Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «До скольких лет ребенок лечится у педиатра, а со скольких у терапевта?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Детский гинеколог занимается проблемами репродуктивного здоровья девочек с рождения вплоть до достижения ими возраста 18 лет. За этот период девочка проходит в своем развитии несколько важных этапов (период новорожденности, период детства, нейтральный период, допубертатный период, период полового созревания), в ходе которых организм девочки претерпевает определенные физиологические и анатомические изменения.
Когда обращаться к детскому гинекологу?
Как правило, наибольшее число вопросов у родителей возникают в возрасте до года, когда молодые родители сталкиваются с проблемой выбора средств гигиены для девочки, особенностями выполнения туалета наружных половых органов, профилактики заболеваний полового тракта у ребенка; а также с началом периода полового созревания, когда начинающиеся трансформации тела девочки-подростка и физиологические процессы, происходящие в ее организме, во многом непонятны как родителям, так и самой девочке.
Детский гинеколог, в силу своих знаний в области особенностей организма девочки в каждом периоде ее жизни поможет разобраться в любом вопросе. Это касается , в частности, нормального состава микрофлоры половых путей, который отличается у пациенток различных возрастных групп и в значительной степени разнится с таковым у взрослых женщин. Соответственно и выбор средства для интимного ухода у детей, техника осуществления туалета наружных половых органов так же отличается в зависимости от возраста. В большинстве случаев родители не могут самостоятельно определиться с правильным выбором средств для ухода, но обратившись за консультацией к детскому гинекологу получат подробные разъяснения, касающиеся преимуществ того или иного гигиенического продукта.
То же самое можно сказать относительно вопросов, с которыми сталкиваются девочки с момента начала полового созревания и началом менструаций. В задачу детского гинеколога входит подробно и доступно рассказать девочке и родителям о норме и патологии в порядке появления и развития вторичных половых признаков, физиологии менструального цикла, а также иных анатомических и психологических аспектах периода пубертата у девочек. Именно детский гинеколог, имеющий четкое понимание об особенностях и ранимости пациенток периода полового созревания, может найти правильный подход и подобрать понятные и верные слова в общении с девочками данной группы. Кроме того, девочки-подростки порой бывают очень замкнутыми в силу своих возрастных особенностей и о многих своих проблемах умалчивают длительное время.
Поэтому очень важным аспектом работы детского гинеколога является умение выстроить доверительные отношения не только с девочкой, но и с мамой пациентки, объяснив ей те особенности развития детского организма, на которые необходимо обращать внимание, чтобы отличать норму от патологии и вовремя обращаться за медицинской помощью.
Нельзя не сказать также об очень актуальном вопросе, который на сегодняшний день беспокоит огромное количество девочек-подростков, это вопрос контрацепции. Ни для кого не секрет, что в настоящее время большое число подростков вступают в сексуальные отношения достаточно рано, в среднем возраст начала половой жизни колеблется от 12 до 16 лет. Однако достаточных знаний о методах контрацепции девочки и не имеют. Детский гинеколог поможет из огромного количества современных средств контрацепции подобрать наиболее подходящие и щадящие, а также дать подробную консультацию относительно профилактики инфекций, передаваемых половым путем. В случаях наступления нежелательной беременности детский гинеколог окажет должную психологическую поддержку, а также поможет с выбором профильного медицинского учреждения.
Более того, детский гинеколог при осмотре девочек любой возрастной группы, дает комплексную оценку ее развития, включая рост, вес, неврологический статус, что позволяет провести раннюю диагностику сопутствующей патологии у пациентки, направив ее на консультацию к смежным специалистам. Данное обстоятельство имеет большое значение, поскольку при выявлении заболеваний на ранней стадии , правильная , грамотная коррекция патологии способствует предотвращению осложнений в последующей жизни ребенка.
Психология подросткового кризиса
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.
Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.
В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.
В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.
