Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие государственной тайны: что это и чем грозит ее разглашение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Речь идет о сведениях, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Если разглашение данных угрожает безопасности другой страны, то они не являются государственной тайной для РФ. Заботиться о своих секретах – это задача отдельно взятого государства.
Комментарий к Ст. 283 Уголовного кодекса
1. Предмет преступления составляют сведения, составляющие государственную тайну. О понятии указанных сведений см. комментарий к ст. 275 УК.
2. Объективная сторона преступления выражается в действиях или бездействии. Действия по разглашению соответствующих сведений состоят в их противоправном сообщении, передаче лицу(ам), которому они не были известны, в любой форме (в разговоре, переписке, при демонстрации документов, содержащих соответствующие сведения и т.п.). Бездействие имеет место при оставлении документов либо предметов, содержащих соответствующие сведения, без присмотра.
3. Преступление признается оконченным с момента восприятия указанных сведений третьими лицами, не имеющими доступа к этим сведениям (ч. 1). Восприятие означает ознакомление и запоминание с указанными сведениями или их фиксацию иным образом. По ч. 2 требуется наступление по неосторожности тяжких последствий (ч. 2). Понятие тяжких последствий оценочное. При этом необходимо установление причинно-следственной связи между фактом разглашения государственной тайны и наступившими последствиями, которое осложняется при совершении преступления в форме бездействия. Важно установить, чтобы указанные действия (бездействия) не содержали признаков государственной измены (ст. 275 УК) или шпионажа (ст. 276 УК).
4. Субъективная сторона (ч. 1) характеризуется как умыслом, так и неосторожностью. Наступление тяжких последствий (по ч. 2) происходит по неосторожности. При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо отграничивать от государственной измены (ст. 275) и шпионажа (ст. 276) по направленности умысла (в указанных статьях присутствует цель нанести ущерб безопасности РФ), а также по субъекту.
5. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Что считается государственной тайной
РФ защищает информацию в таких областях:
- Внешнеполитическая. Речь идет о данных проведения международных переговоров, разглашение которых способно нанести ущерб безопасности государства.
- Военной. Под грифом «секретно» оказываются данные о планируемых военных операциях, новых видах оружия и т. д.
- Экономическая. Не подлежит разглашению информация о платежном балансе РФ на период войны. Также к государственной тайне относятся сведения о расходах на разработку вооружений.
- Оперативно-розыскная, разведывательная, контрразведывательная. Речь идет об информации, связанной с борьбой с терроризмом, охраной государственных границ, организации правительственной связи и т. д.
Далеко не вся информация из вышеперечисленных областей является секретной. Чтобы данные считались государственной тайной, необходимо соблюсти определенные условия. Например, существует перечень сведений, которые не подлежат разглашению. Также на государственном уровне определены организации, способные засекретить те или иные данные. Этот список является исчерпывающим, а потому та компания, которая в нем не указана, не может требовать от своих сотрудников неразглашения каких-либо сведений, угрожая им уголовной ответственностью.
В первую очередь право засекречивать сведения могут силовые ведомства, к которым относятся:
- Минобороны;
- МВД;
- ФСО;
- МЧС;
- ФСБ;
- Аппарат Президента РФ;
- Минюст.
Какие данные нельзя засекретить
Существует информация, засекречивание которой невозможно в принципе. Речь идет о таких данных:
- О катастрофах, чрезвычайных происшествиях, которые угрожают здоровью и безопасности граждан. Также сюда относятся сведения о последствиях таких событий, их официальных прогнозах и т. д. Невозможность засекретить подобную информацию логична, ведь граждане вправе знать о возможной угрозе. Например, сведения, связанные с работой атомной электростанции, могут быть засекреченными. Секретным может быть даже сам объект. А вот данные об утечке радиации скрывать нельзя.
- О привилегиях, социальных гарантиях, компенсациях гражданам РФ, должностным лицам, учреждениям.
- О состоянии экологии, культуры, демографии, преступности, сельского хозяйства, санитарии, здравоохранения.
- О государственных валютных резервах, размере золотого запаса и т. д. ЦБ РФ публикует данную информацию на своем сайте.
- О нарушении прав и свобод граждан. Например, если сотрудника уволили с засекреченного производства, нарушив закон, то скрыть данный факт не удастся.
- О состоянии здоровья президента и высших должностных лиц. Однако это не означает, что россиянам должны сообщать о том, что президент простудился или подхватил насморк. По решению Конституционного суда, оповещать граждан должны лишь в тех случаях, когда расстройство здоровья главы государства имеет постоянный и необратимый характер. В подобных случаях руководители того медицинского учреждения, которое обслуживает президента, должны передать информацию председателю правительства.
