Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Компенсация коммунальных расходов: позиция МинФина». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При заключении договора на возмещение стоимости коммунальных услуг необходимо иметь в виду, что такой договор не является договором оказания коммунальных услуг. Он устанавливает порядок возмещения расходов на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг учреждения, предоставляемых в арендуемом помещении.
Увязываем КОСГУ с КВР
В целях отражения коммунальных расходов в бухгалтерском учете и отчетности подстатья КОСГУ увязывается с КВР. Если раньше все вышеперечисленные коммунальные платежи отражались по подстатье 223 КОСГУ в увязке с КВР 244, то теперь следует разделять:
1. Расходы на оплату:
-
потребленных энергетических и (или) коммунальных ресурсов в рамках договоров поставки электроэнергии, газа, теплоснабжения, включая оплату просроченной задолженности за указанные потребленные энергетические и (или) коммунальные ресурсы;
-
услуг транспортировки указанных энергетических и (или) коммунальных ресурсов по газораспределительным и электрическим и теплосетям (при ее наличии).
- Нанимателю и собственнику перед заключением договора аренды нужно определиться, за какие именно коммунальные услуги будет платить арендатор. Чаще всего наниматели возмещают стоимость электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения, водоотведения и отопления. По договорённости к этому списку может добавиться плата за интернет и телефонную связь.
- Далее нужно детально обсудить, каким образом будет рассчитываться сумма «коммуналки». Есть два основных способа расчёта — договориться о фиксированное ежемесячной сумме оплаты коммунальных услуг исходя из опыта сторон или решить, что арендатор будет каждый месяц оплачивать сумму «коммуналки» по счетам от поставщиков.
- Обговорённые условия оплаты коммунальных услуг необходимо закрепить документально одним из трёх способов: в договоре аренды, в отдельном соглашении или в агентском договоре.
- Важно не забыть проверить, все ли нюансы возмещения коммуналки прописаны в документах.
- После подписания договора собственнику нужно позаботиться о налоговой декларации дохода с возмещения коммунальных услуг. Если наниматель ежемесячно платит фиксированную сумму за «коммуналку», то этот доход должен подаваться в декларацию. Если арендатор каждый месяц оплачивает коммунальные услуги по счетам от поставщиков, то эта сумма по закону не считается доходом собственника и не облагается налогом.
Оформление предоставления услуг
По договору аренды одна сторона обязуется передать другой во временное владение и пользование за ежемесячную плату определенное имущество. Регулируются данные правоотношения гражданским законодательством. Однако оно никаким образом не затрагивает вопрос обязательного включения в ежемесячный платеж коммунальных услуг.
По этой причине в действие вступает важный гражданский принцип свободы заключения договора. Его суть состоит в том, что стороны самостоятельно вправе определить, каким именно путем наниматель будет обеспечиваться услугами коммунальных служб. На практике возможны следующие варианты:
- он компенсирует арендодателю коммунальные расходы по отдельно выставляемой платежной квитанции;
- он возмещает стоимость указанных платежей в составе ежемесячной платы;
- стороны подписывают особое соглашение, называемое агентским. В соответствии с его условиями сдающий помещение в аренду считается представителем арендатора перед организациями, которые поставляют услуги. Данный способ лучше всего подходит, если в обязанность обеих сторон входит оплата НДС;
- арендатор также может самостоятельно подписывать соглашения на оказание коммунальных услуг с их поставщиками.
Последний вариант возможен только в тех случаях, когда есть возможность установить индивидуальные приборы учета. Если же говорить о водоотведении, уборке прилегающей территории, то это не представляется реальным по вполне объективным причинам.
Расчеты бюджетного учреждения с прикрепленными потребителями коммунальных услуг
Одной из особенностей развития предпринимательства в постсоветской России является то, что коммерческие организации возникали в значительной своей части на базе либо вокруг ранее существовавших государственных организаций, используя в своей хозяйственной деятельности коммунальную инфраструктуру последних. При этом в роли государственных организаций, закрепленное за которыми имущество сдается в аренду коммерческим предприятиям, выступают бюджетные учреждения.
При создании бюджетных учреждений государство наделяет их имуществом, а также обеспечивает подключение их к системе обеспечения коммунального обслуживания.
Возникающие рядом с бюджетным учреждением коммерческие организации первоначально не имеют возможности создать собственную систему коммунальных коммуникаций, поэтому они, как правило, арендуют площади бюджетного учреждения с возмещением последнему коммунальных затрат.
