Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утвержден новый перечень международных стандартов аудита». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следование международным стандартам в финансовой отчетности и ее проверке призвано унифицировать бухгалтерские процедуры, но вместе с тем позволяет сохранить национальные традиции ведения бизнеса, присущие отечественной экономике. С помощью результатов проведения аудита по МСА можно объективно сравнивать деятельность предприятий в разных государствах, что очень удобно для международного инвестирования.
Новые обязанности аудиторских фирм
Изменения в аудите, которые будут актуальны для 2023 года, затронули и перечень обязанностей аудиторской фирмы. В законе появился ряд новых функций, которые нужно выполнять.
И вот основные из них:
- Ведение официального сайта. Ранее ни в одном нормативном акте не было прямой обязанности по ведению сайта. Сейчас такая обязанность появилась. Конечно, сейчас трудно найти фирму, которая не имеет своего интернет ресурса. Но задача не просто создать и предоставить данные, задача именно на регулярной основе «вести» сайт.
- Раскрытие официальных данных о деятельности аудиторской фирмы. Несмотря на то, что обязанность закреплена впервые в акте, последние года организациям настоятельно рекомендовали это делать. Сейчас же это не право, а обязанность. Какой список данных должен быть представлен пользователю и в какие сроки, пока обсуждается. Это находится в компетенции Минфина и Центробанка (для тех, кто сотрудничает с компаниями на финансовом рынке).
- Предоставление данных клиенту о тому, что фирма входит в Реестр аудиторских организаций (о реестрах было сказано ранее). При этом такое информирование проводится только по запросу. Если клиент не требуют, то сведения можно не предоставлять. Интересно то, что такое требование распространяется в теории не на всех субъектов, а только тех, кто сотрудничает с общественно значимыми организациями.
- Передача данных в Федеральное казначейство в электронном формате. Аудиторская компания обязана по требованию предоставлять в казначейство документы не в бумажном, а в электронном формате. Полного списка таких бумаг нет, их орган контроля может потребовать по запросу.
- Предоставление документов по факту аудита и других сопутствующих бумаг в Центробанк в электронном виде. Функция аналогична предыдущей. Банк России может запросить документы по аудируемому лица (работающему на финансовом рынке) и аудиторская фирма обязана их предоставить в цифровом формате.
- Активное взаимодействие с Банком России. Ранее такой прямой обязанности не было. Теперь на законодательном уровне она закреплена. Цель – усилить контроль над участниками финансового рынка.
Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.
Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.
Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:
- условия внесения сведений в этот реестр;
- орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
- порядок внесения сведений в реестр;
- публичный характер реестра;
- основания для отказа во внесении сведений в реестр;
- основания для исключения сведений из реестра;
- условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.
Кардинальные отличия порядка учёта страховой деятельности по МСФО
Действующие стандарты бухучёта предполагают преимущественное проведение расчёта оценки страховых договоров на основе имевшихся в начале периода покрытия и исторических данных — МСФО 17 требует ориентированной на будущее оценки, уделяющей максимум внимания доходности портфелей.
Кратко об изменениях, внесённых обновленным МСФО (IFRS) 17 в международный порядок учёта деятельности страховых организаций:
- повышение прозрачности в части характеристик отчетной прибыли и источников прибыли за счёт раздельного представления результатов андеррайтинговой и финансовой деятельности;
- отвязывание «верхней строчки» отчётности от объемов страховых премий за счёт выведения из состава выручки полученных денежных средств и инвестиционных составляющих;
- более прозрачный и последовательный порядок учёта гарантий и опционов.
Информирование о ключевых вопросах аудита
Аудитор должен своевременно информировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, о вопросах, которые он определил как ключевые вопросы аудита. Такое информирование может происходить на всех стадиях проведения аудита. Например, на стадии планирования аудитор может предварительно проинформировать о своей точке зрения на ключевые вопросы аудита при обсуждении планируемого объема аудита и сроков его проведения, а в процессе аудита и на этапе его завершения — в рамках информирования о вопросах, которые привлекли внимание аудитора. Это поможет частично устранить сложности практического характера в организации эффективного двустороннего диалога о ключевых вопросах аудита в период подготовки финансовой отчетности к выпуску. В целях содействия обсуждению ключевых вопросов аудита целесообразно предоставить лицам, отвечающим за корпоративное управление, проект аудиторского заключения.
МСА 701 указывает, что случаи, когда информация о вопросе, определенном как ключевой вопрос аудита, не может быть раскрыта в аудиторском заключении, встречаются крайне редко. Это объясняется тем, что обеспечение более высокого уровня прозрачности аудита для предполагаемых пользователей считается направленным на благо общества. Соответственно, решение не сообщать информацию о ключевом вопросе аудита правомерно только в случаях, когда отрицательные последствия для организации или общества в результате сообщения такой информации считаются настолько значительными, что можно с достаточным основанием предположить, что они сведут на нет пользу для общества от ее сообщения.
