрит.
Судопроизводство с древнейших времен включало в себя 3 стадии: установление сторон, производство суда и исполнение приговора.
Обе стороны именовались истцами или соперниками. Государство в качестве истца ещё не выступает, даже в делах уголовных, оно лишь помогает частному лицу в преследовании обвиняемого. Да и различия между уголовным и гражданским процессом ещё не существует, как и между следственным и обвинительным. Сторонами во всех делах выступают частные лица: род, община, семья, потерпевшие. Суд представлял собой массовое действо, на которое прибывали толпы родственников, соседей и прочих пособников. Поводом к возбуждению дела могло быть не только исковое ходатайство семьи об увечье или убийстве родственника, но и захват лица на месте преступления.
О самом древнем периоде известно ещё, что одной из форм начала процесса был заклич – публичное объявление о преступлении и начале поиска преступника. Давался трёхдневный срок для возврата похищенного, после чего лицо, у которого обнаруживалась вещь, объявлялось виновным. Оно было обязано вернуть похищенное имущество и доказать законность его приобретения. Если это удавалось сделать, начинался свод – продолжение поиска похитителя. Последний в своде, не имевший доказательств, признавался вором со всеми вытекающими отсюда последствиями. В пределах одной территориальной единицы (волости, города) свод шёл до последнего лица, при выходе на чужую территорию – до лица третьего, которое, уплатив повышенное возмещение убытка, могло начинать свод по месту своего проживания, по ст. 35–39 Пр. Пр.(см. пр.)
Суд был состязательным, a это значит, что обе стороны «тягались» на равных условиях, собирали и представляли доказательства и улики. В судебном процессе использовались различные виды доказательств устные, письменные, свидетельские показания.
При ограниченном количестве судебных доказательств по решению суда применялись присяги («роты») и ордалии (испытания железом и водой). О последних мы знаем лишь по западным источникам, ибо прямых свидетельств об ордалиях на Руси нет. При испытании железом о виновности испытуемого судили по характеру ожога от раскаленного металла; при испытании водой подозреваемого, связанного особым образом, погружали в воду, если он не тонул, то признавался виновным. Ордалии – это разновидности суда божьего. Возможно, что уже в древности на Руси при недостаточности доказательств для окончательного выяснения истины применялся судебный поединок, но сведения о нём сохранились лишь от более позднего времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И так, можно сделать вывод, что главным источником Древнерусского права является обычай, когда он санкционируется государственной властью.
Кроме того, право развивалось на основе простейших договоров того времени. А хорошим «примером» мы можем считать право Византийское, которое Русь впитывала на протяжении двух веков, приспосабливая его под свои условия жизни.
Наследственное право (по «Русской правде»). Виды наследования по русской правде
Древнерусское право ещё не знало четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя, конечно, некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным делам. Во всяком случае и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны равноправны и сами являются двигателем всех процессуальных действий. Даже обе стороны в процессе назывались истцами.
- Стадии процесса по Русской правде
- «Заклич» означал объявление о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Заклич производился в людном месте, «на торгу», объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении 3-х дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст.32, 34 ПП).
- «Свод» (ст. 35—39 ПП) напоминал очную ставку. Свод осуществлялся либо до заклича, либо в срок до истечения трех дней после заклича. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснения, где он приобрел эту вещь. Таковой и признавался татем. Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На того возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее самому продолжать свод.
- Гонение следа — это отыскание преступника по его следам. Закон предусматривает специальные формы и порядок проведения этого процессуального действия. Если след привел к дому конкретного человека, считается, что он и есть преступник (ст. 77 Троицкого списка). Если след привел в село, ответственность несет вервь (община). Если след потерялся на большой дороге, то на этом поиск прекращается.
