Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минэкономики об обязательной переоценке на 1 января 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденных приказом Министерства финансов России от 30 марта 2001 г. № 26н, предприятие имеет право, но не обязано производить переоценку своего имущества. Обязательность этой процедуры в Российской Федерации упразднена в 1997 году.
В практике учета переоценку основных фондов предприятия производят для того, чтобы:
- определить адекватную рыночную стоимость данного основного актива;
- для привлечения инвестиционных партнеров (например, для залоговой стоимости при кредитовании);
- при перспективах увеличения уставного капитала;
- при планах на реструктуризацию;
- для уточнения себестоимости и цены производимой продукции (в рамках финансового анализа);
- для избегания падения рыночной стоимости активов ниже уставного фонда (это грозит ликвидацией фирмы);
- если нужно предоставить финансовую отчетность по международным стандартам;
- при страховке имущества (уточняется страховая база);
- возможность сократить налог на имущество (для компаний с низкой прибылью), поскольку уменьшится стоимость ОС по балансу;
- уменьшение базы налога на прибыль (для рентабельных организаций) в результате роста амортизационных отчислений, если стоимость ОС после переоценки повысится.
Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств
Законодательством предусмотрены единые подходы к проведению переоценки активов для всех организаций Республики Беларусь независимо от формы собственности, ведомственной подчиненности, доли государства в уставном фонде.
Термины и определения
Основные средства — это материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций. Ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) таких активов составляет более одного года (или операционного цикла, если он длится дольше года).
СЛУЧАИ, В КОТОРЫХ ПЕРЕОЦЕНКА ПРОВОДИТСЯ ДОБРОВОЛЬНО И В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ
Условие проведения обязательной переоценки установлено Указом № 622 только в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств — это достижение показателя уровня инфляции в ноябре текущего календарного года за период, прошедший с даты последней обязательной переоценки, проведенной в соответствии с законодательством, 100 % и более (подп. 1.1.1 Указа № 622).
В добровольном порядке переоценка проводится по решению непосредственно самой организации или собственника ее имущества в отношении:
- зданий, сооружений и передаточных устройств — при недостижении указанного порогового значения показателя уровня инфляции;
- иных видов основных средств, доходных вложений в материальные активы (т. е. кроме зданий, сооружений, передаточных устройств), а также оборудования к установке — независимо от сложившегося уровня инфляции.
Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 1 (211), январь 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.
Переоценка основных средств в РБ в 2021 году и порядок её проведения остаются неизменными. Долгое время переоценка большинства долгосрочных активов, являлась обязательной для организаций, и при этом существовало множество ограничений по применению ее методов, но начиная с 1 января 2015 г. организации, независимо от формы собственности, получили возможность самостоятельно принимать решение о проведении переоценки в отношении большинства видов имущества. На сегодня, основным нормативным документом, на основании которого принимается решение о проведении переоценки, на 1 января, является Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622 “О вопросах переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, незавершенного строительства и оборудования к установке” (в ред. от 07.08.2015; далее – Указ № 622). Последние изменения в Указ № 622, касающиеся подходов к проведению переоценки, вносились в 2014 г. (Указ Президента Республики Беларусь от 16.01.2014 № 37). Продолжает действовать также постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.11.2006 № 1543 “О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622” (в ред. от 11.03.2014; далее – Постановление № 1543), которым уточняются отдельные положения Указа № 622.
Непосредственно порядок проведения переоценки закреплен в Инструкции о порядке переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 05.11.2010 № 162/131/37 (в ред. от 14.03.2014; далее – Инструкция № 162/131/37). (далее – Инструкция № 162/131/37).
В соответствии с Указом Президента РБ от 20.10.2006 № 622 в отношении зданий, сооружений и передаточных устройств для всех организаций предусмотрен критерий обязательной переоценки – при достижении показателя уровня инфляции 100 % и более в ноябре текущего календарного года за предшествующий ему период с даты проведения последней переоценки, осуществленной в обязательном порядке в соответствии с требованиями законодательства (к декабрю 2013 г.) (подп. 1.1.1 п. 1 Указа № 622).
По информации Белстата (belstat.gov.by), уровень инфляции в ноябре текущего года по сравнению с декабрем 2013 г. не достиг 100 %. Следовательно, переоценка по состоянию на 1 января всех видов переоцениваемого имущества, в т.ч. зданий, сооружений, передаточных устройств, осуществляется по решению организации или собственника имущества
Для того чтобы провести переоценку, организация должна осуществить подготовительную работу — например, проверить наличие самих объектов основных средств, подлежащих переоценке.
Решение о проведении переоценки оформляется соответствующим распорядительным документом. Его применение обязательно для всех служб хозяйствующего субъекта, которые будут задействованы в переоценке.
Переоценка проводится по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по подтвержденным рыночным ценам.
Для того чтобы определить текущую (восстановительную) стоимость, необходимо использовать:
- данные на аналогичную продукцию, полученную от организаций-изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющихся у органов статистики, торговых инспекций и организаций;
- сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе;
Важно
Переоценка проводится по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по подтвержденным рыночным ценам (п. 15 ПБУ 6/01).
С 1 января 2011 года приказом Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н внесены изменения в пункт 49 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), пункты 43 — 47 Указаний № 91н. Согласно этим нововведениям, переоценку основных средств следует проводить не чаще одного раза в год и на конец отчетного периода. Ранее ее необходимо было осуществлять на начало отчетного периода (п. 49 «Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ», утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).