В другом случае площади сторонних организаций принадлежат им, не закреплены за бюджетным учреждением, но подключены к их единым коммунальным сетям. При этом все проблемы возмещения учреждению его затрат на оплату коммунальных услуг такими организациями аналогичны проблемам возмещения данных затрат арендаторами закрепленного за учреждением имущества.
Получая от таких потребителей (арендаторов) платежи в возмещение произведенных в их интересах коммунальных затрат без согласования их с энергоснабжающей организацией, бюджетное учреждение зачастую не учитывает правовых и финансовых особенностей своей деятельности, что может привести к возникновению различных налоговых и бюджетных рисков.
Налоговые риски
Налоговые риски, связанные с операциями по возмещению бюджетным учреждениям коммунальных затрат, произведенных ими в интересах арендаторов закрепленного за ними имущества, во многом обусловлены неоднозначностью подхода к данному вопросу специалистов Минфина России и ФНС России.
Специалисты Минфина России считают, что бюджетные учреждения не являются энергоснабжающими организациями и в соответствии с требованиями п. 1 ст. 539 ГК РФ не могут самостоятельно обеспечивать коммунальными услугами сторонние организации.
Возмещение коммунальных услуг по договору безвозмездного пользования
По истечении каждого календарного месяца Ссудодатель выставляет Ссудополучателю счет на сумму компенсации коммунальных и эксплуатационных платежей, а также копии счетов коммунальных служб и документов, подтверждающих их фактическую оплату. 3.1.2. Не позднее [значение] дней с момента получения документов, указанных в п.
НДС.Таким образом, денежные средства, полученные казенными учреждениями от арендаторов в виде компенсации стоимости коммунальных платежей, не подлежат обложению НДС.В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса средства, полученные в виде лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. Следовательно, расходы, произведенные за счет указанных средств, не учитываются для целей налогообложения по налогу на прибыль (абз.
Пример отражения арендодателем возмещения коммунальных платежей арендатором
Бюджетное учреждение сдает в аренду недвижимое имущество, учитываемое по виду финансового обеспечения «4». Оно самостоятельно оплачивает коммунальные расходы по данному имуществу по КФО «2». Арендатор возмещает предъявленные ему бюджетным учреждением коммунальные расходы.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражаются записи:
1. Дебет 2 401 20 223 (2 109 00 223) Кредит 2 302 23 730 — начислена стоимость коммунальных услуг, которые потребил арендатор;
2. Дебет 2 302 23 830 Кредит 2 201 11 610 (Увеличение 18 (244 КВР, 223 КОСГУ)) — потребленные арендатором коммунальные услуги оплачены бюджетным учреждением;
3. Дебет 2 205 35 560 Кредит 2 401 10 135 — арендатору предъявлены на возмещение коммунальные расходы;
4. Дебет 2 201 11 510 (Увеличение 17 (130 КВД, 135 КОСГУ)) Кредит 2 205 35 660 — на лицевой счет бюджетного учреждения поступила компенсация расходов по оплате коммунальных услуг, которые потребил арендатор.
Статья подготовлена
Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг.
При заключении договора аренды с физическим лицом могут быть обговорены следующие варианты условий оплаты:
- Устанавливается фиксированный размер арендной платы, в которой уже предусматривается стоимость коммунальных услуг. Независимо от того, сколько воды и света потратил арендатор, он платит одну и ту же сумму. Такой способ оплаты достаточно прост и не вызывает вопросов. Плохо одно – временные жильцы не заинтересованы в экономии ресурсов, и за все ими потраченное платить придется вам.
- В сумму аренды не включается стоимость коммунальных услуг, и они оплачиваются отдельно. Тут опять возможны варианты: либо ежемесячно сумма, указанная в квитанции, прибавляется к арендной плате, и вы сами ее оплачиваете, либо арендатор платит вам только арендную плату, а за коммунальные услуги рассчитывается самостоятельно.
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА АРЕНДЫ ИМУЩЕСТВА В 2022 ГОДУ
В соответствии с СГС «Аренда» все арендные отношения делятся на операционную и финансовую аренду. В зависимости от вида арендных отношений осуществляется учет объекта аренды и расчетов с арендатором или арендодателем.