В Древнерусском государстве появляется и целая система формальных доказательств:
- Присяга. Особым видом доказательств была присяга — «рота» (статья 22 Русской Правды Пространной редакции по Троицкому списку). Она применялась, когда не было других доказательств, но, разумеется, по небольшим делам. Ротой можно было подтвердить наличие какого-нибудь события или, наоборот, его отсутствие. В некоторых случаях имели доказательное значение внешние признаки и вещественные доказательства. Так, наличие синяков и кровоподтеков было достаточно для доказательства избиения.;
- Собственное признание;
- Свидетельские показания. Древнерусское право различало две категории свидетелей — видоков и послухов (статьи 18,21,29 Русской Правды Пространной редакции по Троицкому списку). Видоки — это свидетели, в современном смысле слова — очевидцы факта. Послухи — более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были показать, что ответчик или истец — люди, заслуживающие доверия. Не зная даже ничего о спорном факте, они просто как бы давали характеристику той или иной стороне в процессе.
- Ордалии — испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств, причем в более серьёзных случаях, чем испытание водой (статьи 17,22 Русской Правды Пространной редакции по Троицкому списку). Русская Правда, посвящающая этим ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения. Более поздние источники сообщают, что испытание водой проводилось путем опускания связанного человека в воду, причем если он тонул, то считался выигравшим дело.
- Вира (штраф в пользу родственников убитого. А если таковых не было,то вира отдавалась князю.). Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (80 гривен, за убийство привилегированного человека — П.19, 22 КП, ст.3 ПП). Существовал особый вид виры — «дикая» или «повальная» вира. Она налагалась на всю общину. Для применения этого наказания необходимо, чтобы совершенное убийство было простым, неразбойным; община либо не выдает своего подозреваемого в убийстве члена, либо не может «отвести от себя след», подозрения; община только в том случае платит за своего члена, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. Институт «дикой» виры выполнял полицейскую функцию, связывая всех членов общины круговой порукой.
- Головничество (денежное взыскание в пользу родственников убитого).
- Поток и разграбление (высшая мера наказания: за убийство в разбое (ст.7 ПП), поджог (ст.83 ПП) и конокрадство (ст.35 ПП). Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) «головой», то есть в рабство.
- Урок (дань) (денежное возмещение за причиненный ущерб потерпевшему).
- Продажа (штраф в пользу князя за остальные преступления).
- Кормчая книга
- Псковская судная грамота
- Двинская уставная грамота 1397
- Ярослав Мудрый
- Владимир Мономах
- Договоры Руси с Византией
- Древнерусское государство
Конспект по истории на тему: «Лествичный порядок престолонаследия»
Конспект по истории на тему: «Лествичный
порядок престолонаследия»
Родовой принцип наследования (или по-другому
«лествичная система») появился внутри династии Рюриковичей. Поначалу Русь была
единым централизованным государством с центром в Киеве. С каждым поколением
росло число мужчин Рюриковичей (братья, племенники и т. д.).
В X веке Святослав первым отправил младших
сыновей наместниками в другие города страны. Эта практика сохранилась при его
преемниках.
Расцвет древнерусского государства пришелся на
правление Ярослава Мудрого. Как и его предки, он вновь отправил младших сыновей
наместниками (в Новгород, Переяславль и т. д.). И, конечно, из-за этого начался
очередной конфликт.
Потомки Ярослава не могли решить с помощью оружия, кто же
из них прав, и поэтому все вместе собрались на съезде в Любече в 1097 году. (Участники:
Святополк Изяславич, Олег и Давыд Святославичи, Владимир Мономах, Давыд
Игоревич Волынский, Василько Ростиславич Теребовльский).
Именно на этой встрече была принята
лествичная система.
Компромисс был достигнут благодаря тому, что
экономика и благополучие страны были подорваны от постоянных войн. Кроме того,
славянам угрожал внешний враг – половцы, которые организовывали хищнические
походы на мирные города, грабили или взимали дань.
Чтобы им противостоять, силы
одного небольшого княжества было явно недостаточно. Государство перестало быть
целым, оно стало походить на лоскутное одеяло, где каждый «кусочек» преследовал
собственные интересы.
Главными лицами на съезде были Святослав Изяславович
(князь Киева), Владимир Мономах (князь Переяславля) и Олег Святославович (князь
Чернигова). Они постоянно враждовали друг с другом. Тем не менее, им удалось
договориться.
Новая лествичная система наследования, принятая сторонами,
оговаривала обязательные правила для всех правителей.