При переоценке объектов основных средств пересчитывается их первоначальная стоимость, а если данные объекты переоценивались ранее — их текущая (восстановительная) стоимость по которой они учитываются в бухгалтерском учете на дату переоценки. Также подлежит переоценке и сумма амортизации, начисленная за все время пользования объекта.
Отметим, что при переоценке первоначальная стоимость может измениться либо в сторону увеличения (дооценка), либо в сторону уменьшения (уценка). Все зависит от того, переоценивался этот объект раньше или нет. Как следствие, отражение такой переоценки в бухгалтерском учете тоже будет разным.
Если объект раньше не переоценивался, то:
- сумма его дооценки зачисляется в добавочный капитал и показывается по кредиту счета 83 «Добавочный капитал»;
- сумма его уценки относится на счет учета прочих доходов и расходов, с отражением по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Ранее такие суммы уценки списывались на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Если же переоценка основных средств ранее уже производилась, то в бухгалтерском учете эти операции будут отражаться иначе. Изобразим это в виде таблицы.
Таблица 1
При проведении дооценки |
При проведении уценки |
||
Если объект ранее дооценивался |
Если объект ранее уценивался |
Если объект ранее дооценивался |
Если объект ранее уценивался |
Сумма новой дооценки зачисляется в добавочный капитал (счет 83) |
Сумма дооценки, равная сумме уценки, проведенная в предыдущие отчетные периоды, зачисляется на счет учета прочих доходов и расходов (счет 91). Если сумма дооценки превышает сумму уценки (счет 91), то сумма превышения относится на счет добавочного капитала (счет 83) |
Сумма уценки относится в уменьшение добавочного капитала, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды (счет 83). Если сумма уценки превышает сумму дооценки, зачисленной в добавочный капитал, то такое превышение относится на финансовый результат в качестве прочих расходов (счет 91) |
Сумма новой уценки относится на счет учета прочих доходов и расходов (счет 91) |
Коэффициенты изменения стоимости зданий и сооружений
Бюджетные учреждения должны проводить переоценку по иному регламенту. Процедура по пересчету стоимости бюджетными организациями осуществляется в определенных случаях:
- Если есть соответствующее решение со стороны Правительства РФ (п. 28 Инструкции № 157н).
- Если имущественный актив отчуждается не в пользу учреждений, принадлежащих государственному сектору (п. 29, 30 Федерального стандарта № 257н, п. 28 Инструкции № 157н).
Правила и сроки по процедурам утверждает Правительство Российской Федерации. Проведение переоценки для бюджетных учреждений регулируется единым порядком, закрепленным в Приказах Минэкономразвития России № 25, Минфина России № 6н, Минимущества России № 14, Госкомстата России № 7 от 25.01.2003 (в ред. от 02.10.2006).
Процедура осуществляется по состоянию на начало нового финансового года (п. 28 Инструкции 157н). В процессе переоценки производится пересчет балансовой стоимости и амортизационных начислений по каждому объекту ОС.
Некоторые категории активов являются исключением. К примеру, ценности Государственного Фонда РФ переоценивают специалисты Гохран РФ. В таких случаях пересчитывается оценочная стоимость ценностей Госфонда по ценам и официальному курсу доллара США, актуальным на дату пересчета.
К исключениям относятся:
- ОС, являющиеся имуществом казны. Они переоцениваются непосредственно на дату проведения операции или составления бюджетной отчетности.
- ОС, отчуждающихся не в пользу организаций государственного сектора. В этом случае балансовая стоимость доводится до величины справедливой стоимости на момент проведения переоценки.
Для проведения переоценки в бюджетном учреждении необходимо определиться со способом процедуры, а затем закрепить его в учетной политике организации (п. 41 Федерального стандарта № 257н, Методические указания по Федеральному стандарту № 257н). Существуют два способа выявления переоцененной стоимости имущества:
- Пересчет накопленных амортизационных начислений прямо пропорционально изменению первоначальной или балансовой стоимости имущественных объектов. При этом результатом процедуры должны быть равенство остаточной и переоцененной стоимостей.
- Разница первоначальной или балансовой стоимости и накопленной амортизации. Величина остаточной стоимости должна быть доведена до значения переоцененной стоимости. В бухучете формируются одновременные проводки по уменьшению балансовой стоимости актива на величину начисленных ранее амортизационных отчислений (Кт 0 101 00 000) и по увеличению остаточной цены фонда на величину дооценки до справедливой стоимости (Дт 0 101 00 000).
После проведения результатов пересчета амортизация должна начисляться на оставшийся срок полезного использования объекта по нормативам, действовавшим до начала процедуры.
Порядок оформления пересчета аналогичен тому, как проводят переоценку в коммерческих и некоммерческих организациях. Сначала оформляется приказ или распоряжение, затем его утверждает руководство. В распорядительную документацию включают следующие сведения (Письмо Минфина России № 02-14-07/274 от 08.02.2007):
- состав комиссии и регламент, по которому она действует;
- порядок осуществления процедуры — этапы проведения с указанием ответственных сотрудников;
- период проведения;
- сроки подписания итоговых актов;
- перечень первичной документации и правила оформления таких документов.
Первоначальной информацией выступают данные бухгалтерского учета бюджетного учреждения и результаты проведенной ранее инвентаризации. Все данные должны строго соответствовать друг другу.