- Аудиторскую деятельность в ближайшие два года ждут большие изменения. Они связаны и с членством в СРО, и с нахождением в Реестре, и с новыми обязанностями.
- Введен новый термин «руководитель аудита», а также определены полномочия и требования к нему.
- Частные аудиторы во многом утрачивают свои полномочия. Права на проведение обязательного аудита перераспределены в пользу аудиторских организаций.
- Определена минимальная допустимая численность аудиторов, трудящихся на основных местах, для членства в СРО.
- Теперь аудиторская компания может состоять в нескольких СРО.
- Иметь интернет-страницу, регулярно обновлять и освещать на ней вопросы совей деятельности — новая обязанность аудиторских фирм.
Аудит – одна из молодых и перспективных отраслей бизнеса в современной России. Начало аудиторской деятельности у нас относится к 1992 г. Уже тогда возникла потребность и необходимость представлять пользователям финансовой информации данные независимой проверки и оценки состояния финансовой отчетности предприятий и организаций.
В переводе с английского аudit – это проверка, ревизия. То есть в своей основе аудит и ревизия – это разновидности бухгалтерских и иных проверок. Именно отличие в целях и задачах проверки во многом определяет различие между аудитом и ревизиями.
Внутренние проверки существуют в различных странах мира на протяжении многих десятилетий. В соответствии с законодательством ревизор являлся уполномоченным лицом акционеров. Однако постепенно, со временем, развивалась тенденция стремления к утверждению независимости ревизоров (аудиторов) от проверяемых ими предприятий, к их профессиональному объединению, расширению сферы аудиторских услуг.
В настоящее время аудит является отдельной сферой предпринимательской деятельности профессиональных аудиторов по осуществлению независимых проверок финансовой отчетности. Аудиторы могут оказывать также и дополнительные услуги, связанные с консультированием по вопросам бухгалтерского и налогового законодательства.
В РФ законодательная база аудиторской деятельности стала формироваться в 1993 г. с утверждением Временных правил аудиторской деятельности в РФ. В настоящее время действует ФЗ «Об аудиторской деятельности» 2001 г. и 38 Правил (стандартов) аудиторской деятельности к нему (ПСАД), которые разрабатывались с 1996 по 2000 г.
Роль аудиторских проверок в обеспечении достоверности финансовой отчетности обусловлена их независимостью от субъекта проверки и руководства проверяемой организации, возможностью получить независимое, а значит, более объективное мнение о финансовой отчетности проверяемых предприятий. Фактор независимости чрезвычайно важен, поскольку именно он позволяет обеспечивать беспристрастное и непредвзятое мнение аудиторов о состоянии финансовой отчетности клиента.
Среди российских стандартов аудита нет отдельного документа, регламентирующего этические нормы и взаимоотношения профессиональных бухгалтеров, но в ПСАД «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» есть раздел, посвященный рассмотрению вопросов соблюдения профессиональных этических принципов аудита.
Ответственность аудитора и значение его мнения в оценке состояния финансовой отчетности связана с той ролью, которую финансовая отчетность играет в современной финансово-экономической жизни, прежде всего коммерческих предприятий и корпораций, как, впрочем, и других. Данная категория предприятий и организаций выделяется из общей массы, поскольку правильность определения их финансовых показателей имеет первостепенное значение не только для них самих, но и для предприятий бюджетной сферы, для которых они являются финансовыми донорами.
В данный раздел включаются МСА 100 «Задания, обеспечивающие уверенность» (ЗОУ), а также МСА 120 «Основные принципы МСА». Эти стандарты среди российских ПСАД отсутствуют.
МСА 100 представляет общие принципы ЗОУ. Цель стандарта – предоставление высокого или среднего уровня уверенности. Напомним, что данные категории в российском аудиторском законодательстве отсутствуют. Другими словами, этот стандарт в общем описывает все основные аспекты действий аудитора в ходе проверки и основные аудиторские процедуры, которые подробно рассматриваются в следующих разделах и в конкретных стандартах.
МСА 100 предназначен для: а) описания целей и элементов ЗОУ высокого и среднего уровня; б) установления стандартов в виде руководства публично практикующим профессиональным бухгалтерам по предоставлению высокого уровня уверенности; в) подготовки почвы для разработки специальных стандартов определению видов ЗОУ.