Операционная аренда – аренда, при которой все существенные операционные риски и выгоды, связанные с использованием объекта аренды, несет правообладатель (арендодатель).
Финансовая аренда – аренда, при которой все существенные операционные риски и выгоды, связанные с использованием объекта аренды, несет пользователь (арендатор).
На дату начала арендных отношений производится их классификация в качестве финансовой или операционной аренды. Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по аренде зависит от того, какая сторона арендных отношений несет существенные операционные риски и выгоды, связанные с использованием объекта аренды (п. 11 СГС «Аренда»).
В пунктах 12 и 13 СГС «Аренда» приводятся признаки, позволяющие классифицировать арендные отношения.
Заключение казёнными, бюджетными и автономными учреждениями договоров аренды, если учреждение выступает в них арендодателем, возможно при соблюдении ограничений в отношении прав учреждений по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом . В частности, сделки с недвижимым имуществом согласовываются:
Передача государственным (муниципальным) учреждением имущества в аренду осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2022 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). Согласно ч. 1 и 3 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды должно заключаться по результатам проведения конкурсов или аукционов, за исключением случаев, указанных в ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ. В частности, к таким исключениям относятся случаи передачи в аренду имущества:
Глава 33. коммунальные платежи при аренде
33.1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОПЛАТЫ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Большинство организаций осуществляют свою деятельность в арендованных помещениях. Для того чтобы нормально эксплуатировать помещения, арендаторы пользуются электроэнергией, холодной и горячей водой, теплом, газом, т.е. коммунальными услугами (п. 4 ст. 154 ЖК РФ). Перечень предоставляемых коммунальных услуг устанавливается в каждом конкретном случае в договоре аренды.
Таким образом, при получении имущества в аренду у арендатора возникает обязанность не только своевременно и в полном объеме вносить арендную плату, но и оплачивать коммунальные услуги, если иное не установлено законом или договором (п. 2 ст. 616 ГК РФ).
Как правило, арендаторы производят уплату коммунальных услуг не поставщикам этих услуг, а своим арендодателям, компенсируя тем самым их расходы на «коммуналку».
Это связано с тем, что в большинстве случаев договоры с поставщиками коммунальных услуг (энергоснабжающими и газоснабжающими организациями, организациями водопроводно-канализационного хозяйства и другими, далее — коммунальные службы) заключают арендодатели, являющиеся собственниками передаваемых в аренду помещений.
Таким образом, арендодатель «передает» арендатору расходы по оплате коммунальных услуг (в части арендуемых помещений), не являясь поставщиком этих услуг.
Важно учесть, что возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не может рассматриваться как форма арендной платы (п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.
2002 N 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»). Поэтому договор, в котором в качестве арендной платы предусмотрена только оплата коммунальных услуг, может быть признан незаключенным (п.
1 ст. 654 ГК РФ).
Что касается расчетов за коммунальные услуги, то арендатор по согласованию с арендодателем может оплачивать «коммуналку» либо в составе арендной платы, либо отдельно от нее.
Возможность включения коммунальных платежей в состав арендной платы установлена гражданским законодательством (ст. 614 ГК РФ).
Рассмотрим два способа такого включения.
33.1.1. КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ОПЛАЧИВАЮТСЯ В СОСТАВЕ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ
33.1.1.1. АРЕНДНАЯ ПЛАТА С УЧЕТОМ «КОММУНАЛКИ» — ФИКСИРОВАННАЯ
При таком способе сумма арендной платы с учетом коммунальных расходов определяется в фиксированном виде. Стоимость коммунальных услуг в договоре отдельно не выделяется.
Например, организации «Гамма» (арендодатель) и «Омега» (арендатор) заключили договор аренды нежилых помещений общей площадью 200 кв. м. В договоре предусмотрено, что ежемесячная арендная плата составляет 42 952 руб. (в том числе НДС 6552 руб.) и включает стоимость коммунальных услуг (горячего и холодного водоснабжения, отопления, энергоснабжения).
Отметим, что данный способ в некоторых случаях может быть не выгоден, и вот почему. Фактическая стоимость коммунальных услуг, как правило, меняется. Такие изменения могут происходить несколько раз в течение года. Однако учесть их в договоре и, соответственно, скорректировать размер арендной платы стороны могут только раз в году (п. 3 ст. 614 ГК РФ).
