Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Издевательства в школе над ребенком. Подскажите, что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Понятие «буллинг» (от англ. bullying — запугивание, травля) появилось еще в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.
Буллинг — это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.
Травля опасна не только для непосредственной жертвы. Она создает нездоровую атмосферу в классе — ведь каждый боится стать следующим. Вот почему нужно выявлять буллинг, реагировать на любые проявления травли и составлять план по профилактике буллинга в школе. И как можно скорее. Как это сделать — мы попросили объяснить Лилию Брайнис, социального психолога и директора фонда «Шалаш».
👨👩👦 Что делать родителям
Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.
Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога. Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.
Как сделать так, чтобы ребенок не стал жертвой буллинга
Рекомендации Аллы Баркан в книге «28 законов воспитания. Как желательно и не желательно поступать родителям»:
- отыскать себе друга среди одноклассников, а еще лучше несколько настоящих друзей
- научиться уважать мнение одноклассников, находить с ними общий язык
- не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками, научиться проигрывать и уступать, признавать свою неправоту
- не задираться, не зазнаваться
- не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода
- не хвастаться — ни своими успехами, ни своими гаджетами, ни родителями
- не демонстрировать свою элитарность
- не ябедничать
- не подлизываться к учителям
- не действовать наперекор решениям класса, если они не противоречат нравственным нормам
- не демонстрировать свою физическую силу
- не показывать свою слабость
- не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или физическими дефектами
- использовать свои таланты на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились им, а не завидовали ему.
Признаки того, что ребенка обижают в школе
Есть несколько очевидных и неочевидных признаков того, что ребенок подвергается физическому или психологическому насилию со стороны сверстников в школе. Рассмотрим распространенные:
- Резкое изменение поведения, ухудшение морального состояния. Если ребенок всегда был дружелюбным, веселым и жизнерадостным, без объективных причин утратил эти качества и стал слишком грустным, значит стоит насторожиться. Поспешных выводов делать не стоит: сначала попробуйте пообщаться с ребенком. Следует учитывать и то, когда состояние и поведение меняются: если в школу он идет радостным и веселым, а возвращается выжатым и подавленным, значит почти точно что-то не так. Вероятно, он начинает впервые подвергаться буллингу;
- Нежелание посещать школу. Если ребенок не хочет идти в школу и при попытке узнать, почему именно, «включает» замкнутость, можно говорить, что одна из причин нежелания – буллинг. Дело в том, что в таком случае сама мысль о посещении школы вводит ребенка в состояние стресса. Как и в первом случае, что нужно понимать, торопиться с выводами не стоит. Первым делом – беседа с ребенком. Иногда можно попробовать пообщаться с преподавателями: некоторые дети не рассказывают родителям о том, что слишком сильно тревожит их;
- Синяки, травмы. Это явный признак того, что ребенок подвергается физическому буллингу. Однако и здесь все неоднозначно: синяки могут быть следствием, например, неосторожного обращения со снарядами на физкультуре, а травмы возникать по причине гиперактивности и неосторожности на переменах, по пути домой или в саму школу.
Признаки того, что ребенка обижают в школе
40% жертв школьного буллинга не рассказывают родителям о своих проблемах с одноклассниками
Еще одна тревожная цифра из официальной статистики МОН — 40% детей, подвергавшихся травле со стороны сверстников, не рассказывают об этом родителям. То есть, тысячи семей даже не подозревают о страданиях своих детей. Если ваш ребенок не жалуется, что его обижают в школе, это не значит, что у него все в порядке.
Как же понять, что дочь или сына обижают в школе? Вы легко распознаете это, если понаблюдаете за его поведением и эмоциональным состоянием. Вот несколько явных признаков, что ребенка гнобят в классе:
- Ребенок не хочет идти в школу, ищет любой повод, чтобы остаться дома. Часто жалуется на плохое самочувствие.
