Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1. Общие положения и область применения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прием малышей в детский садик происходит лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с какими-либо инфекционными или заразными заболеваниями. Если у работника сада возникает подозрение на ненадлежащее состояние здоровья, ребенок к учебе не допускается.
Основные положения СанПиН 2.4.1.2660-10
Дополнительно можно купить раздаточный материал, многообразие которого поражает воображение:
- обычные мячи;
- игольчатые мячи для массажа;
- валики и кольца;
- следки с шипами;
- скакалки;
- мешочки с песком и так далее.
Все эти вещи предотвращают плоскостопие, способствуют развитию мелкой моторики, помогают выполнять увлекательные и полезные упражнения.
Спортивная площадка в детском саду.
Методическое пособие
Полноценное и разностороннее, физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможны без правильно организованной двигательной деятельности и целесообразного двигательного режима. Чтобы обеспечить их, необходимо в дошкольном учреждении создать физкультурную базу, т. е. соответствующие условия как в помещении, так и на участке.
Для ДОУ общеразвивающей направленности.
Ясельный возраст:
- от 2 месяцев до 1 года — не более 10 человек;
- от 1 года до 3 лет — не более 15 человек;
- при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 человек.
Дошкольный возраст:
- для детей 3 — 7 лет — не более 20 человек (оптимальная — 15 человек);
- в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 — 7 лет) — не более 10 человек;
- при наличии в группе детей любых двух возрастов (3 — 7 лет) — не более 20 человек (оптимальная — 15 человек).
В комбинированных ДОУ и ДОУ компенсирующей направленности количество детей регулируется отдельно.
Места для настольных игр и занятий должны быть оборудованы с учётом предпочтения ребёнком правой или левой руки (для левшей освещение правостороннее).
При организации занятий детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью — за первые столы, соответствующие их росту.
Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.
Максимально допустимый объём занятий:
- ясельная группа (от 1,5 до 3 лет) — 10 занятий продолжительностью 8-10 мин. каждое;
- младшая группа (четвёртый год жизни) — 11 занятий продолжительностью не более 15 мин. каждое;
- средняя группа (пятый год жизни) — 12 занятий продолжительностью не более 20 мин. каждое;
- старшая группа (шестой год жизни) — 15 занятий продолжительностью не более 25 мин. каждое;
- подготовительная группа (седьмой год жизни) — 17 занятий продолжительностью не более 30 мин. каждое.
Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной — трех. Перерывы между занятиями — не менее 10 минут. В середине занятия проводят физкультминутку.
Занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня, но не чаще 2 — 3 раз в неделю.
Количество дополнительных занятий (кружков, секций, студий и т.п.) в неделю:
- для детей 4-го года жизни — не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 мин.;
- для детей 5-го и 6-го годов жизни — не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 мин.;
- для детей 7-го года жизни — не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 мин.
Занятия с использованием компьютеров для детей 5 — 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 мин. и для детей 6 — 7 лет — 15 мин. Продолжительность уменьшается после перенесённого ребёнком заболевания.
Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда).
Домашние задания воспитанникам дошкольных образовательных организаций не задают.
Эти занятия не могут проводиться вместо сна или прогулки.
Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах — не более 20 мин., в старшей и подготовительной — не более 30 мин.
Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:
- в младшей группе — 15 мин.,
- в средней группе — 20 мин.,
- в старшей группе — 25 мин.,
- в подготовительной группе — 30 мин.
Одно из трех физкультурных занятий для детей 5 — 7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе.
Самостоятельная деятельность детей 3 — 7 лет занимает не менее 3-4 часов.
Организация питания в детском саду
- Все продукты, подаваемые на стол детям должны иметь сертификаты гарантии качества.
- Нормативы СанПиН подробно прописывают требования к хранению ингредиентов и порядок их приготовления.
- Формирование меню детских блюд происходит на основании главных потребностей детского организма в определенный возрастной период.
- Нет единых требований к оформлению меню по СанПиН для детских садов в 2018 году, поскольку необходимость потребления различных продуктов связана с особенностями каждого региона.
- Распорядок приема пищи основывается на расписании дня в садике. Но при этом обязательно должны соблюдаться временные интервалы кормления детей – не более 4 часов.
- При круглосуточном нахождении ребенка в ДОУ предусмотрено: два завтрака; обед; полдник; 2 ужина.
- Если время нахождения в саду не больше 8 часов, то обязательно должно быть четыре приема пищи.
2.1.1. Выбор земельных участков для строительства ДОУ, проекты зданий, привязка проектов (в т.ч. реконструкции и перепрофилирования) допускаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам.
2.1.2. Дошкольные образовательные учреждения следует размещать в микрорайонах на обособленных земельных участках, удаленных от магистральных улиц, коммунальных и промышленных предприятий, гаражей. Через территории ДОУ не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения). Расстояния от территории ДОУ до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей определяют в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.
При строительстве ДОУ следует учитывать радиус их пешеходной доступности: в городах — не более 300 м, в сельских населенных пунктах и малых городах одно- и двухэтажной застройки — не более 500 м.
По условиям аэрации участки ДОУ во всех климатических районах размещают в зоне пониженных скоростей преобладающих ветровых потоков, аэродинамической тени.