Киевский
престол передавался от брата к брату, а после смерти последнего из братьев переходил
к старшему племяннику. Восхождение князя к Киеву совершалось постепенно.
Смерть
любого члена княжеского рода вызывала передвижение его младших родичей на одну
ступень вверх.
Покидая менее богатую и почетную область, князь переходил в
более почетную и богатую, а на его место являлся следующий по очереди
старшинства. Такой порядок назывался «очередным».
Впрочем,
были и исключения. Если какой-то князь умирал, не дойдя до киевского княжения
(т. е. не побывав старшим), его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства.
Они становились «изгоями», лишенными шансов на великое киевское княжение и
должны были навсегда оставаться в своих, выделенных из общеродового наследия,
владениях. Однако часто такие изгои
нанимались на службу к другим правителям или становились авантюристами.
Некоторым выдавались специальные новые уделы в кормление, что только
увеличивало количество политически образований в пределах Руси.
Сергей
Михайлович Соловьёв считал, что мужья старших сестёр имели преимущество перед
младшими братьями, приводя в пример Всеволода Ольговича, женатого на дочери
Мстислава Великого, в сравнении с Изяславом Мстиславичем.
В строгом
соответствии с лествичным порядком наследования Всеволод был изгоем для Киева,
хотя его дед Святослав Ярославич был старшим братом деда Мстислава — Всеволода
Ярославича.
Так получилось лишь потому, что отец Всеволода, Олег Святославович,
не был Киевским князем.
По
мере разрастания княжеского рода владения мельчали, на престолах княжеств
оказывались все более дальние родственники, отношения между ними запутывались и
следовать очередному порядку становилось все сложнее. Очередь старшинства можно
определять по возрасту, а можно и по порядку поколений (дядя всегда старше
племянника, поскольку ближе к общему родоначальнику).
В жизни это далеко не
всегда совпадало. Так, у князя Юрия Долгорукого было пять старших братьев.
Пятый брат, Вячеслав, однажды сказал ему: «Я был уже бородат, когда ты
родился». Сын этого Вячеслава, а тем более самого старшего из братьев, вполне
мог оказаться старше своего дяди Юрия.
Говорить о сложности установления
старшинства между потомками двоюродных и троюродных братьев в данном случае не
стоит.
Лествичное
право пережило эпоху владычества монголов над Русью. Оно дополнилось традицией
получать ярлыки на княжение от ханов (тогда тоже, как правило, выбор выпадал в
пользу старших). При этом яблоком раздора стал не Киев, пришедший в упадок, а
Владимир-на-Клязьме.
Когда
русские княжества объединились вокруг Москвы (XV век), правители Кремля
отказались от гибельной практики уделов. Власть стала самодержавной и
единоличной. Братья и другие родственники мужского пола становились воеводами
или номинальными наместниками в провинции.
Наследование по закону
Киевская Русь — первое единое государство восточных славян. Рождение первого феодального государства было не разовым актом, а длительным многовековым процессом развития государственности, результатом которого явилось образование в IX в. государства Киевская Русь.
К VII в. на территории будущей Киевской Руси возникали устойчивые предгосударственные образования: Куявия, Артания, Славия. Степень развития данных образований оценивается исследователями по-разному, прежде всего из-за скудности дошедших до наших дней исторических источников. Между тем арабские источники, повествующие о жизни славян, говорят о наличии купцов и рабов, главы государства, именуемого «царем», об изъятии с подвластного населения части прибавочного продукта в пользу верховной власти, о наличии налогов и права судебной власти царя15. На основании данных сведений можно сделать вывод о достаточно высоком уровне развития политической жизни славян между VI и IX вв.
Образование в IX в. Киевского государства было завершением предшествующих политических и экономических отношений, закономерным итогом развития племен, населяющих будущую территорию Руси. Господствующей отраслью экономики повсеместно становится земледелие с одновременным переходом от родовых коллективов к хозяйству отдельной семьи. Возникновение личной собственности, развитие торговли, разделение труда вели к неравномерному накоплению капитала и, как следствие, к имущественному неравенству. На этой основе в VI-IX вв. завершается процесс перерастания органов власти племен в органы государственной власти, однако даже в X-XI вв. наряду с государственными функционировали и некоторые родоплеменные властные единицы.