Кроме того, величина оплаты некоторых услуг напрямую зависит от размера их потребления, а предугадать заранее, сколько, например, электроэнергии потребит арендатор, получается не всегда.
Таким образом, может возникнуть ситуация, когда фактически потребленные арендатором коммунальные услуги не покрываются размером коммунальных платежей, учтенных в составе арендной платы.
Поэтому на практике организации предпочитают использовать второй способ.
33.1.1.2. АРЕНДНАЯ ПЛАТА — ФИКСИРОВАННАЯ, «КОММУНАЛКА» — ПЕРЕМЕННАЯ
- При таком способе размер арендной платы в договоре складывается из двух частей:
- — фиксированный (основной) платеж;
- — переменный (дополнительный) платеж.
Фиксированный (основной) платеж — это собственно плата за площадь арендуемых помещений (здания), т.е. плата за аренду. Переменная (дополнительная) часть арендной платы представляет собой расходы на коммунальные услуги, потребленные арендатором в расчетном периоде.
Например, между организациями «Гамма» (арендодатель) и «Омега» (арендатор) заключен договор аренды нежилых помещений общей площадью 200 кв. м. Условиями договора предусмотрено, что арендатор ежемесячно уплачивает арендную плату в размере 33 400 руб.
(фиксированный платеж) и сумму, эквивалентную стоимости коммунальных услуг (горячего и холодного водоснабжения, отопления, энергоснабжения), потребленных арендатором (переменный платеж).
Возмещение коммунальных услуг по договору безвозмездного пользования
Расходы, обусловленные указанными мероприятиями, экономически обоснованные, связанные с предпринимательской деятельностью ссудополучателя и подтвержденные первичными учетными документами, включаются в себестоимость продукции, работ, услуг и учитываются при налогообложении прибыли, в противном случае — отражаются в составе внереализационных расходов и в налогообложении прибыли не участвуют. Дополнительные обязанности по возмещению расходов, связанных с безвозмездным пользованием недвижимым имуществом, установлены Указом N 518 в отношении недвижимости государственной формы собственности.
1 Закона № 44-ФЗ. Анализ ч. 1, 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ показал, что для заключения контракта на оказание услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению следует руководствоваться Законом № 44-ФЗ. В соответствии с п. 23 ч. 1 ст.
Примерная форма договора аренды муниципального недвижимого имущества, составляющего муниципальную казну, заключенного путем проведения торгов (конкурсов, аукционов)
6.3.3. Арендатор не имеет права вносить и хранить в Здании взрывчатые, пожароопасные, легковоспламеняющиеся, наркотические и ядовитые вещества, боеприпасы и оружие, включая их части; пользоваться звукоизлучающими, радиоизлучающими и вибрационными установками с параметрами, превышающими допустимые; перегружать электрические и иные сети, устанавливать приборы и оборудование, эксплуатация которого может привести к превышению мощности.
6.2.9. В случае взыскания контролирующими органами штрафных санкций с Арендодателя за нарушения, допущенные Арендатором в процессе осуществления им своей деятельности, Арендатор возмещает Арендодателю понесенные расходы в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения соответствующего требования от Арендодателя и документов, подтверждающих факт предъявления контролирующими органами Арендодателю требования об уплате штрафных санкций.
Возмещение коммунальных услуг арендатором бюджетному учреждению
Напомним, что арендные правоотношения между бюджетным учреждением – арендодателем и юридическим или физическим лицом – арендатором должны быть оформлены соответствующим договором аренды (о том, как его составить, мы рассказывали в «Особенности аренды недвижимого имущества государственной и коммунальной собственности»).
Типовой договор аренды индивидуально определенного (недвижимого или иного) имущества, относящегося к государственной собственности, утвержден приказом Фонда госимущества от 23.08.2000 г. № 1774 (далее – Приказ № 1774, Типовой договор № 1774).
33.1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОПЛАТЫ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Большинство организаций осуществляют свою деятельность в арендованных помещениях. Для того чтобы нормально эксплуатировать помещения, арендаторы пользуются электроэнергией, холодной и горячей водой, теплом, газом, т.е. коммунальными услугами (п. 4 ст. 154 ЖК РФ). Перечень предоставляемых коммунальных услуг устанавливается в каждом конкретном случае в договоре аренды.
Таким образом, при получении имущества в аренду у арендатора возникает обязанность не только своевременно и в полном объеме вносить арендную плату, но и оплачивать коммунальные услуги, если иное не установлено законом или договором (п. 2 ст. 616 ГК РФ).