В районах Крайнего Севера необходимо обеспечивать ветро- и снегозащиту территории ДОУ.
Уровень шума на участке для вновь строящегося ДОУ не должен превышать 60 дБА.
2.1.3. Территория участка ограждается забором высотой не менее 1,6 м и полосой зеленых насаждений.
На сложных рельефах местности следует предусмотреть отвод паводковых и ливневых вод от участка ДОУ для предупреждения затопления и загрязнения игровых площадок для детей.
2.1.4. Территория земельного участка должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности участка — не менее 10 лк на земле.
2.1.5. Площадь земельного участка для вновь строящихся ДОУ с отдельно стоящим зданием принимается из расчета 40 м2 на 1 место, при вместимости до 100 мест — 35 м2 на 1 место; для встроенного здания ДОУ при вместимости более 100 мест — не менее 29 м2 на 1 место.
В климатических подрайонах IA , IБ, IГ, IД и IIА площадь земельного участка по согласованию с территориальным центром Госсанэпиднадзора может быть уменьшена, но не более чем на 30 %.
В крупных городах в условиях высокой плотности застройки при реконструкции зданий, при организации участка на сложном рельефе уменьшение площади участка допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
2.1.6. На земельном участке выделяют следующие функциональные зоны:
· зона застройки;
· зона игровой территории;
· хозяйственная зона.
2.1.7. Зона застройки включает основное здание ДОУ, которое размещают в границах участка. Расположение на участке посторонних учреждений, построек и сооружений, функционально не связанных с ДОУ, не допускается.
2.1.8. Здания ДОУ проектируют отдельно стоящими. При затесненной многоэтажной застройке в городах, а также при строительстве ДОУ в городах-новостройках допускается пристройка здания вместимостью до 140 мест к жилым домам при наличии отдельно огороженной территории с самостоятельным входом и выездом (въездом). Здание ДОУ следует отгородить от жилого здания капитальной стеной.
2.1.9. При недостаточной или неинсолируемой территории ДОУ часть или всю игровую территорию, по согласованию с центром госсанэпиднадзора, допускается размещать в отрыве от здания или участка на расстоянии не более 50 м.
2.1.10. Зона игровой территории включает в себя:
· групповые площадки — индивидуальные для каждой группы — из расчета не менее 7,2 м2 на 1 ребенка ясельного возраста и не менее 9,0 м2 на 1 ребенка дошкольного возраста;
· общую физкультурную площадку.
2.1.11. Групповые площадки соединяют кольцевой дорожкой шириной 1,5 м по периметру участка (для езды на велосипеде, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения). Покрытие площадок следует предусматривать: травяным, утрамбованным грунтом, беспыльным, в районах первой строительно-климатической зоны (с вечно мерзлыми грунтами) — дощатым.
Покрытие площадок для детей ясельного возраста должно быть комбинированным: травяным с утрамбованным грунтом вокруг песочниц и подходов к теневым навесам.
Групповые площадки для детей ясельного возраста располагают в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп.
2.1.12. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью не менее 40 м2. Деревянные полы навесов оборудуют на расстоянии не менее 15 см от земли.
Теневые навесы для детей ясельного и дошкольного возраста в I , II , III климатических районах ограждают с трех сторон, высота ограждения не менее 1,5 м. В IA , IB , IГ климатических подрайонах вместо теневых навесов оборудуют отапливаемые прогулочные веранды из расчета не менее 2 м2 на одного ребенка с принудительной вентиляцией.
Теневые навесы, пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещений групповых ячеек. Навесы для детей ясельного возраста до 2 лет допускается пристраивать к зданию ДОУ и использовать как веранды. В одной из стен навеса устраивают встроенный шкаф для хранения игрушек и инвентаря. Игровые площадки для детей ясельного возраста до 1 года оборудуют манежем (2,5 ´ 2,5 м), настилом (5 ´ 6 м). На площадках для детей ясельного возраста от 1 года до 3 лет устанавливают игровое оборудование (прилож. 1).
2.1.13. Игровые площадки для дошкольных групп оборудуют с учетом высокой активности детей в играх — турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупными строительными наборами.
Допускается устанавливать серийно выпускаемое или выполняемое по индивидуальному заказу стационарное игровое оборудование. Оно должно соответствовать возрасту и росту детей и иметь документ, подтверждающий его качество и безопасность.
Установка оборудования осуществляется согласно инструкции предприятия-изготовителя; оно должно быть надежно закреплено.
Поверхность оборудования не должна иметь острых выступов, шероховатостей и выступающих болтов. Для изготовления оборудования используют материалы высокого качества, способные выдерживать большие нагрузки. Для покрытия конструкций используют материалы, стойкие к воде, моющим и дезинфицирующим средствам. Все полимерные материалы, используемые при изготовлении оборудования, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным правилам.
2.1.14. Площадь озеленения территории ДОУ должна составлять не менее 50 %.
В площадь озеленения включают защитные от пыли, шума, ветра и другого полосы между элементами участка, обеспечивающие санитарные разрывы:
· не менее 3 м между групповыми площадками, между групповой и физкультурной площадками;
· не менее 6 м между групповой и хозяйственной площадками, между общей физкультурной и хозяйственной площадками;
· не менее 2 м между ограждением участка и групповыми или общей физкультурной площадками.