В то же время оседлость населения и снижение количества военных походов к IX в. привело к уменьшению военной добычи и, как следствие, к эксплуатации рядового населения князьями, опирающимися на дружину. Особенно интенсивно процесс обложения населения данью стал проходить со второй половины IX в. Вместе с взиманием податей власть князя усиливалась и распространялась на различные славянские племена, что привело к трансформации податей в феодальную ренту и установлению вассальной зависимости местных князей от киевского князя.
Таким образом, эволюция общины, на базе которой рождалось классовое неравенство, происходило в двух направлениях. Имущественная дифференциация ее членов породила сначала частную, а затем и феодальную собственность. Кроме того, шло освоение общинных земель путем распространения на них дани и суда княжеской власти1 .
Дифференциация классовых сил раннефеодального общества вызвала стремление социальной верхушки укрепить и защитить свое главенствующее положение, что, в свою очередь, зависело от стабильности центральной государственной власти. Укрепление же великокняжеской власти шло путем замены родоплеменной системы власти вновь создаваемыми государственными органами. Интенсивное укрепление государственности на Руси происходило во второй половине IX — первой половине X вв. К этому времени (времени княжения Рюрика — вторая половина IX в.) летописные источники относят и первые мероприятия по созданию государственного аппарата на базе отношений вассалитета. В это же время преемник Рюрика Олег захватывает Киев и переносит в него столицу Древнерусского государства. Начинается строительство городов и установление дани отдельным племенам и Новгороду, крупнейшему после Киева центру Древней Руси.
Процесс становления государства Киевская Русь нашел свое отражение как в праве нового государства в целом, так и в нормах, посвященных наследованию, в частности. На данном этапе институт наследования регулировался как обычным правом, существовавшим до возникновения единого государства, так и новыми нормами писаных источников права, созданных на основе как отечественных норм, так и заимствованных в византийском законодательстве.
Принцип лествичной системы наследования
Лествичная система престолонаследования получила своё название от старославянского слова «лествица». В настоящее время оно созвучно со словом «лестница». Такой термин был введён потому, что передача власти тоже велась по ступеням.
Раздел власти проводился между братьями. Сыновья на первом этапе в этом участия не принимали.
Лествичная система предполагала следующий принцип престолонаследия:
- Сначала старший брат наследовал власть.
- Дальше она передавалась следующему по старшинству брату до самого младшего.
- Затем вступали в наследование сыновья старшего брата в порядке старшинства.
- По тому же принципу наследование переходило к сыновьям остальных братьев.
- Дальше в наследство вступали внуки и правнуки. Процедура их наследования оставалась такой же.
Наглядно это показано в таблице.
Принцип лествичной системы наследования власти |
|
---|---|
Порядок наследования |
Старший брат |
Все остальные братья в порядке старшинства |
|
Дети старшего брата |
|
Дети остальных братьев |
|
Внуки, правнуки и т. д. |
В феодальном обществе право собственности
в среде феодалов определяется их взаимной связью и связью с государством. то
есть системой вассальной зависимости, а в крестьянской среде системой запретов
на распоряжение. От различий этих отношений зависит и различия в статусе
собственности. В дореволюционных исследованиях шло в основном обсуждение
вопросов о существовании родовой и частной собственности, мнение о коллективных
формах земельной собственности преобладало.
Собственник по Русской Правде имел право
распоряжаться имуществом, вступать в договоры, получать доходы с имущества,
его защиты при посягательствах. Объектами права собственности выступает весьма
обширный круг вещей — кони и скот, одежда и оружие, торговые товары,
сельскохозяйственный инвентарь и многое-другое.
Формы собственности были различными.
Помимо семейно-индивидуальных и общинных хозяйств имелись следующие княжеский
домен представлял собой конгломерат земель, принадлежавших лично князьям. Они
взимали там оброки, налагали иные повинности, распоряжались землями по
Субъектами права собственности могли быть
только люди не рабского состояния
Собственник имел право на, возврат своего
имущества (коня, оружия, одежды, холопа), из чужого незаконного! владения на
основе строго установленной процедуры за причиненную «обиду» назначался штраф в
3 гривны. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и разбирательства
при необходимости перед «сводом из 12 человек» (ст. ст. 13, 14,-15, 16 Краткой
Правды; ст. ст. 34, 35 Пространной Правды).
