Изменения правил дорожного движения для автобусов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения правил дорожного движения для автобусов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В случае закупки новых автобусов казенные и бюджетные учреждения (при закупке за счет субсидий, предоставляемых из бюджета) обязаны руководствоваться Законом № 4-ФЗ, автономные учреждения – Законом № 23-ФЗ.

Особенности закупки автобусов для перевозки детей.

Как правило, закупки автобусов осуществляются на конкурентной основе путем проведения торгов. Поскольку стоимость новых автобусов, используемых для перевозки детей, довольно высока (примерная минимальная стоимость составляет 1 00 00 руб.), их закупка у единственного поставщика на основании пп. 4, 5 п. 1 ст. 93 Закона № 4-ФЗ (распространяется на закупки на сумму до 100 00 до 400 00 руб.) невозможна.

По Закону № 23-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика фиксируется в положении о закупках. Таким образом, в данном случае возможность закупки автобусов у единственного поставщика зависит от включения таких закупок в упомянутый перечень.

При закупке автобусов важно учитывать Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 56, устанавливающее запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такой запрет введен в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей. Согласно указанному постановлению под запрет подпадают в том числе автобусы и прочие автотранспортные пассажирские средства с числом мест для сидения не менее 10.

Регулирующие нормы законодательства

Для организованной перевозки группы детей новые правила лицензирования установлены ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в который с 1 марта 2019 года были внесены соответствующие изменения. С этого момента получение лицензии обязательно при осуществлении организованной перевозки детей, а также в случае доставки школьников до места учёбы и домой. Кроме этого, деятельность осуществляющего перевозку детей предпринимателя регулируется нормами ФЗ№ 196 «О безопасности дорожного движения» и ФЗ № 259, утвердившего Устав автомобильного транспорта, который устанавливает правила транспортировки пассажиров и багажа.

В процессе оформления лицензии информация о перевозящем людей автобусе включается в специальный реестр лицензий и транспортных средств, для чего подаётся отдельное заявление.

Техосмотр на автобус и его особенности в 2023 году

Все вопросы относительно ТО регулируются законом ФЗ № 170-ФЗ от 01.07.2011 «О техническом осмотре ТС» (далее – ФЗ № 170). Ст.15 п.1 этого нормативного акта гласит, что автобусы подлежат ТО один раз в шесть месяцев.

Прежде чем понять, почему этим ТС необходимо проходить технический осмотр чаще, чем другим, необходимо разобрать следующие основные понятия:

  1. Диагностическая карта – это документ, в который заносятся результаты проверки автомобиля на исправность и комплектность.
  2. Автобус – это многоместное транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров по обозначенному маршруту. Он используется как в качестве городского маршрутного ТС, так и для междугородних или межгосударственных перевозок.
  3. Полис ОСАГО – это документ, подтверждающий обязательное страхование автогражданской ответственности водителя. На его основании производится возмещение ущерба потерпевшему участнику ДТП. Страховка на автобус выдаётся только при наличии результатов ТО, зафиксированных в диагностической карте.

Автобусы занимаются перевозками большого количества людей, поэтому исправность этих транспортных средств должна регулярно проверяться. Такие виды ТС подлежат техосмотру чаще, нежели те же легковые авто, принадлежащие частным лицам.

Значение диагностической карты в данном случае невозможно переоценить, ведь в ходе осмотра проверяется не только соответствие технического состояния ТС действующим нормам, но и его комплектация: наличие средств пожаротушения, наполненность аптечки необходимыми медикаментами и т.д.

Таким образом, регулярное прохождение ТО обеспечивает безопасность автобуса и возможность оказания первой помощи в случае ДТП, что имеет огромную важность для водителя, пассажиров и др. участников дорожного движения.

Особенности размещения и выхода детей из автобуса

Главная обязанность сопровождающих лиц – это обеспечение должного порядка при посадке/высадке, а также передвижении и стоянке транспортного средства. Перед тем как посадить пассажиров в автобус, сопровождающий должен предпринять следующие меры:

  1. Сверить фактическое число детей с их количеством в поданных списках.
  2. Собрать детей на безопасном участке. Таковым считается место на расстоянии 15 м от пункта посадки.
  3. Обеспечить погрузку поклажи в багажное отделение ТС.
  4. Организовать контроль состава и габаритов ручной клади согласно ПП №1177.
  5. Проинструктировать детей о требованиях к собственному поведению в случае остановок/движения автобуса, а также при непредвиденных ситуациях в период поездки.

Правила перевозки организованных детских групп 2023 года указывают на то, что сопровождающий должен контролировать режим питания, состояние здоровья и поведение несовершеннолетних пассажиров. Если возникают непредвиденные ситуации, то взрослый человек обязан следить за маршрутом и координировать передвижение ТС. Лишь после того, как автобус остановился, дети размещаются в салоне под пристальным наблюдением водителя и ответственных лиц. Вход – строго через передние двери, маленькие пассажиры идут в парах.

Читайте также:  Как рассчитать коэффициент инфляции

Организаторы также следят за безопасным размещением клади: она не должна закрывать обзор и представлять угрозу для детей. Как только все ребята заняли свои места водителю сообщают о завершении посадки. В случае остановки сопровождающие лица первыми выходят из ТС.

Требования к сопровождающему

Задача сопровождающих группы — следить за поведением детей, их питанием, состоянием здоровья, за соблюдением своими подопечными правил безопасного проезда в автобусе и посадке-высадке из него. Также в случае необходимости сопровождающий корректирует маршрут.

Аварийная сигнализация должна быть включена:
при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей» и высадке из него.

Пункт 7.1 ПДД

Количество сопровождающих может быть любым, минимум — 1 взрослый на 20 детей. Если в путь отправляются несколько автобусов — сопровождающие должны быть в каждом, а минимальное их число должно равняться количеству дверей. При этом при посадке-высадке детей взрослый должен быть у открытой двери.

Почему это важно? Для безопасности юных пассажиров. Например, при отсутствии контроля ребенок может выскочить из автобуса и побежать на проезжую часть. Или затеряться в толпе людей, которые идут в этот момент по тротуару.

При подаче уведомления в ГИБДД всех сопровождающих необходимо включить в список пассажиров.

Требования к медработнику

Правила упростились — больше не нужно брать медработника, если в путешествие отправляются 1 или 2 автобуса.

Медработник потребуется, если

  • продолжительность рейса более 12 часов;
  • в поездку отправляется колонна из 3-х или более автобусов.

При себе медработнику нужно иметь копию лицензии на осуществление медицинской деятельности или же копию договора с организацией или предпринимателем, у которых имеется такая лицензия.

Кто может подать уведомление об организованной перевозке детей в ГИБДД?

Серьезное изменение внесено в пункт 10 правил перевозки:

10. Руководитель или должностное лицо, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования — фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) обеспечивают в установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации порядке подачу уведомления об организованной перевозке группы детей в подразделение Госавтоинспекции в случае, если организованная перевозка группы детей осуществляется одним или двумя автобусами, или заявки на сопровождение автомобилями подразделения Госавтоинспекции транспортных колонн в случае, если указанная перевозка осуществляется в составе не менее 3 автобусов.

10. Подачу уведомления об организованной перевозке группы детей в подразделение Госавтоинспекции в случае, если организованная перевозка группы детей осуществляется одним или двумя автобусами, или заявки на сопровождение транспортных средств патрульным автомобилем (патрульными автомобилями) подразделения Госавтоинспекции в случае, если указанная перевозка осуществляется в составе не менее 3 автобусов, в установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации порядке обеспечивают руководитель или должностное лицо организации, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования:

  • фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) — если фрахтователь является уполномоченным представителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем (его уполномоченным представителем);
  • фрахтовщик — если фрахтователь является физическим лицом.