С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:
- проходит половую идентификацию, принимает на себя мужскую или женскую роль;
- принимает свою внешность со всеми изменениями;
- меняет форму общения с окружающими: родителями, сверстниками и др.;
- принимает новый стиль отношений, превращается из ребенка в равноправного ответственного члена общества со зрелым поведением;
- развивает интересы, находит направления для развития своих способностей, последующего профессионального ориентирования.
Рекомендации родителям по преодолению кризиса
Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.
Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:
- Ненавязчиво войти в окружение. Доброжелательный, спокойный подход поможет преодолеть непонимание и агрессию. Участие в жизненных ситуациях, общие интересы позволят ненавязчиво помогать ребенку решать проблемы по мере необходимости.
- Интересоваться увлечениями. Не лишним будет разделять интересы ребенка, обсуждать с ним его хобби, разговаривать о его мыслях и узнавать точку зрения на разные вопросы.
- Терпеливо относиться к эмоциональным перепадам. Бурная реакция не должна вызывать взрыв эмоций в ответ.
- Предоставлять свободу. Важно обеспечить ребенку свое пространство, при возможности – личную комнату. Следует сдерживать свое желание контролировать его действия, увлечения, эмоции.
В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:
- Отказаться от нотаций. Даже маленькие дети не любят нравоучения, а у подростка они вызовут только протест и агрессию. Уже через несколько минут его внимание переключится на что-то другое.
- Не обвинять, не критиковать. Любые замечания нужно выдвигать в экологичной форме, без обвинений, нравоучений и навязывания.
- Обсуждать между делом. Подростки не всегда готовы к серьезным разговорам с глазу на глаз. Повышенное внимание к проблемам ребенка заставит его думать, что в его самостоятельности сомневаются. Но осторожная беседа во время совместной деятельности принесет результаты.
- Не повышать тон. Спокойные разговоры более эффективны, чем крики и скандалы.
- Хвалить. Из-за неуверенности подростки очень нуждаются в похвале, одобрении.
- Общаться с ребенком в мессенджерах, социальных сетях. Дети много времени проводят в смартфонах, планшетах. Переписки в мессенджерах для них привычны. Общение в такой среде позволит вести разговоры в комфортном для ребенка русле.
Как проходят профосмотры?
Если вашему ребенку меньше трех лет, то обратитесь к педиатру и скажите, что хотите пройти профосмотр. Педиатр должен выдать направления на анализы и обследования. Когда ребенку исполнится три года, то все обязательства по прохождению профосмотров берет на себя детский сад (в случае, если ребенок посещает муниципальное дошкольное учреждение). От родителей требуется лишь подписание согласия на медицинское вмешательство. То же самое и со школьниками.
Если ребенок болел в то время, как в детском саду или школе проводили профосмотр, то родителям придется самим обратиться в поликлинику вместе с малышом и пройти всех необходимых врачей. Направление к врачам выдают в детском садике или школе. В том случае, если ребенок посещает частный детский сад, организация профосмотров ложится на плечи родителей.
Как и когда применять средства от пота?
- Все дезодоранты и антиперспиранты следует наносить только на чистую сухую кожу.
- Нельзя пользоваться антиперспирантами 3 суток после бритья или эпиляции. Дезодорант можно наносить через сутки, при условии отсутствия ранок.
- Антиперспирант следует наносить с вечера, если утром планируется интенсивная физическая нагрузка. Дезодорант наносят утром, сразу после душа.
- Если запах пота уже появился, наносить не следует ни дезодорант, ни антиперспирант. Сначала необходимо смыть с кожи пот.
- Если в местах нанесения появляется покраснение, зуд, жжение, сыпь или отек, нужно немедленно прекратить применение всех средств от пота. После исчезновения неприятных симптомов дезодорант придется сменить на гипоаллергенный.
Завтрак, супы, перекусы — чем кормить детей?
— Насколько насыщенным должен быть завтрак подростка? Кто-то говорит, что по калорийности завтрак должен быть основной едой, а кто-то, наоборот, настаивает на минимализме. А что скажет эндокринолог?
