Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 37 УПК РФ. Прокурор (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как уже отмечалось, целями деятельности прокуратуры в Российской Федерации являются обеспечение «верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства» (ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»). Достижение поставленных целей взаимообусловлено ее функциями (направлениями деятельности), в качестве основной из которых выступает надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 129 Конституции РФ).
По какому поводу возбуждается надзорное производство
Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.
Надзорный порядок дает право пересматривать:
- любые решения первой судебной инстанции;
- вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
- решения кассационных жалоб;
- определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
- постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.
Надзорно-проверочные полномочия прокуроров
Базовой нормой, определяющей права прокуроров при осуществлении надзорных функций, является ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ». В данной статье закреплены и достаточно подробно раскрыты основные полномочия прокуроров применительно к надзору за исполнением законов и законностью правовых актов. Для других отраслей закон (ст.ст. 27, 30, 33) уточняет их и конкретизирует, а также предусматривает дополнительные права, связанные со спецификой проверкой исполнения законов в каждой отрасли прокурорского надзора.
Как было указано при рассмотрении первого вопроса данной темы, полномочия прокурора и других субъектов надзорной деятельности – это их конкретные права в сфере осуществления прокурорского надзора, сущность которого составляет проверка исполнения законов конкретными поднадзорными объектами – органами и должностными лицами. Реализация данной функции должна быть обоснована поступившей в органы прокуратуры информацией «о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Сведения о возможных или имевших место нарушениях закона органы прокуратуры могут получать из поступающих заявлений, жалоб и иных обращений граждан или организаций, из публикаций в СМИ, из материалов уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел, и из других источников.
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки» (п. 2, 3 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
При этом допускается изменение предмета проводимой проверки в случаях, если в ее ходе получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки. В такой ситуации прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета проводимой проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.
К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертноаналитических функций.
Закон ограничивает срок проведения проверки 30 календарными днями со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором РФ или уполномоченным им заместителем.
Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено, например, при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки; если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указанной проверки, а также в случае непредставления истребованных информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков, что приводит к невозможности завершения проверки в пределах срока ее проведения.
В случаях приостановления проведения проверки ее общий срок не может превышать 6 месяцев. Но по решению Генерального прокурора РФ или уполномоченного им заместителя в исключительных случаях срок приостановления проверки может быть еще продлен, но не более чем на 6 месяцев.
Проведение проверки возобновляется решением прокурора или его заместителя в случае прекращения оснований, вызвавших ее приостановление.
Правовые средства реагирования прокурора —
Это действия по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, которые им способствовали, а также привлечение к ответственности виновных лиц в предусмотренном законе порядке. Актами прокурорского реагирования являются протест, представление, постановление и объявление предостережения о недопустимости нарушения закона.
Протест – приносит прокурор или его заместитель на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании, но в исключительных случаях прокурор может сократить срок. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Если протест рассматривается коллегиальным органом, то о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест может быть отозван принесшим его лицом до его рассмотрения (ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Представление – вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит обязательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, о результатах также сообщается прокурору в письменной форме. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ (ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Постановление.
Прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, если возникают обстоятельства, на основании которых необходимо привлечение виновных лиц. В случае если имеются достаточные основания о квалификации преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Прокурор также выносит мотивированное постановление об освобождении изпод стражи лица, арестованного в административном порядке незамедлительно, если данное лицо было арестовано без достаточных на то оснований.
Объявление предостережения о недопустимости нарушения закона.
Направляется прокурором или его заместителем в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам. Руководители организаций, не исполнившие требования, изложенные в предостережении, могут быть привлечены к ответственности в установленном законе порядке (ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Антимонопольное законодательство РФ основывается на Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ. Прокурор при осуществлении данного надзора выполняет следующие полномочия:
1) Проверяет соблюдение антимонопольным органом своих функций; таких как выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечению к ответственности за такие нарушения; предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
2) Проверяет, законно ли антимонопольные органы осуществляют свои полномочия (возбуждают и рассматривают дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдают хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении недобросовестной конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства); об устранении последствий нарушения антимонопольного законо-
Дательства о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства; о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства; об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц; обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями. При рассмотрении заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществлении контроля за экономической концентрацией и определении состояния конкуренции работники антимонопольного органа в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства, имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и другие органы (ст. 24 ФЗ «О защите конкуренции»).
