Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Участники административного судопроизводства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Секретари судебных заседаний во многих судах выдают исполнительные листы, а также отвечают за делопроизводство. В частности, в их обязанности входит формирование материалов дела в соответствии с инструкцией о делопроизводстве. Если ваши отношения начинают переходить в судебную плоскость или до досудебного разбирательства третейских судов, то самое время обратиться за юридической помощью.
Стороны в делах административного судопроизводства
1. Понятие сторон в делах административного судопроизводства. Стороны в административном деле — это лица, материально-правовой спор которых становится предметом судебного разбирательства.
Можно выделить следующие обязательные признаки стороны в административном деле:
1) стороной может быть лишь субъект права. Следовательно, требование административного истца всегда должно быть обращено к определенному субъекту; стороной в административном деле не может быть объект (как это имеет место в некоторых случаях в гражданском судопроизводстве — см., например, п. 3 ст. 1175 ГК);
2) наличие у субъекта процессуальной правоспособности (см. ч. 1, 5, 7 — 9 ст. 5 КАС, ч. 1 ст. 43 АПК). Процессуальная дееспособность признаком стороны не является (стороной может быть и малолетний ребенок, и любое иное недееспособное лицо);
3) субъект должен быть заинтересован в определенном разрешении материально-правового спора.
Эта заинтересованность может носить непосредственный характер (например, когда оспариваемый публичный акт адресован строго определенному субъекту) либо вытекать из факта наделения конкретного субъекта властными (публичными) полномочиями, реализация которых связана со спорным публичным правоотношением. Действующее законодательство по-разному именует стороны в административном деле: в КАС законодатель использует термины «административный истец» и «административный ответчик», а в АПК — «заявители» и «заинтересованные лица» (при этом термин «заинтересованные лица» получил в КАС совершенно новое смысловое наполнение — подробнее см. § 4 данной главы учебника). Далее по тексту настоящей главы мы будем именовать стороны «административный истец» и «административный ответчик».
Административный истец — это лицо, обратившееся в суд за защитой своих публичных прав, свобод, законных интересов, а также лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином.
Действующее процессуальное законодательство к административным истцам также относит и субъектов, которые обращаются для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций, — прокурора, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, и должностных лиц (ч. 2 ст. 38, ст. 39 КАС, ст. 52, 53 АПК). Здесь необходимо иметь в виду следующее.
Во-первых, строго говоря, в этих случаях материально-правовые последствия возникают для соответствующего публичного образования (например, если контрольный орган обратился в суд с требованием о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, то материально-правовые последствия судебного решения будут распространяться не на сам орган, а непосредственно на Российскую Федерацию как публичное образование). Однако законодатель отступает от доктринальных положений и в подобных ситуациях правами и обязанностями административного истца наделяет соответствующий орган либо должностное лицо.
Во-вторых, следует учитывать, что в некоторых случаях прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, и должностные лица уполномочены обращаться в защиту публичных прав, свобод, законных интересов частных субъектов (граждан, юридических лиц и др.). Здесь статусом административного истца будут обладать именно эти частные субъекты, а публичные субъекты, обратившиеся в их интересах, хотя и наделяются процессуальными правами административного истца, в процессе тем не менее занимают совершенно самостоятельное положение (подробнее см. § 5, 6 данной главы учебника).
Что должен делать секретарь судебного заседания
Дело в том, что арбитражные отношения очень специфичны, здесь практически всегда обе стороны знают, чего хотят и понимают подводные камни своей деятельности. В связи с этим многие субъекты арбитражных правоотношений пользуются юридической помощью. Данная помощь заключается в первую очередь в правильном осуществлении всех процессуальных действий. Несмотря на профессиональность людей в введение своей отраслевой деятельности, многие из них не знают, как правильно вести себя в суде, какие права они имеют и как процедуры желательно выполнить. Кроме того, процесс в арбитражном суде всегда выражается в споре, в связи с этим необходимо доказывать свою точку зрения, причем любой аргумент должен подкрепляться доказательствами.