Работая с данным стандартом, необходимо понимать, что задание, обеспечивающее уверенность, – это задание, которое аудитор или бухгалтер получает от заказчика или своего руководства. МСА выделяют задания, обеспечивающие уверенность и другие виды аудиторских работ, чтобы особо подчеркнуть, что важнейшей целью аудиторской проверки является не просто анализ и проверка отчетности, но выражение обоснованной уверенности в достоверности этой отчетности. Другие же задания по проверке отчетности не позволяют аудитору выразить уверенность в достоверности отчетности и преследуют иные цели. Такое скрупулезное разграничение связано прежде всего с ответственностью аудитора за результаты проверки перед заказчиком и с серьезными финансовыми последствиями.
Цель ЗОУ – дать возможность бухгалтеру оценить или точно измерить объект исследования на основании точных критериев с тем, чтобы выразить свое мнение. ЗОУ позволяют повысить надежность информации, которая представляется в ходе аудита. К основным типам ЗОУ относится прежде всего составление отчета по широкому спектру вопросов, затрагивающих финансовую и нефинансовую информацию.
Другие задания, не обеспечивающие высокий уровень уверенности: а) согласованные процедуры; б) компиляция финансовой и другой информации; в) подготовка налоговых деклараций (без выводов) и оказание налоговых консультаций; г) консультирование руководства и другие услуги.
К элементам задания, обеспечивающего уверенность, прежде всего относится наличие трехсторонних отношений, которые включают в себя отношения между профессиональным бухгалтером, ответственной стороной и предполагаемым пользователем. Зачастую предполагаемый пользователь и ответственная сторона являются одним и тем же лицом.
ЗОУ может быть представлено в виде различной финансовой и статистической информации, систем и процессов внутреннего контроля (СВК); оценки поведения руководства по выполнению нормативных актов, работе с коллективом.
ЗОУ должно иметь определенные критерии оценки (МСФО, отраслевые критерии). Если проверка проводится в соответствии с российским законодательством, в основе – российские национальные стандарты учета и отчетности (ПБУ и другие документы).
Новая обязанность – руководитель аудиторской группы
Изменения в аудите с 2023 года коснулись самого порядка предоставления аудиторских услуг.
Услугу аудиторской проверки можно предоставлять только с назначением руководителя аудиторской группы.
И это абсолютно новая категория для такой деятельности. Ранее такая обязанность отсутствовала.
Интересно то, что не важно – проводите вы обязательный аудит или просто предоставляете сопутствующие услуги. Руководитель группы должен быть в любом случае. При этом не важно, аудитор и руководитель группы – это один и тот же субъект или это разные лица. Руководитель группы – это не руководитель аудиторской компании.
Например, аудиторское заключение должен по новому регламенту подписать как руководитель самой фирмы, так и руководитель самой группы. В ином случае такой заключение не будет иметь с 1 января 2023 года юридической силы. Поэтому данный момент стоит учесть.
Также введены и определенные критерии, которым теперь должно соответствовать заключение. С 2023 года проверяющие субъекты обязаны в итоговом документе обязательно указать те обстоятельства, которые могут оказать влияние или оказали такое воздействие на достоверность сформированной финансовой отчетности.
Также раскрываются обстоятельства и события, которые могут повлечь неспособность объекта контроля и дальше продолжать свою деятельность.
Другие специфические нюансы:
- руководителем аудита фирмы, которая не является общественно значимой, может быть сотрудник, работающий как в штате по основному месту работы, так и по совместительству;
- руководителем аудита, который проводится в отношении общественно значимой организации, может быть только сотрудник, зачисленный в штат фирмы по основному месту работы.
И это также накладывает дополнительные обязательства к аудиторским фирмам. Нет в штате высококвалифицированного сотрудника, нет возможности осуществлять обязательный аудит. Тогда нужно менять условия труда, предлагать интересное сотрудничество, повышая зарплату. Задача – переманить сотрудника к себе на основное место работы.
Интересный момент и в отношении руководителей групп, которые проводят аудит для компаний финансового рынка. Такой руководитель не просто должен соответствовать требованиям, он ежегодно должен повышать свою квалификацию. И это косвенно затрагивает вопрос ценообразования.
Аудиторская компания с 2023 года должна:
- предложить сотрудникам выгодные условия оплаты труда, которые будут конкурентными на рынке (дополнительные расходы для бизнеса);
- обеспечить аудиторам ежегодное повышение квалификации (издержки на дополнительное обучение).
Если у бизнеса растут расходы, он повышает цены на предоставляемые услуги, кто, в первую очередь, ощутит такое повышение? Конечно, заказчики аудита.
Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ)
Кроме международных аудиторских стандартов и МСОП действуют т. н. МСЗОУ — международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность. Всего их 5 видов.
В чем суть МСЗОУ 3000:
- Специалист получает конкретное задание по подтверждению заранее проведенной оценки либо по самостоятельной оценке предмета задания в соответствии с критериями.
- Задания, обеспечивающие уверенность. Это не аудит и не обзорная проверка фининформации, а самостоятельный вид деятельности.