До 1 октября 2021 года подать уведомление в ГИБДД мог как представитель заказчика (фрахтователя), так и представитель компании, владеющей автобусом (фрахтовщик).

Например, если группа родителей решила самостоятельно организовать для своих детей экскурсию, то подать уведомление в ГИБДД в том числе мог родитель, который заключал договор фрахтования.

Квалификационные требования к водителю школьного автобуса

В соответствии с Правилами организованной перевозки группы детей автобусами (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от17.12.2013 г. № 1177), водитель школьного автобуса должен:

  • иметь непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории D не менее одного года;
  • не совершать административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест в течение последнего года;
  • пройти предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом;
  • пройти предрейсовый медицинский осмотр.

Работник должен быть ознакомлен с должностной инструкцией водителя школьного автобуса, а также с основной инструкцией по охране труда для водителя школьного автобуса.

Требования к водителю

С введением новых изменений для осуществления организованных перевозок будут допускаться только водители, отвечающие ряду условий:

  • стаж работы водителем ТС с правами категории «Д» — от 1 года за последние 3 календарные года;
  • отсутствие административных правонарушений в сфере дорожного движения, а также отсутствие наказания за эти нарушения (лишения прав или административного ареста);
  • перед рейсом водитель прошел специальный инструктаж, в котором рассказывается об обеспечении безопасности организованных детских поездок;
  • перед перевозкой водитель прошел медосмотр, соответствующий требованиям Минздрава РФ.

Установку тахографов в городских автобусах снова перенесли на год

12. При организованной перевозке группы детей в междугородном сообщении организованной транспортной колонной в течение более 12 часов согласно графику движения руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования — фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) обеспечивает сопровождение такой группы детей медицинским работником, имеющим при себе копию лицензии на осуществление медицинской деятельности или копию договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию.

Организованная перевозка группы детей в случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, без медицинского работника не допускается.

11. Если продолжительность организованной перевозки группы детей превышает 12 часов и для ее осуществления используется 3 автобуса и более, организатор перевозки обеспечивает сопровождение такой группы детей медицинским работником. В указанном случае организованная перевозка группы детей без медицинского работника не допускается.

Читайте также:  Договор залога автомобиля между физическими лицами

Требования о наличии медицинского работника в автобусе также меняются далеко не в первый раз. С 1 января 2021 года медработник требуется только при одновременном выполнении двух условий:

  • продолжительность поездки превышает 12 часов;
  • в колонне едут 3 или более автобусов.

В данном случае требования стали проще, на поездках с использованием 1-го или 2-х автобусов медицинский работник в 2021 году не потребуется.

14. Руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования — фрахтователь обеспечивает назначение в каждый автобус, осуществляющий перевозку детей, сопровождающих, которые сопровождают детей при перевозке до места назначения.

Количество сопровождающих на 1 автобус назначается из расчета их нахождения у каждой предназначенной для посадки (высадки) пассажиров двери автобуса, при этом один из сопровождающих является ответственным за организованную перевозку группы детей по соответствующему автобусу и осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих в указанном автобусе.

8. Организатор перевозки назначает в каждый автобус, используемый для организованной перевозки группы детей, лиц, сопровождающих детей в течение всей поездки (далее — сопровождающие лица). Если группа включает более 20 детей, минимальное количество сопровождающих лиц определяется из расчета их нахождения у каждой предназначенной для посадки (высадки) детей двери автобуса. Допускается назначение одного сопровождающего лица, если группа включает 20 и менее детей и если посадка (высадка) детей осуществляется через одну дверь автобуса.

9. Если в автобусе находятся несколько сопровождающих лиц, организатор перевозки назначает из них ответственного за организованную перевозку группы детей по соответствующему автобусу, который осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих лиц в указанном автобусе.