— Дети разные. Я сейчас скажу важное про еду. Все начинается не в подростковом возрасте, а гораздо раньше, когда родители докармливают ребенка-трехлетку, потому что на тарелке что-то осталось. И до сих пор во многих семьях это есть: «Пока не доешь, не встанешь из-за стола! Я старалась, готовила!» Мне в этом видится какое-то неуважение к личности человека, который имеет право что-то хотеть и что-то не хотеть. В три года у человека есть желания. Когда мы пытаемся впихивать в него еду, когда он сыт, мы приводим к перерастяжению желудка, рефлюксу, нарушению перистальтики, запору и ожирению в дальнейшем. Потому что человек ест порции больше, чем ему нужно.
Когда болят и голова, и мышцы, и кости
— Как разбираться с головными болями у подростков, как обследовать, в каком направлении?
— Тут огромное количество вариантов. Если болит голова, стоит померить давление и дальше разбираться уже с врачом. Часто головные боли бывают, например, от напряжения. Или от того, что старые очки больше не годятся. Головная боль может быть связана с быстрым ростом — если человек за лето вырос на 20 сантиметров, не все успело перестроиться в позвоночнике и в сосудах.
Частые причины головных болей у подростка:
- повышенное давление,
- напряжение,
- изменение зрения,
- быстрый рост.
Признаки полового созревания у мальчиков
Благодаря активной выработке тестостерона примерно с 9 лет у мальчиков начинается взросление. Первый признак — это увеличение яичек в мошонке. Далее в возрасте около 10−11 лет у ребенка проявляется лобковое и подмышечное оволосение. В 12−13 лет увеличивается мужской половой орган — сначала в длину, а потом в толщину.
— Часто на приеме у врача взволнованные родители спрашивают, все ли там в порядке у мальчишки «в штанах», нормального ли размера половой орган. Нужно понимать, что он увеличивается в размере не в начале полового созревания, а в середине процесса. И основное значение для мальчика, как мужчины в будущем, имеет не размер полового члена, а размер яичек. Именно в них вырабатывается «главный» мужской гормон — тестостерон. Вот на что нужно обратить внимание родителям.
Стандартная схема взросления у мальчиков такая: сначала — увеличение яичек, затем — активный рост волос и увеличение полового члена. Если последовательность другая, родителям нужно обратиться к детскому эндокринологу. Врач выяснит, норма это или патология.
— Отдельно стоит сказать про первые поллюции — непроизвольное семяизвержение, которое чаще всего происходит по ночам в возрасте 13−15 лет. Это норма и одно из проявлений полового созревания. Родителям не стоит беспокоиться на этот счет. Но нужно подготовить ребенка к таким изменениям в его теле, чтобы он заранее имел об этом представление.
В 13−15 лет у мальчиков появляются зачатки усов и бороды. Это единичные мелкие волосы, больше похожие на пушок. Лишь к 16−20 годам они становятся жестче и превращаются в мужскую щетину.
Кроме активного роста волос и изменения половых органов у подростков в 13−15 лет происходит скачок роста: мальчики начинают расти на 8−12 см в год. Через 3−4 года скорость роста снижается.
Появляются и вторичные половые признаки: изменение хрящей гортани и «ломка» голоса, увеличение ширины плеч. На это влияет главный мужской гормон — тестостерон, который вырабатывается у мальчиков в яичках.
Патология проявляет себя как на физическом, так и на психоэмоциональном уровне. Среди физических симптомов выделяют повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение, боль в груди и сухость во рту, головные боли, ухудшение зрения, тремор конечностей, высыпания на коже, нарушения менструального цикла у женщин.
Психологические симптомы: ощущение потери контроля, ощущение человека, что он «сходит с ума», страх внезапной смерти, чрезмерное беспокойство, высокая восприимчивость и ранимость.
- Раздражительность;
- Постоянное чувство усталости и апатии;
- Повышенная чувствительность;
- Социальная изоляция;
- Частые и неожиданные перепады настроения;
- Нарушения режима сна и бодрствования;
- Потеря интереса к жизни или к определенным её сферам.
Именно постоянное чувство тревоги за свою жизнь или жизнь близких людей вызывает у человека бессонницу. Проблемы со сном не позволяют полноценно отдохнуть организму и нервной системе страдающего неврастенией. Это, в свою очередь, еще больше усиливает все перечисленные выше симптомы.
Поэтому при бессоннице специалисты рекомендуют несколько простых и эффективных правил:
- Соблюдать режим дня, то есть стараться засыпать и просыпаться в одно и тоже время;
- Заниматься спортом, давая организму лёгкую нагрузку;
- Чаще бывать на свежем воздухе;
- Сократить количество напитков, содержащих кофеин;
- Употреблять в пищу лёгкие продукты, чтобы избежать дискомфорта в желудке.
Как растет ребенок и что такое боли роста?
Наибольшая скорость роста отмечается в утробе матери, затем она постепенно снижается после рождения до полового созревания, а затем вновь резко возрастает.
Росту новорожденного уделяется пристальное внимание, которое объясняется важностью данного параметра в общей оценке развития. В первый год жизни ребенок обычно вырастает примерно на 25 см. В возрасте от 1 до 4 лет дети растут со скоростью около 10 см в год, достигая к 4 годам 100 см («метровичок — пудовичок», т.е. рост 1 м, вес — примерно 16 кг). В дальнейшем рост несколько замедляется (примерная скорость роста 5 см в год) до полового созревания. Пубертатный период характеризуется скачком роста (10–15 см в год) и обусловлен влиянием соматотропного гормона гипофиза (СТГ), а также повышением продукции половых гормонов (андрогенов и эстрогенов).
Важными гормональными регуляторами роста являются соматотропный гормон, инсулиноподобный фактор роста 1, половые стероиды и гормоны щитовидной железы. Интересно, что снижение уровня инсулина или имеющаяся инсулинорезистентность в подростковом возрасте, отрицательно влияют на рост. Наибольший интерес вызывают пептиды, обладающие гормонально-подобными эффектами, синтезируемые в организме (факторы роста). Из взаимоотношения с соответствующими рецепторами запускают каскады сигнальных реакций клеток, которые избирательно регулируют активность генов. Открывают все новые и новые факторы роста, и информация об их свойствах очень быстро растет.
Рост будет длиться до тех пор, пока сохраняются эпифизарные пластины роста. Половые гормоны (эстроген, тестостерон) вызывают закрытие эпифизарных пластин роста в позднем подростковом возрасте. Хрящ полностью заменяется костью, и естественный рост прекращается.
Окончательный рост, которого достигает человек, зависит от размеров длинных трубчатых костей (голени и бедра). Андрогены способствуют закрытию эпифизарных зон роста и, таким образом, прекращают рост.
Боли роста признаются далеко не всеми врачами, они не рассматриваются в качестве диагноза и представляют собой клинически незначимые боли в ногах.
Виды стимуляторов для лечения СДВГ
В основном при синдроме дефицита внимания и гиперактивности используются два класса стимуляторов: амфетамины и метилфенидат. Среди амфетаминов можно выделить амфетамин (смесь солей, Аддералл), метамфетамин, дексамфетамин и лиздексамфетамин. Метилфенидатные препараты подразделяются на собственно метилфенидат и дексметилфенидат.
Действие ряда препаратов для лечения СДВГ, например риталина, изначально было рассчитано на несколько часов (в среднем около четырех), и эти лекарства приходилось принимать по несколько раз в день. В настоящее время существуют психостимуляторы (такие как концерта) которые действую более продолжительное время (эффект может длиться до 12 часов). В целом, по длительности воздействия можно выделить три группы стимуляторов:
- Короткого действия. Они вступают в силу быстро, но также быстро могут и прекращать свое действие. Чаще всего их приходится принимать несколько раз в день.
- Промежуточного действия. Эффект длится более 4 часов, и прием препарата необходим около двух раз в день.
- Препараты длительного действия. Могут приниматься только один раз в день.
При выявлении признаков коронавируса у ребенка врач назначит диагностику. Малышам, так же, как и взрослым, делают ПЦР-тест. На его проведение требуется время. Поэтому диагноз, даже если родители вызвали врача при появлении первых симптомов коронавируса у ребенка, ставят обычно на второй-третий день заболевания.
Важно, чтобы лечение коронавируса у детей проходило под контролем и по рекомендации врача. Доктор назначит терапию в зависимости от клинической картины и на основании существующих медицинских рекомендаций и стандартов. Тактика лечения зависит от тяжести течения заболевания. Если оно проходит в легкой форме, малыш может оставаться дома. Лечение «тяжелых» пациентов проводят в стационаре детской больницы.
Восстановление после коронавируса у детей
«К сожалению, последствия перенесенной короновирусной инфекции иногда протекают более тяжело, чем само заболевание, – отмечает Альфия Аминова. – Постковидный синдром может быть представлен в виде сниженного иммунитета, нарушений микробной флоры, поражения печени. Очень тяжело протекает мультивоспалительный синдром, который развивается через несколько месяцев после перенесенного COVID-19. Он представляет серьезную опасность для жизни. Один из самых неблагоприятных исходов коронавирусной инфекции – развитие кавасаки-подобного синдрома, который протекает с поражением коронарных сосудов сердца».
Родителям важно контролировать восстановление детского организма после перенесенного заболевания и делать это следует под контролем врача. Если болезнь прошла легко и завершилась без осложнений, необходимо:
- обратить внимание на соблюдение режима дня;
- избегать переутомлений;
- соблюдать диету;
- закаливать ребенка;
- записать его в спортивную секцию или следить, чтобы он занимался физическими упражнениями;
- обеспечить питание, богатое витаминами и микроэлементами.
Особенности формирования невроза у ребенка
Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.
Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье.
Стоит выделить основные «неадекватные» типы воспитания:
- Недостаточное уделение внимания малышу — «гипоопека».
- Избыточное уделение внимания — «гиперопека».
- Жестокое воспитание.
- Авторитарное воспитание.
Так что же делать с «иммунными йогуртами»? есть или нет? Подводим итоги:
Если иммунная система вашего ребенка работает нормально — реагирует должным образом на инфекции и не проявляет признаков гиперреактивности, то ничего специального делать не нужно. Нужно лишь перестать смотреть рекламу и постоянно неоправданно беспокоиться «об иммунитете», приняв тот факт, что как бы мы ни старались — дети будут заболевать, а как бы не старались патогенные микроорганизмы – дети будут выздоравливать.
По поводу «йогуртов» — пищевой продукт предназначен для питания и не более. Естественно, что питаться – полезно, а не питаться – вредно. Йогурт ничего не лечит, лечат правильно назначенные врачом лекарственные препараты, продающиеся в аптеке.
Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка действительно есть проблемы с иммунной системой, поговорите с педиатром или проконсультируйтесь у иммунолога.
Вместо поиска «волшебной таблетки» для «усиления иммунитета» научите ребенка очень часто мыть руки, любить прогулки и закаливание, и проводите плановую вакцинацию. Эти простые меры принесут гораздо больше пользы.
Какой Магний Б6 лучше давать ребенку, поговорите с педиатром. Годовалым детям может подойти один препарат, а малышам 7-10 лет может потребоваться совершенно другой. Выпускается лекарство в двух формах: таблетки и раствор.
Существуют обычные таблетки и Магний B6 Форте, которые отличаются более высокой концентрацией активного компонента. Определять дозировку должен опытный врач-педиатр, так как она всегда зависит от возраста и типа препарата:
- Магний Б6 в таблетках подходит детям после 5-6 лет в количестве 4-6 таблеток в сутки (одна таблетка содержит около 50 мг магния;
- Магне Б6 Форте в таблетированной форме тоже разрешен детям после 5-6 лет по 2-3 таблетки в сутки (в каждой таблетке до 100 мг);
- раствор Магний B6 подходит детям даже до года, а доза варьируется в пределах 1-4 ампул в сутки.