Ликвидация недействующего юридического лица налоговой службой

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ликвидация недействующего юридического лица налоговой службой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Власти могут уладить вопросы, связанные с «замороженной» компанией, двумя путями. Первый из них мы описали выше, это административный порядок упразднения компании, которая фактически давно перестала работать. Второй способ исключения бизнеса из реестра сложнее: через суд.

Процедура ликвидации недействующего юридического лица-должника

Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что процесс исключения юрлица из ЕГРЮЛ не является ликвидационной процедурой. Оно не предусматривает действий с имуществом предприятия, в том числе – направленных на удовлетворение требований кредиторов. При наличии у недействующей компании имущества и непогашенных перед партнерами обязательств применяется процедура банкротства отсутствующего должника. Это совсем другой процесс, требующий иных подходов и законодательной базы.

Обязательное условие – наличие критериев отсутствия:

  • Неосуществление деятельности;
  • Отсутствие руководителя компании и невозможность определить его место нахождения.

Минусы и что не изменится

Принудительная ликвидация ФНС юридических лиц в 2024 году связана с рядом негативных последствий и проблем, которые неизбежно возникнут в этом процессе. Ниже перечислены основные минусы и неразрешенные вопросы:

  • Потеря рабочих мест и социальные последствия. Ликвидация ФНС юридических лиц приведет к росту безработицы и потере рабочих мест сотрудниками данных организаций. Это может вызвать серьезные социальные проблемы и нестабильность на рынке труда.
  • Перебои в обслуживании населения. Сокращение числа ФНС юридических лиц может вызвать проблемы с обслуживанием населения, особенно в отдаленных регионах. Граждане могут столкнуться с длительными очередями, задержками в получении необходимых документов и услуг.
  • Увеличение бюрократии и коррупционных рисков. Возможен рост бюрократических процедур и административных барьеров после ликвидации ФНС юридических лиц. Это может повысить коррупционные риски и усложнить взаимодействие с правоохранительными органами и налоговыми учреждениями.
  • Ухудшение качества налогового администрирования. Ликвидация ФНС юридических лиц может привести к снижению качества налогового администрирования. Отсутствие специализированных организаций, занимающихся налоговыми вопросами, может привести к провалам в сборе налогов и увеличению неуплаты налогов.

В целом, принудительная ликвидация ФНС юридических лиц в 2024 году сопряжена с множеством рисков и негативных последствий. Необходимо учитывать данные минусы и строить соответствующие меры для смягчения их влияния на общество и экономику.

Порядок обжалования решения ИФНС о предстоящем исключении

Заявления, которые подаются заинтересованными лицами, должны быть мотивированными и могут направляться или представляться по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@, в срокне позднее чем 3 месяца со дня опубликования (в журнале «Вестник государственной регистрации») решения о предстоящем исключении (п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

Обратите внимание: В Определении ВС РФ от 12.02.2019 № 304-КГ18-18451 по делу № А46-24009/2017 отмечено, что предусмотренный п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ трехмесячный срок для направления заявления не является пресекательным.

Эти заявления могут быть направлены или представлены в ИФНС следующими способами (п. 6 ст. 9 Закона № 129-ФЗ):

  • лично (при предъявлении документа, удостоверяющего личность лица, подающего возражения);

  • через представителя ЮЛ (при предъявлении нотариально заверенной доверенности или ее копии);

  • почтовым отправлением (подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного ЮЛ в этом случае должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке);

  • в электронной форме по каналам ТКС (в этом случае заявление должно быть подписано посредством электронной подписи; если это не будет сделано, ИФНС вправе оставить ее без рассмотрения – см. Письмо ФНС России от 28.03.2018 № СА-4-9/5832@).

Порядок внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений

Следует учесть, что появление в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений возможно только по результатам соответствующей проверки со стороны ИФНС.

К сведению: порядок проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, утвержден Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@. Основанием для назначения такой проверки является заявление заинтересованного лица. Она осуществляется в срок не более 1 месяца, следующего за истечением 7 рабочих дней со дня получения указанного заявления. В некоторых случаях этот срок может быть увеличен до 2 месяцев (п. 9 Приказа № ММВ-7-14/72@).

Если по результатам проверки ИФНС установит недостоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о ЮЛ, она направит проверяемому лицу (а также его учредителям и (или) участникам и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного ЮЛ), уведомление о необходимости представления в ИФНС достоверных сведений (п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, п. 18 Приказа № ММВ-7-14/72@).