- Не относятся к заданиям, обеспечивающим уверенность, подготовка налоговых деклараций и расчетов, консультирование, выполнение согласованных услуг и компиляции, участие в судебных разбирательствах по вопросам бухучета, аудита и т. п.
- В результате выполнения задания специалист получает разумную или ограниченную уверенность в неискаженности полученной информации.
Аудит по международным стандартам финансовой отчетности
В завершение хотелось бы немного рассказать об аудите на соответствие международным стандартам финансовой отчетности.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это стандарты, определяющие правила составления финотчетности. Часть из них стала обязательной к применению с 01.01.2018 (например, МСФО (IFRS) 2).
Цель аудита МСФО — формирование мнения об отчетности. Порядок его проведения установлен МСА 700. Рассмотрим его:
- Аудитор должен сформировать свое мнение о финотчетности предприятия исходя из полученных аудиторских доказательств и четко выразить его в форме письменного заключения.
- Своим мнением аудитор подтверждает, что финотчетность подготовлена во всех существенных аспектах в соответствии с МСФО.
- Чтобы выразить вышеуказанное мнение, аудитор должен предварительно убедиться в отсутствии в представленной информации искажений или ошибок. Такие выводы делаются в соответствии с МСА 450.
- Аудиторское заключение о соответствии отчетности требованиям МСФО составляется письменно. В МСА 700 приводятся 4 примера составления такого заключения.
Такой порядок, в общем-то, был и раньше, но некоторые моменты введены и уточнены новыми актами.
***
В 2020 году деятельность аудиторов регулируется международными стандартами аудиторской деятельности, которыми:
- вводятся профессиональные термины, даются им определения;
- перечисляются обязанности аудиторов;
- регламентируется их деятельность, указывается четкая цель и задачи;
- приводятся примеры составления аудиторского заключения и т. д.
Раскрытие информации аудиторскими организациями
Обязанность по раскрытию аудиторскими организациями информации о своей деятельности установлена в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Данная обязанность распространяется на все аудиторские организации, в том числе дочерние, и организации с участием иностранных и международных компаний.
В целях исполнения указанной обязанности каждая аудиторская организация обязана иметь интернет-сайт, на котором должна раскрывать и регулярно обновлять (актуализировать) сведения о своей деятельности. Форма раскрытия сведений законодательством не регламентирована. Аудиторская организация вправе определять форму раскрытия информации о своей деятельности самостоятельно. Главное условие – информация должна раскрываться в том минимальном объеме и в те сроки, которые установлены Минфином.
При раскрытии информации организации обязаны соблюдать аудиторскую тайну, под которой понимаются любые сведения и документы, полученные или составленные аудиторской организацией и ее работниками при оказании аудиторских услуг. Не являются аудиторской тайной и могут быть раскрыты на сайте аудиторской организации следующие сведения (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ):
- разглашенные либо самим лицом, которому оказывались аудиторские услуги, либо с его согласия;
- о заключении договоров оказания аудиторских услуг;
- о величине оплаты аудиторских услуг.
Малый бизнес освободили от обязательного аудита с 2021 года
Внутренний аудит осуществляется в различных организациях независимо от целей деятельности, размеров и структурных особенностей. Процедура регламентирована МСА 610.
Международный стандарт внутреннего аудита содержит основополагающие принципы и определяет методологические основы обеспечения качественных и профессиональных проверок службой, создаваемой внутри организации. Правила характеризуются универсальностью, что позволяет применять их при проведении проверок в организациях независимо от отрасли основной деятельности и правового поля страны, в которой организация зарегистрирована.
При этом внутренний аудит не может осуществляться без внешнего аудитора, который определяет, насколько внутренняя служба компетентна и каков объем ее полномочий при осуществлении будущих проверок. Это связано с тем, что внешний аудитор в силу п. 11 МСА 610 несет личную ответственность за деятельность внутренней службы. Он вправе не использовать результаты ее работы, если придет к выводу о том, что:
- показатели необъективны;
- аудиторы недостаточно квалифицированы;
- служба не применяет систематический и упорядоченный подход, включая контроль качества.
В силу ст. 7 ФЗ № 307 международные стандарты являются обязательными и подлежат применению на всей территории РФ после прохождения процедуры признания, установленной положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 (далее — Положение). Данный акт закрепляет не только порядок признания МСА, но и содержит перечень документов, принятых Международной федерацией бухгалтеров, на признание которых направлено действие Положения:
- международные стандарты контроля качества;
- международные стандарты финансовых сведений;
- международные отчеты относительно практики проведения аудита;
- международные стандарты заданий по проведению обзорных и иных проверок;
- международные стандарты сопутствующих и смежных услуг;
- иные документы, издаваемые Международной федерацией бухгалтеров.
Под признанием, согласно п. 3 Положения, следует понимать процедуру введения международного документа в действие на территории России.