После завершения пересчета ответственные сотрудники оформляют итоговый акт, в котором и будут отражаться результаты процедуры. Унифицированной формы законодательством не предусмотрено, поэтому организация вправе разработать бланк самостоятельно, воспользовавшись нормативами из п. 25 Федерального стандарта № 256н. Регистр необходимо утвердить в учетной политике учреждения.
К акту прикладываются все подтвердительные документы, отражающие итоговый результат.
Все операции отражаются в бюджетном учете обособленно, в строгом соответствии со сведениями, приведенными в бухгалтерской справке по форме 0504833.
Бухгалтерские записи, отражающие в учете результаты переоценки, приведем в таблице.
Проводки | Нормативы | Описание операции |
---|---|---|
Для бюджетных учреждений | ||
Дт 0 101 ХХ 310 Кт 0 401 30 000 |
Пункт 13, пункт 29 Инструкции № 174н | Учет дооценки ОС |
Дт 0 401 30 000 Кт 0 104 ХХ 411 | Отражение дооценки суммы амортизационных начислений | |
Дт 0 401 30 000 Кт 0 101 ХХ 410 | Учет уценки ОС | |
Дт 0 104 ХХ 411 Кт 0 401 30 000 | Отражение уценки по суммам начисленной амортизации | |
Для казенных учреждений | ||
Дт КРБ 1 101 1Х 310, Дт КРБ 1 101 3Х 310 Кт КБК 1 401 30 000 | Пункт 10 Инструкции № 162н | Учет дооценки ОС |
Дт КБК 1 401 30 000 Кт КРБ 1 401 1Х 411, КРБ 1 104 3Х 411 | Отражение дооценки суммы амортизационных начислений | |
Дт КБК 1 401 30 000 Кт КРБ 1 101 1Х 410, КРБ 1 101 3Х 410 | Учет уценки ОС | |
Дт КРБ 1 104 1Х 411, КРБ 1 104 3Х 411 Кт КБК 1 401 30 000 | Отражение уценки по суммам начисленной амортизации | |
Для автономных учреждений | ||
Дт 0 101 ХХ 310 Кт 0 401 30 000 | Пункт 13, пункт 29 Инструкции № 183н | Учет дооценки ОС |
Дт 0 401 30 000 Кт 0 104 ХХ 411 | Отражение дооценки суммы амортизационных начислений | |
Дт 0 401 30 000 Кт 0 101 ХХ 410 | Учет уценки ОС | |
Дт 0 104 ХХ 411 Кт 0 401 30 000 | Отражение уценки по суммам начисленной амортизации |
Акт Результатов Переоценки Основных Средств В Рб На 01.01.2022
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств, выявляются отклонения от учетных данных и принимаются решения по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.
Обязательная ежегодная инвентаризация должна быть начата не ранее 1 октября и закончена до 31 декабря отчетного года. Конкретная дата начала инвентаризации устанавливается приказом руководителя. Также приказом руководителя организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При значительном объеме имущества, при наличии филиалов могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии.
Акт результатов переоценки основных средств
Согласно п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденных приказом Министерства финансов России от 30 марта 2001 г. № 26н, предприятие имеет право, но не обязано производить переоценку своего имущества. Обязательность этой процедуры в Российской Федерации упразднена в 1997 году.
Законодательный порядок переоценки имущественных фондов излагается в Налоговом Кодексе РФ в ст. 256 «Амортизируемое имущество», а также в ст. 257 «Порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества». По регламенту нужно соблюдать следующие условия:
- единожды проведя переоценку, фирма должна делать эту процедуру регулярно, но не чаще 1 раза в год (это становится обязанностью);
- результат проведенной переоценки в документах нужно отражать на конец отчетного периода (до 2011 года было – на начало);
- объекты переоценки должны находиться в собственности организации;
- порядок переоценки должен утверждаться в учетной политике организации;
- начало процесса переоценки инициируется приказом по предприятию и составлением ведомости переоцениваемых объектов;
- коммерческие предприятия оставляют вопрос о самостоятельности проведения переоценки или привлечения для этого сторонних организаций на собственное усмотрение.
В практике учета переоценку основных фондов предприятия производят для того, чтобы:
- определить адекватную рыночную стоимость данного основного актива;
- для привлечения инвестиционных партнеров (например, для залоговой стоимости при кредитовании);
- при перспективах увеличения уставного капитала;
- при планах на реструктуризацию;
- для уточнения себестоимости и цены производимой продукции (в рамках финансового анализа);
- для избегания падения рыночной стоимости активов ниже уставного фонда (это грозит ликвидацией фирмы);
- если нужно предоставить финансовую отчетность по международным стандартам;
- при страховке имущества (уточняется страховая база);
- возможность сократить налог на имущество (для компаний с низкой прибылью), поскольку уменьшится стоимость ОС по балансу;
- уменьшение базы налога на прибыль (для рентабельных организаций) в результате роста амортизационных отчислений, если стоимость ОС после переоценки повысится.
Требование существенности изложено в п. 44 «Методических указаний об учете основных средств», утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2010 г. № 91н. Оно гласит, что стоимость переоцененных основных средств, отраженная на балансе, должна существенно отличаться от первоначальной, иначе нет и смысла в проведении переоценки. Барьер существенности условно установлен в 5% (согласно приказу Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н), каждая организация вправе самостоятельно установить его в учетной политике, закрепив в локальных актах.