Отрасль законодательства
Отрасль законодательства — это конкретный закон или же несколько законов в свое время изданных на их основе подзаконных документов, контролирующих общественные отношения однородного характера, в таких сферах как, земельной, экологической, финансовой (или же ее называют экономической), образовательной, сфере по защите (оборонной) и различных других сферах. В качестве отраслей обычно рассматривается определенное земельное законодательство, законодательство экологического характера, законодательство об образовании, законодательство об обороне, и, конечно несколько десятков совершенно иных отраслей законодательства.
С учетом той структуры, которая заключается в законодательстве, то есть определенные наличия относительно обособленных отраслей, появляется и деятельность надзорного характера прокуроров. В процессе проведения той или другой проверки, проверочного деяния они проверяют исполнение не всего законодательства, что просто не получится осуществить, а какого-либо конкретного законодательства, например трудового, или же пенсионного, о нарушении которого к ним поступили сведения.
В связи с этим в конкретных пределах отраслей прокурорского надзора, в особенности таких, как надзор прокурорской направленности за исполнением законов и за соблюдением четких прав и свобод человека, и гражданина, отмечаются более узкие направления или подотрасли надзора (составные части отрасли).
В наблюдательное производство подшиваются:
заметки, тезисы или план речи в суде;
заключения, справки и другие документы прокурора об участии в рассмотрении дела в суде;
копии исков (заявлений) в суд;
копии постановлений и других решений суда по делу;
обращения граждан или организаций и копии ответов на них, а также другие документы по усмотрению прокурорского работника.
9.2.3.5. Запрещается подшивать в надзорные и наблюдательные производства подлинники, которые должны находиться в самих делах.
В дела по номенклатуре для составления отчетов, обобщений и др. могут подшиваться копии документов, перечисленных в пп. 9.2.3.3 и 9.2.3.4, при обязательном их нахождении в самих производствах. При этом срок хранения таких дел будет определяться с учетом статей Перечня документов органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации с указанием сроков хранения по вопросам переписок по направлениям деятельности прокуратуры.
9.2.3.6. Сроки хранения производств проставляются прокурорскими работниками на обложках в соответствии с действующим Перечнем документов органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации с указанием сроков хранения и Положением о его применении при списании первых исполненных документов «В н/п» или «В архив».
Для ведения комплекса работ с документами в органах прокуратуры осуществляется делопроизводство, порядок ведения которого регулируется в основном ведомственными правовыми актами.
Приказом Генерального прокурора введена в действие Инструкция по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2011 г. №450).
Инструкцией на единой основе установлена система делопроизводства в Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним прокуратурах, прокуратурах городов и районов, других территориальных и специализированных прокуратурах. Она определяет порядок приема, регистрации, учета, перевода, подготовки, оформления, размножения, контроля за исполнением документов, отправки, формирования их в дела, надзорные (наблюдательные) производства, хранения и использования на бумажных и электронных носителях.
Положения Инструкции распространяются на организационно-распорядительные, информационно-справочные документы; на процессуальные, финансовые и другие документы — только в части, касающейся общих принципов их подготовки и исполнения, формирования и оформления для сдачи в архив.
Порядок работы с секретными документами регламентируется Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 № 3-1, организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.
Порядок обращения с документами, содержащими служебную информацию ограниченного доступа, устанавливается отдельным положением, утвержденным соответствующим организационно-распорядительным документом Генерального прокурора Российской Федерации.
Делопроизводство в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации ведется на русском языке, являющемся государственным языком Российской Федерации, а также на государственном языке республики, на территории которой находится прокуратура или ее учреждение.
Реквизиты бланков документов, печатей, штампов и вывесок прокуратур и учреждений оформляются на русском языке и государственном языке республики в составе Российской Федерации.
Общее руководство делопроизводством осуществляет один из руководителей прокуратуры.
Ответственность за организацию делопроизводства в структурных подразделениях, районных прокуратурах возлагается на их руководителей. Они обеспечивают изучение работниками требований настоящей Инструкции и осуществляют контроль за ее исполнением.
Что такое надзорное производство
По результатам проверки доводов жалобы, заявления либо обращения прокурорам в пределах их компетенции дано право приносить надзорное представление в соответствующий суд либо направлять представление вышестоящему прокурору о принесении надзорного представления в вышестоящий суд, а в случае отказа в принесении надзорного представления и оставления жалобы, заявления либо обращения без удовлетворения — выносить мотивированное заключение. О принятом решении прокуроры обязаны уведомлять заявителя.
Надзорные представления в президиум верховного суда республик!!, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа на приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда республик!!, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа обязаны приносить соответствующий прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель.
Надзорные представления в президиум окружного (флотского) военного суда на приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда обязаны приносить военный прокурор округа (флота) и приравненный к нему военный прокурор или его заместители.