Как правило, арендаторы производят уплату коммунальных услуг не поставщикам этих услуг, а своим арендодателям, компенсируя тем самым их расходы на «коммуналку».
Это связано с тем, что в большинстве случаев договоры с поставщиками коммунальных услуг (энергоснабжающими и газоснабжающими организациями, организациями водопроводно-канализационного хозяйства и другими, далее — коммунальные службы) заключают арендодатели, являющиеся собственниками передаваемых в аренду помещений.
Таким образом, арендодатель «передает» арендатору расходы по оплате коммунальных услуг (в части арендуемых помещений), не являясь поставщиком этих услуг.
Важно учесть, что возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не может рассматриваться как форма арендной платы (п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.
2002 N 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»). Поэтому договор, в котором в качестве арендной платы предусмотрена только оплата коммунальных услуг, может быть признан незаключенным (п.
1 ст. 654 ГК РФ).
Что касается расчетов за коммунальные услуги, то арендатор по согласованию с арендодателем может оплачивать «коммуналку» либо в составе арендной платы, либо отдельно от нее.
Возможность включения коммунальных платежей в состав арендной платы установлена гражданским законодательством (ст. 614 ГК РФ).
Рассмотрим два способа такого включения.
33.1.1. КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ОПЛАЧИВАЮТСЯ В СОСТАВЕ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ
33.1.1.1. АРЕНДНАЯ ПЛАТА С УЧЕТОМ «КОММУНАЛКИ» — ФИКСИРОВАННАЯ
При таком способе сумма арендной платы с учетом коммунальных расходов определяется в фиксированном виде. Стоимость коммунальных услуг в договоре отдельно не выделяется.
Например, организации «Гамма» (арендодатель) и «Омега» (арендатор) заключили договор аренды нежилых помещений общей площадью 200 кв. м. В договоре предусмотрено, что ежемесячная арендная плата составляет 42 952 руб. (в том числе НДС 6552 руб.) и включает стоимость коммунальных услуг (горячего и холодного водоснабжения, отопления, энергоснабжения).
Отметим, что данный способ в некоторых случаях может быть не выгоден, и вот почему. Фактическая стоимость коммунальных услуг, как правило, меняется. Такие изменения могут происходить несколько раз в течение года. Однако учесть их в договоре и, соответственно, скорректировать размер арендной платы стороны могут только раз в году (п. 3 ст. 614 ГК РФ).
Кроме того, величина оплаты некоторых услуг напрямую зависит от размера их потребления, а предугадать заранее, сколько, например, электроэнергии потребит арендатор, получается не всегда.
Таким образом, может возникнуть ситуация, когда фактически потребленные арендатором коммунальные услуги не покрываются размером коммунальных платежей, учтенных в составе арендной платы.
Поэтому на практике организации предпочитают использовать второй способ.
33.1.1.2. АРЕНДНАЯ ПЛАТА — ФИКСИРОВАННАЯ, «КОММУНАЛКА» — ПЕРЕМЕННАЯ
- При таком способе размер арендной платы в договоре складывается из двух частей:
- — фиксированный (основной) платеж;
- — переменный (дополнительный) платеж.
Фиксированный (основной) платеж — это собственно плата за площадь арендуемых помещений (здания), т.е. плата за аренду. Переменная (дополнительная) часть арендной платы представляет собой расходы на коммунальные услуги, потребленные арендатором в расчетном периоде.
Например, между организациями «Гамма» (арендодатель) и «Омега» (арендатор) заключен договор аренды нежилых помещений общей площадью 200 кв. м. Условиями договора предусмотрено, что арендатор ежемесячно уплачивает арендную плату в размере 33 400 руб.
(фиксированный платеж) и сумму, эквивалентную стоимости коммунальных услуг (горячего и холодного водоснабжения, отопления, энергоснабжения), потребленных арендатором (переменный платеж).
Налоговый учет возмещаемых расходов по договору аренды
Бюджетное учреждение — арендодатель оплачивает указанные услуги перечислением средств на расчетные счета поставщиков услуг со своего лицевого счета получателя средств бюджета и со счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, пропорционально произведенным фактическим расходам.
Тем не менее многие бухгалтеры рассматривают возмещение расходов в качестве бюджетной деятельности с целью уклонения от уплаты налогов.