Семейно-Наследственное право относится к
медленно изменяемой сфере. С момента принятия христианства основны православной
семьи долгие столетия оставались статичными, постепенно допускались к
наследованию женщины, варианты наследования были строго ограничены (по обычаю,
по закону, по завещанию). Отношения в семье основывались на власти отца, лишь в
поздний феодальный период складывается принцип раздельности имущества. Это —
основные тенденции в указанной области права. В Древней Руси к XI в. Господствовала
В глубокой древности наследование
осуществлялось на основе обычного права, с правом всего коллектива на какую-то
часть имущества. Ранее всего индивидуализировалось наследование движимости
(лук, копье, топор). Возникло деление наследственной массы на доли: часть —
коллективу, часть — семье, часть по усмотрению самого лица. Ибн фадлан
что к X в. имущество умерших руссов делилось на три части.
9.Судебные органы и судебный процесс в Древнерусском государстве.
Судебные органы. Суд во времена Русской Правды не был отделен от администрации, и судьей был, прежде всего, сам князь. Княжеский суд разрешал дела феодальной знати, междукняжеские споры. «Без княжа слова», однако, нельзя было «мучить» не только огнищанина, но и смерда (ст. 33 Кр. Пр., ст. 78 Пр. Пр.). К князю и судьям его (ст. 55 Пр. Пр.) мог пойти пожаловаться закуп. В «Поучении к детям» Владимир Мономах так говорит о себе как о судье: «На посадников не зря, ни на бирючи, тоже худого смерда и убогие вдовицы не дал есми сильным обидети».
Наиболее важные дела князь решал совместно со своими мужами боярами, менее важные рассматривались представителями княжеской администрации. Обычное место суда – «княж двор» (резиденция в столице и дворы княжеских чиновников в провинции). На местах действовали суды посадника, волостеля, которым помогали тиуны, вирники (сборщики судебных пошлин) и другие слуги. Русская Правда (ст. 41 Кр. Пр., многие статьи Пр. Пр.) определяет и размеры этих сборов в пользу многочисленных судебных лиц из вспомогательного персонала (мечника, детского, метельника).
Помимо суда государственного (князя и его администрации) в Киевской Руси активно формировался вотчинный суд – суд землевладельца над зависимым населением. Он формируется на основе иммунитетных пожалований (князь жалует монастырю Св. Георгия село Буйцы «с данию, с вирами и с продажами»). Можно назвать также суд общины, на котором могли решаться мелкие внутриобщинные дела. Но о функциях этого суда сведений в источниках не сохранилось. Функции церковного суда, ведавшего семейно-брачными отношениями, боровшегося с языческими обрядами, осуществляли епископы, архиепископы и митрополиты. Делами монастырских людей занимался настоятель монастыря – архимандрит.
Судопроизводство с древнейших времен включало в себя 3 стадии: установление сторон, производство суда и исполнение приговора. Обе стороны именовались истцами или суперниками (чуть позже – сутяжниками от тяжбы – судебного спора). Государство в качестве истца ещё не выступает, даже в делах уголовных, оно лишь помогает частному лицу в преследовании обвиняемого. Да и различия между уголовным и гражданским процессом ещё не существует, как и между следственным (инквизиционным) и обвинительным (состязательным). Сторонами во всех делах выступают частные лица: род, община, семья, потерпевшие. Суд представлял собой массовое действо, на которое прибывали толпы родственников, соседей и прочих пособников. Поводом к возбуждению дела могло быть не только исковое ходатайство семьи (об увечье или убийстве родственника), но и захват лица на месте преступления.
Кто ввел лествичное наследование?
Считается, что подобные правила наследования ввел перед своей смертью Ярослав Мудрый. Они не носили изначально такого названия, они были в последствии переименованы в лествичное наследование уже после смерти князя.
Принято полагать, что лествичное право начало действовать с 1054 года, когда сыновья Ярослава по завету своего отца разделили русские земли между собой.