НАПРИМЕР. ООО «Бригантина» приняло решение о переоценке основных активов. По балансу на конец предыдущего отчетного года стоимость основных средств составляла 2 000 000 руб. (допустим, что группа ОС однородная). После переоценки текущая (восстановительная) стоимость активов составила 2 200 000 руб. Разница составляет 2 200 000 – 2 000 000 = 200 000 руб., что составляет 10%, признаваемых существенной разницей, поэтому данные изменения следует отразить в балансе.
Если бы восстановительная стоимость составила 2 020 000 руб., то полученная разница не была бы признана существенной и решение о переоценке бы не принималось.
До того, как начать процедуру переоценки ОС, нужно провести ряд подготовительных мероприятий, таких как:
- Проверка наличия объектов основных активов, подлежащих переоценке. Этот этап завершается составлением ведомости с перечнем переоцениваемых объектов.
- Принятие решения о переоценке и оформление его документально. Издание приказа по организации для всех служб, которые будут принимать участие в этом процессе. В тексте приказа должны быть отражены такие особенности:
- объекты, подлежащие переоценке;
- методика проведения переоценки (метод, способ отражения на бухгалтерском балансе);
- лица, несущие ответственность за проведение и оформление переоценки.
- Сбор и взятие на вооружение необходимой сопутствующей информации:
- сведений об уровне рыночных цен на аналогичные объекты ОС (по статистическим данным, информации от торговых инспекций и др.);
- данные о рыночной стоимости из СМИ и специальных литературных источников;
- сведения о стоимости продукции партнеров и конкурентов;
- экспертные заключения.
Закон определяет два возможных метода для изменения балансовой стоимости ОС:
- индексация – стоимость ОС корректируется на основании специальных статистических индексов-дефляторов;
- прямой перерасчет относительно реальных рыночных цен – используется чаще, поскольку в настоящее время Росстат не публикует на регулярной основе статистические индексы, необходимые для применения первого метода.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если то или иное основное средство уже подвергалось переоценке, то в дальнейшем для этой процедуры нужен перерасчет по его восстановительной стоимости с учетом начисленной суммы амортизации за время использования этого имущества.
Для того чтобы провести переоценку, организация должна осуществить подготовительную работу — например, проверить наличие самих объектов основных средств, подлежащих переоценке.
Решение о проведении переоценки оформляется соответствующим распорядительным документом. Его применение обязательно для всех служб хозяйствующего субъекта, которые будут задействованы в переоценке.
Переоценка проводится по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по подтвержденным рыночным ценам.
Для того чтобы определить текущую (восстановительную) стоимость, необходимо использовать:
- данные на аналогичную продукцию, полученную от организаций-изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющихся у органов статистики, торговых инспекций и организаций;
- сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе;
Важно
Переоценка проводится по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по подтвержденным рыночным ценам (п. 15 ПБУ 6/01).
С 1 января 2011 года приказом Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н внесены изменения в пункт 49 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), пункты 43 — 47 Указаний № 91н. Согласно этим нововведениям, переоценку основных средств следует проводить не чаще одного раза в год и на конец отчетного периода. Ранее ее необходимо было осуществлять на начало отчетного периода (п. 49 «Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ», утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).
При переоценке объектов основных средств пересчитывается их первоначальная стоимость, а если данные объекты переоценивались ранее — их текущая (восстановительная) стоимость по которой они учитываются в бухгалтерском учете на дату переоценки. Также подлежит переоценке и сумма амортизации, начисленная за все время пользования объекта.
Отметим, что при переоценке первоначальная стоимость может измениться либо в сторону увеличения (дооценка), либо в сторону уменьшения (уценка). Все зависит от того, переоценивался этот объект раньше или нет. Как следствие, отражение такой переоценки в бухгалтерском учете тоже будет разным.
Если объект раньше не переоценивался, то:
- сумма его дооценки зачисляется в добавочный капитал и показывается по кредиту счета 83 «Добавочный капитал»;
- сумма его уценки относится на счет учета прочих доходов и расходов, с отражением по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Ранее такие суммы уценки списывались на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Если же переоценка основных средств ранее уже производилась, то в бухгалтерском учете эти операции будут отражаться иначе. Изобразим это в виде таблицы.
Таблица 1
При проведении дооценки |
При проведении уценки |
||
Если объект ранее дооценивался |
Если объект ранее уценивался |
Если объект ранее дооценивался |
Если объект ранее уценивался |
Сумма новой дооценки зачисляется в добавочный капитал (счет 83) |
Сумма дооценки, равная сумме уценки, проведенная в предыдущие отчетные периоды, зачисляется на счет учета прочих доходов и расходов (счет 91). Если сумма дооценки превышает сумму уценки (счет 91), то сумма превышения относится на счет добавочного капитала (счет 83) |
Сумма уценки относится в уменьшение добавочного капитала, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды (счет 83). Если сумма уценки превышает сумму дооценки, зачисленной в добавочный капитал, то такое превышение относится на финансовый результат в качестве прочих расходов (счет 91) |
Сумма новой уценки относится на счет учета прочих доходов и расходов (счет 91) |
ФСБУ «Основные средства» и «Капитальные вложения»: разбираем изменения в учёте
Процедура осуществляется по состоянию на начало нового финансового года (п. 28 Инструкции 157н). В процессе переоценки производится пересчет балансовой стоимости и амортизационных начислений по каждому объекту ОС.