1 ст. 346.
15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики при применении упрощенной системы налогообложения должны включать в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, доходы от реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются соответственно исходя из положений ст. ст. 249 и 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст.
Чтобы облегчить себе жизнь можно прописать все расходы в обоюдно согласованном договоре об аренде помещения или включить в стоимость аренды. Но если этого не произошло то нужно действовать следующим образом.
По закону 611 Гражданского Кодекса Российской Федерации имущество, которое находится в помещение также сдаётся в аренду арендатору. Его сдача должна происходить вместе со всеми документами на это имущество.
Арендодатель оплачивает все предоставленные услуги из собственных средств.
А вот арендатор, в свою очередь, производит возмещение оплаты коммунальных услуг после получения документов, в которых прописаны суммы, фактически начисленные поставщиками комуслуг.
Операции по снабжению арендованной площади газом, электроэнергией, водой не облагаются НДС, так как арендодатель тут не является непосредственным поставщиком услуг. Он сам является потребителем услуг и абонентом компаний, поставляющих названные услуги.
КОСГУ: возмещение коммунальных расходов в 2021 г.
При таком способе арендная плата в договоре аренды указана уже с учетом коммунальных платежей. Причем возможны два варианта расчета стоимости аренды.
Первый вариант:
Ежемесячная сумма арендных платежей является фиксированной (не меняется в течение срока действия договора аренды). Данный вариант наиболее простой, но у него есть определенные недостатки. Ведь в этом случае не учитывается изменение количества израсходованной энергии.
Вместе с тем потребление энергоресурсов зависит от сезонности и загрузки оборудования. Например, в холодный период возрастает использование теплоносителей. При укороченном световом дне увеличивается стоимость потребленной электроэнергии. Кроме того, при фиксированных суммах не учитывается загрузка оборудования.
Арендаторы офисов часто не только производят арендную плату, но и возмещают арендодателю расходы, связанные с уплатой тепловой или электроэнергии. В связи с этим перед арендаторами появляется вопрос о том, могут ли они принимать к вычету размеры НДС, перечисленные арендодателям за коммунальные услуги.
К коммунальным услугам относятся:
- Услуги водоснабжения и водоотведения.
- Централизованное отопление.
- Газо- и электрическое снабжение.
- Вывоз мусора.
Чаще всего применяются две версии компенсации арендатором затрат по оплате коммунальных услуг.
В первой ситуации арендатор вписывает в соглашение найма помещения пункт о сумме арендной платы, который составляется из двух частей:
- Первая часть – закрепленная и предусматривает плату за аренду помещения.
- Вторая – нестабильная, к которой относится уплата коммунальных услуг.
Порядок уплаты коммунальных услуг устанавливается в соглашении аренды, при этом вероятны два вида оплаты:
- Сразу поставщику услуг.
- Через арендодателя, путем компенсирования ему этих затрат.
Согласно п. 3 ст. 1 по 44 ФЗ «О контрактной системе в области покупок товаров, работ, услуг для обеспечения гос. и муниципальных нужд» предусматривается подписание гражданско-правового соглашения, предметом которого есть оказание услуги.
Этим документом устанавливается, что коммунальные затраты не должны содержаться в составе арендной оплаты.
Оплаты по ним должны делаться арендатором согласно разным соглашениям на плату за коммунальные услуги. Таким образом, условие о выплате коммунальных услуг не должно включаться в контракт аренды недвижимости.
Возмещение коммунальных услуг становится законным в ситуации написания соответствующего договора. Вначале документа прописываются две стороны, которые участвуют в его подписании.
В данной ситуации это будет компенсирование затрат на коммунальные услуги арендатором второй стороне контракта. Здесь же следует перечислить написать услуги, за которые приходит возмещение.
Далее в соглашении должны прописываться права и обязательства сторон:
- Применительно к арендатору должны писаться периоды ежемесячной уплаты услуг, обязательство вовремя оповещать арендодателя о модификациях в работе, связанных с использованием электрической энергии и прочих ресурсов. А также обязательство не делать никаких перепланировок зданий и не привносить перемены в работающие коммуникации без согласия хозяина помещения. Необходимо написать пункт о компенсации убытка, причиной которого есть неверные деяния арендатора либо его халатность.