Читайте также:  Минимальный размер пенсии по возрасту в РБ в 2024 году

В свою очередь, ЮЛ обязано в течение 30 дней с момента направления данного уведомления сообщить в ИФНС соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

Если ЮЛ не исполнит эту обязанность в указанный срок или представит документы, не подтверждающие достоверность сведений, то ИФНС внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в реестре сведений о нем (см. также Письмо Минфина России от 11.03.2019 № 03-12-13/15455).

Обратите внимание: Инспекция не обязана проверять наличие у исключаемого из реестра ЮЛ неисполненных обязательств перед третьими лицами (за исключением информации об открытом исполнительном производстве). Взыскатели задолженности исключаемого из реестра лица, учитывая полномочия ИФНС, могут и должны сами контролировать действия ИФНС, которые она проводит в отношении должника (см. Постановление АС СЗО от 08.04.2019 № Ф07-1798/2019 по делу № А56-67726/2018).

Таким образом, внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о ЮЛ предшествует процедура, в рамках которой данное лицо может устранить возникшие у ИФНС обоснованные сомнения в достоверности сведений о нем, включенных в ЕГРЮЛ (см. Письмо Минфина России от 11.03.2019 № 03-12-13/15455).

Но если такая запись в реестре все же появилась, отчаиваться не нужно: это не окончательный приговор, а предупреждение. И у ЮЛ еще достаточно времени для исправления ситуации.

Популярные ситуации и действия

Ситуации Действия
ФНС направила организации уведомление о недостоверности адреса или сведений, однако в ЕГРЮЛ изменения ещё не вносила Если из налоговой в организацию приходит уведомление о недостоверности данных, то в течение одного месяца потребуется перед ФНС документально подтвердить все сведения, по которым возникают сомнения.
Налоговиков могут не убедить предоставленные документы, поэтому они внесут в реестр отметку о недостоверности данных
ФНС внесла в ЕГРЮЛ отметку о недостоверности адреса или сведений Организации потребуется в течение шести месяцев предоставить необходимые документы, чтобы подтвердить достоверность данных.
Например, если налоговая внесла соответствующую информацию в ЕГРЮЛ из-за недостоверного адреса, то можно предоставить договор аренды с собственником или копию свидетельства о праве собственности.
В таком случае отметка из реестра будет убрана, а дальнейшего исключения не случится
ФНС опубликовала в отношении организации решение об исключении из ЕГРЮЛ Участникам организации, кредиторам и другим лицам нужно подать мотивированное возражение в течение трёх месяцев
ФНС исключила организацию, которая имела долги перед другой Кредитору необходимо в течение 12 месяцев обжаловать решение в ФНС или арбитражном суде.
По возможности получить законное право на оставшееся имущество, чтобы возместить частично или полностью убытки
ФНС внесла отметку о недостоверности в отношении контрагента Рекомендуется приостановить сотрудничество до момента, пока отметка не будет убрана.
Если ситуация не будет меняться в течение шести месяцев, то нужно начинать следить за публикациями в журнале «Вестник государственной регистрации». Налоговая в нём заранее сообщит об исключении контрагента из ЕГРЮЛ.
Также у себя можно ожидать и налоговую проверку. Для этого необходимо подготовить за последние три года сотрудничества все документы.

Шаг 2. Сообщите о начале ликвидации в ИФНС

После принятия решения о ликвидации юридического лица необходимо незамедлительно сообщить об этом в Инспекцию Федеральной налоговой службы (ИФНС).

Для того чтобы сообщить о начале ликвидации, следует подготовить пакет документов:

  • Заявление о ликвидации.
  • Решение учредителей или органа управления о ликвидации.
  • Уставные документы.
  • Протокол о назначении ликвидационной комиссии.

Сообщение о начале ликвидации можно произвести несколькими способами:

  1. Лично в ИФНС.
  2. Почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
  3. Электронным способом через портал государственных и муниципальных услуг.

Кто может инициировать процедуру принудительной ликвидации?

Процедура принудительной ликвидации юридического лица может быть инициирована несколькими сторонами, включая налоговый орган. Следующие лица и организации могут принять участие в процессе принудительной ликвидации:

  • Налоговый орган: Налоговый орган имеет право инициировать процедуру принудительной ликвидации юридического лица в случае, если оно не выполняет свои налоговые обязательства. Нарушение обязательств по уплате налогов может привести к началу процесса ликвидации.
  • Кредиторы: Кредиторы, у которых имеются неоплаченные долги со стороны юридического лица, могут обратиться в суд с требованием о принудительной ликвидации. В случае, если долги не могут быть погашены, суд может принять решение о ликвидации компании.
  • Суд: Суд также имеет право инициировать процедуру принудительной ликвидации, основываясь на соответствующих причинах, таких как несостоятельность или нарушения закона.
Читайте также:  Вид на жительство иностранного гражданина в РФ как получить

Последствия ликвидации недействующего ООО

Поскольку по решению налоговой недействующее юрлицо может быть только исключено из ЕГРЮЛ, то в данном случае корректно говорить о последствиях исключения недействующего ООО из ЕГРЮЛ.