Поэтому возникает проблемы в изучении вопроса с правовой точки зрения, так как на обывательском уровне все понимает, почему так правильно, а вот с точки зрения права никто это объяснить не может. Кроме того, важно и уметь правильно аргументировать свою точку зрения, а также подкреплять свои аргументы доказательствами. В связи с этим необходимо еще осуществить массу действий по сбору доказательств, которые смогли бы доказать вашу точку зрения по данному вопросу. Сделать все это самостоятельно практически невозможно, тем более, по сложным категориям дел, именно поэтому рекомендуется обращаться за юридической помощью к квалифицированным специалистам во области права.
Секретари отвечают за судебное извещение лиц, участвующих в деле, иных участников процесса, за своевременное информирование судьи о наличии или отсутствии уведомления, свидетельствующего о надлежащем извещении.
Должностные инструкции секретаря судебного заседания определяют его полномочия, права и обязанности. Но так же как и помощник судьи, секретарь судебного заседания не имеет права совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.
Какая статья за драку с телесными повреждениями?
Статей за нанесение телесных повреждений несколько, они могут быть административными или уголовными, в зависимости от обстоятельств драки. Последствия рукоприкладства могут быть разными — кто-то избил до полусмерти прохожего, кто-то поставил синяк супруге, кто-то толкнул в пылу ссоры знакомого, и тот упал, больно ударившись. Выдергивание волос, выкручивание рук — все это тоже может классифицироваться как нанесение телесных повреждений.
Наказание должно соответствовать деянию, поэтому за синяк на скуле будет одна статья, за отбитые почки — другая. И даже когда на теле не осталось никаких следов, в дело все равно может вступить статья о побоях — если после драки пострадавший отправился к врачу, и тот зафиксировал, что человек чувствовал боль или головокружение.
Очень много случаев избиения не доходят до полиции, особенно если речь идет о домашнем насилии. Но драки — они и в Африке драки, и обидчик должен быть наказан. Как известно, с 2017 года легкие повреждения, нанесенные членами семьи, были декриминализированы, но впоследствии к закону приняли многочисленные поправки. Так что нельзя думать, что, периодически избивая близких, можно избежать уголовного преследования. Такие дела нельзя спускать на самотек. Обращение в суд — верный способ добиться справедливости. Особенно если заручиться поддержкой опытного адвоката.
Комментарий к ст. 135 КАС РФ
В ст. 135 КАС РФ, определяющей действия сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству, закреплены положения, во многом аналогичные положениям ст. ст. 149 «Действия сторон при подготовке дела к судебному разбирательству» и 150 «Действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству» ГПК РФ. АПК РФ содержит самостоятельную статью 135 «Действия по подготовке дела к судебному разбирательству», но в ней определены лишь действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству.
Так, в соответствии со ст. 149 ГПК РФ при подготовке дела к судебному разбирательству истец или его представитель:
1) передает ответчику копии доказательств, обосновывающих фактические основания иска;
2) заявляет перед судьей ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.
В ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что ответчик или его представитель:
1) уточняет исковые требования истца и фактические основания этих требований;
2) представляет истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно исковых требований;
3) передает истцу или его представителю и судье доказательства, обосновывающие возражения относительно иска;
4) заявляет перед судьей ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.
Как разъяснялось в п. 18 Постановления Пленума ВС России 2008 г. N 11:
— согласно ст. 149 ГПК РФ кроме сторон или их представителей действия при подготовке дела к судебному разбирательству могут совершать и другие лица, участвующие в деле, в частности третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора; лица, выступающие от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, а именно прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане (ст. ст. 4, 45, 46 данного Кодекса). Например, наряду с лицом, в интересах которого начато дело и которое участвует в нем в качестве истца (ч. 2 ст. 38 ГПК РФ), в совершении предусмотренных ст. 149 ГПК РФ действий должно участвовать и лицо, по инициативе которого возбуждено дело;
— при обращении в суд прокурора, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц или интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований (ст. ст. 45, 46 ГПК РФ) прокурор, органы государственной власти и другие лица, которым законом предоставлено право защищать интересы других лиц, участвуют в подготовке дела к судебному разбирательству и судья разъясняет им их права и обязанности в процессе. Указанные лица, обратившиеся в защиту интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения. Кроме того, они освобождаются от обязанности несения судебных расходов.
