Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «§ 3. Право постоянного (бессрочного) пользования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета, сотрудниками ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга», МФЦ, работниками МФЦ в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками
Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, работника МФЦ в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
- нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
- приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210‑ФЗ.
Что такое бессрочное постоянное пользование
По своей сути: постоянное бессрочное пользование — это аренда.
Как известно, при СССР частной собственности на землю не было, была только государственная собственность. Поэтому земля, предоставленная на таком виде права находится в собственности государства, а не в собственности гражданина. Значит, это право подразумевает не настоящую собственность, а только лишь пользование. То есть совсем не РАСПОРЯЖЕНИЕ, как разрешается при праве СОБСТВЕННОСТИ.
Правообладатель участка на праве постоянное бессрочное пользование по своей сути — временный арендатор. В любой момент собственник (государство) потребует свое имущество себе.
Например, вы — собственник кофемашины дали во временное пользование её своему другу. То есть дело обстоит так: вы — собственник, а друг — пользователь (арендатор), причем временный. Прошло какое-то время, и просите вернуть вашу кофемашину обратно: из рук друга (пользователя). И он вам её возвращает в первоначальном виде или с компенсацией естественного износа данной кофемашины. Возможно, что за каждый день нахождения кофемашины у вашего друга, вы брали с него арендную плату, ведь он использовал её для извлечения прибыли. Так же обстоят дела и с земельным участком полученным на праве бессрочного постоянного пользования.
Кому и когда были предоставлены участки на праве постоянного (бессрочного) пользования?
Множество земельных участков (так же и лесные участки) были предоставлены гражданам и юридическим лицам очень давно, еще до вступления в действия Земельного Кодекса РФ, еще при советской власти, когда частной собственности на землю не было.
Несмотря на давность предоставления — право это действующее, законное, государство его не прекращает. Такое право сохраняется за землепользователями. Об этом говорится в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»: «Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется«.
Как и большинство правоотношений бессрочное пользование может прекратиться. Это происходит по одному из вариантов:
- добровольному отказу собственника;
- принудительному изъятию.
Процесс прекращения бессрочного постоянного использования земли можно наглядно увидеть в таблице.
Критерии для сравнения форм прекращения БП ЗУ | При добровольном отказе
(ст.53 ЗК РФ) |
При принудительном изъятии (ст.54 ЗК РФ) |
---|---|---|
Инициатор прекращения | собственник | административный орган |
Основание прекращения | заявление о добровольном отказе | неиспользование участка по целевому назначению либо использование с нарушением норм законодательства |
Кто выносит решение о прекращении | исполнительный комитет местной администрации | судебный орган |
Перечень документов |
|
|
Срок рассмотрения | 30 дней с даты подачи документов | в течении 10 дней с даты принятия решения либо со дня вступления судебного акта в законную силу |
Действия уполномоченного органа |
|
административный орган сообщает о прекращении права в налоговый орган по месту расположения участка в течении 7 дней с даты решения об изъятии |
Особенности | административный органа проверяет правомочность причины написания заявления об отказе от надела |
|
Комментарий к Статье 20 Земельного кодекса РФ
1. Право постоянного (бессрочного) пользования может существовать только в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Основной категорией лиц, использующих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, являются юридические лица. В ряде специальных нормативных актов было прямо предусмотрено, что земельные участки за отдельными видами юридических лиц должны закрепляться на праве постоянного (бессрочного) пользования (в частности, за органами пограничной службы, пограничными войсками, организациями федерального железнодорожного транспорта, государственными и муниципальными образовательными учреждениями, государственными научными учреждениями и др.).
Пункт 1 комментируемой статьи значительно ограничивает круг субъектов, которым земельные участки могут быть предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования после введения в действие ЗК. Эти субъекты (государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления) не могут быть собственниками земельных участков, и право постоянного (бессрочного) пользования является единственным вещным правом, которое позволяет им на постоянной основе использовать земельные участки.
Сервитут — право ограниченного пользования земельным участком. Данное право представляет своего рода «право безысходности», невозможности не затрагивать интересы соседних землепользователей. В любом случае осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся на публичные и частные.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, ее субъектов, нормативным правовым актом органа местного самоуправления без изъятия земельных участков.
Например, согласно ГрК РФ публичные сервитуты могут устанавливаться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с градостроительной документацией и правилами застройки в случаях, если это определяется государственными или общественными интересами (ст. 64).
В каких случаях возникает право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком?
Согласно п. 1 ст. 268 ГК РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Государственной собственностью в РФ признается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. При этом земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).
Примечание. Так же как и право оперативного управления, право постоянного пользования подлежит обязательной государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Как известно, использование земли в РФ является платным. Формами платы выступают земельный налог и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ). Плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, а также праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Земельный налог относится к местным налогам, поэтому обязателен к уплате на территории тех муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), где он введен в действие в соответствии с нормативным правовым актом представительных органов муниципальных образований (законом конкретного субъекта РФ). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) должны определить отдельные особенности. Во-первых, этим органам следует утвердить налоговые ставки, по которым уплачивается земельный налог на территории соответствующего муниципального образования (субъекта РФ). Во-вторых, они наделены полномочиями по установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. В связи с этим при расчете земельного налога АУ обязательно должны изучить местный нормативный правовой акт (закон) по земельному налогу.
Автономным учреждениям в первую очередь нужно обратить внимание, не распространяется ли на них какая-либо из льгот, установленных Налоговым кодексом (ст. 395) или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законом города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга). Кстати, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера. Руководствуясь данной нормой, антимонопольный орган одного из субъектов РФ требовал признания недействительной льготы по земельному налогу, согласно которой освобождались от уплаты этого налога бюджетные учреждения, деятельность которых финансируется из краевого, районного бюджетов и бюджетов поселений на основе сметы доходов и расходов, в отношении земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования. В свою очередь судьи ФАС ДВО признали, что предоставление льготы по земельному налогу только бюджетным учреждениям не приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между частными и бюджетными (автономными) учреждениями (Постановление от 25.03.2009 N Ф03-909/2009). К аналогичному выводу пришли судьи ФАС УО (см. Постановление от 20.05.2009 N Ф09-3179/09-С1). Объяснение такое: частные учреждения вообще не являются плательщиками земельного налога. Автономные учреждения данный момент могут взять себе на вооружение, если на территории их муниципального образования будет предусмотрена льгота только для бюджетных учреждений, а не для государственных и муниципальных учреждений. Установление такой льготы вполне может быть оспорено.
Также следует обратиться к п. 2 ст. 389 НК РФ, в котором перечислены земельные участки, которые не признаются объектом обложения земельным налогом. К примеру, к таковым относятся земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (пп. 3 указанного пункта). По мнению судей, под данное освобождение подпадают земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования школе милиции и государственному учреждению здравоохранения, входящим в систему МВД России. С аргументами, приведенными арбитрами, можно ознакомиться в Постановлениях ФАС ЗСО от 03.10.2007 N Ф04-6852/2007(38844-А45-26), ФАС СЗО от 26.02.2008 по делу N А66-7083/2007.
Общие сведения о бессрочном пользовании
Правом бессрочного пользования наделом земли называют своеобразную разновидность вещного права, подразумевающую возможность использования ресурсов земли бесплатно и неограниченно по времени, но невозможность отчуждения такой земли.
Особенностями бессрочного права использования земли являются:
Бессрочное право на землю в СССР заменяло право собственности, и граждане могли пользоваться государственной землёй как своей. В настоящее время гражданам-физическим лицам не предоставляется земля на таких правах, а уже имеющим такое право предлагается оформить право собственности.
Для юридических лиц оформление собственности на наделы земли, на которые у таких лиц имеется право бессрочного пользования, является обязательной процедурой, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137.
- Земля в бессрочном пользовании все равно остается собственностью своего владельца. Значит, только он имеет полное право эксплуатировать землю по-своему усмотрению (но в рамках видов разрешенного использования).
- Когда проходит регистрация передачи земельных площадей в пользование, составляется договор. В этом документе должна быть указана сумма, которую новый пользователь земли должен выплачивать ее собственнику. Следует учесть, что такая площадь часто находятся в собственности муниципалитета или она государственная.
- Передача земельных площадей их собственником другому лицу на бессрочное постоянное пользование должна выполняться по строго установленному порядку.
- Чаще всего выполняется переход в бессрочное пользование муниципалитету или государству. Имеются в виду различные казенные учреждение, органы госвласти, другие инстанции государственного типа.
Ответственность за нарушение сроков перерегистрации
Ответственность за нарушение сроков перерегистрации земли применяется только для юридических лиц. В том случае, если органами землеустройства будет обнаружено неисполнение норм, предписанных последними поправками в Земельный кодекс, предприятию или организации придется выплатить штраф.
Граничный размер суммы, которую придется внести на казначейский счет, установлен на уровне ста тысяч российских рублей. Индивидуальные предприниматели, нарушившие закон, могут быть наказаны на сумму от двадцати тысяч российских рублей.
Еще одним действием со стороны государства для тех, кто не исполнил своевременно требования государственной власти, является увеличенная ставка налогообложения участка при последующем переоформлении земельного надела, как того требует закон. Перерегистрация прав после проведения проверки является первоочередной задачей.
Важно отметить и то, что бессрочное право пользования землей сохраняется на сегодняшний день за неприбыльными организациями и предприятиями государственной формы собственности.
Оформление права на земельный участок
Практически всегда юридическое лицо может переоформить земельный участок из бессрочного пользования на себя. Для этого оно подает заявление о передаче ему земельного участка на право полноценного владения или временной аренды.
Исполнительный орган принимает решение, этим занимается исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, в некоторых случаях возможен отказ в требовании юридического лица. В случае положительного ответа, происходит оформление и регистрация права в соответствии с законом о госрегистрации.
Процесс переоформления земельных или лесных участков достаточно сложный и длительный, каждый орган местного или государственного самоуправления подходит к нему по-разному. Сложности возникают, если организация, которая не имела права на предоставление земли в постоянное бессрочное пользование получила его на основании постановления государственного органа, которое было издано до вступления в силу Земельного кодекса РФ, но организация не успела провести его регистрацию
.
В этом случае, сначала должна пройти регистрация права постоянного пользования участком, полученным до появления ЗК РФ
. Отказ в регистрации не возможен.
Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования
Граждане страны, которые приобретают право владения на земельные территории на основании возможности бессрочного использования на постоянной основе, действующим законодательством рассматриваются в качестве землепользователей. Данные лица обретают все полномочия по владению и использованию земельных территорий.
Передача земельной территории из государственных или муниципальных активов в пользование частных лиц осуществляется при условии наличия решения ответственного исполнительного органа. В данном документе указываются:
- точные кадастровые данные территории;
- фамилия, имя, отчество гражданина, если земельная территория передается физическим лицам;
- наименования учреждения, сведения о государственной регистрации юридического лица, если пользователем участка является юридическое лицо;
- наименования органов государственной и муниципальной власти.
Лицами, которым предоставляются земельные участки на основании права бессрочного использования на постоянной основе, являются:
- физические и юридические лица;
- учреждения государственного и муниципального уровня;
- казенные производства и предприятия.
Бессрочное пользование – что это такое?
Постоянное бессрочное пользование – это предоставление возможности извлекать выгоду от использования земли по целевому назначению неограниченное временными рамками. Это одно из юридических вещных прав, которое регулируется ст. 216, 268-270 Гражданского кодекса РФ.
Граждане, владеющие земельным участком по праву бессрочного пользования, могут распоряжаться наделом в пределах законодательной базы. Другими словами, владельцы вправе использовать земельный участок в пределах его целевого назначения. То есть, к примеру, недопустимо строительство жилого дома на участке сельхозназначения или организация свалки на земле, предназначенной под ИЖС.
Отклонения от прямого целевого назначения должны быть задокументированы посредством распоряжений и актов собственника земли – местной администрации. Важный момент – возведенные на таком участке дома, хозяйственные постройки и иные сооружения будут являться собственностью пользователя земли.
Сейчас правом на бессрочное постоянное пользование землей обладают только те граждане, которые получили его до вступления в силу обновленного законодательства. Местная администрация предпринимает действия по адаптации прав владения землей к новой нормативной базе. Бессрочным владельцам предлагается переоформление участков в аренду или собственность.
По этой причине оформить землю в постоянное бессрочное пользование граждане уже не могут. Этим правом обладают:
- государство, субъекты РФ и муниципалитет;
- администрация и комитеты ОМС;
- предприятия и учреждения федерального значения.
Таким образом получить земельный участок по праву бессрочного пользования могут только хозяйствующие субъекты. Местная администрация сейчас передает землю гражданам, оформляя ее в долгосрочную или среднесрочную аренду. Такой способ для муниципалитета выгоднее.
В настоящее время физическим лицам участки в бессрочное землепользование не выделяются. Подобной привилегией обладают лишь некоторые организации в рамках категорий, определенных Земельным кодексом РФ:
- органы государственной власти и местного самоуправления (администрации, муниципальные управления, комитеты и т.п.);
- государственные и муниципальные учреждения (школы, ВУЗы, детские сады, музеи, больницы, учреждения соцзащиты, физкультуры и спорта и многие другие);
- казенные предприятия (управляемые государством заводы, фабрики, исследовательские институты и др.);
- центры исторического наследия президентов РФ, прекративших свое полномочие.
По сути, этот список представляет собой перечень организаций, подконтрольных государству.
Предприятия с частной формой собственности лишены возможности бесплатного получения от муниципалитета земельных территорий для бессрочного использования.