С момента исключения юрлица из реестра прекращается его гражданская правосубьектность, т.е. юрлицо не может приобретать какие-либо права, исполнять обязанности, быть истцом или ответчиком по делу, одним словом юрлицо уже не субъект права.

Несмотря на то, что сведения о недействующем юрлице будут исключены из ЕГРЮЛ, это не препятствует привлечению к ответственности лиц, которые уполномочены выступать от имени юрлица.

Кроме того, исключение юрлица из ЕГРЮЛ, не препятствует заинтересованным кредиторам или иным лицам обжаловать такое исключение.

Наш адвокат поможет Вам на любой стадии ликвидации, звоните и мы запишем Вас на первичную консультацию, чтобы разобраться в ситуации и принять решение по эффективным шагам в деле.

Принудительная ликвидация в судебном порядке

Юрлицо может быть ликвидировано в принудительном порядке через суд, например, по заявлению налогового органа, если будет установлено, что связаться с юрлицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, невозможно.

Прежде чем обратиться в суд в приведенном случае, налоговая должна направить уведомление по адресу юрлица, чтобы им были представлены достоверные сведения об адресе.

Если в разумный срок сведения не поступят в налоговую, то соответствующий орган вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации юрлица.

Судом будут приняты меры по извещению доверенных лиц юрлица и учредителей (участников) о поступлении соответствующего заявления налоговой, также указанным лицам может быть предложено устранить нарушение до определенного срока. Если никакой реакции со стороны уполномоченных лиц и учредителей (участников) не последует, то суд примет решение о ликвидации юрлица, в связи с грубым нарушением требований закона.

Как налоговая исключает ООО из ЕГРЮЛ

Если одно из вышеперечисленных условий имеет место быть, налоговый орган вправе ликвидировать ООО в добровольном порядке.

О предстоящем исключении фирмы из реестра ЕГРЮЛ должны узнать ее потенциальные кредиторы. Для этого налоговая размещает текст решения в журнале «Вестник государственной регистрации». Сообщение в журнале приравнено к уведомлению заинтересованных контрагентов ликвидируемой компании.

Если в течение трех месяцев после публикации ни один из кредиторов не прислал налоговой заявление о своих требованиях, такая организация исключается из реестра ЕГРЮЛ. Таким образом фирма считается ликвидируемой.

Налоговая инспекция поддержала свое решение в судебном заседании. Представитель ФНС уточнил, что письма от администрации города с указанием того, что юр. лицо отсутствует по указанному в ЕГРЮЛ адресу, достаточно для того, чтобы принять решение об исключении из госреестра. Так как документ поступил от органа муниципальной власти, ФНС не сочло представленные сведения недостоверными.

В соответствии с законом, налоговая служба не обязана перепроверять данные о месте нахождения юр. лица, проводить осмотры объектов недвижимости.

Согласно п. 6 ст. 11 № 129-ФЗ, ФНС не получила опровержение недостоверности сведений о месте нахождения юр. лица. Ст. 21.1 129-ФЗ позволяет службе начинать процедуру исключения ЮЛ из реестра. Так как опровергающие факт недостоверности документы от заинтересованных лиц не поступили и сведения о предстоящем исключении были доступны в ЕГРЮЛ, инспекция законно исключила ООО «Старатель» из единого госреестра юр. лиц.

Как отменить решение налоговой

Закон позволяет отменить решение об исключении юр. лица из реестра налоговой в течение 1 года с даты, когда заинтересованные узнали об этом факте. В данном случае ФНС стало известно об отсутствии юр. лица по указанному в ЕГРЮЛ адресу после получения письма от администрации города. Этого достаточно, чтобы исключить ЮЛ из реестра.

Однако в соответствии со ст. 9 и 11 129-ФЗ, ФНС должна была провести мероприятия по подтверждению сведений, поступавших от местного органа власти.

Как сказано в п. 4.2 ст. 9 129-ФЗ, необходимо было выполнить осмотр объекта недвижимости в присутствии 2 понятых либо с видеофиксацией. Другие требования для подтверждения несоответствия:

  • Оформление протокола осмотра объекта;
  • Оформление результатов и подписание уполномоченными сотрудниками территориального органа ФНС;
  • Оформление акта осмотра с отметкой о видеофиксации.
Читайте также:  Суточные сверх нормы налогообложение в 2024 году страховые взносы

Кроме того, ст. 9 129-ФЗ позволяет привлекать независимых экспертов, обладающих специальными познаниями. Также можно получить объяснения любого гражданина, которому известны дополнительные значимые сведения.

В данном случае выезд специалистами администрации и ФНС не был оформлен никаким документом. Ни акта осмотра, ни протокола о выезде составлено не было. Также не представлены заключения экспертов и объяснения третьих лиц о месте нахождении юр. лица.

Так как письмо администрации было основанием для появления сомнения о достоверности адреса ООО «Старатель», ФНС должна была подтвердить или опровергнуть информацию проверкой. Более того, налоговая не предоставила суду никаких доказательств проведения мероприятий о выезде по адресу организации. Следовательно, вывод о недостоверности адреса в реестре является неправильным.

То обстоятельство, что в 30-дневный срок в ФНС не поступили документы, опровергающие сведения об адресе, суд посчитал неправомерными, так как налоговая не предоставила доказательства уведомления директора и учредителей юр. лица по почте.

Вывод суда — налоговая не соблюла предусмотренные законом процедуры и внесла неправильную запись. Кроме того, решение ФНС об исключении из реестра было незаконным: в соответствии со ст. 21.1, из ЕГРЮЛ исключаются только те организации, которые прекратили деятельность.

В данном случае ООО «Старатель» не прекращало деятельность, что подтверждается следующими документами:

  • Расчеты по страховым взносам, которые были направлены в ФНС;
  • Выписка из перечня финансовых операций за 2017 — 2019 годы;
  • Договор с ПФР о получении и направлении корреспонденций по СЭД;
  • Договор аренды земельного участка со сроком действия до 28.03.2038;
  • Договор об электроснабжении, водоснабжении, водоотведении в зданиях;
  • Выписка из ЕГРН о праве собственности на здание по адресу: ул. Октября, д. 18.

Последствия процедуры

При принудительной ликвидации ООО налоговой инспекцией последствия для учредителей могут быть различные: это зависит от того, сохранились ли долги после закрытия компании, и какие нарушения были допущены учредителями при работе компании.

Главное последствие принудительной ликвидации – полное прекращение деятельности юридического лица.

В ст. 56 Гражданского кодекса указано, что добросовестные учредители компании могут не опасаться за сохранность своего имущества. Здесь сказано, что собственники бизнеса несут ответственность только в пределах принадлежащей им доли в уставном капитале. После ликвидации компании все ее обязательства аннулируются.

В случае если после закрытия ООО к ней остались финансовые и имущественные претензии со стороны физических и юридических лиц, то они должны быть погашены из активов компании. Но также допускается привлечение учредителей компании к солидарной или субсидиарной ответственности. Такая ответственность не связана с величиной доли в уставном капитале и приравнена к реальному размеру долговых обязательств. Привлеченный к ответственности руководитель должен будет отвечать своим имуществом за долги фирмы. Но привлечение к субсидиарной ответственности возможно только при наличии вины руководителя в возникновении долгов и финансовом крахе бизнеса.

Согласно последним законодательным поправкам, контролирующие принятие решений в компании лица не смогут чувствовать себя в безопасности в течение 3 лет и более: в течение этого времени их могут привлечь к субсидиарной ответственности.

Руководителям также может грозить наказание в виде дисквалификации за грубое нарушение закона, что сделает невозможным открытие новой компании в течение определенного периода времени.

Также при принудительной ликвидации ООО для компании могут наступать последствия в виде штрафа от ФНС и ФСС за несвоевременное предоставление отчетности. К административному наказанию могут привлечь учредителей компании.

Таким образом, в качестве последствий принудительной ликвидации со стороны налоговой инспекции могут выступать солидарная или субсидиарная ответственность для руководства или административное наказание для юрлиц. Принудительная ликвидация налоговой инспекцией может иметь два пути: внесудебный и судебный. Внесудебный вариант предполагает закрытие бизнеса в упрощенном формате на основании решения ФНС.

После того как появился долг, кредитору рекомендуется отслеживать статус контрагента на сайте ЕГРЮЛ и в специальном сервисе «Прозрачный бизнес» на ресурсе налоговой. Держать руку на пульсе нужно для того, чтобы вовремя узнать о ликвидации должника и успеть предъявить претензии. Если стало известно о начале процедуры закрытия, следует позаботиться о том, чтобы ликвидатор включил требование в реестр кредиторов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *