Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все виды топлива (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ) относятся к горюче-смазочным материалам (ГСМ), которые входят в состав материально-производственных запасов (МПЗ). В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н) МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Для обобщения информации о наличии и движении топлива в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) предназначен субсчет 10.03 «Топливо», подчиненный счету 10 «Материалы».
Правила учета ГСМ — нормативы
Компании имеют право на утверждение собственного лимита расходования топлива:
- заимствуют сведения о расходовании ГСМ из технической документации на машину;
- собирают комиссию и производят замеры.
Замеры расхода бензина производятся по следующей схеме (отдельно для порожнего и груженого ТС, для летних и зимних поездок, для простоя с включенным двигателем и т.д.):
- В пустой бак заливается бензин, фиксируется его объем.
- Автомобиль ездит до момента полного опорожнения бензобака.
- По спидометру определяется, сколько километров авто проехало до опустошения бака.
- Определяется, сколько топлива требуется для проезда 1 километра (число литров делится на количество километров).
- Составляется акт комиссии с подписями всех ее членов.
Ответы на распространенные вопросы про правила учета ГСМ
Вопрос №1: Как произвести списание бензина по факту его расходования, если невозможно понять, сколько горючего осталось в баке заправленного автомобиля?
Ответ: Как правило, для этих целей фактический расход топлива определяется как количество километров по спидометру, умноженное на принятый в компании норматив.
Вопрос №2: Компания применяет нормативы расхода топлива, установленные Министерством транспорта для целей налогового учета. Можно ли применять аналогичные нормативы в бухгалтерском учете?
Ответ: Да. Одно и то же значение лимита (по нормам Минтранса или самостоятельно разработанным нормам) может быть использовано при расчете израсходованного бензина и при уменьшении налогооблагаемой базы.
Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,
где:
- Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
- Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
- S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
- Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
- T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
- D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.
Фактический пробег автобуса подтверждается путевым листом.
Расчет для грузовиков
Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.
Формула, как рассчитать норму расхода топлива на автомобиль грузовой:
Qн = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D),
где:
- Qн — стандартный расход ГСМ в литрах;
- S — пробег автомобиля или автопоезда, определяют в км;
- Hsan — норма потребления топлива, установленная на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза.
Последний показатель Hsan вычисляют отдельно. Для этого используйте формулу:
Hsan = Hs + Hg × Gпр, л/100 км,
где:
- Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
- Hg — норма расхода на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км;
- Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
- Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км;
- W — объем транспортной работы, т. км: W = Gгр × Sгр (где Gгр — масса груза, т, Sгр — пробег с грузом, км);
- D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Фактическое значение пробега определяйте по путевому листу.
Расчет для грузовиков
Формула, как рассчитать норму расхода топлива на автомобиль грузовой:
Qн = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D),
где:
- Qн — стандартный расход ГСМ в литрах;
- S — пробег автомобиля или автопоезда, определяют в км;
- Hsan — норма потребления топлива, установленная на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза.
Последний показатель Hsan вычисляют отдельно. Для этого используйте формулу:
Hsan = Hs + Hg × Gпр, л/100 км,
где:
- Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
- Hg — норма расхода на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км;
- Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
- Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км;
- W — объем транспортной работы, т. км: W = Gгр × Sгр (где Gгр — масса груза, т, Sгр — пробег с грузом, км);
- D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Приобретение и оценка ГСМ
Все приобретаемые организацией горюче-смазочные материалы оцениваются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости, которая зависит от способа их приобретения. У большинства транспортных и иных предприятий таким способом является приобретение ГСМ за плату. В этом случае их фактической стоимостью признается сумма расходов организации на приобретение, за исключением возмещаемых налогов (п. п. 5, 6 ПБУ 5/01 ). К числу таких затрат в первую очередь относятся суммы, уплачиваемые продавцу (поставщику).
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России 09.06.2001 N 44н.
К иным затратам можно отнести невозмещаемые налоги. В их числе — акцизы и НДС, который включается в стоимость ГСМ у тех организаций, которые не могут возместить его из бюджета (например, «упрощенцы» или «вмененщики»). О других расходах при приобретении ГСМ за плату говорить не приходится, так как топливо можно купить на любой АЗС, залив его в бак автомобиля.
Информацию о стоимости топлива в случае его приобретения за наличный расчет можно взять из чеков АЗС, которые прикладываются водителями к авансовому отчету. При оплате топлива в безналичном порядке все необходимые данные о марке топлива, его стоимости и количестве содержатся в отчете держателя топливной карты и акте поставщика об отпущенном количестве ГСМ.
Как показывает практика, особых проблем с определением стоимости ГСМ у бухгалтеров не возникает. Однако следует обратить внимание, так это на оценку топлива, стоимость которого выражена в иностранной валюте. Эта ситуация наиболее близка транспортным компаниям, осуществляющим международные перевозки. Они, следуя п. 15 ПБУ 5/01, обязаны перевести стоимость ГСМ в рубли по курсу ЦБ РФ на дату принятия МПЗ к учету. Возникает вопрос: в какой момент может быть принято к бухгалтерскому учету топливо, приобретенное в период перевозки?
Возмещение «входного» НДС
С претензиями инспекторов к вычету предъявленного поставщиками НДС могут столкнуться организации, приобретающие ГСМ за наличный расчет. Налоговики считают, что для возмещения НДС обязателен счет-фактура. Однако АЗС при реализации топлива такой документ не выдают на вполне законных основаниях, так как требования по оформлению расчетных документов и счетов-фактур продавцом ГСМ считаются выполненными выдачей покупателю кассового чека (п. 7 ст. 168 НК РФ). При этом сумму налога п. 6 ст. 168 НК РФ предписывает не выделять в кассовом чеке.
Имеет ли право организация принять к вычету НДС в такой ситуации? Для ответа на этот вопрос обратимся к п. 1 ст. 172 НК РФ, согласно которому налоговые вычеты производятся не только на основании счета-фактуры, но иных документов . В данной ситуации таким документом является кассовый чек, который подтверждает уплату налога и заменяет счет-фактуру. К сожалению, арбитражная практика по данному вопросу не многочисленна, однако имеющиеся отдельные судебные решения говорят о правомерности вычета НДС по приобретенным ГСМ при наличии кассового чека (Постановления ФАС ВСО от 13.05.2004 N А19-3123/03-43-Ф02-1631/04-С1, ФАС УО от 08.07.2003 N Ф09-1961/03-АК, от 10.07.2003 N Ф09-1990/03-АК).
Процедура списания материалов
Так как от списания ГСМ напрямую зависит учёт расходов предприятия и вычет этих расходов из прибыли организации, процедура списания должна проходить в составе комиссии. Коллегиальность добавляет документу юридической значимости.
Руководитель организации своим приказом назначает комиссию для списания ГСМ. В состав комиссии должно входить не менее двух человек. Назначенные руководителем сотрудники должны иметь общее представление о расходах автомобильных жидкостей в ходе эксплуатации транспорта. Комиссия проверяет соответствие фактического расхода жидкостей с теоретическим расходом, установленным нормами предприятия. Также в задачи комиссии входит сбор и удостоверение путевых листов за отчётный период.
Как компенсировать расходы на ГСМ
Бывают ситуации, когда работник использует личный автомобиль для рабочих заданий. Тогда компания возмещает ему расходы на бензин.
Условия компенсации:
- поездка на личном транспорте была согласована руководителем,
- расходы подтверждены первичкой,
- сотрудник официально трудоустроен в фирму.
Все условия прописываются в отдельном соглашении к трудовому договору. С точки зрения бухгалтерского учета расходы относятся к коммерческим или общехозяйственным.
Кроме того, установлен лимит по возмещениям для легковых авто:
- если объем двигателя не превышает 2000 куб. см. — 1200 руб.,
- для остальных — 1500 руб.
Правила учета ГСМ, полученного при покупке автомобиля
При покупке авто в баке обычно остается определенное количество бензина. Если объем бензина указан в договоре купли-продажи, ГСМ можно оприходовать, если нет – имеются варианты:
- когда бензина в баке совсем мало, его не учитывают, и бухгалтер отмечает поступление и списание бензина с момента первой заправки;
- если бак почти полностью заполнен, необходимо узнать объем топлива и оформить безвозмездное получение (это будут облагаемые налогом доходы, стоимость ГСМ проводится по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 98, при списании делают проводки по ДЕБЕТУ счета 20 (26, 44) и КРЕДИТУ 10, а также по ДЕБЕТУ 98 КРЕДИТУ 91) либо выявить излишки (они включаются в доходы и проводятся по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 91, в налоговом учете формируются доходы).
Правила учета ГСМ – учет компенсаций
Если в процессе производства используются личные автомобили сотрудников (с согласия и ведома работодателя), им без ограничений могут выплачиваться денежные компенсации. Согласно статье 188 ТК РФ, работодатель обязан выплачивать такие компенсации, а их размер должен быть оговорен в трудовом договоре или в дополнительном соглашении. Величина компенсации не ограничена, но должна быть обоснованной. Выплачиваются средства по окончании календарного месяца.
Рекомендуется составить дополнительное соглашение к трудовому договору (с приложением свидетельства о регистрации ТС и копии руководства по эксплуатации), в котором были бы предусмотрены такие пункты:
- работник должен вести учет служебных поездок в путевых листах;
- путевые листы и документы, свидетельствующие о понесенных транспортных расходах, передаются в бухгалтерию в последний рабочий день месяца;
- за использование машины сотрудника работодатель обязуется выплачивать компенсацию;
- работник с … (дата) при исполнении трудовых обязанностей использует в служебных целях принадлежащий ему автомобиль (сведения об автомобиле);
- расчет компенсации производится по нормативу расхода топлива, указанному в руководстве по эксплуатации авто, и километражу.
Компенсация рассчитывается пропорционально количеству отработанных сотрудником дней, во время отпуска, командировки и т.д. выплата не производится.
В целях налогообложения компенсации за использование личного автомобиля сотрудника нормируются:
- отдельное от выплаты компенсации возмещение стоимости топлива является сверхнормативной выплатой, которую нельзя учесть при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо Минфина РФ от 23.08.2013 № 03-03-06/1/39239);
- расходы на выплату компенсаций учитываются в затратах (на дату фактической выплаты сотруднику) в пределах норм, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92.
Зачем нужны показатели норм ГСМ?
Нормы ГСМ необходимы для выполнения расчетов топлив по месту использования и потребления. Все показатели фиксируются в статистической, оперативной отчетности. Результат требуется, чтобы правильно и точно определить себестоимость перевозки на предприятии.
Также нормы позволяют предварительно посчитать затраты на различные транспортные работы. Руководители предприятий смогут планировать ежемесячные и регулярные потребности, чтобы обеспечить организацию необходимыми нефтепродуктами в необходимом объеме. Нормы ГСМ требуются, чтобы проводить расчеты по налогообложению. Показатель позволяет определить необходимость в экономии, минимизации затрат в результате чрезмерного потребления нефтепродуктов.
Как разработать собственные нормы
В руководстве по эксплуатации транспортного средства прописывают информацию по расходу ГСМ не всегда. Из своей практики скажу, что нормы расхода на погрузчики в руководствах по эксплуатации не указываются, поэтому приходится вычислять их сложными путями. Один погрузчик проезжает каждый день по прямой дороге от точки А до точки Б. Другой погрузчик той же модели работает на разгрузке фур весь день на площади 10 кв. метров. У второго погрузчика расход получится выше, так как скорость и траектория его движения ниже первого. Надежнее обратиться в специализированные организации. Если решитесь самостоятельно разработать, то:
- утвердите комиссию для проведения контрольных замеров, которая проследит за движением транспорта на протяжении выбранного периода времени или километража;
- сопоставьте данные с технической документацией завода-изготовителя (если она имеется);
- оформите результаты контрольных замеров в акте контрольного замера, выявив расход на 100 км;
- утвердите приказом организации и в учетной политике нормы списания бензина, дизельного топлива и газа.
Нормирование расходования ГСМ при собственной разработке
Расчет расходов на топливо можно произвести 2-мя способами:
- Применением документов, разработанных производителем транспорта.
- Вычислением фактического расхода ГСМ на транспорт.
Ведение учета по 2-му способу применяется чаще, чем по 1-го.
Порядок замера расхода ГСМ, в частности бензина, дизельного топлива и газа, следующий:
- Создание комиссии.
- Несколько замеров при различных условиях эксплуатации (теплое и холодное время года, интенсивность движения, наличие пробок, простой с работающим двигателем). Замер происходит при полном баке с фиксацией пробега на момент заправки до полного опустошения бака.
- Полученные результаты оформляются в несколько нормативных документов, которые в дальнейшем используются в ходе списания ГСМ.
Можно пойти и другим путем: после формирования комиссии происходит замер при обычных условиях эксплуатации. После этого рассчитываются коэффициенты для поправок при отклонениях от нормы.
Инструкция, разработанная локально, должна соответствовать действительности, т.к. при завышении норм налоговая инспекция может запросить у вас обоснование таких показателей.
При разработке локального норматива использования топлива не запрещено за основу брать распоряжения Минтранса.