Часть 1 упомянутой выше ст. 150 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 194 ФЗ) устанавливает, что при подготовке дела к судебному разбирательству судья:
1) разъясняет сторонам их процессуальные права и обязанности;
2) опрашивает истца или его представителя по существу заявленных требований и предлагает, если это необходимо, представить дополнительные доказательства в определенный срок;
3) опрашивает ответчика по обстоятельствам дела, выясняет, какие имеются возражения относительно иска и какими доказательствами эти возражения могут быть подтверждены;
4) разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении исковых требований;
5) принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения, в т.ч. по результатам проведения в порядке, установленном федеральным законом, процедуры медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии судебного разбирательства, и разъясняет сторонам их право обратиться за разрешением спора в третейский суд и последствия таких действий;
6) извещает о времени и месте разбирательства дела заинтересованных в его исходе граждан или организации;
7) разрешает вопрос о вызове свидетелей;
8) назначает экспертизу и эксперта для ее проведения, а также разрешает вопрос о привлечении к участию в процессе специалиста, переводчика; по ходатайству сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей истребует от организаций или граждан доказательства, которые стороны или их представители не могут получить самостоятельно;
9) в случаях, не терпящих отлагательства, проводит с извещением лиц, участвующих в деле, осмотр на месте письменных и вещественных доказательств;
10) направляет судебные поручения;
11) принимает меры по обеспечению иска;
12) в случаях, предусмотренных ст. 152 данного Кодекса, разрешает вопрос о проведении предварительного судебного заседания, его времени и месте;
13) совершает иные необходимые процессуальные действия.
Целый ряд разъяснений по применению этих положений дан в Постановлении Пленума ВС России 2008 г. N 11. В том числе в п. 19 указанного Постановления наряду с прочим отмечено, что судья в ходе подготовки разъясняет лицам, участвующим в деле, их право вести дело через представителей, а также порядок оформления полномочий представителей, проверяет объем этих полномочий, если они оформлены, имея в виду, что право на совершение представителем действий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ, должно быть специально оговорено в доверенности, поскольку оно связано с распоряжением материальными и процессуальными правами доверителя.
Основные должностные единицы районного суда представлены председателем суда, его заместителем или заместителями и судьями. Очевидно, что конечная структура районного суда будет зависеть от численности работников.
Предположим, что количество работников районного суда составляет 15-25 единиц. Тогда структура суда будет выглядеть следующим образом:
- председатель суда;
- помощник председателя суда;
- заместитель председателя суда (если количество судей больше 7);
- судьи;
- помощники судей.
Такой районный суд будет представлен следующими отделами:
- общий (вопросы по кадрам, делопроизводство, материально-техническое обеспечение);
- обеспечения судопроизводства.
Помимо указанного свою деятельность осуществляет администратор суда, не включаемый в штат, находящийся в подчинении у председателя суда и исполняющий его указания.
Как проходит суд по административному правонарушению
Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.
До начала заседания правонарушитель обязан подписать документ, разъясняющий ему его права. Обычно это расписка.
Заседание начинается с представления сторон судьей и краткого изложения сути процесса:
- судья представляет правонарушителя;
- разъясняет ему его права и обязанности;
- принимает ходатайства, если они есть;
- принимает отводы.
После ознакомительной части федеральный судья выслушивает точку зрения нарушителя, уточняет информацию при необходимости и удаляется для вынесения Решения. На основе полученных сведений выносит судебный акт.
Сроки и решения в административном судопроизводстве
При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:
- О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
- Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
- Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
- О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.
Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.
Как проходит судебное заседание по административному делу?
При рассмотрении административного дела судом, как правило, судья единолично рассматривает административное дело с участием правонарушителя. При рассмотрении не присутствует секретарь судебного заседания и не ведется протокол заседания. Аналогичным образом рассматриваются дела иными уполномоченными органами, т.е. дело рассматривается должностным лицом.
При этом до того, как правонарушитель зайдет в кабинет к судье или в зал, с него берут подписку о разъяснении ему его прав.
При рассмотрении дела судья объявляет, кто рассматривает дело и какое дело рассматривается. Устанавливается личность лиц, которые явились на рассмотрение дела, разъясняются их права и обязанности, разрешаются поступившие ходатайства и отводы. Далее судья заслушивает пояснения правонарушителя, при необходимости задает вопросы, после чего удаляется в совещательную комнату и выносит судебный акт по делу.
Комментарий к статье 58 АПК РФ
Помощник судьи призван обеспечивать деятельность судьи, от его действий зависит прежде всего качество подготовки дела к судебному заседанию. На данной стадии многие функции помощник судьи может выполнять самостоятельно.
Помощник судьи может участвовать в подготовке дела к судебному разбирательству по поручению судьи. Он оказывает содействие судье в организации судебного процесса, его планировании, в организации проведения собеседования и предварительного заседания, совершает иные действия, связанные с оказанием содействия судье в подготовке дела к судебному разбирательству, в том числе информирует судью о наличии доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, об их ходатайствах и заявлениях, связанных с организацией процесса и движением дела, а также информирует лиц, участвующих в деле, и их представителей о реквизитах арбитражного суда и информационных ресурсах, из которых они могут получить сведения о движении дела.
Помощник судьи может участвовать в проведении судьей собеседования.
См.: п. п. 2, 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».
Об обязанностях помощника судьи
Помощник судьи — его «правая рука»
Прежде чем озвучивать, каким требованиям должен соответствовать кандидат в помощники судьи, следует разобраться – над чем же, собственно, работает человек, занимающий подобный пост? Обычно в обязанности такого сотрудника входит:
- изучение направленных в суд исковых заявлений и подготовка проектов дел по ним (иными словами – предложение путей разрешения описанных в обращениях конфликтов);
- организация слушаний, а также предварительных судебных заседаний;
- мониторинг состояния временно приостановленных судебных разбирательств;
- поиск прецедентов по всем ведущимся в конкретный момент делам;
- подготовка отчетов и прочих юридических документов, необходимых для проведения судебного заседания;
- поиск ответов на вопросы, заданные суду участниками процесса в ходе того или иного разбирательства;
- подготовка публичных отчетов о проделанной судом работе.
В случае нехватки в организации кадров, помощник судьи должен быть готов и к тому, что на него возложат обязанности секретаря. Иными словами, такой сотрудник не должен брезговать работой в духе отправки факсов или ответа на звонки. Кроме того, претендующий на описываемую должность специалист должен быть готов к огромной информационной нагрузке. Ведь, нередко, помощника обязывают заниматься подготовкой юридических материалов сразу для нескольких судей одновременно.
Рассмотрение каких дел подразумевает участие такого ассистента? Здесь все зависит от того, в каком именно суде трудится работник. Так, в арбитраже помощники вовлечены в рассмотрение процессов, связанных с коммерческими вопросами. Обычно это споры между некими юридическими организациями и частными лицами. Если же речь идет о работе в мировом суде, помощнику нужно быть готовым к рассмотрению дел по вопросам:
- наследства;
- аннулирования браков и выплаты алиментов;
- расторжения договоров;
- назначения наказания за нарушение УК РФ легкой степени тяжести.
Разумеется, ассистент судьи должен не просто хорошо справляться со своими должностными обязанностями, но и соблюдать при этом определенный регламент. Каким же правилам обязан следовать такой сотрудник, если взглянуть на ситуацию с точки зрения закона? В соответствии с регламентом судебного делопроизводства, помощник судьи должен:
- строго соблюдать Конституцию и прочие законы РФ;
- соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к его должности;
- неукоснительно придерживаться трудового распорядка;
- на должном уровне выполнять все обязанности, возложенные на него по действующему трудовому договору;
- при выполнении своей работы руководствоваться, в первую очередь правами и интересами лиц, обратившихся в суд;
- не допускать огласки информации, касающейся судебных процессов, проходящих (или проходивших) при его участии;
- бережно относиться к государственному имуществу, вверенному ему на время работы.
Следует также понимать, что пост помощника судьи в нашей стране может занимать лишь гражданин РФ. Поэтому в том случае, если вы собираетесь сменить гражданство, вы будете обязаны уведомить об этом своего работодателя заранее. А именно – в тот же день, как получите первое документальное подтверждение того, что ваша заявка одобрена.