Групповые площадки ограждают кустарником.
По периметру участка устраивают зеленую защитную полосу из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5 м, со стороны улицы — не менее 6 м. Деревья высаживают на расстоянии не менее 15 м, кустарники — 5 м от здания ДОУ.
2.5.1. Основные помещения ДОУ должны иметь естественное освещение.
2.5.2. Неравномерность естественного освещения основных помещений не должна превышать 3:1.
Величина коэффициента естественной освещенности (КЕО) в групповых, спальнях, медицинской комнате, палатах изолятора, помещениях для музыкальных и физкультурных занятий, в компьютерном классе — не менее 1,5 %, в раздевальной — не ниже 1,0 %.
Освещение вторым светом допускается только в помещениях туалетных, приемных и раздевальных, расположенных в IA , IБ и IГ климатических подрайонах, II и III климатических районах. Помещения буфетных, кладовых и туалетных для персонала допускается устраивать без естественного освещения.
2.5.3. Светопроемы в групповых, игровых и спальнях оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами. В качестве солнцезащитных устройств (СЗУ) используются жалюзи внутренние, межстекольные и наружные только вертикально направленные. Конструкция регулируемых СЗУ в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь оконного проема и снижать нормируемую величину КЕО. Материал, используемый для жалюзи, должен быть стойким к воде, моющим и дезинфицирующим средствам. В качестве СЗУ используют и тканевые шторы светлых тонов, сочетающихся с цветом стен. Допускается использовать шторы из хлопчатобумажных тканей (поплин, штапельное полотно, репс и полотно), обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами.
Шторы на окнах в групповых помещениях не должны снижать уровень естественного освещения. Зашторивание окон в спальных помещениях допускается лишь во время сна детей, в остальное время шторы раздвигают, обеспечивая инсоляцию помещения.
2.5.4. При одностороннем освещении глубина групповых помещений — не более 6 м. При большей глубине помещений необходимо двустороннее параллельное или угловое расположение окон (обеспечивающее и сквозное проветривание). Переплеты окон не должны иметь мелких решеток.
2.5.5. На подоконниках не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения. Высота цветов не должна превышать 15 см (от подоконника). Цветы рекомендуется размещать в подвесных (на стене) или напольных цветочницах высотой 65 — 70 см от пола и в уголках природы.
2.5.6. При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение.
2.5.7. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений. Преимущество имеет люминесцентное освещение. Уровни искусственной освещенности в основных помещениях представлены в табл. 2.5.1.
Таблица 2.5.1
Нормативы искусственной освещенности в основных помещениях (при использовании люминесцентных ламп)
№№ |
Наименование помещений |
Освещенность не менее, лк |
Поверхности, к которым относятся нормы освещенности |
1 |
Раздевальная (приемная) |
200 |
На полу |
Групповая (игровая), компьютерный класс |
300 |
Горизонтальные поверхности на уровне 0,5 м от пола |
|
Спальня, веранда |
75 |
-«- |
|
Зал для музыкальных и физкультурных занятий |
200 |
На полу |
|
Туалетная |
75 |
На полу |
|
Буфетная |
200 |
Горизонтальные поверхности на уровне 0,8 м от пола |
|
2 |
Кабинет врача |
300 |
Горизонтальные поверхности на уровне 0,8 м от пола |
Изолятор |
200 |
-«- 0,5 м от пола |
2.9.1. Для профилактики энтеробиоза и гименолепидоза проводят: меры по оздоровлению источников инвазии и предупреждению передачи возбудителя, гигиеническое воспитание и обучение медицинского и другого обслуживающего персонала.
2.9.2. Выявление инвазированных контагиозных гельминтозами следует осуществлять одновременным обследованием всех детей и всего персонала ДОУ один раз в год. На пораженность острицами проводят троекратное обследование детей и сотрудников через 1 — 3 дня; на пораженность карликовым цепнем — через 10 — 20 дней.
2.9.3. Всех выявленных инвазированных регистрируют в журнале «Инфекционные заболевания» и проводят медикаментозную терапию силами медицинского персонала ДОУ.
2.9.4. При однократном обследовании детей и сотрудников и выявлении 20 % и более инвазированных острицами — проводят оз доровление всех детей и обслуживающего персонала ДОУ. Одновременно проводятся мероприятия по выявлению источников заражения острицами и их оздоровление в соответствии с порядком, установленным Минздравом России.
2.9.5. При неблагополучной ситуации по контагиозным гельминтозам профилактические мероприятия проводят как в период лечения детей, так и ближайшие 3 дня после его окончания. При этом необходимо:
· ежедневно 2 раза (утром и вечером) проводить влажную уборку помещений с применением мыльно-содового раствора;
· пропылесосить или обработать камерной дезинфекцией (если невозможно облучить бактерицидными лампами в течение 30 мин на расстоянии до 25 см) ковры, дорожки, мягкие игрушки и убрать их до завершения заключительной дезинвазии;
· в течение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы и подушки обрабатывать пылесосом. Одеяла и постельное белье не допускается встряхивать в помещении;
· в группах круглосуточного пребывания ежедневно менять или проглаживать горячим утюгом нательное, постельное белье и полотенца;
· ногти на руках детей и персонала должны быть коротко острижены;
· осуществлять надзор за соблюдением детьми и персоналом правил личной гигиены.