- Арендодатель обязан в определенные периоды ставить нанимателю счета за коммунальные услуги, написанные по подсчетам, которые расшифровываются в особом приложении к данному соглашению. В его обязательства должно входить и своевременное извещение арендатора о перемене тарифов на доставляемые услуги. Кроме того, ответственность за хорошее хранение инженерных сетей и удаление предписаний проверяющих организаций.
У соглашения есть юридическая сила с периода подписания. Следовать ему должны обе стороны, несоблюдение условий соглашения может привести к досадным последствиям.
Страховые взносы с компенсации расходов по договору ГПХ
Взносы обязательного страхования начисляются на компенсацию расходов по служебной поездке только при условии, если такая компенсация учтена в общей сумме вознаграждения внештатного сотрудника (т.е. первый вариант).
При втором варианте суммы, которые организация выплачивает в качестве компенсации расходов, возникших в связи с выполнением работ (оказанием услуг) по гражданско-правовому договору, не облагаются взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, а также взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. При этом соответствующие расходы должны быть документально подтверждены.
Если же организация оплачивает расходы, связанные с поездкой, минуя внештатного сотрудника (напрямую сторонним организациям), то последний не сможет документально подтвердить затраты на эту поездку. Данная выплата рассматривается как оплата за внештатного сотрудника работ (услуг), а не как компенсация его расходов.
Такая оплата не содержится в закрытых перечнях сумм, не облагаемых страховыми взносами (в т. ч. от несчастных случаев и профзаболеваний). Следовательно, с суммы этой оплаты рассчитываются взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование (ст. 420 НК РФ). Выплаты по ГПД не облагаются взносами на обязательное социальное страхование (подп. 2 п. 3 ст.
422 НК РФ). Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на сумму оплаты нужно начислить только в том случае, если это предусмотрено гражданско-правовым договором.
Заключаем договор с единственным поставщиком
Закупка у единственного поставщика (малого объема) — один из наиболее удобных и быстрых способов заключения арендного соглашения. Но в отношении этого вида госзаказа действует ряд ограничений. Определим, по какому пункту 44-ФЗ аренда помещения осуществляется у единственного поставщика:
1 Этим способом закупается аренда недвижимого имущества, 44-ФЗ регулирует это в п. 32 ч. 1 ст. 93 . Заказчики нанимают нежилые помещения, здания, сооружения, земельные участки и жилые помещения за границей, если работают в иностранном государстве.
2 Другой вариант — заключение соглашения по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В этом случае установлен лимит — цена контракта не превышает 600 000 рублей.
Этим способом приобретается аренда движимого имущества (транспорт, оборудование, приборы).
3 Для особых заказчиков (учреждения культуры, отдыха, образовательные организации и проч.)
установлен ценовой лимит на заключение арендных соглашений с единственным поставщиком в 600 000 рублей по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Каждый заказ (неважно, конкурентный или закупка малого объема) отражается в плане-графике. Рассчитанная аренда нежилых помещений по 44-ФЗ не исключение — сведения о соглашении необходимо включить в плановую документацию. Извещение для таких госзакупок составлять нет необходимости. Расчет и обоснование цены включаются в текст договора отдельным блоком. Дополнительно заказчик готовит обоснование невозможности заключения договора иным способом.
В зависимости от вида недвижимости расчет стоимости коммунальных услуг проходит по слегка разным расчетам.
Основные виды недвижимости:
- Частный дом – в нем расчет проходит из показаний счетчиков на предоставленные коммунальные услуги. На данный момент счетчики точно определяют размер и количество неданных услуг, что делает такой вариант выгодным и справедливым при расчете стоимости. Если же таковые устройства отсутствуют, то принимается стандартная фиксированная сумма, которая определяется от размеров дома и количества живущих людей.
- Многоквартирный дом, квартира – при этом расчет полностью всего дома проходит аналогично частному дому. Если на определенной квартире стоит счетчик, то тоже аналогично частному дому. Для квартир, на которых нет вычислительного прибора, стоимость определяется таким образом:из суммы за весь многоквартирный дом вычитывается сумма, которую оплачивают владельцы квартиры с наличием счетчиков. Получившуюся сумму делят на количество квартир без счетчика. Таким образом, сумма является не фиксированной и каждый месяц разная.
- Для частных предприятий, где есть счетчики, ничего не меняется, а при их отсутствии сами фиксированные ставки просто отличаются по размеру.