Действующие правила говорят о том, что количество сопровождающих должно быть не меньше, чем количество дверей в автобусе. И в большинстве ситуаций это оправдано. Тем не менее рассмотрим следующий пример:

Группа из 10 детей и 1 учителя запланировала поездку в театр, для этого был заказан небольшой микроавтобус (Газель). В назначенный день Газель сломалась и в качестве замены фирма предложила использовать большой туристический автобус на 40 мест.

Однако описанная группа не может ехать в большом автобусе, т.к. в нем две двери, а в группе есть лишь один взрослый сопровождающий.

Начиная с 1 января 2021 года данная проблема исключена. Для группы детей, в которой меньше 20 человек, допускается наличие одного сопровождающего. Однако при этом есть одно дополнительное условие — все дети должны заходить в автобус только через одну дверь, около которой и размещается сопровождающий.

Вопрос: Согласно пункту 3 Правил организованной перевозки группы детей автобусами (утв. постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N 1177) для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет.

При этом требования указанного пункта 3 Правил не применяются до 30 июня 2021 г. (пункт 1 Постановления Правительства РФ от 28 апреля 2020 г. N 597).

Однако указанные Правила организованной перевозки группы детей утратили силу с 1 января 2021 года. Взамен принято Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. N 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами». Новые же правила не содержат требований к «возрасту» автобусов для перевозки групп детей.

Правильно ли я понимаю, что таких требований действующее законодательство не содержит, и после 30 июня 2021 года по-прежнему для перевозки групп детей можно использовать автобусы, с года выпуска которых прошло 10 лет и более?

Ответ: Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России рассмотрел обращение, поступившее на официальный интернет-портал Минтранса России 13 мая 2021 г., и в рамках своей компетенции сообщает.

Согласно Положению о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, разъяснение законодательства Российской Федерации, в том числе толкование отдельных его положений, не относится к полномочиям Минтранса России.

По существу поставленного вопроса, Департамент полагает возможным отметить следующее.

Требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованной перевозки группы детей автобусами в городском, пригородном и междугородном сообщении установлены Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2021 г. N 1527 (далее — Правила перевозки группы детей).

Вместе с тем, положениями Правил перевозок группы детей не установлены требования к ограничению года выпуска автобуса, используемого для осуществления организованной перевозки группы детей.

Заместитель директора Департамента
государственной политики в области
автомобильного и городского
пассажирского транспорта
А.В. Сазонова

В тех стандартах, что действуют сейчас, прописаны только общие, очень размытые формулировки. В новой версии — все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. По каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам.

— Я бы назвал эти стандарты стандартами компромисса, — пояснил «РГ» ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. — Изменения начали вносить еще в 2015 году — старались описать результаты образования более конкретно. До сих пор в стандартах были прописаны лишь результаты общего свойства. Например, по математике от школьника требовали «владеть основами математических знаний». И никакой конкретики. В новом документе появились более подробные и конкретные формулировки, например нужно знать теорему Пифагора и применять ее при решении математических задач.

Читайте также:  Пособие по потере кормильца в 2023 году

Каждой школе для обеспечения функционирования выделяется земельный участок, который необходимо содержать в чистоте. Как часто убирать пришкольную территорию, решает сама организация на месте. Главное – надлежащее состояние. Если школьный двор закрыт для посторонних, а учащиеся никогда не бросают бумагу на землю, если не прошел сильный снегопад зимой или ураган летом, то можно организовывать работу один раз в день либо через сутки. Однако опыт подсказывает, что пришкольную территорию надо убирать два раза в день: утром и вечером, тогда будет порядок. Для этой цели в штате предусмотрены дворники.

Минтранс подготовил поправки для борьбы со старыми автобусами

Согласно Федеральному закону №336, с 1 января 2022 года закреплена возможность применения электронных перевозочных документов на автомобильном транспорте.

С января 2022 года всем участникам перевозочного процесса на автомобильном транспорте (а это грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, операторы электронного документооборота, контрольно-надзорные органы) будет предоставлена возможность обмена транспортными накладными в электронном виде через государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Оператором системы определён Минтранс России.

30 апреля 2021 года был утверждён федеральный закон №105-ФЗ, освобождающий призывником от госпошлины за права.

Согласно тексту документа, в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, освобождающие от уплаты двух видов госпошлины:

  • за выдачу национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) гражданам, подлежащим призыву на военную службу и прошедшим подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, на основании удостоверений (свидетельств), подтверждающих получение гражданами соответствующей военно-учетной специальности и выдаваемых в порядке, установленном Минобороны;
  • за выдачу национального водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», гражданам, проходящим военную службу по призыву.

Документ вступит в законную силу с 1 января 2022 года.

С 1 января 2022 года тахографы должны быть установлены на городских автобусах категорий М2 (до 5 тонн) и М3 (свыше 5 тонн). Такие требования указаны в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 года N 1998 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий».

Согласно Федеральному закону от 26.07.2019 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», с 27 июля 2020 года управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, предусматривало наложение штрафа в размере 2000 рублей.

Однако, Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» вступление в силу указанного штрафа перенесено на 1 марта 2022 года.

На портале проектов нормативно-правовых актов опубликован проект приказа об электронном взаимодействии между МВД и Минздравом. Как говорится в пояснительной записке, на сегодняшний день отсутствие информационного взаимодействия между двумя ведомствами приводит к тому, что зачастую после выдачи водительских прав у граждан выявляют медицинские противопоказания к управлению автомобилем. Однако, такие водители продолжают управлять автомобилем, подвергая себя и окружающих опасности.

В связи с этим, МВД России совместно с Минздравом подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения».

Положения законопроекта направлены на исключение возможности допуска к управлению транспортными средствами лиц, имеющих заболевания, которые являются:

  • медицинскими противопоказаниями для управления транспортными средствами;
  • медицинскими показаниями для управления транспортными средствами;
  • медицинскими ограничениями для управления транспортными средствами.

Проект предусматривает законодательное закрепление информационного взаимодействия между Минздравом и МВД в электронном виде посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Оформление медицинского заключения (медсправки) планируется осуществлять в электронном виде в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.

При этом, по желанию гражданина ему может быть выдана выписка из информационной системы о результатах медицинского освидетельствования.

Требования к транспортным средствам

Новые правила перевозки детей школьным автобусом, в части транспорта для перевозки детей, начнут действовать с 01.01.2017 года. Они оговаривают:

  • Обязательное наличие технического талона или карты диагностики, подтверждающей исправность транспортного средства.
  • Автобус для перевозки детей должен быть не старше 10 лет с момента выпуска.
  • В каждом транспортном средстве должен быть установлен тахограф, осуществляющий контроль за скоростью передвижения транспортного средства, режимом сна и отдыха водителя.
  • Должна быть установленная спутниковая навигационная система Глонасс, для возможности определения местонахождения автобуса в любое время суток.

Назначение и область применения школьных автобусов

Необходимость доставки детей к месту обучения появилась очень давно. Первые повозки появились в столице Великобритании еще в начале 19 века. С развитием автомобильной промышленности и созданием ДВС стали выпускаться первыешкольные автобусы для детей. Сначала они имели простейшую конструкцию, но уже к концу 30-х годов 20-го века получили классический вид.

Сегодня такой транспорт применяется для решения следующих задач:

  • Доставка школьников к учебному учреждению.
  • Развозка детей по домам после завершения учебного процесса.
  • Перевозка школьников к местам проведения разных событий в сфере спорта, развлечений, образования.
  • Экскурсионные поездки и т. д.

В РФ школьные автобусы чаще всего используются для доставки детей к школе из удаленных регионов. Нередко бывают ситуации, когда учебное заведение находится только в районном центре, а в деревнях и селах их нет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *