Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессии, связанные с музыкой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Некоторые шутки ради сравнивают современного звукорежиссера с шаманом, называя его первым представителем этой профессии. Действительно, звук с древних времен играет очень важную роль в восприятии человеком окружающей его реальности. На самом деле в предшественники больше годится дирижер, который мастерски управляет звучанием десятков различных инструментов в оркестре.
Эта профессия – одна из самых важных на телевидении и на радио, в кинематографе и в шоу-бизнесе. Иногда ее путают с другими – родственными. Внесем ясность, в чем заключается различие между звукооператором и звукорежиссером.
Звукооператор – это специалист, который обеспечивает высокое качество звука и выдерживает его баланс. А вот задача звукорежиссера гораздо масштабнее. Ведь эта профессия сочетает в себе творческое начало с техничностью. Ее представитель не только несет полную ответственность за уровень качества звукоряда, но и привносит в него драматургию, прорабатывая образы. Кстати, последние должны органично вплетаться в сценарий и соотноситься с замыслом режиссера.
Арсенал звукорежиссера с опытом содержит большое количество записей разнообразных звуков – начиная от журчащего ручья и заканчивая ударами лома по льду на дороге. Как правило, синхронные шумы записываются прямо в процессе озвучивания. Они служат имитацией того, что делается на экране. К примеру, персонаж кинофильма бежит, спасаясь от преследователей, по россыпи гравия. Как передать в студийных условиях звук таких шагов? Специалист идет на маленькую хитрость. Он приносит с собой на работу гравий и шагает по нему в ногу с экранным героем.
Опытные звукорежиссеры отмечают, что у профессионала постепенно вырабатывается привычка сосредоточиваться на звуках природы и запоминать их. Таким образом у него развивается внутренний «определитель» подлинности звука. Этот «инструмент» очень важен для качественного озвучивания.
В кинематографе работа представителя этой профессии квалифицируется как отдельное художественное произведение. Ее даже отмечают на кинофестивалях особой премией. Это, вне всякого сомнения, относится к плюсам. Но есть и минусы. Принадлежность к индустрии развлечений и значительная загруженность требуют от специалиста часто оставаться в студии допоздна, иногда даже пренебрегать ради работы выходными. Помимо этого, он вынужден регулярно слушать звуки и музыку на высокой громкости. Со временем это может привести к снижению слуха.
Знания, умения и личностные качества
Профессиональный звукорежиссер от а до я знает все нюансы записи и умеет обрабатывать звук, обладает навыками использования специальной аппаратуры (цифровой и аналоговой). Если говорить конкретнее, ему потребуются знания технологии съемок и их озвучивания, а также правил и схем установки микрофонов. Он должен отлично разбираться в физике звука, особенностях акустики в помещениях разного типа. К примеру, при работе с оркестром надо знать, как звучат различные музыкальные инструменты (учесть силу, направленность, высоту). Это крайне важно для грамотной расстановки микрофонов.
Звукорежиссеру для успешной работы потребуется ряд
личностных качеств. Он должен обладать:
- музыкальностью;
- художественным восприятием и фантазией;
- отличным слухом;
- хорошей памятью на звуки;
- способностью быстрого освоения звукозаписывающей и звукообрабатывающей техники;
- эрудицией (общей и музыкальной);
- стремлением к самосовершенствованию и отслеживанию творчества коллег по цеху.
Некоторые шутки ради сравнивают современного звукорежиссера с шаманом, называя его первым представителем этой профессии. Действительно, звук с древних времен играет очень важную роль в восприятии человеком окружающей его реальности. На самом деле в предшественники больше годится дирижер, который мастерски управляет звучанием десятков различных инструментов в оркестре.
Профессия «звукорежиссер» в том виде, в котором мы ее знаем, появилась одновременно с кинематографом, а также со звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техникой. Сегодня обойтись без этого специалиста невозможно. Ведь звуки окружают нас ежедневно: телевидение, реклама, музыка, кинофильмы, различные сигналы. Даже банальная загрузка операционной системы на компьютере или включение мобильного телефона сопровождаются ими. Если вам врезалась в память музыкальная тема из фильма, это значит, звукорежиссер показал высший пилотаж, отработав даже лучше, чем актеры. По мере развития технологий его работа усложняется и обрастает новыми задачами. Какими именно – рассмотрим ниже.
Звукорежиссёр в кинематографе
Звукорежиссёр в кинематографе является участником съёмочной группы, руководящим звуковым цехом
. Он занимается записью звука, работая напрямую с микрофонным оператором. В задачу звукорежиссёра входит создание озвучивания (фонограммы; саундтрек) фильма в соответствии с идейно-художественным замыслом автора сценария и режиссёра.
Звукорежиссёр выполняет следующие функции:
- осуществляет звуковое оформление фильма в соответствии с общим замыслом автора сценария и режиссёра;
- отвечает за художественное и техническое качество звука фильма;
- готовит звуковую экспликацию, записывает пробы актёров, отбирает фонетический материал, осуществляет синхронные записи, озвучивание, запись музыки и шумов, перезапись фильма.
В кинематографе также есть звукооператор — участник съёмочной группы, входящий в состав звукового цеха, работает с записью — отслеживает уровни звука фоновых шумов и звука диалогов. Звукооператор подчиняется звукорежиссёру.
Ответственность за запись, обработку и создание звука в процессе съёмки фильма полностью ложится на звуковой цех.
Востребованность и зарплаты звукорежиссёров
На сайте поиска работы в данный момент открыто 119 вакансий, с каждым месяцем спрос на звукорежиссёров растет.
Количество вакансий с указанной зарплатой звукорежиссёров по всей России:
- от 40 000 руб. – 59
- от 75 000 руб. – 19
- от 135 000 руб. – 8
- от 165 000 руб. – 6
Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:
- от 55 000 руб. – 20
- от 75 000 руб. – 11
- от 95 000 руб. – 6
- от 135 000 руб. – 2
Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:
- от 150 000 руб. – 2
- от 175 000 руб. – 1
Как стать звукорежиссёром и где учиться?
Варианты обучения для звукорежиссёра с нуля:
- Самостоятельное обучение – всевозможные видео на YouTube, книги, форумы, самоучители и т.д. Плюсы – дешево или очень недорого. Минусы – нет системности, самостоятельное обучение может оказаться неэффективным, полученные навыки могут оказаться невостребованными у работодателя;
- Классическое оффлайн-образование в ВУЗах, колледжах и университетах. Диплом является преимуществом при устройстве на работу, при этом обучение обычно длится не менее четырех лет, часто дают устаревшие неактуальные знания;
- Онлайн-обучение. Пройти курс можно на одной из образовательных платформ. Такие курсы рассчитаны на людей без особой подготовки, поэтому подойдут большинству людей. Обычно упор в онлайн-обучении делается на практику – это позволяет быстро пополнить портфолио и устроиться на работу сразу после обучения.
Ниже сделали обзор 15+ лучших онлайн-курсов.
Особенности работы звукорежиссера
Главная особенность работы звукорежиссера в том, что такой специалист должен одновременно обладать как творческими, так и техническими навыками.
Про творческие умения объяснять наверно не надо. Основа звукорежиссуры — это создание художественных образов с помощью аудио.
А вот с технической стороной не все так просто.
Когда мы говорим про технические навыки звуковика, речь идет не столько про умение обращаться со сложной звукозаписывающей аппаратурой, сколько знания в области физики звука и акустики. Без этого невозможно ни качественно записать звук, ни обработать его потому.
Откройте любой доступный аудиоредактор, например, Adobe audition, и попробуйте обработать любое аудио без навыков в физике, понимания сути звуковых колебаний, высоты, тембра и тд. Даже простейшие операции, такие как обработка частот в эквалайзере, или выравнивание громкости, без соответствующих знаний превратятся в настоящую пытку.
Как вы видите, профессия звукорежиссера ,как и многие другие в кинематографе, при ближайшем рассмотрении намного интересней, чем кажется на первый взгляд. Точно также, если присмотреться, можно найти много интересного и в звукорежиссуре на других направлениях.
В России профессиональных звукорежиссеров катастрофически не хватает. Так что если вас заинтересовала эта профессия, дерзайте. Сейчас самое время.
Кинопроизводство — это диалог
Во время съемочного периода звукорежиссер или кто-то из его команды занимается записью звука непосредственно на съемочной площадке. Запись звука включает в себя запись актерских реплик и запись специфических фонов и эффектов.
Здесь работает целая звуковая бригада: звукорежиссер и два ассистента звукорежиссера с остро направленными микрофонами на специальных длинных палках, которые называются «удочки», или «бумы». Также на каждом герое, как правило, есть микрофоны-петлички. Во время съемки их не видно, потому что они спрятаны под одежду при помощи специальных ухищрений, и важно, чтобы одежда не шуршала.
В этой связи вопрос выбора костюма персонажей тоже находится в зоне ответственности звукорежиссера. Поэтому на съемках между звукорежиссером и художником по костюмам важен диалог. Кино — коллективное дело, все должны идти друг другу навстречу, и, как правило, художники по костюмам идут навстречу и предлагают какие-то решения.
После того как кино снято, начинается процесс монтажа. Во-первых, звук, который записан на отдельное устройство, совмещается в монтажной программе с изображением. Если правильно выстроена съемочная технология, он совмещается автоматически.
Сейчас в кино используется несколько способов синхронизации отдельно записанного звука с изображением. Но самый простой и всем, наверное, известный — это хлопушка. Когда у нас в кадре происходит смыкание двух пластин хлопушки, в графике звука мы видим импульс. Совмещая этот звук с хлопушкой, мы получаем синхронный с изображением звук.
Также распространена технология тайм-кода. Это техническая информация, набор цифр, которые просто совпадают в описании звукового файла и видеофайла, а потом эти файлы синхронизируются в монтажной программе. Вопрос синхронизации звука и изображения во время съемок — тоже задача звуковой бригады. Оператор-постановщик не будет думать про то, что у нас с тайм-кодом, соединили ли мы камеру со звуковым рекордером.
Синхронизированный с изображением звук начинает существовать в монтажной программе. Дальше происходит монтаж. А после того как монтаж полностью закончен, начинается работа над звуком. Если режиссер хочет вносить еще какие-то правки и какие-то монтажные сцены его не устраивают, работу над звуком не начинают.
Нужно навсегда запомнить: работа над звуком начинается тогда, когда монтаж финализирован. В международной технологии это называется Lock Picture — картинка, в которой ни одна склейка никуда не сдвинется. Это связано с тем, что работа над звуком ведется одновременно по нескольким направлениям.
Отдельно делается речь, отдельно — озвучание, фоны, эффекты, отдельно пишутся синхронные шумы. Если вдруг у нас что-то поменяется в изображении, то нам придется эти изменения вносить во все эти пять сессий. А если сессий будет много, технологически работа вообще может встать.
Что делает звукорежиссер за пультом
Суть работы звукорежиссера за пультом заключается в сведении множества аудиопотоков в один и в регулировке характеристик выдаваемого в эфир потока. Это громкость, тембр, частота, устранение шумов и помех. Причем для каждого аудиопотока выстраивается свой набор характеристик таким образом, чтобы он гармонировал с другими звуковыми потоками.
При проведении телевизионных и радиотрансляций звукорежиссер также переключает источники звукового потока в соответствии со сценарием эфира. Он плотно взаимодействует с главным редактором или режиссером трансляции, мгновенно реагирует на указания последнего.
При работе в студии звукорежиссер не только выстраивает процесс записи, но и осуществляет сведение и конечный монтаж звуковой дорожки. В отдельных случаях звукорежиссер выполняет часть функций аранжировщика, редактируя конечный звуковой материал и даже включая в него новые эффекты и элементы.
Что должен уметь звукорежиссер
Спектр требуемых навыков звукорежиссера варьируется и зависит от конкретного места работы. Основные предъявляемые требования к специалисту следующие:
- обладание музыкальным слухом;
- умение работать с микшерскими пультами разного типа
- экспертный уровень работы с современными музыкальными редакторами: CuBase, MixCraft, Nuendo и другие;
- знание технических характеристик, особенностей коммутации между собой и нюансов работы не только элементов звуковой, но также световой и видеоаппаратуры;
- понимание основ сценической режиссуры, в идеале – владение навыками режиссера;
- знание акустических характеристик различных открытых и закрытых площадок, быстрая звуковая настройка под конкретный зал либо другое помещение.
Значение слова звукорежиссура
звукорежиссура
в студиях радиовещания, телевидения, грамзаписи — творческое руководство и организация процесса записи на звуконоситель (обычно магнитную ленту) музыкального, драматургического, литературного произведения, документального, учебного и др. материала для последующего неоднократного воспроизведения, передачи в эфир и хранения. З. включает также управление средствами подзвучивания в театрах и больших концертных залах, оборудованных электроакустическими системами. В некоторых странах (например, США, Великобритании, Франции) функции звукорежиссёра делятся между звукоинженером, управляющим за пультом микрофонами, и музыкальным режиссёром, руководящим записью. З. как самостоятельный вид творческой деятельности, как профессия зародилась в 40-50-е гг. 20 в. в связи с быстрым развитием и широким применением в радиовещании и звукозаписи высококачественной электроакустической аппаратуры и магнитной записи. Современное вещание и звукозапись требуют от звукорежиссёра не только знания аппаратуры, законов акустики и т.п., но и общей культуры, широкой эрудиции во всех областях искусства, специфического слуха и высокоразвитого эстетического вкуса. З. предусматривает предварительное глубокое изучение намеченного к записи произведения (партитуры, пьесы и др.), разработку совместно с исполнителем, дирижёром, режиссёром акустической интерпретации записи, создающей у слушателя эффект присутствия (представление о том, как и где развёртываются события, о мизансценах, действиях актёров и др.). При записи музыки решаются задачи сохранения и передачи естественных тембров инструментов, музыкального равновесия между группами оркестра, оркестром и солистами, нюансов и общего эмоционального накала исполнения. Чтобы создать в целом задуманный звуковой образ, передать слушателю все краски живого исполнения, иногда даже подчеркнув детали, которые неизбежно теряются в театре или концертном зале, звукорежиссёр выбирает и подготавливает к записи помещение, размещает микрофоны и с помощью электроакустических устройств (управление которыми осуществляется на микшерском звукорежиссёрском пульте) подбирает уровень громкости, соотношение и окраску звуковых сигналов, получаемых с различных микрофонов. Современная стереофоническая звукозапись позволяет точно передать расположение источников звука не только по глубине (расстоянию их от слушателя), но и по фронту (слева, справа, из центра). Работая в непосредственном контакте с исполнителем, звукорежиссёр является для него идеальным слушателем, советчиком и вместе с тем режиссёром, соавтором в создании фиксируемого на плёнке (пластинке) звучащего художественного произведения. З. включает также руководство монтажом, при котором запись произведения создаётся из наиболее удачных фрагментов нескольких записанных вариантов. Записи, сделанные сов. звукорежиссёрами А. В. Гросманом, И. П. Вепринцевым, Д. И. Гаклиным, Г. А. Брагинским, И. Г. Дудкевичем и др., неоднократно отмечались призами на международных конкурсах (в т. ч. призом Гран при французской Академии грамзаписи им. Ш. Кро). В СССР звукорежнссёры специализируются на базе высшего музыкального образования на курсах при Государственном доме радиовещания и звукозаписи и Центрального телевидении. В ряде стран (Польша, ГДР, ФРГ и др.) при консерваториях имеются звукорежиссёрские факультеты (отделения). Регулярно проводятся международные конгрессы и симпозиумы З. и звукоинженеров (США, ФРГ, Швеция и др.). И. П. Вепринцев.
Обязанности звукооператора
Звукооператор — человек, востребованный в телевидении, кинематографе, театре, концертах, публичных мероприятиях. Поэтому его обязанности могут меняться — от ванильного контроля микрофонов в актовом зале до бесперебойной работы со сложнейшим оборудованием.
В киностудии такому специалисту придется постоянно отслеживать состояние звука и шумов, словом, осуществлять технический контроль записи. В театре на него возложат ответственность за подготовку звукового сопровождения и его дальнейшего включения в спектакль. В студии звукозаписи, как правило, производится аранжировка, запись треков, работа с фонограммами.
В идеале звукооператор имеет музыкальное образование, с легкостью управляет микрофонами, микшерным пультом и прочим оборудованием, знает, как извлечь качественный звук, опираясь на существующую в помещении акустику. Он готов к неравномерному графику, ночным сменам, поздним концертам и передачам. Иногда ему придется жертвовать свободным временем и выходными, чтобы довести работу до совершенства.
Некоторые шутники говорят так: чем занимается звукорежиссер сегодня — тем тысячи лет назад занимались первобытные шаманы. И в этой шутке доля правды есть: звук играет важную роль для восприятия человеком действительности.
Не случайно же мы порой помним какие-то музыкальные темы, даже не пытаясь вспомнить, в каком фильме они звучали. А это значит, что свои обязанности звукорежиссер выполнил куда лучше просто режиссера и актеров.
Если серьезно, то предшественниками звукорежиссеров можно назвать дирижеров оркестров, управлявших звуком десятков разных инструментов. Сама же профессия звукорежиссера сформировалась после появления звукового кино.
Кто такой звукорежиссер и чем он занимается?
- Любят музыку, звук. И все, что с ним связано.
- Имеют тонкий слух. Различают даже очень тихие звуки.
- Знают, где добыть звук, который подойдет под определенное драматургическое действие.
- Хотят работать в сфере создания видеоклипов. Кинематографе. Журналистике. И многом другом.
- Являются креативными. Могут найти выход из любой ситуации. И сделать все для того, чтобы достичь требований режиссера.
- Являются находчивыми. Умеют создавать звук из подручных материалов. Например, могут воссоздать шелест гравия, пройдясь по кубикам сахара.
- Обладают звуковой памятью. На высоком уровне. Это нужно, чтобы у звукорежиссера была возможность запомнить звук. А затем воссоздать его при съемке кинокартины. Или клипа.
- Развиты в музыкальном плане. Слушают много музыки. Знают различные звуки. А также классические музыкальные произведения.
- Смотрят много фильмов. Уделяют особое внимание тому, как там работают со звуком.
- Являются коммуникабельными. Могут быть как хорошим другом, так и строгим начальником. Которому необходимо сделать так, чтобы вся звуковая группа его слушала.
- Знают меру. Не будут перебарщивать со звуковыми эффектами в видео. Будут вставлять в них только то, что действительно нужно. Ни больше, ни меньше.
- Являются стрессоустойчивыми. Круглосуточно работать со звуком — очень сложно. Чтобы держать себя в тонусе, нужно обладать высокой стрессоустойчивостью. Иначе, можно сойти с ума.