В приказе необходимо указать все группы фондов, которые планируется переоценить, и тех сотрудников, которые будут назначены ответственными за процедуру. В дополнение надлежит оформить приложение к распоряжению — перечень имущественных объектов, которые подлежат переоценке. В списке нужно указывать не только название основного средства, но и дату его приобретения, введения в эксплуатацию и дату принятия к бухгалтерскому учету.
Если сумма уценки ОС ранее не отражалась на счете 91 «Прочие доходы и расходы», всю сумму дооценки первоначальной (переоцененной) стоимости ОС и накопленной по ним амортизации отражаем на счете 83 «Добавочный капитал». Когда уценка ранее отражалась на счете 91, при дооценке сначала восстанавливаем сумму уценки. Затем оставшуюся сумму дооценки отражаем на счете 83 .
При переоценке находят переоцененную стоимость ОС . Сумму накопленной амортизации и остаточную стоимость ОС после переоценки можно рассчитать в том числе с помощью удельного веса накопленной амортизации .
Результаты переоценки основных фондов по их видам и группам предприятия и организации сообщают органам государственной статистики до 15 марта 1996 г. по форме N 11 «Отчет о наличии и движении основных средств».
Предприятиям и организациям при переоценке основных фондов по состоянию на 1 января 1996 г. руководствоваться коэффициентами (индексами) пересчета и таблицей групп и наименований основных фондов, утвержденными настоящим приказом Минстата.
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, опубликованным 15 декабря 2015 г. на официальном сайте Белстата (www.belstat.gov.by), в ноябре 2015 г. к декабрю 2013 г. уровень инфляции составил 28,6%.
Переоценка иных видов основных средств, доходных вложений в материальные активы (т.е. кроме зданий, сооружений, передаточных устройств), а также оборудования к установке, производится по решению организации или собственника ее имущества, независимо от уровня инфляции.
Порядок и методы проведения переоценки основных средств
- Новости. Статистика. Аналитика
- Управление затратами и их учет
- Ценообразование
- Налогообложение
- Заработная плата
- Таможенное регулирование и ВЭД
- Банковские технологии
- Учет и отчетность
Законодательством предусмотрены единые подходы к проведению переоценки активов для всех организаций Республики Беларусь независимо от формы собственности, ведомственной подчиненности, доли государства в уставном фонде.
Термины и определения
Основные средства — это материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций. Ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) таких активов составляет более одного года (или операционного цикла, если он длится дольше года).
СЛУЧАИ, В КОТОРЫХ ПЕРЕОЦЕНКА ПРОВОДИТСЯ ДОБРОВОЛЬНО И В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ
Условие проведения обязательной переоценки установлено Указом № 622 только в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств — это достижение показателя уровня инфляции в ноябре текущего календарного года за период, прошедший с даты последней обязательной переоценки, проведенной в соответствии с законодательством, 100 % и более (подп. 1.1.1 Указа № 622).
В добровольном порядке переоценка проводится по решению непосредственно самой организации или собственника ее имущества в отношении:
- зданий, сооружений и передаточных устройств — при недостижении указанного порогового значения показателя уровня инфляции;
- иных видов основных средств, доходных вложений в материальные активы (т. е. кроме зданий, сооружений, передаточных устройств), а также оборудования к установке — независимо от сложившегося уровня инфляции.
Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 1 (211), январь 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.
Коэффициенты переоценки основных средств бывает трудно найти, а при работе они бывают нужны часто. Поэтому мы собрали и выложили их здесь как памятку.
В современные программы для автоматизации бухучёта эти коэффициенты попадают при очередном обновлении, но бывает, что они нужны срочно ещё до официального выхода обновления.
Нужна помощь, консультации в проведени переоценки? Обращайтесь, и мы вам поможем.
- Наши разработки
- Коэффициенты переоценки основных средств
- Производственный календарь для Беларуси
Переоценка и амортизация – изменения с 2021 года
Финансовый результат – это показатель деятельности предприятия за истекший период.
В его состав включается:
- прибыль/убыток от обычного вида деятельности;
- доход или потеря прибыли от прочих операций;
- доходы/расходы, возникшие в результате уменьшения прибыли.
Поэтому данные относительно переоценки основных средств вносятся в:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях/убытках;
- в прочие бухгалтерские документы, информация из которых подлежит раскрытию и предоставлению заинтересованным лицам.
Однако в силу того, что данные по суммам дооценки относятся на добавочный капитал предприятия, полученные сведения не имеют отношение к финансовому результату или налоговой базе по налогу на прибыль.
Кроме этого, растет налоговое обязательство, так как изменение показателей амортизации не отражены в учете для налоговой.
Согласно проведенному процессу может возникнуть несколько вариантов внесения данных в финансовый результат:
- добавочная стоимость и уценка в предыдущие периоды равны – данные указываются в финансовом результате как прочие расходы и зачисляются в него в качестве прочих доходов;
- показатели уценки в финансовый результат заносятся как прочие расходы. Далее происходит внесение цифр в качестве снижения добавочного капитала, сформированного за счет сумм, полученных в результате переоценки в истекших периодах;
- сумма уценки преобладает над показателями дооценки в предыдущих годах, тогда данные заносятся в финансовый результат в качестве прочих расходов.
Пересчет стоимости объектов ОС проводится, чтобы установить их реальные стоимостные показатели на текущий момент.