В связи с тем, что внесение повторных жалоб в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, после принятия решения прокурором, правомочным приносить надзорное представление, им необходимо прекращать дальнейшее производство по жалобе, если отсутствуют основания для направления представления вышестоящему прокурору о принесении надзорного представления в вышестоящий суд.
В случае несогласия с решением прокурора субъекта Российской Федерации, военного прокурора округа (флота) и приравненного к нему военного прокурора, оставившего жалобу без удовлетворения, надзорное представление в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, президиум окружного (флотского) военного суда приносит Генеральный прокурор РФ или его заместитель.
Представление об отмене постановления судьи об отказе в удовлетворении надзорного представления приносится прокурором субъекта Российской Федерации или его заместителем председателю верховного суда республики, краевого, областного и приравненного к ним суда, а военным прокурором округа (флота) и приравненным к нему военным прокурором или его заместителем — председателю окружного (флотского) военного суда.
В случае принятия председателем соответствующего суда решения об отказе в удовлетворении представления прокуроры всех уровней обязаны ходатайствовать перед Генеральным прокурором РФ или его заместителем о внесении представления в Верховный Суд Российской Федерации.
При несогласии с постановлением президиума верховного суда республики, краевого, областного и приравненного к ним суда, окружного (флотского) военного суда прокурору субъекта Российской Федерации, военному прокурору округа (флота) и приравненному к нему военному прокурору или их заместителям необходимо направлять представления в Генеральную прокуратуру РФ или Главную военную прокуратуру о внесении надзорного представления в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации или Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Представление составляется в соответствии с требованиями ст. 375 УПК РФ. К представлению прилагаются копни судебных решений, а в необходимых случаях и иных процессуальных документов, подтверждающих доводы, изложенные в представлении.
Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель приносят надзорное представление:
- в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации о пересмотре постановления президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, а также в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации о пересмотре постановления президиума окружного (флотского) военного суда, приговора, определения и постановления указанных судов, если эти судебные решения не были предметом рассмотрения в кассационном порядке Верховным Судом Российской Федерации;
- в Президиум Верховного Суда Российской Федерации о пересмотре определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, приговора и определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, постановления судьи Верховного Суда Российской Федерации о назначении судебного заседания;
- Председателю Верховного Суда Российской Федерации либо его заместителям о пересмотре постановления судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в удовлетворении надзорного представления.
Принять во внимание, что в соответствии сост. 407 УПК РФ участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции является обязательным как при рассмотрении надзорного представления, так и при рассмотрении надзорной жалобы.
Прокуроры до рассмотрения дела судом надзорной инстанции обязаны готовиться к судебному заседанию, знакомиться с материалами уголовного дела в суде, истребовавшем дело, по результатам ознакомления составлять заключение, всесторонне изучать законодательство, необходимое для правового обоснования своей позиции.
В заседании президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа принимает участие прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель, а в заседании президиума окружного (флотского) военного суда — военный прокурор округа (флота), приравненный к нему военный прокурор или его заместитель.
По какому поводу возбуждается надзорное производство
Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.
Надзорный порядок дает право пересматривать:
- любые решения первой судебной инстанции;
- вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
- решения кассационных жалоб;
- определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
- постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.
Пределы прав надзорной инстанции
Суд правомочен выйти за рамки полученного ходатайства.
Многие авторы научной юридической литературы и студенты в курсовых заданиях отмечают ревизионный характер проверки, что означает полный контроль законности поступающих документов:
- правовые нормы должны применяться корректно, особенно это касается специального законодательства в области материального права;
- процедурные нарушения должны отсутствовать.
При этом законодатель подчёркивает важный признак изъянов, выявление которых становится причиной отмены или изменения. Этот признак – существенность.
Какие нарушения можно считать существенными, указано в нескольких примерах:
- Имело место изготовление протокола секретарём в заседании по частям, каждая из которых отдельно не была заверена, только в конце стояла подпись председательствующего и секретаря, а между тем ведение протокола осуществлялось двумя лицами.
- Отказ в допросе свидетеля, о вызове которого настаивала сторона обвинения, по причине того, что его слова «не относятся к существу предъявленного обвинения», является препятствием к представлению доказательств. Сторона обвинения была лишена возможности подтвердить обвинение.
- Описательно – мотивировочная часть не содержит описания умысла, не расписано, почему сделаны такие выводы, если исследованные доказательства не в полной мере подтверждают эту позицию.