2.9.6. Заключительная дезинвазия проводится на третий день после окончания курса лечения. Одновременно производят замену песка в песочницах.
СанПиН — питание в детском саду
- Для питания детей в ДОУ не оборудуется отдельное помещение, а организуется в помещении групповой.
- Доставка пищи от пищеблока до групповой осуществляется помощником воспитателя в специально выделенных промаркированных закрытых емкостях.
- По СанПиНу, на пищевых емкостях должна быть нанесена маркировка, которая предусматривает групповую принадлежность и вид блюда (первое, второе, третье).
- По СанПиНу в ДОУ для мытья столовой посуды буфетная оборудуется двухгнездными моечными ваннами с подводкой к ним холодной и горячей воды. При децентрализованном водоснабжении буфетная обеспечивается емкостями для мытья посуды.
- Допускается установка посудомоечной машины в буфетных групповых ячейках.
- В строящихся помещениях ДОУ буфетная в групповой комнате должна быть запланирована еще при строительстве.
Спортивный зал: каким он должен быть.
Требования СанПин к спортивному залу школы прописаны в параграфе IV Постановления Главного госсанврача РФ от 28.09.15 г. № 61.
В частности сказано, что:
- Не допускается располагать физкультурный зал в цокольном или подвальном этаже школы (п. 4.2).
- Зал оборудуют на 1 этаже здания или в отдельном строении (п. 4.13). При условии, что он находится на 2 этаже при строительстве должны быть проведены работы по вибро- и звукоизоляции.
- При спортивных залах обязательно оборудуют снарядные, душ и туалеты (п. 4.14, п. 4.15). Переодеваться мальчики и девочки должны отдельно.
Новая редакция СанПин не устанавливает ограничений к разработке меню, однако уделяет пристальное внимание качеству блюд. Каждый продукт должен сопровождаться документами, подтверждающими его безопасность и качество.
Кроме того, СанПиН для детских садов 2020 для пищеблока устанавливает нормативы приема пищи при нахождении воспитанников в ДОУ свыше 8 часов подряд. В этом случае питание должно быть разбито как минимум на 4 приема, интервал между которыми не должен превышать 4 часов.
В обязательном порядке все блюда должны иметь технологические карты, в которых указываются данные о пищевой ценности блюда и способе приготовления:
- наименование готового блюда;
- перечень использованных продуктов с указанием веса каждого продукта;
- описание рецепта со ссылкой на источник;
- вес готового блюда;
- пищевая ценность – белки, жиры, углеводы, витамины;
- энергетическая ценность.
Образец «Паспорт физкультурного зала»
5.1.31. Спальни групповых ячеек детей оборудуются индивидуальными детскими кроватями. Для детей до 2-х лет в конструкции кровати должны быть предусмотрены защитные сетки (рисунки 33 и 34).
5.1.32. Расположение детских кроваток должно обеспечивать удобство подхода и переодевания детей. Минимальное расстояние между кроватями, с учетом безопасности инфекционных заболеваний, принимать равными 0,3 м между изголовьями кроватей и 0,65 м между длинными сторонами кроватей.
Одежду в спальнях дети складывают на детские стульчики.
5.1.33. Для разнорежимного сна или незапланированного отдыха детей в спальнях целесообразно выделять отдельные 2-3 зоны расстановкой кроватей или с применением перегородок-барьеров. В группах детей от 4-х лет рекомендуется разделение спальни на две зоны для мальчиков и девочек.
5.1.34. Туалетные делятся на умывальную зону и зону санитарных узлов.
5.1.35. В умывальных детских групп должно быть по 3 детских умывальника в ясельной группе и по 4 детских умывальника в дошкольной группе, вешалка для полотенец, душевой поддон, как правило, имеющий доступ с трех сторон для проведения закаливающих процедур с детьми, и одна умывальная раковина для персонала (рисунок 35).
Основное санитарно-техническое оборудование приведено в приложении Д.
Групповые ячейки детских групп с приоритетом одного или нескольких направлений развития (интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое)
5.2.1. В каждой групповой ячейке для детей дошкольного возраста с приоритетным направлением интеллектуального развития должно быть свое классное помещение для занятий детей подгруппами, площадью 25 м2 или классное помещение площадью для занятий группы площадью 50 м2, с кладовой для пособий и оборудования. Классное помещение должно быть изолировано от групповых помещений.
5.2.2. Помещение для занятий детей по подгруппам и классное помещение оборудуется по аналогии со школьным классом индивидуальными одноместными или двухместными столами. Характер оборудования определяется конкретной образовательной программой и указывается в задании на проектирование.
5.2.3. В составе групповой ячейки с приоритетным направлением интеллектуального развития или на две размещаемые рядом такие групповые ячейки, желательно иметь комнату персонала, используемую для хранения методического материала, аудио- видеоаппаратуры, а также в качестве комнаты для приходящих преподавателей. При классном помещении целесообразно предусматривать комнату преподавателей. Комната преподавателей должна быть оборудована шкафом для верхней одежды, стеллажом или шкафом для пособий и оборудования, рабочим столом, стульями.
5.2.4. В групповой ячейке с художественно-эстетическим направлением развития могут предусматриваться те же помещения или планировочные приемы размещения оборудования, что и в универсальной групповой ячейке, не имеющей дополнительных помещений. Классное помещение, или комната занятий по подгруппам в составе такой групповой ячейки оборудуются как изостудия: детскими мольбертами, тумбами для постановочных композиций, гончарными кругами и т.п. Для освещения постановок используются трансформируемые светильники на стойках, для освещения ученических мест — подвесные светильники, с направленным освещением вниз, фиксируемые на высоте 2 м от уровня пола.
5.2.5. В групповой ячейке с художественно-эстетическим направлением рекомендуется в помещении групповой или рядом с ним при наличии визуальной связи предусматривается пространство площадью от 4 до 12 м2, для организации самостоятельного творчества детей.
5.2.6. В помещении групповой детской группы с художественно- эстетическим направлением развития в зависимости от педагогической программы, могут быть рекомендованы различные планировочные элементы, разрабатываемые по специальному заданию:
— сцена площадью от 6 до 12-15 м2, высотой 0,2-0,5 м, с занавесом и сменными декорациями.
— подиум в форме сцены, с аудио-центром. Аудио-центр должен устанавливаться так, чтобы ребенок мог принимать участие в работе с пультом во время занятий и быть защищенным от поломок в остальное время. По внешнему периметру планировочный элемент (сцена, подиум и др.) может оборудоваться фиксируемыми простыми музыкальными инструментами или звучащими предметами — цимбалы, бубны, колокольчики, треугольник, дудки, барабан и т.д.
5.2.7. В интерьере групповой с направленностью художественно-эстетического развития выделяются места (фрагменты) самостоятельного эстетического освоения детьми окружающего пространства подставки или нити для икебаны, тумбы для скульптур, пустые рамки или паспарту для картин, в которые дети вставляют собственные рисунки.
5.2.8. Для воспитания у детей представления о цветовом дизайне, в составе интерьера групповой, на стенах или перегородках полезно иметь съемные заменяемые рамы-панели, имеющие разные цвет, декоративный рисунок, фактуру.
Для развития представления о световом дизайне, в зоне игрового пространства групповой рекомендуется предусмотреть варианты разнохарактерного освещения («мерцающие светлячки», «камин» для чтения сказок или прослушивания музыки, «светящийся каскад» или «бегущая дорожка» — для праздников, игр и т.д.).
Групповые ячейки детских групп с приоритетным направлением укрепления здоровья детей
6.2.1. Планировочная структура плавательных бассейнов для дошкольников должна определяться функциональными требованиями процесса обучения детей плаванию.
6.2.2. Бассейн с ванной размером 10-12,5×6 м проектируется на единовременную пропускную способность 20-24 человека (две подгруппы по 10-12 детей); бассейн с ванной 6-7×3 м рассчитан на единовременную пропускную способность 6-7 человек (на одну подгруппу детей).
6.2.3. В ДОУ общего типа, как правило, применяются бассейны с ванной размером 6-7×3 м. Ванны с размерами 10-12×6 м рекомендуется предусматривать в Центрах развития ребенка, в учебно-воспитательных комплексах, а также в отдельно стоящих крытых бассейнах, предназначенных для обслуживания приходящих групп детей из нескольких рядом расположенных детских садов.
6.2.4. В состав бассейна в ДОУ общего типа должны входить: зал с ванной, две раздевальные с душевой и туалетом в каждой, комната тренера, комната медсестры, лаборатория анализа воды, узел управления бассейном, кладовая инвентаря и технические помещения, связанные с обслуживанием бассейна.
6.2.5. Раздевальные при бассейне в ДОУ общего типа проектируются отдельно для мальчиков и для девочек из расчета по 10-12 мест каждая. В зданиях Центров развития ребенка или в отдельных зданиях бассейнов, обслуживающих детские группы из разных ДОУ, в гигиенических целях следует не увеличивать число мест в раздевальных, а предусмотреть увеличенное количество их комплектов: при ванне бассейна с зеркалом воды от 60 м2 следует иметь два комплекта раздевальных для мальчиков и девочек (т.е. всего — четыре), каждая на 10-12 мест, с душевой и туалетом.
Паспорт физкультурного зала
2.9.1. Для профилактикиэнтеробиоза и гименолепидоза проводят: меры по оздоровлению источников инвазиии предупреждению передачи возбудителя, гигиеническое воспитание и обучениемедицинского и другого обслуживающего персонала.
2.9.2. Выявлениеинвазированных контагиозных гельминтозами следует осуществлять одновременнымобследованием всех детей и всего персонала ДОУ один раз в год. На пораженностьострицами проводят троекратное обследование детей и сотрудников через 1 – 3дня; на пораженность карликовым цепнем – через 10 – 20 дней.
2.9.3. Всех выявленныхинвазированных регистрируют в журнале «Инфекционные заболевания» и проводятмедикаментозную терапию силами медицинского персонала ДОУ.
2.9.4. При однократномобследовании детей и сотрудников и выявлении 20 % и более инвазированныхострицами – проводят оздоровление всех детей и обслуживающего персонала ДОУ. Одновременнопроводятся мероприятия по выявлению источников заражения острицами и ихоздоровление в соответствии с порядком, установленным Минздравом России.
2.9.5. При неблагополучнойситуации по контагиозным гельминтозам профилактические мероприятия проводят какв период лечения детей, так и ближайшие 3 дня после его окончания. При этомнеобходимо:
- ежедневно2 раза (утром и вечером) проводить влажную уборку помещений с применениеммыльно-содового раствора;
- пропылесоситьили обработать камерной дезинфекцией (если невозможно облучить бактерициднымилампами в течение 30 мин на расстоянии до 25 см) ковры, дорожки, мягкие игрушкии убрать их до завершения заключительной дезинвазии;
- втечение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы и подушкиобрабатывать пылесосом. Одеяла и постельное белье не допускается встряхивать впомещении;
- вгруппах круглосуточного пребывания ежедневно менять или проглаживать горячимутюгом нательное, постельное белье и полотенца;
- ногтина руках детей и персонала должны быть коротко острижены;
- осуществлятьнадзор за соблюдением детьми и персоналом правил личной гигиены.
2.9.6. Заключительнаядезинвазия проводится на третий день после окончания курса лечения.Одновременно производят замену песка в песочницах.
2.14.1. Перед поступлениемребенка в ДОУ, в т.ч. и в группы кратковременного пребывания, в ЛПУ проводятпрофилактический осмотр ребенка в соответствии с действующими нормативнымидокументами.
2.14.2. При поступленииребенка в ДОУ врач собирает у родителей дополнительные сведения об особенностяхразвития и поведения ребенка; дает оценку состояния здоровья, физического,нервно-психического развития, которые вносит в медицинскую карту ребенка идоводит до сведения воспитателей групп.
Врач наблюдает за ребенком впериод адаптации и дает индивидуальные рекомендации по режиму дня, питанию иоздоровительным мероприятиям.
2.14.3. Ежедневный утреннийприем дошкольников в учреждение проводят воспитатели, которые опрашиваютродителей о состоянии здоровья детей. Медицинская сестра по показаниямосматривает зев, кожу и измеряет температуру тела ребенка. Прием детей вясельные группы осуществляется лицом, имеющим медицинское образование.Ежедневно осматривается зев, кожные покровы, проводится измерение температуры.Выявленные при утреннем фильтре больные и дети, с подозрением на заболевание, вДОУ не принимаются; заболевшие, выявленные в течение дня, изолируются. Взависимости от состояния ребенок остается в изоляторе до прихода родителей илигоспитализируется.
2.14.4. Один раз в неделюмедицинские работники проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотразаносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженныхпедикулезом, их отправляют домой (для санации).
2.14.5. После перенесенногозаболевания, а также отсутствия более 3 дней, детей принимают в ДОУ только приналичии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительностизаболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта синфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребенка- реконвалесцента на первые 10 – 14 дней.
2.14.6. При переводе ребенкаиз одного ДОУ в другое врач учреждения, которое он посещал, или участковыйпедиатр составляет выписку из медицинской карты ребенка.
2.15.1. Все работники ДОУпроходят медицинские осмотры и обследования в установленном порядке,профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.
Каждый работник ДОУ должениметь личную медицинскую книжку, куда вносят результаты медицинскихобследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенныхинфекционных заболеваниях, сведения о прохождении гигиенической подготовки иаттестации.
Работники, уклоняющиеся отмедосмотров, профессиональной и гигиенической подготовки, не имеющие личноймедицинской книжки установленного образца с результатами медосмотров ипрофессиональной гигиенической подготовки, к работе не допускаются.
При отсутствии сведений опрофилактических прививках лица, поступающие в ДОУ, должны быть привиты всоответствии с национальным календарем профилактических прививок.
2.15.2. Персонал ДОУ долженсоблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви;оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафудля одежды; коротко стричь ногти.
Перед началом работынеобходимо тщательно вымыть руки, надеть чистый халат или другой специальныйкостюм, иметь сменную обувь; аккуратно подобрать волосы. У техническогоперсонала дополнительно должен быть фартук и косынка для раздачи пищи, фартукдля мытья посуды и специальный (темный) халат для уборки помещений.
Перед входом в туалетнуюкомнату следует снимать халат и после выхода тщательно вымыть руки с мылом;пользоваться детским туалетом персоналу запрещается.
Перед выходом из ДОУперсонал убирает халат в шкаф для спецодежды.
2.15.3. Все работникипищеблока ежедневно осматриваются медсестрой на наличие порезов, ссадин,гнойничковых заболеваний на кожных покровах и опрашиваются на наличиекатаральных явлений верхних дыхательных путей с осмотром зева, с отметкой вжурнале установленного образца.
Персонал пищеблока не долженво время работы носить кольца, серьги, закалывать спецодежду булавками,принимать пищу и курить на рабочем месте.
Для персонала ДОУ следуетпредусмотреть не менее 3 комплектов санитарной одежды.
2.15.4. Не допускают илинемедленно отстраняют от работы больных или при подозрении на инфекционныезаболевание работников.
ДОУ могут функционировать:
- до 5 часов в день — в режиме кратковременного пребывания,
- 8 — 10-часового пребывания — режим сокращенного дня,
- 10,5 — 12-часового пребывания — режим полного дня
- 13 — 14-часового пребывания — режим продленного дня
- 24 ч. – режим круглосуточного пребывания детей.
При организации режима пребывания детей в ДОУ более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3-4 часа и дневной сон.
При организации режима пребывания детей до 5 часов — организуется однократный прием пищи.
- Для питания детей в ДОУ не оборудуется отдельное помещение, а организуется в помещении групповой.
- Доставка пищи от пищеблока до групповой осуществляется помощником воспитателя в специально выделенных промаркированных закрытых емкостях.
- По СанПиНу, на пищевых емкостях должна быть нанесена маркировка, которая предусматривает групповую принадлежность и вид блюда (первое, второе, третье).
- По СанПиНу в ДОУ для мытья столовой посуды буфетная оборудуется двухгнездными моечными ваннами с подводкой к ним холодной и горячей воды. При децентрализованном водоснабжении буфетная обеспечивается емкостями для мытья посуды.
- Допускается установка посудомоечной машины в буфетных групповых ячейках.
- В строящихся помещениях ДОУ буфетная в групповой комнате должна быть запланирована еще при строительстве.
Поскольку пищевые продукты могут являться причиной развития многих инфекционных болезней, то к питанию детей в ДОУ уделяется максимум внимания. Так, на ДОУ возлагаются такие обязанности:
- поиск и подбор надежных поставщиков;
- контроль за правилами доставки;
- контроль за разгрузкой и качеством упаковки продуктов;
- соблюдение правил хранения продуктов;
Внимание! Каждое готовое блюдо детского меню должно иметь технологическую карту.
С 2018 года по СанПин выделены отдельные требования по дизайну игровых площадок ДОУ. К ним относятся:
- выделение территории для спортивных занятий (физкультурная зона);
- площадь прогулочной территории должна быть приведена в соответствие с нормативом: 7 кв. м на одного ребенка;
- для прогулочных зон должно быть организовано травянистое покрытие, утоптанный грунт или искусственное покрытие, безопасное для здоровья детей;
- на прогулочной территории должен присутствовать теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв.м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв.м.
- необходимо предусмотреть дополнительную зону для хранения санок, лыж, детских колясок и другого транспорта с защитой от осадков.
Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста
Группа роста детей (мм) | Группа мебели | Высота стола (мм) | Высота сиденья стула (мм) |
до 850 | 00 | 340 | 180 |
свыше 850 до 1000 | 400 | 220 | |
с 1000 — 1150 | 1 | 460 | 260 |
с 1150 — 1300 | 2 | 520 | 300 |
с 1300 — 1450 | 3 | 580 | 340 |
с 1450 — 1600 | 4 | 640 | 380 |
Детская мебель и оборудование для помещений, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.
и оборудования должна проводиться один раз в месяц. Если в детском саду имеет место быть эпидемиологическая ситуация, то генеральную уборку проводят вне планово. Во время генеральной уборки проводится обработка всех поверхностей, предметов мебели, жалюзи, горшков, унитазов при помощи дезинфицирующего раствора. Он храниться в помещении для персонала. Доступ детей к раствору должен быть исключен.
Основные требования к проекту детского сада
Создание проектов строительства детских садов производится на основании всех нормативных баз, утвержденных на законодательном уровне. Их основная задача – обеспечить полную безопасность детей и условия для продуктивного процесса обучения.
Детские сады и школы должны состоять максимум из трех этажей (подвал не считается). Если же присутствует четвертый, он должен быть использован только в качестве технического, в котором располагаются архив, хозяйственная подсобка, склад и другие подобные помещения. Но кабинетов для занятий и каких-либо залов на четвертом уровне быть не должно. Материалы для внутренней отделки детских образовательных учреждений должны быть экологически безопасными, дышащими и с низкое степенью возгорания.
Для проектировки строительства детских садов и других дошкольных образовательных центров есть определенные требования:
- Наличие территории достаточного размера.
- Высокий уровень звукоизоляции всех помещений, в которых будут находиться дети.
- Наличие территории для прогулок и игр в расчете не меньше 5м 2 на каждого ребенка.
- Отдельный вход для младших групп.
Снипы и госты для строительства детского сада
Дата введения 1972-01-01
ВНЕСЕНЫ Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР
УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 10 ноября 1971 г.
ВЗАМЕН главы СНиП II-Л.3-62
Глава СНиП II-Л.3-71 «Детские ясли-сады. Нормы проектирования» разработана ЦНИИЭП учебных зданий Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР при участии НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР.
С введением в действие главы СНиП II-Л.3-71 «Детские ясли-сады. Нормы проектирования» с 1 января 1972 г. утрачивают силу глава СНиП II-Л.3-62 «Детские ясли-сады. Нормы проектирования», «Указания по проектированию зданий детских яслей-садов для сельских населенных пунктов» (СН 403-69) и пп.4.34-4.42 «Указаний по проектированию населенных мест, предприятий, зданий и сооружений в Северной строительно-климатической зоне» (СН 353-66).
Количество детей в группе
Для ДОУ общеразвивающей направленности.
Ясельный возраст:
- от 2 месяцев до 1 года — не более 10 человек;
- от 1 года до 3 лет — не более 15 человек;
- при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 человек.
Дошкольный возраст:
- для детей 3 — 7 лет — не более 20 человек (оптимальная — 15 человек);
- в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 — 7 лет) — не более 10 человек;
- при наличии в группе детей любых двух возрастов (3 — 7 лет) — не более 20 человек (оптимальная — 15 человек).
В комбинированных ДОУ и ДОУ компенсирующей направленности количество детей регулируется отдельно.
Требования к помещениям, их уборке и оборудованию
Все помещения убирают влажным способом с применением моющих средств не менее 2 раз в день (и обязательно после каждого приёма пищи) при открытых фрамугах или окнах с обязательной уборкой мест скопления пыли.
Ковры ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой или выколачивают на специально отведенных для этого площадках, затем чистят влажной щеткой. Один раз в год их подвергают сухой химической чистке.
В теплое время года с целью предупреждения залета насекомых следует засетчивать окна и двери. Для борьбы с мухами внутри помещений можно использовать механические методы (липкие ленты, мухоловки), а также химические средства по борьбе с мухами.
Все виды ремонтных работ не допускается проводить при функционировании дошкольных организаций в присутствии детей.
Игрушки моют или стирают ежедневно в конце дня, а в ясельных группах — 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения.
Смену постельного белья, полотенец проводят по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.
Полы в помещениях групповых, размещаемых на первом этаже, следует делать утепленными и (или) отапливаемыми, с регулируемым температурным режимом на поверхности пола. В зимний период температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых этажах здания, должна быть не менее 22° С.
Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается. Уход за ними осуществляется только персоналом. Дети могут поливать растения.
Основные положения СанПиН 2.4.1.2660-10
Батут и мягкие модули уже были упомянуты выше, но отдельно следует сказать о матах, которые не только помогают сделать занятия разнообразными, но и повышают безопасность детей на физкультуре. На них можно учить малышей кувыркаться, прыгать и выполнять различные сложные для них приемы.
Дополнительно можно купить раздаточный материал, многообразие которого поражает воображение:
- обычные мячи;
- игольчатые мячи для массажа;
- валики и кольца;
- следки с шипами;
- скакалки;
- мешочки с песком и так далее.
Все эти вещи предотвращают плоскостопие, способствуют развитию мелкой моторики, помогают выполнять увлекательные и полезные упражнения.
Спортивная площадка в детском саду.
Методическое пособие
Полноценное и разностороннее, физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможны без правильно организованной двигательной деятельности и целесообразного двигательного режима. Чтобы обеспечить их, необходимо в дошкольном учреждении создать физкультурную базу, т. е. соответствующие условия как в помещении, так и на участке.
Для ДОУ общеразвивающей направленности.
Ясельный возраст:
- от 2 месяцев до 1 года — не более 10 человек;
- от 1 года до 3 лет — не более 15 человек;
- при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 человек.
Дошкольный возраст:
- для детей 3 — 7 лет — не более 20 человек (оптимальная — 15 человек);
- в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 — 7 лет) — не более 10 человек;
- при наличии в группе детей любых двух возрастов (3 — 7 лет) — не более 20 человек (оптимальная — 15 человек).
В комбинированных ДОУ и ДОУ компенсирующей направленности количество детей регулируется отдельно.
Места для настольных игр и занятий должны быть оборудованы с учётом предпочтения ребёнком правой или левой руки (для левшей освещение правостороннее).
При организации занятий детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью — за первые столы, соответствующие их росту.
Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.
Максимально допустимый объём занятий:
- ясельная группа (от 1,5 до 3 лет) — 10 занятий продолжительностью 8-10 мин. каждое;
- младшая группа (четвёртый год жизни) — 11 занятий продолжительностью не более 15 мин. каждое;
- средняя группа (пятый год жизни) — 12 занятий продолжительностью не более 20 мин. каждое;
- старшая группа (шестой год жизни) — 15 занятий продолжительностью не более 25 мин. каждое;
- подготовительная группа (седьмой год жизни) — 17 занятий продолжительностью не более 30 мин. каждое.
Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной — трех. Перерывы между занятиями — не менее 10 минут. В середине занятия проводят физкультминутку.
Занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня, но не чаще 2 — 3 раз в неделю.
Количество дополнительных занятий (кружков, секций, студий и т.п.) в неделю:
- для детей 4-го года жизни — не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 мин.;
- для детей 5-го и 6-го годов жизни — не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 мин.;
- для детей 7-го года жизни — не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 мин.
Занятия с использованием компьютеров для детей 5 — 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 мин. и для детей 6 — 7 лет — 15 мин. Продолжительность уменьшается после перенесённого ребёнком заболевания.
Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда).
Домашние задания воспитанникам дошкольных образовательных организаций не задают.
Эти занятия не могут проводиться вместо сна или прогулки.
Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах — не более 20 мин., в старшей и подготовительной — не более 30 мин.
Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:
- в младшей группе — 15 мин.,
- в средней группе — 20 мин.,
- в старшей группе — 25 мин.,
- в подготовительной группе — 30 мин.
Одно из трех физкультурных занятий для детей 5 — 7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе.
Самостоятельная деятельность детей 3 — 7 лет занимает не менее 3-4 часов.