Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГИБДД будет штрафовать водителей за зимние поездки на летних шинах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Шипованные шины являются более шумными, особенно на твердом покрытии, но современные европейские «шиповки» с малым количеством шипов работают гораздо комфортнее. С другой стороны, лучшие образцы «липучек» по сцепным свойствам на льду уже приближаются к хорошим «шиповкам». Наконец, вопреки распространенному мнению, на сухом или мокром асфальте зимние шипованные покрышки работают ничуть не хуже, чем нешипованные, а мнение о том, что железные шипы скользят по асфальту, не более чем миф.
Неправильно обутая машина — и штраф за резину неизбежен
Существуют автомобильные покрышки, предназначенные для зимы и лета, а также всесезонные. Но не всегда понятно, когда и какие использовать, чтобы не стать нарушителем. Вопрос о резине для авто частично регулируется «Техническим регламентом таможенного союза». Но и он проясняет ситуацию не до конца.
Правильные покрышки для авто – один из факторов безопасности. Нормативы использования в разные сезоны есть в Приложении 8 «Технического регламента Таможенного союза».
В соответствии с ним нельзя ездить на автомобиле с зимней резиной в летний период (с июня по август). Причем речь идет только о шипованных покрышках, способных повредить дорожное полотно в жару.
Если на резине нет этих выступов, но она является зимней, с ней закон разрешает эксплуатировать ТС и летом.
Кроме того, климат и погода в России бывают очень разными, иногда отличаются от среднестатических для каждого региона. Поэтому местные власти могут продлить период запрета использования зимних шипованных шин. Например, открыть его в мае, а завершить в ноябре, что и бывает во многих регионах.
Особенности есть и в использовании летних шин. Они предназначены для езды с июня по август включительно.
Период, в который их нельзя использовать, законодателями в регионе теоретические может быть расширен, но не уменьшен. Продлевают езду на летней резине увеличением срока запрета на зимнюю.
Таким образом первую на законном основании удастся использовать дольше, например, с мая по октябрь-ноябрь.
Словом, пока водители имеют возможность сами решать, когда им «переобувать» автомобиль, и делают это по погоде. В большинстве регионов летние покрышки заменяют зимними с сентября до середины ноября. И длится их использование при необходимости не только зимой, но также в марте, апреле.
Рекомендуем прочитать о штрафах за нарушение парковки. Вы узнаете о правилах парковки в городе, административном наказании/штрафе за парковку на газоне, во дворах, на инвалидном месте, на тротуаре. А здесь подробнее о лишении прав за номера.
Штраф за зимнюю резину летом: сумма, сроки и все нюансы
Также имеется большое количество споров о том, какой ширины ставить покрышки на зиму. И по результатам независимого тестирования можно сказать – здесь размер имеет значение.
В России проводились замеры основных показателей шин типоразмера 205/55 R15 и 255/55 R15 от одного популярного бренда. Результаты были не однозначны. На ледяной корке лучшие характеристики показала модель большего размера, а на снежном полотне впереди оказалась версия уменьшенной ширины.
Более точно увидеть результаты можно в таблице.
Испытание | Значение показателя | |
205/55 R15 | 255/55 R15 | |
Разгон до 50 км/ч, сек. Снег/лед | 3,6/3,8 | 3,6/3,5 |
Торможение на сплошном снеге/льду, м. | 27,1/17,9 | 28,9/17,6 |
С первого взгляда установка зимней резины на автомобиль – простое занятие, не требующее особых познаний. Если же копнуть глубже, всплывают подробности.
На асимметричных покрышках присутствует две стороны и свое направление, даже если указателя рисунка не прослеживается. На боковинах подобного изделия наносится маркировка INSIDE и OUTSIDE. В расшифровке на «человеческий зык» — Инсайд внутренняя, а Аутсайд – внешняя часть изделия.
Если неправильно поставить шины на диски, снижаются их ходовые характеристики. Так как изделие работает некорректно, увеличивается тормозной путь, проявляются просады сцепления даже на хорошо почищенной дороге.
Для соблюдения правильности установки, рекомендуется придерживаться инструкции.
Требования к летней резине в 2020 году
Существует ряд требований к летней резине, актуальных в 2020 году. Они описаны в пятом разделе 8 Приложения Технического регламента ТР ТС 018/2011:
- на автомобиле должны быть установлены шины, которые рекомендует завод-производитель;
- размер покрышек обязан соответствовать габаритам колесного диска;
- при выборе резины следует отталкиваться от категории скорости и показателя несущей способности. Они должны соответствовать характеристикам транспортного средства (максимальной массе по соотношению на одну покрышку и предельной скорости). В качестве примера — маркировка 82Н говорит о том, что максимальная скорость автомобиля может достигать 210 км/час, поэтому нагрузка на 1 колесо не должна превышать 475 кг;
- высота протектора для летней резины не должна превышать 1,6 мм. Требование актуально для легковых авто, а также грузовых с массой до 3500 кг, а также прицепов с аналогичным весом. В случае с автобусами высота возрастает до 2 мм, а мотоциклы должны обладать высотой не более 0,8 миллиметров. Прицепы и грузовики весом от 3,5 тонны оснащаются протекторами до 1 мм;
- нельзя использовать транспортное средство с поврежденными шинами. В качестве дефектов рассматриваются порезы и проколы, которые снижают эффективность покрышки.
Порядок использования покрышек по сезонам
Регламент «О безопасности колесных транспортных средств» четко поясняет, в какой сезон разрешено применение определенных видов шин. Основные данные представлены в таблице.
Зимние шины с шипами |
Зимние шины без шипов |
Летние шины |
Всесезонные с маркировкой M+S |
Всесезонные без маркировки M+S |
|
Зима |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
Лето |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
Межсезонье |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Каждой покрышке – свой сезон
Сезонность эксплуатации резины придумали неслучайно, так как езда на летней резине зимой очень опасна. Такие покрышки на холоде становятся твердыми, как пластик, что повышает риск заноса и «вылета» на встречную полосу. По этой же причине сильно возрастает длина тормозного пути. На обледенелой поверхности или плотно укатанном снегу автомобиль на летних колесах просто не сможет сдвинуться с места и начнет пробуксовывать.
Зимние шины изготавливаются из более мягкой резины, нежели летние. Применение таких покрышек в теплый период также влечет множество проблем:
-
заметно возрастает тормозной путь;
-
увеличивается расход топлива;
-
ухудшается управляемость автомобиля;
-
существенно ускоряется износ шин, шипы начинают вылетать;
-
имеет место повышенный шум при передвижении по причине сопротивления качению;
-
создается колейность асфальтового покрытия.
Установка на одну ось летних покрышек, а на другую шипованной резины – не лучший выход. Подобные «фокусы» сразу сказываются на эффективности торможения. При вхождении в поворот заметно увеличивается вероятность заноса из-за разного коэффициента сцепления с дорожным покрытием.
Использование покрышек в соответствии с сезоном – не просто дань моде или нормативное требование закона. Это гарантия безопасности для себя и других участников дорожного движения. Не стоит подходить к такому вопросу формально, ведь на кону стоит жизнь и здоровье людей.
Что будет за несоблюдение требований?
Согласно пункт 1 статьи 12.5 КоАП РФ, нельзя использовать транспортное средство, если имеются неисправности или присутствуют условия, при которых запрещено эксплуатировать машину. Под этот пункт попадает и использование резины, не соответствующей сезону.
Если гражданин своевременно не произвел замену покрышек, в его отношении может быть применено предупреждение. Если человек не исправил сложившуюся ситуацию, при повторной остановке на него может быть наложен штраф в размере 500 руб. Аналогичное правило действует и в случае, если водитель ездит на лысых покрышках. Однако наказание применяется не за использование летней резины во время зимнего периода, а за несоответствие глубины протектора установленным требованиям.
В положениях 12 главы КоАП РФ ссылки на нормы, закрепленные в техническом Регламенте таможенного союза, отсутствуют. Это значит, что оштрафовать водителя за езду на покрышках, не соответствующих сезону, нельзя. Однако подобное может рассматриваться, как неисправность. В этой ситуации и вступает в силу статья 12.5 КоАП РФ.
Сегодня разработка закона о зимней резине продолжается. Так, комитет Госдумы предложил повысить величину штрафа за использование покрышек, не соответствующих сезону, до 2.000 руб. Однако на сегодняшний день законопроект еще не принят.
Также важно проанализировать основные понятия, которые касаются рассматриваемой темы.
Протектор. Это один из элементов шины, так называемый скат, который предохраняет внутреннюю полость от возможных повреждений, а также гарантирует качественное сцепление колёс с дорожным полотном.
Покрышка. Это и есть шина, которая представляет собой толстый резиновый чехол. Этот чехол как бы наносится на камеру и покрывает её, напрямую контактируя с самим дорожным покрытием.
Штраф. Финансовая санкция, которая назначается представителем контролирующей службы для материального взыскания за допущенное нарушение.
Предупреждение. В рассматриваемом контексте обозначается предупреждение за нарушение правил дорожного движения. Это указание представителя ГИБДД, основанное на допущенных водителем действиях противоправного характера. Предупреждение необходимо для того, чтобы предупредить водителя и предотвратить таким способом возникновение опасных ситуаций.
КоАП. Это кодекс, в котором собраны административные правонарушения и обозначена ответственность за допущение таковых.
Далее рассмотрим более подробно, за что именно водитель может понести ответственность, почему и в каком виде.
Сколько нужно платить за штраф
Сегодня не существует штрафа за летнюю резину в зимний период. С 11 ноября 2018 года, в соответствии со статьёй 12.5 части 1 КоАП, автовладелец может быть оштрафован только в случае использовании потёртой резины. Штраф в этом случае составляет 500 рублей. Дополнительных наказаний (лишение прав, автомобиля) не предусмотрено.
С 2016 года разрабатывался пункт 3.2 в статье 12.5 КоАП, согласно которому постановлялось: за несоблюдение эксплуатационных норм покрышек автовладелец облагается административным штрафом в 2 000 рублей. Законопроект имел некоторые изъяны, поэтому не вступил в силу.
Под санкции попадают шины, протектор которых имеет глубину меньше 4 миллиметров. При этом инспектор ГИБДД накладывает штраф только в ситуации, когда подобная резина эксплуатируется на заледеневшей дороге. В такой период использование резины, не подходящей под правила, ведёт к возрастанию числа аварий, имеющих серьёзные последствия.
Как и где утилизировать старые покрышки
Самостоятельно утилизировать отходы IV класса опасности запрещено на территории РФ. Их необходимо отдавать в специальные пункты приема для переработки. Закапывание старых покрышек в землю на собственном садовом участке является неправильным способом утилизации.
Автомобильная резина стала для многих средством украсить свой двор, дачу и клумбу, сделать собственный тренажер своими руками. И это уже вошло в норму, так как таким образом можно бесплатно сделать приятное себе и своим близким. Много есть умельцев в России, которые научились из старых покрышек делать делать клумбы для цветов, некоторые научились создавать скульптуры в виде сказочных персонажей и животных. Особенно любили покрышками обустраивать спортивные уличные площадки на в школах и во дворах. Но всем не угодить. Многим эти шедевры не нравятся, а кто-то доволен. Но теперь в войну вкусов вмешался закон и придется с ним считаться.
В чем опасность езды на зимних шинах в плюсовую температуру?
Если пренебрегать рекомендациями производителя, и не «переобуть» автомобиль, то можно будет обнаружить массу неприятных ходовых характеристик:
- Быстрое изнашивание протектора. Это происходит от мягкости состава, поскольку он рассчитан на эксплуатацию только при отрицательных значениях. В теплое время шина разогревается, появляется более выраженный качающийся эффект, и протектор сильно изменяется. Поэтому от любого постороннего предмета на дороге колесо может деформироваться, а то и просто взорваться. Говорить о последствиях, наверное, не нужно.
- Колесо с расплавленной шиной трудно поддается управлению, даже небольшой переход за плюс может сыграть плохую роль – автомобиль начинает движение зигзагами, разогнаться и вовремя затормозить становится очень трудно. И всего за несколько поездок можно полностью лишиться покрышки – она превратиться в тряпочку.
- Колесо, неправильно обутое, делает более продолжительным путь торможения, это происходит от недостаточного сцепления с полотном магистрали. Подобное транспортное средство представляет опасность для всех без исключения участников движения. А если обратиться к статистическим данным, то именно эта причина показа в сводках о дорожных происшествиях с наездами на пешеходов.
- Кроме явных опасностей, которую представляет резина в летнюю пору, к тому же значительно увеличивается расход топлива. А происходит это потому, что машине и ее двигателю необходимо больше мощности для достижения нужно сцепления с дорогой, и та же статистика утверждает, что топлива уходит на 5-10 % больше.
Как докатывать фрикционки летом
Ещё раз подчеркнём, что ни в коем случае не призываем эксплуатировать зимние фрикционные покрышки летом. Докатывать их можно лишь при строгом соблюдении ПДД и должных навыках в управлении автомобилем. Оставаться на «зиме» рекомендуется лишь непродолжительное время, за которое можно подкопить средства на новые покрышки. И вот почему:
-
зимние шины имеют относительно плохое сцепление с асфальтом;
-
такие покрышки увеличивают тормозной путь и ухудшают управляемость в летний период;
-
протектор зимних шин не может выводить из пятна контакта большое количество воды – эффект аквапланирования наступает раньше;
-
фрикционные шины летом быстро изнашиваются.
Штрафы за резину не по сезону в 2022 — за шипы или зимнюю летом, лысую или летнюю зимой
В последние годы регулярно ходят разговоры и слухи о том, что Россия намерена ввести штрафы за использование зимних шин на летних и летних шин зимой. Назывались даже точные даты, а иногда и точная сумма в 2000 рублей за использование летних шин на зимних дорогах. В первую очередь хотим успокоить всех водителей – штрафы за межсезонную резину в 2022 году не вводятся, и законопроект N 464241-6 «О внесении изменений в Кодекс правонарушений (для обеспечения безопасной эксплуатации транспортных средств)», который предусмотренные штрафы за использование летней резины зимой, в первом чтении не принят.
Но за использование летней резины зимой и зимней резины летом владельца машины могут оштрафовать? Как вести себя при разговоре с инспектором ГИБДД в случае остановки и проверки колес автомобиля?
Тем не менее, автовладельцам необходимо знать тонкости регулирования законности использования того или иного типа автомобильных шин летом и зимой, поскольку не исключено, что в ближайшее время в Госдуме будет принят другой законопроект и будут введены штрафные санкции. В этой статье мы подробно разберемся с этим вопросом.
Почему нельзя ездить зимой на летней резине
Для начала разберемся, что представляет собой автомобильная покрышка. Огромное количество людей водят машину и при этом не имеют никакого представления о том, чем отличаются друг от друга разные типы резины. Так можно ли зимой ездить на летней резине? Шоферы со стажем считают, что у каждого автовладельца должен быть комплект зимних колес, чтобы вовремя «переобуться». Действительно ли это так важно?
Необходимо понимать, что автомобильные шины в зависимости от сезона эксплуатации делятся на:
- летние – их используют в теплое время года и в жарком климате, когда дорожное покрытие раскаляется под солнцем;
- зимние – предназначены для езды при температуре воздуха ниже нуля;
- всесезонные – промежуточный вариант между двумя первыми типами шин.
Чем же отличаются эти покрышки? На фото внизу слева – зимняя шина, справа – летняя.
Могут ли оштрафовать за летнюю резину зимой?
Штраф за летнюю резину зимой не предусмотрен. В Техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств» есть уточнение про езду зимой. Документ предписывает «переобувать» автомобиль в ошипованную резину с 1 декабря до 1 марта. В 12-й главе КоАП, расписывающей административную ответственность в области дорожного движения, ссылки на этот пункт регламента нет, поэтому его нужно воспринимать как рекомендацию.
Отдельным пунктом уточним про «липучку». Машины на всесезонной резине закон не нарушают и штрафа за нее не предусмотрено. На будущее имейте ввиду: если водителей обяжут ездить на «зиме» все три месяца, легальной останется «всесезонка» с маркировкой «М+S», «M&S» или «M S».
Наказать рублем могут за облысевший протектор, если он меньше 1,6 миллиметра, а вы на легковушке. Заплатить придется 500 рублей, но скоро цифра может увеличиться раза в четыре. Разговоры об этом начались давно, примерно в то же время, когда предложили штрафовать любителей покататься «на лете» по скользкой дороге.
На вопрос «можно ли ездить на летней резине зимой»мы ответим: «смотря какие обстоятельства». Даже если летние колеса на вашей машине оказались случайно, и причины поездки очень весомые — лучше вызвать эвакуатор. Зимняя дорога «на лете» опасна даже для опытного водителя. Не доводите необходимость до аварии и лучше перестрахуйтесь. Вовремя меняйте резину и доверяйте это профессионалам. Например, мастерам официального дилера FAVORIT MOTORS. Мы не путаем покрышки местами, крепко прикручиваем колеса, а еще у нас есть бокс для ответственного хранения колес. Удобно и безопасно.
Запись на сервис Контакты сервисного центраЗадать вопрос
Как же можно увеличить зацеп летних покрышек? Из школьного курса физики мы помним, что трение покоя выше трения скольжения, из-за чего катящиеся колеса всегда лучше держатся за поверхность, нежели блокированные тормозами. А на льду заблокировать их легко. Поэтому лучше тормозить двигателем и трансмиссией. Переключение передач вниз позволит создать внутри механизмов дополнительное трение, которое поможет осадить автомобиль. В этом случае на колесах уменьшится действие сил, вызывающих проскальзывание.
Статья по теме
Танцы на льду. Какой полный привод нельзя использовать в гололёд?
Если в гололед включить вторую передачу и разгоняться на ней до 40-50 км/ч, то при отпускании газа можно увидеть, как автомобиль эффективно теряет в скорости даже на гладком льду. При этом не требуется пускать в ход тормоза.
Подобная практика не только позволяет увеличить эффективность торможения, но и дает возможность избежать сносов. На скользких поверхностях и на летних покрышках необходимо всегда ехать под тягой, раскручивая мотор свыше 3 тысяч оборотов.