- Признание виновным за совершение нескольких преступлений, когда состав одного охватывает состав другого и назначение наказания в большем размере.
- Непредставление переводчика на любом этапе следствия и судебного заседания.
Несущественным нарушением можно посчитать, к примеру, отказ в допросе свидетеля, характеризующего личность подсудимого.
Какие действия входят в круг полномочий Верховного Суда РФ, это:
- отказ в удовлетворении протеста;
- отмена и прекращение производства;
- возврат без рассмотрения по существу (ст.412.4);
- изменение документа;
- отмена и передача для нового разбирательства.
Следует понимать, что отмена может коснуться не всех представленных актов, а только вынесенных в определённой инстанции – кассации или апелляции, соответственно новое рассмотрение продолжится именно с указанного момента.
Требования и представления прокурора по уголовным делам: понятие и отличия
Следователь ОМВД не дает знакомиться с материалами УД (формальное разрешение есть, но следователь «на выезде», «допрашивает»… Трубку не берет. УД прекращено, Но и если будет возобновлено, то я имею право как потерпевший знакомиться с частью материалов.
Приказ опубликовать в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Прокурорский надзор в стадии возобновления уголовного дела по вновь открывшимся обстоятельствам Существует два вида пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу: 1.
Приказ опубликовать в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Отсутствие нарушений уголовно-процессуального законодательства в производстве по делу (от возбуждения дела до вынесения решения кассационной инстанции).
Рассматривая полномочия прокурора в надзоре за исполнением законов полицией, И. Я. Фойницкий писал, что право направления непосредственного или ближайшего надзора, принадлежащее прокуратуре, выражается, в частности, в праве получать от полиции сообщения о всяком происшествии, имеющем признаки преступного деяния (ст. 250 УУС), и результатах произведенных ею дознаний (ст. 253,255 УУС)5.
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Вынесение вердикта Президиума относительно надзорной жалобы
Вердикт, касающийся удовлетворения или неудовлетворения изучаемой нами жалобы, выносится Президиумом ВС России через голосование (решение принимается, если с ним согласилось большинство). Когда проголосовало одинаковое количество человек, жалобу надзорного плана не удовлетворяют.
Почему могут отменить решения суда?
- При нарушении актом суда прав и свобод, регламентированных Конституцией нашей страны, общими принципами и правилами международного права.
- По причине нарушения судебным актом прав и законных интересов граждан либо прочих публичных интересов.
- При нарушении однообразия в смысле и использовании судом правовых норм.
Что такое надзорное производство
Основным поводов для возбуждения уголовного производства является наличие любых сведений и данных, свидетельствующих о том, что вердикт суда вынесен незаконно, является неоправданным. Стоит отметить, что в 2021 году соответствующим постановлением срок подачи надзорной жалобы сделали неограниченным. Более того, надзорных инстанций существует несколько. Поэтому если вам отказали в удовлетворении жалобы в одной инстанции, вы имеете полное право обратиться в другую.
Подать надзорную жалобу можно как сразу после вынесения приговора, так и в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы. Даже после погашения судимости человек имеет право на возбуждение надзорного производства в уголовном процессе в том случае, если на это есть основания.
В первую очередь жалобу необходимо направить в Верховный Суд РФ. Это основная надзорная инстанция, занимающаяся рассмотрением подобных заявлений граждан.
Также можно подать заявление в суд, где был вынесен приговор. Однако в этом случае дело все равно будет перенаправлено в Верховный Суд.
Подать жалобу можно лично, отправив заказное или электронное письмо.
Особенности судопроизводства в надзорной инстанции
Отчет «О работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно — розыскной деятельности» по форме ОРД состоит из двух разделов и заполняется по правилам секретного делопроизводства на основании документов первичного учета лично районным, городским и приравненным к ним прокурорами и дважды в год (за первое полугодие и год) представляется в вышестоящую прокуратуру до 5 числа после отчетного периода.
В прокуратурах республик, краев, областей, г. г. Москвы и Санкт — Петербурга, автономной области, автономных округов, военных, специализированных и транспортных прокуратурах (на правах областных) отчет составляется руководителями подразделений, на которых возложен надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность, и передается старшему помощнику соответствующего прокурора (начальнику отдела) по оперативному учету и статистике для составления сводного отчета горрайпрокуратур и аппарата.
Сводный отчет визируется начальниками соответствующих подразделений (старшими помощниками прокуроров), которые несут ответственность за полноту и достоверность отчетных данных, обязаны их контролировать и принимать необходимые меры для устранения искажений в отчетности.
Сводный отчет по региону подписывается прокурором субъекта Федерации или его заместителем, отвечающим за этот участок работы, и предоставляется в Генеральную прокуратуру Российской Федерации не позднее 15 числа после отчетного периода.
В Генеральной прокуратуре отчет составляется руководителями подразделений, на которые возложен этот надзор, и до 10 числа после отчетного периода представляется в отдел статистики.
Датой представления отчета считается дата его поступления в вышестоящую прокуратуру.
В этом разделе отражается работа прокуроров по проверке всех оперативно — розыскных материалов в порядке надзора за законностью оперативно — розыскной деятельности органов, осуществляющих ее в процессе: выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений; выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществления розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; сбора информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В этом разделе отражаются проверки, проведенные в связи с отсутствием положительных результатов при розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам, без вести пропавших, лиц, совершивших преступления, ненадлежащем реагировании на поручения следователя, прокурора органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, и в других случаях с учетом состояния законности в этой сфере.
В строке 1 раздела 1 отчета указывается общее количество проверенных ОРМ в названных выше органах (дел оперативного учета и иных оперативно — служебных документов, отражающих результаты оперативно — розыскной деятельности).
В строках 2 — 7 содержатся сведения о мерах прокурорского реагирования, принятых по результатам проверки ОРМ. Эти сведения учитываются прокурорами, которые выявили незаконные решения органов, осуществляющих ОРД, возбудили после соответствующей проверки уголовные дела, приняли другие меры к устранению нарушений закона.
В строке 2 отражается число выявленных незаконных решений (о заведении, прекращении дел оперативного учета, проведении ОРМ и т.п.);
в строке 3 — число принесенных протестов (на постановления о проведении ОРМ, производстве, прекращении, оперативной проверке и на другие решения органов, осуществляющих ОРД);
в строке 4 — число указаний о проведении необходимых ОРМ, прекращении оперативной проверки, возбуждении уголовных дел и т.п.;
в строке 5 — количество всех возбужденных в отчетном периоде уголовных дел (по материалам, в которых обнаружены признаки преступления, ранее не зарегистрированные и не учтенные в установленном порядке, а также преступления по службе работников, осуществляющих ОРД);
в строке 6 — количество возбужденных уголовных дел за преступления по службе в отношении работников, осуществляющих ОРД;
в строке 7 — число представлений о нарушениях Федерального закона «Об оперативно — розыскной деятельности»;
в строке 8 — число наказанных в дисциплинарном порядке по представлению прокурора работников, осуществляющих ОРД.
Примечание. В строке 6 указывается общее число уголовных дел о преступлениях по службе работников, осуществляющих ОРД, независимо от оснований их возбуждения. Так, если преступление по службе выявлено в ходе следствия по уголовному делу, возбужденному по признакам другого преступления, оно должно учитываться в этой строке (с момента предъявления обвинения и выставления дополнительной карточки на выявленное преступление).
По графам указанные в строках сведения распределяются в следующем порядке:
в графе 1 — общие сведения;
в графах 2 — 8 — по органам, осуществляющим ОРД. При этом в графе 8 отражаются проверки и принятые по ним меры прокурорского реагирования, проведенные в оперативных подразделениях федерального органа государственной охраны (Главного управления охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента), Службы внешней разведки, а также в органах внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.
В разделе 2 учитываются все поступившие в прокуратуру жалобы, заявления и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность, в том числе устные, оформленные протоколом заявления.
В строке 1 указывается общее количество рассмотренных прокурором жалоб на нарушения законности при проведении оперативно — розыскных мероприятий;
в строке 2 — количество всех жалоб, разрешенных прокурором, т.е. удовлетворенных, отклоненных, а также любых других жалоб, по которым прокурором даны разъяснения либо принято иное решение по существу;
в строке 3 — количество удовлетворенных жалоб, т.е. тех, по которым прокурором приняты меры к восстановлению нарушенных прав или к удовлетворению законных интересов граждан: принесен протест, возбуждено уголовное дело, внесено представление по вопросам нарушения Федерального закона «Об оперативно — розыскной деятельности», совершены другие действия по существу жалобы.
В графе 1 проводятся общие сведения, указанные в строках 1 — 3, а в графах 2 — 8 — сведения по органам, осуществляющим ОРД.
Примечание. Особенности формирования отчета военными прокурорами отражаются в инструктивных указаниях Главной военной прокуратуры.
Сумма показателей граф 2 — 8 во всех строках должна быть равна показателям графы 1. Во всех графах показатели строки 2 должны быть больше или равны показателям строки 3; показатели строки 5 — больше или равны показателям строки 6.
Основанием для реагирования со стороны органов прокуратуры на возможные нарушения прав и свобод человека в сфере охраны жизни и здоровья могут служить разнообразные источники (в том числе информирующие и о конкретных нарушениях). К ним относятся:
- материалы проверок, ранее проведенных прокурорами;
- обобщения материалов прокурорской и судебной практики;
- информационные письма, обзоры и т.п.;
- материалы проверок, проведенных Минздравом России, Минтрудом России, Росздравнадзором, Роспотребнадзором, Уполномоченным по правам человека в РФ, Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка (уполномоченными по правам человека и по правам ребенка в субъектах РФ), другими надзорными и контролирующими органами;
- обращения (жалобы, заявления), поступившие в указанные органы,
- в высшие органы государственной власти РФ от физических и юридических лиц, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц;
- доклады, иные официальные документы названных выше органов по вопросам охраны прав, свобод и законных интересов людей;
- информация из СМИ и телекоммуникационной сети «Интернет».
Поводом для планирования проверки могут стать факты систематического невыполнения указанными должностными лицами требований прокурора, в том числе отсутствие ответов на внесенные прокурором представления о результатах их рассмотрения, принятых конкретных мерах по устранению выявленных нарушений законов (в том числе наказанию виновных в случаях, когда на этом прямо настаивал прокурор), причин и условий, им способствующих.
Планируемые органами прокуратуры надзорные мероприятия могут быть включены как в текущие, так и в перспективные планы работы прокуратуры. В Генеральной прокуратуре РФ, в прокуратурах субъектов, а также в районных (городских) прокуратурах планы работы принимаются на полугодие. Так, в соответствии с п.4 Приказа Генпрокуратуры РФ «Об утверждении регламента Генеральной прокуратуры РФ» от 11.05.2016 г. №276 деятельность подразделений Генеральной прокуратуры осуществляется по предметному, зональному и (или) предметно-зональному принципам в соответствии с полугодовыми планами работы, разработанными на основе изучения состояния законности и прокурорской деятельности.
Без преувеличения можно сказать, что планирование надзорных мероприятий является неотъемлемой частью организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере здравоохранения и позволяет упорядочить работу органов прокуратуры, обеспечив согласованность действий сотрудников подразделений прокуратуры и способствуя достижению необходимого уровня законности в данной сфере.
Выбор конкретных объектов зависит от целей и поводов проверки. Чаще всего прокуроры проводят плановые проверки, которые на основании анализа состояния законности включаются в текущие планы работы прокуратуры Могут планироваться проверки по наиболее актуальным направлениям в сфере охраны жизни и здоровья людей (например, обеспечение лекарственными средствами, реабилитация инвалидов, исполнение законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних и др.), проверки исполнения законодательства в рассматриваемой сфере теми или иными органами государственной власти (муниципальных образований).
Не исключаются и проведение внеплановые проверки по конкретным фактам нарушений законодательства об охране жизни и здоровья населения, когда по мнению прокурора проверка не терпит отлагательства.
Методика проведения проверок исполнения законов об охране жизни и здоровья человека, как и любая иная методика прокурорского надзора, определяет процедуру, порядок проведения прокурорами различных проверочных действий, направленных на выявление нарушений законодательства, установление способствующих им обстоятельств и лиц, допустивших такие нарушения. Методика охватывает комплекс (систему) методов и приемов, которые прокурор может применить в целях достижения той или иной задачи. Учитывая изложенное, под методикой прокурорского надзора предлагается понимать совокупность методов и приемов, применяемых прокурорами в целях выявления, устранения и предупреждения нарушений законов и способствующих им обстоятельств.
В большинстве случаев, методика проверки прокурором исполнения законодательства об охране жизни и здоровья людей включает в себя:
- подготовительные мероприятия;
- непосредственное осуществление проверочных мероприятий (проведение проверки);
- анализ результатов проверки;
- принятие решения о принятии мер прокурорского реагирования и результатов их рассмотрения.
Если в ходе осуществления прокурорского надзора будут установлены нарушения законов об охране жизни и здоровья человека, то прокурором избирается форма реагирования, предусмотренная нормами Закона о прокуратуре. При выборе формы реагирования прокурор должен руководствоваться возможностью реального устранения нарушений законодательства, исходя из собранных в процессе проверки материалов.
Действующее законодательство предусматривает следующие меры прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов:
- опротестование противоречащих закону актов;
- обращение в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства;
- направление материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
- возбуждение производства по делу об административном правонарушении;
- внесение представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, полномочным устранить нарушение закона;
- объявление предостережения.
Понятие надзорного производства
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.
Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.
Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.
Пределы прав надзорной инстанции
Суд правомочен выйти за рамки полученного ходатайства.
Многие авторы научной юридической литературы и студенты в курсовых заданиях отмечают ревизионный характер проверки, что означает полный контроль законности поступающих документов:
- правовые нормы должны применяться корректно, особенно это касается специального законодательства в области материального права;
- процедурные нарушения должны отсутствовать.
При этом законодатель подчёркивает важный признак изъянов, выявление которых становится причиной отмены или изменения. Этот признак – существенность.
Какие нарушения можно считать существенными, указано в нескольких примерах:
- Имело место изготовление протокола секретарём в заседании по частям, каждая из которых отдельно не была заверена, только в конце стояла подпись председательствующего и секретаря, а между тем ведение протокола осуществлялось двумя лицами.
- Отказ в допросе свидетеля, о вызове которого настаивала сторона обвинения, по причине того, что его слова «не относятся к существу предъявленного обвинения», является препятствием к представлению доказательств. Сторона обвинения была лишена возможности подтвердить обвинение.
- Описательно – мотивировочная часть не содержит описания умысла, не расписано, почему сделаны такие выводы, если исследованные доказательства не в полной мере подтверждают эту позицию.
- Признание виновным за совершение нескольких преступлений, когда состав одного охватывает состав другого и назначение наказания в большем размере.
- Непредставление переводчика на любом этапе следствия и судебного заседания.
Несущественным нарушением можно посчитать, к примеру, отказ в допросе свидетеля, характеризующего личность подсудимого.
Какие действия входят в круг полномочий Верховного Суда РФ, это:
- отказ в удовлетворении протеста;
- отмена и прекращение производства;
- возврат без рассмотрения по существу (ст.412.4);
- изменение документа;
- отмена и передача для нового разбирательства.
Следует понимать, что отмена может коснуться не всех представленных актов, а только вынесенных в определённой инстанции – кассации или апелляции, соответственно новое рассмотрение продолжится именно с указанного момента.
Что такое надзорная инстанция в уголовном процессе
- Семейное право
- Наследственное право
- Земельное право
- Трудовое право
- Автомобильное право
- Уголовное право
- Недвижимость
- Финансы
- Налоги
- Льготы
- Ипотека
В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда. Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 2007 г. № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» (с изменениями от 26 мая 2008 г.) требует обеспечить соблюдение законности при пересмотре приговоров, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу.
Прокуроры обязаны своевременно приносил» надзорные представления в целях отмены судебных решений но уголовным делам в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если в предшествующем разбирательстве допущены существенные (фундаментальные) нарушения закона, повлиявшие на исход дела.
Органы прокуратуры Российской Федерации в соответствии с их компетенцией принимают к рассмотрению жалобы, заявления и другие обращения на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов, в том числе на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу.
При рассмотрении жалоб, заявлений и других обращений на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов прокуроры обязаны руководствоваться требованиями Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, устанавливающей единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений.
В связи с тем, что поступившие в органы прокуратуры жалобы, заявления и другие обращения могут содержать информацию о нарушении прав не только обратившегося лица, но и прав других лиц, прокуроры обязаны рассматривать заявления и другие обращения как лиц, имеющих процессуальное право обжалования решения суда в соответствии со ст. 402 УПК РФ, так и иных лиц, заинтересованных в исходе уголовного дела.
При необходимости прокуроры предлагают заявителям представлять копии обжалуемых судебных решений, а также копии иных процессуальных документов, подтверждающих доводы, изложенные в жалобе, заявлении либо обращении. Если отсутствие указанных документов препятствует рассмотрению жалобы, заявления или иного обращения по существу, прокуратуры возвращают их заявителю с указанием причин, по которым доводы обращения не могут быть проверены.
В случае отсутствия в жалобе (заявлении либо обращении) сведений, достаточных для ее разрешения, они возвращают се заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.
При проверке доводов жалобы, заявления либо обращения, помимо судебных решений, прокуроры вправе использовать имеющиеся в распоряжении прокуратуры копни иных процессуальных документов, при необходимости знакомиться с материалами дела в суде. По результатам проверки доводов жалобы, заявления либо обращения прокурорам в пределах их компетенции дано право приносить надзорное представление в соответствующий суд либо направлять представление вышестоящему прокурору о принесении надзорного представления в вышестоящий суд, а в случае отказа в принесении надзорного представления и оставления жалобы, заявления либо обращения без удовлетворения — выносить мотивированное заключение. О принятом решении прокуроры обязаны уведомлять заявителя.
Надзорные представления в президиум верховного суда республик!!, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа на приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда республик!!, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа обязаны приносить соответствующий прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель.
Надзорные представления в президиум окружного (флотского) военного суда на приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда обязаны приносить военный прокурор округа (флота) и приравненный к нему военный прокурор или его заместители.
В связи с тем, что внесение повторных жалоб в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, после принятия решения прокурором, правомочным приносить надзорное представление, им необходимо прекращать дальнейшее производство по жалобе, если отсутствуют основания для направления представления вышестоящему прокурору о принесении надзорного представления в вышестоящий суд.
В случае несогласия с решением прокурора субъекта Российской Федерации, военного прокурора округа (флота) и приравненного к нему военного прокурора, оставившего жалобу без удовлетворения, надзорное представление в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, президиум окружного (флотского) военного суда приносит Генеральный прокурор РФ или его заместитель.
Представление об отмене постановления судьи об отказе в удовлетворении надзорного представления приносится прокурором субъекта Российской Федерации или его заместителем председателю верховного суда республики, краевого, областного и приравненного к ним суда, а военным прокурором округа (флота) и приравненным к нему военным прокурором или его заместителем — председателю окружного (флотского) военного суда.
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.
Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.
Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.
- проверка вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
- обеспечение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).
Между разными этапами проверки на законность есть общие черты:
- Преследуемые цели.
- Правовое значение.
- Функция проверки работы нижестоящих органов, осуществляющих правосудие.
- Запрет на ухудшение положения осуждённого.
- Контроль законности и обоснованности выносимых актов (ст. 401.1 предусматривает тождественную задачу для кассации).
- Указания на ошибки и необходимость исправления обязательны для исполнения.
- Основания признания незаконными обжалуемых актов.
В то же время стадия судебного надзора существенно отличается от апелляции:
- по виду судебных актов, направленных для пересмотра;
- по субъектному составу (апелляции неизвестны такие субъекты, как заявитель, иные лица);
- процессуальными сроками, их урегулированием (для апелляции они прописаны в соответствующей главе кодекса, для надзора– законом не предусмотрены);
- процедурой пересмотра (апелляция – повторение с новым исследованием доказательств, в надзоре доказательственную базу не подвергают сомнениям);
- уполномоченным госорганом, осуществляющим функции контроля и кругом его полномочий.
Главное отличие – это обжалование акта, приводящегося во исполнение исправительной системой, для апелляционного обжалования предусмотрены короткие сроки до начала выполнения приговора.
Моменты, отличающие от кассационного порядка, содержатся в таблице.
Кассационное обжалование | Обжалование в порядке надзора |
Участники судопроизводства | |
Осуждённый/оправданный, защитник, представитель, потерпевший, частным обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик (по вопросам исковых требований), а также иные лица (заявитель, которому отказали завести дело, владелец имущества, на которое наложен арест или выступает предметом преступления), прокурор не ниже заместителя прокурора субъекта РФ. | Заявители, должностные лица (Генпрокурор РФ, заместители) |
Поставленные задачи | |
Проверка соблюдения законности и обоснованности в решениях органов правосудия. | |
Обжалуемые документы | |
Вынесенные районными и мировыми судами, а также в апелляции. | Те же + кассационные определения, постановления нижестоящей надзорной инстанции. |
Госорган, рассматривающий дело | |
Ст. 401.3 определяет правильность обращения. В обобщённом виде – это высшие органы правосудия в субъекте РФ, в военном округе, а также Верховный Суд. | Верховный Суд РФ |
Гарантия разбирательства при получении жалобы | |
Правильно составленная жалоба гарантирует рассмотрение и вынесение определения. | Такой гарантии нет, решение об истребовании материалов зависит от мнения судьи, осуществляющего первоначальную проверку. |
Рассматриваемые вопросы | |
проверяет соответствие законодательству и основным принципам заключительной резолюции по обвинению, но только в части, обжалуемой лицом, и в отношении тех осуждённых, о ком идёт речь в жалобе или представлении | Неограничен прошением заявителя, уполномочен проверить все, что считает необходимым, объем исследования границ не имеет. При множественности лиц, признанных совершившими преступление, проверочные функции будут затрагивать всех соучастников, даже если ходатайство заявлено лишь одним. |
Сроки принесения протеста | |
Не имеют ограничений, обжалование возможно в период исполнения наказания. |
Порядок действий при получении жалобы, который будет рассмотрен далее, также не аналогичен кассационному.