- О случаях нарушения законности госорганами и должностными лицами. Например, нельзя скрывать факт получения чиновником взятки (если он был пойман с поличным).
Заработок на гостайне: возможно ли это
Будучи допущенным к работе с гостайной, гражданин может претендовать на получение доплат, надбавок и льгот. Однако такие привилегии распространяются не на всех граждан. Доплаты осуществляются из государственного бюджета, поэтому начисления производят в соответствии с нормами федерального законодательства.
Если гражданин получил разовый допуск к тайне, то никакие льготы ему не полагаются. Это касается адвокатов. Для тех же лиц, кто работает с секретной информацией постоянно, предусмотрен целый пакет дополнительных социальных гарантий. И в первую очередь речь идет о надбавках к заработной плате.
Увеличение зарплаты для лиц, работающих с засекреченными сведениями – это обязательное условие, которое распространяется как на государственные, так и на частные компании. Например, если частная фирма выполняет госзаказ по строительству секретного космодрома, то руководство обязано платить надбавки своим сотрудникам.
Причем размер доплат зависит от степени секретности тех сведений, к которым конкретный сотрудник получил допуск. При расчете учитывается тарифная ставка или должностной оклад, к которому прибавляется определенный процент надбавки.
На государственном уровне определены следующие размеры доплат:
- При работе с секретными сведениями все зависит от того, проводилась ли проверка. Если да, то сотрудник получит надбавку от 10 до 15%. Если нет, доплата составит 5-10%.
- Доплата за работу с совершенно секретными сведениями составляет 30-50%.
- Если человек работает с данными особой важности, то размер надбавки будет 50-70%.
Также существует доплата для сотрудников структурных подразделений по защите гостайны. Получить надбавку человек может лишь в том случае, если защита засекреченных сведений является его основной функцией. Речь идет о работниках секретариатов, в которых хранятся секретные материалы, системных администраторах, занимающихся обеспечением безопасности мероприятий по защите государственной тайны.
Размер надбавки в подобных ситуациях напрямую зависит от стажа сотрудника. Здесь возможны такие варианты:
- 10%, если стаж составляет 1-5 лет;
- 15% для сотрудников со стажем в 5-10 лет;
- 20%, если человек занимал определенную должность более 20 лет.
Какая информация не относится к служебной тайне
Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.
Очевидно, что не вся информация от государственных или муниципальных структур, является тайной.
К служебной тайне не могут быть отнесены перечисленные сведения:
- Законодательные акты, содержащие информацию о правовом статусе органов власти, организаций, структур, объединений, касающиеся прав и свобод граждан.
- Функции и порядок работы органа власти и его местоположение.
- Порядок рассмотрения заявлений физлиц и юрлиц во властные структуры.
- Информация о разного рода ЧП, в том числе природного характера, сведения, необходимые для безопасности населения, объектов производства.
- Сведения о бюджете государства и его муниципальных образований, иные экономические сведения, в которых заинтересовано население.
- Открытые архивы и документы, необходимые для осуществления прав граждан, согласно действующему законодательству.
1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, — наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
1. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, характеризующие порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну (их отнесение к государственной тайне, засекречивание и рассекречивание, защита, правила допуска лиц к государственной тайне), в интересах обеспечения безопасности РФ.
Комментарий к статье 283 УК РФ
1. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275 УК.
2. Разгласить государственную тайну — значит предать огласке указанные сведения любым возможным способом: устным, письменным и т.д.
Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним.
3. Преступление считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам Российской Федерации.
4. Разглашение государственной тайны не должно содержать признаков государственной измены и шпионажа, в противном случае ответственность наступает по ст. ст. 275 или 276 УК.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
6. Субъектом преступления может быть лицо, которому государственная тайна:
— была доверена по службе (оно располагает этими сведениями в силу занимаемой должности и использует их при выполнении профессиональных обязанностей);
— стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
7. Тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК) — оценочное понятие, оно может включать в себя необходимость крупных затрат для нейтрализации возможных последствий поступления сведений, составляющих государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест сотрудника российских спецслужб, срыв заключения государственного договора, контракта, программы научных исследований и т.д.
Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны (действующая редакция)
1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Комментарий к Ст. 283 Уголовного кодекса
1. Предмет преступления составляют сведения, составляющие государственную тайну. О понятии указанных сведений см. комментарий к ст. 275 УК.
2. Объективная сторона преступления выражается в действиях или бездействии. Действия по разглашению соответствующих сведений состоят в их противоправном сообщении, передаче лицу(ам), которому они не были известны, в любой форме (в разговоре, переписке, при демонстрации документов, содержащих соответствующие сведения и т.п.). Бездействие имеет место при оставлении документов либо предметов, содержащих соответствующие сведения, без присмотра.
3. Преступление признается оконченным с момента восприятия указанных сведений третьими лицами, не имеющими доступа к этим сведениям (ч. 1). Восприятие означает ознакомление и запоминание с указанными сведениями или их фиксацию иным образом. По ч. 2 требуется наступление по неосторожности тяжких последствий (ч. 2). Понятие тяжких последствий оценочное. При этом необходимо установление причинно-следственной связи между фактом разглашения государственной тайны и наступившими последствиями, которое осложняется при совершении преступления в форме бездействия. Важно установить, чтобы указанные действия (бездействия) не содержали признаков государственной измены (ст. 275 УК) или шпионажа (ст. 276 УК).
4. Субъективная сторона (ч. 1) характеризуется как умыслом, так и неосторожностью. Наступление тяжких последствий (по ч. 2) происходит по неосторожности. При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо отграничивать от государственной измены (ст. 275) и шпионажа (ст. 276) по направленности умысла (в указанных статьях присутствует цель нанести ущерб безопасности РФ), а также по субъекту.
5. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Разглашение государственной тайны в уголовном кодексе
Государственная тайна представляет собой определенные сведения военного, внешнеполитического, экономического, разведывательного, контрразведывательного и оперативно-розыскного характера, которые находятся под защитой государства и разглашение которых может привести к нарушению российской безопасности.
Соответственно, информация, составляющая государственную тайну, касается следующих областей:
- внешняя политика;
- военная деятельность;
- экономика;
- технические и научные разработки;
- разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность.
Данная информация также различается по уровню секретности. Это зависит от того, насколько серьезный вред может нанести государству ее разглашение. Каждому уровню секретности присваивается соответствующий гриф секретности. На сегодняшний день существует три уровня секретности: сведения особой важности, секретные и строго секретные.
Вместе с тем, тайной государства не могут объявлять следующие сведения:
- Стихийные бедствия, природные и техногенные катастрофы, их течение и последствия для населения.
- Экологическое, санитарное, демографическое, сельскохозяйственное состояние государства, вопросы в области здравоохранения и образования.
- Социальные пособия, привилегия, которые могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам.
- Реальные случаи нарушения свобод и основных прав человека.
- Размер золотого запаса и валютных резервов.
- Факты о здоровье лиц, занимающих высшие должности в государстве.
- Нарушения, совершенные госслужащими или органами госвласти.
Ответственность за разглашение гостайны прописывается в статье 283 УК РФ.
Документ подразумевает наложение уголовного наказания на лицо, которому по службе, учебе, работе или другой деятельности, разрешенной законом, была доверена государственная тайна, ставшая по его вине достоянием третьих лиц или широкой общественности.
Первый пункт документа также уточняет, что наложение ответственности по данной статье возможно только в случае отсутствия состава преступления, прописанного в статьях 275 и 276 уголовного кодекса.
Полномочия муниципальных образований и государственных органов в процессе информатизации и международном обмене
Основными направлениями, по которым осуществляется взаимодействие органов местного самоуправления и государственных органов являются:
- юридическое регулирование проблем местного самоуправления государством;
- предоставление органам местного самоуправления отдельных полномочий, которыми обладают органы государственной власти, а также координация и контроль их реализации;
- взаимодействие в области финансовой деятельности.
При этом в то же время в области информатизации органы как местного самоуправления, так и государственной власти, наделены такими полномочиями, как:
- возможность установления принципов разделения информации, необходимой для осуществления деятельности органа власти в зависимости от его места в системе государственной власти;
- обеспечение моделирования блоков информации по выполняемым функциям органа власти для более результативной подготовки и реализации решений в пределах компетенции государственного органа;
- упорядочение комплекса имеющейся информации, ведение документации, передача дел на архивное хранение, предоставление сведений в специализированные фонды;
- формирование информации, которая в дальнейшем будет предоставлена для организаций и граждан, компетентных в данной сфере, а также издание этой информации и уведомление всех заинтересованных лиц;
- создание информационной системы в пределах ведения органа власти, внедрение постоянных инновационных, коммуникативных и информационных процессов и технологий в пределах своей системы;
- обеспечение безопасного использования информации, следование правилам передачи информации иным органам государственной власти и местного самоуправления;
- подготовка и работа с банками как официальной, так и массовой информации;
- организация учета и контроля за информационными ресурсами органов власти, установление ответственности за его адекватность в соответствии с задачами и функциями государственного органа, обеспечение полнотой и своевременностью предоставления, хранение и возможности использования по назначению.
Муниципальные органы власти также имеют право принимать участие в информационном обмене международного уровня. Данные органы выступают в роли субъектов права, которые представляют интересы населения относительно исполнения полномочий и реализации поставленных задач органов местного самоуправления.
В качестве муниципальных образований по вопросам информационного обмена международного характера выступают органы местного самоуправления в пределах наделенных полномочий в рамках установленного законодательства, которое юридически определяет их статус. СМИ и муниципальные информационные службы также как и органы местного самоуправления имеют право участвовать в международном обмене на самостоятельной основе.
Виды ответственности за разглашение государственной тайны
В ст. 26 Закона РФ от 21.07.1993 говорится о том, что должностные лица, а также граждане, которым был открыт доступ к государственной тайне, но которые нарушили этот закон, могут понести за свои неправомерные действия такую ответственность:
- уголовную;
- административную. Этот вид ответственности предполагает наложение штрафа;
- дисциплинарную. Такая ответственность предусматривает выговор, увольнение с работы, лишение премии. Но на практике человека, обнародовавшего секретную информацию, все же привлекают к уголовной ответственности;
- гражданско-правовую. Такая ответственность на практике формальная, поскольку предполагает возмещение лицом, обнародовавшим ценную информацию, материального и морального вреда. Однако тяжело представить, что страна морально страдает от такого правонарушения, поэтому гражданско-правовая ответственность никогда не наступает.
«Очень добропорядочный, ответственный человек»
На заседание суда 53-летний подсудимый приехал почти за час. В костюме, при галстуке. Выглядел очень расстроенным. Рассказывать журналисту «Реального времени» что-либо о своем деле не стал. Воздержалась и адвокат по назначению, обронив лишь фразу, что никакого ущерба от действий ее подзащитного не было. При этом по существу обвинения речь может идти об ущербе для обороны государства. Гособвинитель за уточнением обстоятельств дела посоветовал обратиться к своему руководству.
Близкие Илгиза Багавиева на суд не приехали. Его сослуживцы в исполкоме Кайбицкого района в телефонном разговоре с «Реальным временем» дали обвиняемому помощнику руководителя исполкома лучшие характеристики — «хороший, добросовестный работник». Сам же руководитель исполкома Алексей Макаров сначала наотрез отказался говорить об уголовном преследовании подчиненного, однако на вопрос о его личных качествах все же ответил:
— Он очень добропорядочный, ответственный человек. Добросовестно относится к своим обязанностям. Желания как-то навредить… у него никогда не было и нет… Только, наверное, по незнанию законодательства произошло что-то.
Уголовная ответственность за государственную тайну
ст. 275 УК РФ — госизмена. Сюда входят шпионаж, сообщение иностранным гражданам или организациям сведений, составляющих государственную тайну, которые стали ему известны в связи с исполнением служебных, должностных или иных обязанностей. По этой статье к ответственности в плане защиты гостайны могут быть привлечен гражданин, если следствие докажет, что лицу доверены секретные сведения, и у подозреваемого был умысел на их разглашение. Как правило, по таким статьям проходят граждане, которых “вербуют” иностранные разведки либо которые по своей инициативе планируют продать сведения, относимые к гостайне.
ст. 276 УК РФ — шпионаж. Сбор, хранение, хищение и передача секретной информации в целях последующей передачи иностранному государству или зарубежным организациям. Умысел -прямой: данные действия выполняются либо по собственной инициативе, либо по заданию иностранных разведок. По данной статье к ответственности по гостайне привлекают только иностранцы и лица без гражданства.
ст. 283 УК РФ — разглашение гостайны. Применяется, если не установили признаков, предусмотренных вышеуказанными статьями. Первая часть статьи предусматривает, что лицо, которому государственная тайна стала известна в связи со служебными, рабочими или учебными обязанностями, распространило сведения в общий доступ. Вторая часть статьи предусматривает ответственность за те же деяния, если это повлекло тяжкие последствия, правда, законодатель не предусмотрел, какие именно. Вероятно, данный вопрос должна решить судебная практика.
ст. 283.1 УК РФ — незаконное получение информации, составляющей гостайну (похищение, обман, вымогательство секретных сведений под угрозой насилия, или иным противоправным методом). По данной статье идет ответственность, если нет признаков преступлений по предыдущим статьям.
ст. 284 УК РФ — нарушение правил обращения с документами и иными материалами, содержащими государственную тайну, если такое нарушение повлекло утрату или наступление тяжких последствий. Обычно любой субъект, которому доверена работа с гостайной, получает лицензию ФСБ на данный вид деятельности — а это предполагает, что был проведен соответствующий инструктаж по работе с государственной тайной и служащие получили доступ к гостайне, а значит, знают, как следует обращаться с документацией и иными материальными носителями гостайны.
Обязательный признак данного преступления — утрата или наступление иных тяжких последствий. При их отсутствии лицо привлекается административной ответственности за разглашение гостайны.