Разделение территорий произошло следующим образом:
- Старший сын Изяслав получил Киев и Новгород;
- Святослав – Чернигов;
- Всеволод – Переяславль;
- Вячеслав – Смоленск;
- Игорь – Волынское княжество.
На самом деле Изяслав не был старшим сыном Ярослава. Был еще один более старший сын Владимир, который умер в 1052 году, и его сын Ростислав выпал из системы наследования.
Вопросу наследственного права Русская Правда посвятила целых десять статей, изложенных довольно подробно
По прямому смыслу статьи 84(93) смертью отца не открывалось наследства для детей в его имуществе. Это имущество оставалось в управлении жены, которая после мужа не наследовала. Она только получала из имущества мужа «часть». Было установлено, что эта «часть» не есть часть наследства, а выдел из имущества известных средств, для специальной цели, т.е. наделение вдовы, дочери, вклад на помин души, размер которых не определялся в Русской Правде, а устанавливался соразмерно оставленному имуществу и обстановке.
Что касается другого способа установления родительской власти — усыновления, то источники о нем молчат. Но институт усыновления был весьма распространен у европейского населения. Исследователи считают, что этот институт был известен славянам еще в древности.
Летописи и другие источники, говорят, что родители продавали своих детей. Так как первое запрещение продавать детей появляется только в XIV в., можно сказать, что до этого времени отношения «отец-раб» не прекращались. Очень много источников говорит о том, что отцу принадлежало право наказывать своих детей. Насколько широк был объем этого положения, показывает изречение «Аже любешь своего сына, то сокруши ему ребра». Летописи и другие источники говорят, что отцы распоряжались брачной судьбой своих детей: женили сыновей и выдавали замуж дочерей по своей воле.
Очень хорошо подтверждает существование обычая делать завещательные распоряжения статья 93, в которой говорится о праве матери делать завещательное распоряжение и избирать наследника среди всех сыновей или даже дочерей. И это в Киевском государстве, где, как было указано, положение женщины было приниженным. Тем более мог делать подобные распоряжения отец, глава семьи.
Сторонники существования завещания опирались на чтение данной статьи по Синодальному списку, указывая, что в ней вообще не указаны лица, между которыми раздел должен произойти. Можно предполагать, что умирающий мог отказать что—либо и не детям, причем это подтверждается и второй частью статьи, в которой сказано: «без ряду умрет, то все детям», т.е. в завещании может быть оставлено не все детям.
Продажа недвижимости, видимо, ранее всем начала оформляться письменными актами (дошедшие до нас датируются начиная с ХП в.). С.В.Юшков полагал, что существовали сроки предъявления претензий по недостаткам купленной вещи. Существовал и договор самопродажи в холопство в присутствии свидетелей.
2.наказание за телесные повреждения отражает ценности средневекового человека, например плата в казну за вырванный клок бороды составляла 12 гривен, а за поврежденный глаз, ногу 20. Так же существует различия в том, кому нанесена травма, если смерду, то она значительно будет ниже чем Именитого гражданина. Если истец приходит на княжеский двор то ему на требуется свидетели.
Обязательства из причинения вреда —некоторые правонарушения, связанные с судебной деятельностью. Судья, вынесший неправосудное решение, обязан возместить сторонам происшедшие от того убытки. Такая же мера применялась к лжесвидетелям. Закон прямо указывает, что наказанию судья за свой проступок не подлежит (ст. 19).
Что такое лествичный порядок наследования?
Лествичное наследование – это родовой принцип княжеского престолонаследия на Руси.
Само название данного понятия происходит от старославянского слова «лествица», означающего привычную для нас лестницу. Лестница со ступенями ее восхождения в данном контексте рассматривалась как наиболее явная ассоциация принципа передачи власти.
Лествичный принцип наследования предполагал следующие правила властвования:
То есть, проще говоря, это происходило таким образом. Сначала правил старший брат, потом младший, после него – дети старшего брата, после них – дети младшего брата, следом – внуки по старшинству и т.д.
Кто не успевал покняжить по лествичной системе наследования, тот вместе со всем своим потомством выпадал из системы и становился изгоем.