Иные участники арбитражного процесса, помогающие суду в осуществлении возложенных на них полномочий
Под такими иными участниками процесса, помогающими суду осуществлять все возложенные на него законом полномочия, подразумеваются помощник судьи и секретарь судебного заседания. Секретарем заседания является должностное лицо, уполномоченное на ведение протокола в ходе рассмотрения дела.
При выполнении возложенных на него функций, он должен правильно и полно излагать в составляемом им документе действия, которые были совершены в ходе проведения разбирательства, а также все решения суда, принятые по результатам рассмотрения дела. Стоит отметить, что секретарь заседания – это не работник канцелярии. При проведении процесса он осуществляет также и удостоверительную функцию, ведь составляемый им протокол – разновидность доказательства. Помощник судьи – это участник судопроизводства, оказывающий помощь судье в осуществлении подготовки материалов дела к его рассмотрению, а также непосредственно в процессе заседания. Арбитражный процессуальный кодекс РФ отдельно акцентирует внимание на том, что такой субъект не имеет права выполнять функции, которые прямо или косвенно направлены на осуществление правосудия.
Известно, что в любом процессе, как правило, участвуют следующие группы лиц:
1. Представители государственных органов. Сюда относятся те, кто проводит данное разбирательство (судья, прокурор и другие).
2. Стороны процесса, или его непосредственные участники (истец и ответчик). Если речь идет об уголовном деле, то это, соответственно, потерпевший и обвиняемый.
3. Их представитель и защитники.
4. Иные субъекты, которые помогают осуществить правосудие.
Именно к последней группе лиц, помимо экспертов и других специалистов, относится секретарь судебного заседания. Его работа не так проста, как это кажется на первый взгляд. Многие по привычке считают, что секретарь – это тот, кто отвечает на телефонные звонки, ведет деловую переписку и занимается проблемами канцелярии. В данном случае у работника этой профессии совершенно иные задачи. По сути, он является помощником судьи.
Секретарь суда, как государственный служащий имеет следующие права:
- Предлагать методы и способы улучшения работы, которая относится непосредственно к трудовым обязанностям работника, а также организации в целом.
- Требовать и получать всё необходимую информацию и документы, которые необходимы для выполнения трудовых обязанностей.
- Получить доступ ко всей документации, которая определяет объём и круг обязанностей, связанных с занимаемой должностью.
- Принимать участие в принятии решений, относящихся к компетенции данной должности.
- Требовать и получать от руководства все необходимые средства для выполнения своих трудовых обязанностей.
- Все права, установленные законодательством Российской Федерации, также должны соблюдаться.
Чем занимается секретарь судебного заседания мирового судьи? Обязанности у такого работника следующие:
- Уведомление основных участников процесса о дате и времени проведения заседания. Не просто отправка почтой извещений, но и поиск места расположения ответчика, свидетелей, иных лиц. Довольно часто участники определенного дела любыми способами пытаются затягивать его рассмотрение, стараются уклоняться от письменных уведомлений (повесток). Секретарь обязан найти человека и пояснить ему правовые последствия подобных действий.
- Учет и анализ исходящей и входящей документации: сортировка поступающих сообщений, заполнение журнала.
- Выдача оригиналов и копий постановлений и решений обеим сторонам (третьим лицам при необходимости).
- Составление статистической отчетности.
- Выполнение других функций, которые связаны с формальной деятельностью судьи.
Компетенция Районного суда
Районный суд является судом первой инстанции для большинства уголовных, гражданских и административных дел.
Районный суд является судом апелляционной инстанции в отношении мировых судей.
Районные суды не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т. п.) или арбитражных судов.
Районным судам приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров.
На районные суды также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях.
Районные суды призваны проверять законность и обоснованность наложения административных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП).
В связи с этим и принято считать что, районные суды являются основным звеном судебной системы
Отметим, что решения (приговоры) районного суда, вынесенные им по первой инстанции, но не вступившие в силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в суде общей юрисдикции уровня субъекта РФ.