Проведение переоценки основных средств не является обязательным действием для предприятия, но оно допустимо законодательством, так как юридическое лицо вправе получить данные относительно реальной стоимости своего имущества для определения сведений относительно стоимости объектов в целом, которые подлежат налогообложению и амортизации.
Все показатели, внесенные в результате проведения процесса в акт комиссией, должны учитываться в налогом и финансовом учете, согласно виду переоценки и ее результатам.
Указанные изменения в 2020 году коснутся бухгалтеров всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.
У вас остались вопросы?
Или вам требуется юридическая помощь? Задайте вопрос юристу нашего сайта. Помощь юриста бесплатна и анонимна!
Переоценка основных средств предприятия в Беларуси — услуга, к которой регулярно обращаются многие предприятия. На данный момент ограничения по методам переоценки сняты, компания самостоятельно выбирает его:
- индексный метод, применяемый бухгалтерией предприятия и ежегодно увеличивающий погрешность оценки;
- метод прямой оценки, когда переоценка проводится независимыми экспертами.
Переоценка методом прямой оценки рекомендована специалистами как наиболее эффективный метод, так как она позволяет с предельной точностью определить рыночную стоимость основных средств предприятия.
К веским причинам, стимулирующим белорусские компании выбрать метод прямой оценки, относятся:
- Возможность достигнуть цели, для которой проводится переоценка (привлечь инвестиции, минимизировать налог на прибыль, увеличить уставной капитал, планирование реструктуризации, уточнение формирования себестоимости продукта, его цены).
- Переоценка для МСФО актуальна для предприятия, планирующего выйти на рынки других государств, поэтому данная услуга высоко востребована в нашем Центре.
Услуга «Оценка основных средств» в нашем Центре промышленной оценки позволит определить стоимость основных фондов Вашего предприятия. Переоценка основных средств в Беларуси проводится, чтобы предприятие могло учесть, проанализировать, произвести необходимые экономические расчеты, спрогнозировать и сформировать необходимые показатели работы предприятия.
- сделка купли-продажи, обмен;
- разрешение имущественного спора;
- определение вклада в уставной капитал;
- реструктуризация задолженности предприятия;
- проведение процедуры банкротства;
- выдача кредита под залог определенного имущества;
- определение величины страховой суммы.
Сделать правильный выбор для своей компании
Эксперты Центра промышленной оценки окажут для Вас услуги по переоценке и оценке основных средств предприятия в РБ с гарантированно точными результатами и в самый оптимальный срок.
С 1 ЯНВАРЯ ВСТУПИЛИ В СИЛУ НОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ В УКАЗЕ О ПЕРЕОЦЕНКЕ!
Согласно алгоритму, переоценка основных средств должна проводиться на основании приказа руководителя, также должен формироваться список по объектам с кратким описанием – дата приобретения, дата принятия к бухгалтерскому учету и указанием цены на текущий момент.
Кроме этого, изучаются другие документы по данному объекту. Формируется бухгалтерская справка по переоценке, в которой указывается актуальность мероприятия.
По итогам проверки составляется акт о проделанной работе с указанием обозначенной комиссией цены.
Новые данные также закрепляются в инвентарной карточке ОС-6 по объекту.
После проведения переоценки необходимо отражение в бухгалтерском учете данных при этом все зависит от того, какие мероприятия выполнялись – переоценка ОС или дооценка.
Если переоценка привела к увеличению стоимости объекта, то записываются следующие проводки:
- Дт 01 Кт 83 – удорожание имущества в результате мероприятия;
- Дт 83 Кт 02 – увеличение уровня амортизации как следствие.
Если переоценка увеличила стоимость ранее уцененных, то сумму дооценки равной предыдущей цене относят на прочие доходы с внесением следующих записей:
- Дт 01 Кт 91.1 – добавочная стоимость в пределах предыдущей уценки;
- Дт 91.2 Кт 02 – увеличение амортизации в соответствующем объеме.
Финансовый результат – это показатель деятельности предприятия за истекший период.
В его состав включается:
- прибыль/убыток от обычного вида деятельности;
- доход или потеря прибыли от прочих операций;
- доходы/расходы, возникшие в результате уменьшения прибыли.
Поэтому данные относительно переоценки основных средств вносятся в:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях/убытках;
- в прочие бухгалтерские документы, информация из которых подлежит раскрытию и предоставлению заинтересованным лицам.
Однако в силу того, что данные по суммам дооценки относятся на добавочный капитал предприятия, полученные сведения не имеют отношение к финансовому результату или налоговой базе по налогу на прибыль.
Кроме этого, растет налоговое обязательство, так как изменение показателей амортизации не отражены в учете для налоговой.
Согласно проведенному процессу может возникнуть несколько вариантов внесения данных в финансовый результат:
- добавочная стоимость и уценка в предыдущие периоды равны – данные указываются в финансовом результате как прочие расходы и зачисляются в него в качестве прочих доходов;
- показатели уценки в финансовый результат заносятся как прочие расходы. Далее происходит внесение цифр в качестве снижения добавочного капитала, сформированного за счет сумм, полученных в результате переоценки в истекших периодах;
- сумма уценки преобладает над показателями дооценки в предыдущих годах, тогда данные заносятся в финансовый результат в качестве прочих расходов.
Пересчет стоимости объектов ОС проводится, чтобы установить их реальные стоимостные показатели на текущий момент.
Проведение переоценки основных средств не является обязательным действием для предприятия, но оно допустимо законодательством, так как юридическое лицо вправе получить данные относительно реальной стоимости своего имущества для определения сведений относительно стоимости объектов в целом, которые подлежат налогообложению и амортизации.
Все показатели, внесенные в результате проведения процесса в акт комиссией, должны учитываться в налогом и финансовом учете, согласно виду переоценки и ее результатам.
Переход на ФСБУ 6/2022 в «1С: Бухгалтерии 8»
При применении способа амортизации пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении) не допускается определять сумму амортизации на основе выручки от продажи продукции (работ, услуг), производимой с использованием данного основного средства.
В налоговом учете при линейном способе сумма ежемесячной амортизации определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации — величина, обратная сроку полезного использования объекта ОС, выраженная в процентах (п. 2 ст. 259.1 НК РФ). Ликвидационная стоимость при этом не учитывается, поэтому сумма амортизации сервера для целей налогообложения прибыли составляет 8 000 руб. (200 000 руб. / 25 мес.).
ФСБУ 6/2022 заменяет Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 6/01) «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Положения ФСБУ 6/2022 и ФСБУ 26/2022 в большей степени соответствуют МСФО (IAS) 16 «Основные средства» (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2022 № 217н).
Регламентная операция Переход на ФСБУ 6 должна выполняться только после формирования и сохранения бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный год (по условиям Примера 2 — за 2022 год). Для корректного перехода рекомендуем сначала отменить регламентные операции четвертой группы, следующие за Переходом на ФСБУ 6 (Расчет отложенного налога по ПБУ/18, если организация применяет ПБУ 18/02, и Реформацию баланса). Затем следует выполнить Переход на ФСБУ 6 и все следующие за ним операции — каждую операцию поочередно.
Организация может принять решение не применять ФСБУ 6/2022 в отношении активов, отвечающих всем признакам ОС, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. Затраты на приобретение, создание малоценных объектов признаются расходами периода, в котором они понесены. При этом организация должна обеспечить надлежащий контроль наличия и движения таких активов (п. 5 ФСБУ 6/2022).
Переоценка основных средств
Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на финансовый результат в качестве прочих расходов. Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на финансовый результат в качестве прочих расходов.
Итак, решение о том, переоценивать на конец года основные средства или нет, принимает бухгалтер. Причем такое решение не может быть принято с бухты-барахты. Для того, чтобы отчетность была достоверна и последовательно показывала финансовое состояние организации от одного календарного года к другому, решение о том, что ОС будут переоценены (если ранее такая переоценка не проводилась), можно принять лишь в отношении приобретенных не так давно ОС. Почему? Предположим в 2003 году организацией была куплена недвижимость. По понятным причинам в 2022 году отраженная на балансе первоначальная стоимость не соответствует ее рыночной цене. Тем не менее начинать переоценивать ее в 2022 году, при том что и ранее этого не делалось, нецелесообразно.
Помимо объекта ОС переоценить нужно и сумму начисленной амортизации (п. 46 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС): переоценка объекта ОС производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.
Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на финансовый результат в качестве прочих расходов, зачисляется в финансовый результат в качестве прочих доходов.
Для этого могут быть использованы данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций, сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе, оценка бюро технической инвентаризации, экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств.
Какие средства считаются основными
Основные средства (или ОС) — это имущество организации. Например, автомобили, недвижимость, земельные участки, станки на производстве.
Имущество признается ОС, если:
-
Обладает материальной формой.
-
Компания планирует использовать объект больше 12 месяцев.
-
Имущество приобретено не для последующей перепродажи, а для использования в деятельности бизнеса (на производстве, в оказании услуг, при сдаче в аренду и т.д.).
-
Пользование объектом приносит прибыль организации.
Например, мебельная компания приобретает грузовой автомобиль для доставки готовой мебели покупателям. Автомобиль — основное средство, так как:
-
У него есть материальная форма.
-
Компания планирует использовать машину для доставки несколько лет.
-
Автомобиль купили для бизнеса, а не для того, чтобы потом перепродать.
-
Доставка мебели в организации платная — это значит, что транспорт будет приносить выгоду.
Переоценка основных средств — это .
Переоценка стоимости ОС – это определение реальной цены активов.
Компания принимает к учету основные средства по первоначальной стоимости. В нее входит цена актива, стоимость транспортировки и доставки, цена необходимых к ней деталей, монтажа и т.д. То есть это сумма всех затрат для того, чтобы довести основное средство до состояния, при котором компания сможет его использовать в предпринимательской деятельности.
Стоимость основных средств организации списывают равномерно через амортизацию. На это может потребоваться и несколько лет. Из-за инфляции и других причин актив может изменить ценность. Задача переоценки – показать пользователям отчетность рыночную стоимость объекта.
Скачайте и возьмите в работу:
Положение по учету и движению основных средствПоложение относится к числу локальных нормативных актов компании и определяет порядок документального оформления движения основных средств
Порядок приобретения и принятия к учету основных средствРегламент определяет порядок взаимодействия департаментов группы компаний по процессу приобретения и принятия к учету основных средств, сроки, ответственных сотрудников
Порядок проведения переоценки основных средств
Алгоритм действий следующий.
- Издать приказ о переоценке. Унифицированной формы документа нет, организация вправе разработать его самостоятельно. Приказ или распоряжение подписывает руководитель компании или сотрудник, который действует от его имени по доверенности.
- Перед тем, как издавать приказ, необходимо убедиться, что в учетной политике есть положение о переоценке.
- Составить документ, в котором организация рассчитает переоценку. Он может быть любым, законодательство не предъявляет требований к его оформлению. Например, такой бумагой может быть бухгалтерская справка, ведомость переоценки (ее удобнее составлять, когда объектов несколько).
- Заполнить раздел 3 инвентарной карточки объекта по форме ОС-6.
- Отразить сведения о переоценке в бухучете.
Порядок проведения переоценки
Переоценка основных средств и нематериальных активов в бюджетных учреждениях проводится только по решению Правительства РФ. Это совершенно обоснованная установка. Ведь имущество принадлежит бюджетным учреждениям на праве оперативного управления. Следовательно, и переоцениваться отдельные его объекты должны только при участии собственника путем принятия соответствующих решений. Пунктом 3 Распоряжения Правительства РФ от 15 ноября 2002 г. N 1611-р «О переоценке основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений» право устанавливать механизм и периодичность переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений делегировано Минэкономразвития России, Минфину России, Росимуществу и Росстату. Упоминавшимся ранее совместным Приказом о переоценке установлено, что все бюджетные учреждения должны осуществить переоценку объектов основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 января 2007 г.
Переоценка основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений по состоянию на 1 января 2007 г. проводится в первом полугодии 2007 г.
Суть переоценки основных средств
Объекты основных средств принимаются к учету по цене приобретения. Но по п. 14 ПБУ 6/01, первоначальная стоимость может меняться с течением времени в связи с проведением различных процедур: достройки, реконструкции, модернизации, оценки. Переоценка основных средств 2020 уточняет первоначальную стоимость объектов. Проводят ее в связи с изменением текущего уровня рыночных цен. На основании переоценки определяется текущая (восстановительная) стоимость основных фондов в соответствии с установленными условиями воспроизводства и рыночными ценами на момент переоценки (п. 41 Приказа Минфина РФ № 91н от 13.10.2003).
Правовое регулирование переоценки обеспечивают нормативные акты:
- ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;
- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств — Приказ Минфина РФ № 91н от 13.10.2003;
- Приказ № 186н от 24.12.2010.
Отражение результатов в бухгалтерском учете НКО
Итоги проводятся в бухучете исходя из результата процедуры — производится дооценка либо уценка. Если начисляется дооценка по объектам ОС, то ее величина относится к добавочному капиталу, если уценка — то к прочим расходам.
Если ранее проводилась переоценка, то дооценка проводится следующим образом (п. 15 ПБУ 6/01):
- при уже начисленной ранее дооценке новая учитывается на добавочном капитале;
- если при предыдущей была уценка, то дооценка, проводимая в отчетном периоде, размер которой не превышает прошлую уценку, учтенную на прочих расходах, в действующем отчетном периоде увеличивает прочие доходы, а величина, превысившая уценку, проводится на добавочном капитале.
По аналогии при уценке:
- при наличии предыдущего снижения ПС текущую уценку отражают на прочих расходах;
- при произведенном ранее увеличении цены текущее уценивание снижает размер добавочного капитала, а сумма, превысившая предыдущую дооценку, относится к прочим расходам.
Проводки для бюджетного учреждения
Все операции отражаются в бюджетном учете обособленно, в строгом соответствии со сведениями, приведенными в бухгалтерской справке по форме 0504833.
Бухгалтерские записи, отражающие в учете результаты переоценки, приведем в таблице.
Проводки | Нормативы | Описание операции |
---|---|---|
Для бюджетных учреждений | ||
Дт 0 101 ХХ 310 Кт 0 401 30 000 |
Пункт 13, пункт 29 Инструкции № 174н | Учет дооценки ОС |
Дт 0 401 30 000 Кт 0 104 ХХ 411 | Отражение дооценки суммы амортизационных начислений | |
Дт 0 401 30 000 Кт 0 101 ХХ 410 | Учет уценки ОС | |
Дт 0 104 ХХ 411 Кт 0 401 30 000 | Отражение уценки по суммам начисленной амортизации | |
Для казенных учреждений | ||
Дт КРБ 1 101 1Х 310, Дт КРБ 1 101 3Х 310 Кт КБК 1 401 30 000 | Пункт 10 Инструкции № 162н | Учет дооценки ОС |
Дт КБК 1 401 30 000 Кт КРБ 1 401 1Х 411, КРБ 1 104 3Х 411 | Отражение дооценки суммы амортизационных начислений | |
Дт КБК 1 401 30 000 Кт КРБ 1 101 1Х 410, КРБ 1 101 3Х 410 | Учет уценки ОС | |
Дт КРБ 1 104 1Х 411, КРБ 1 104 3Х 411 Кт КБК 1 401 30 000 | Отражение уценки по суммам начисленной амортизации | |
Для автономных учреждений | ||
Дт 0 101 ХХ 310 Кт 0 401 30 000 | Пункт 13, пункт 29 Инструкции № 183н | Учет дооценки ОС |
Дт 0 401 30 000 Кт 0 104 ХХ 411 | Отражение дооценки суммы амортизационных начислений | |
Дт 0 401 30 000 Кт 0 101 ХХ 410 | Учет уценки ОС | |
Дт 0 104 ХХ 411 Кт 0 401 30 000 | Отражение уценки по суммам начисленной амортизации |