- Любые разговоры на около школьную тему портят сыну или дочке настроение. Когда речь заходит о том, что мама или папа хотят сходить в школу, ребенок реагирует агрессивно, всячески отговаривает от этой идеи.
- Замкнутость, подавленное состояние. Если прежде веселый, общительный ребенок становится угрюмым, к нему перестали приходить в гости друзья, а когда кто-то из них звонит, он просит сказать, что его нет дома — это должно насторожить родителей.
- Любые признаки стресса: отказ от еды, нежелание выходить из своей комнаты, ночные кошмары.
- Травмы, синяки, царапины, которые ребенок не может объяснить, либо на вопрос «Откуда?», отвечает откровенно глупо — «Не помню», «Так получилось»…
- Систематическая порча вещей: порванный рюкзак, испорченная одежда, обувь, школьные книги, тетради.
- Ребенок просит деньги и не может объяснит, на что они ему нужны. Дети, подвергающиеся травле, часто пытаются подкупить обидчиков, платят «дань» за то, чтобы их не обижали.
- Несвойственное поведение — грубость, сарказмы, недоверие, неуважение к близким.
Родители, как никто другой, знают своего ребенка. Если между ними близкие, доверительные отношения, они обязательно почувствуют, что что-то не так. И здесь решающим становится их выбор — вмешаться или проигнорировать, дать ребёнку «возможность разобраться с проблемой самостоятельно».
Дети, которых обижают в школе, редко просят о помощи. Это не всегда связано с воспитанием и отношениями в семье, но и такой вариант нельзя исключать. Например, если папа учит мальчика, что настоящий мужчина не плачет и не жалуется, ребенок будет держать все в себе. А если мама приходит с работы раздраженная, ребенок не станет говорить ей о проблеме, чтобы не разозлить еще больше.
Молчание ребенка может зависеть от возраста. Например, подростки предпочитают решать проблемы сами, а дети младшего возраста часто боятся расстроить родителей.
Есть и другие варианты. Возможно, ребенок молчит, потому что:
- запуган — обидчик сказал, что если ребенок кому-то пожалуется, он ему всю жизнь испортит;
- не хочет быть стукачом — считает, что жаловаться плохо;
- думает, что если вмешаются родители, над ним будут издеваться еще больше;
- стесняется признаться, что не справляется сам;
- винит себя — считает, что причина в том, что с ним что-то не так и он этого заслуживает;
- боится рассказать родителям, за что именно над ним издеваются — например, если одноклассники шутят о том, что у девушки якобы было много половых партнеров;
- поддается авторитету взрослого — когда ребенка обижает учитель, а тот считает, что взрослый всегда прав. Учитель может быть и агрессором, и зачинщиком конфликта среди детей — например, если он сравнивает учеников между собой, отпускает замечания, клеит ярлыки или выделяет любимчиков.
Как нельзя реагировать
Нельзя искать причину травли в ребенке, думать, что он повел себя как-то не так, раз над ним издеваются.
Как не надо говорить | Почему это не работает |
Просто не обращай внимания. Им надоест, и они перестанут над тобой шутить. | Избегать ситуации и надеяться, что она пройдет сама — это плохая стратегия. Когда родители так говорят, дети чувствуют себя брошенными, как будто они остаются с обидчиком один на один. Кроме того, если ребенку будут постоянно говорить, что он тупой, и родители не будут в это вмешиваться, рано или поздно ребенок поверит, что так оно есть. |
Тебе нужно научиться справляться самому, папа же не вечный. Дай отпор, издеваются только над слабаками. | Такие советы обычно дают мальчикам. Из-за этого они стремятся подавить свои чувства, что со временем приводит к тревожности и депрессии. А еще такой ответ перекладывает всю ответственность на ребенка. |
Все дети через это проходят. У вас просто переходный возраст, это пройдет. | Травля — это не обычное явление, которое ребенок должен принимать как данность. Над ребенком, которого учат терпеть несправедливое отношение, будут издеваться и во взрослом возрасте. |
Порядок действий, если вы узнали, что над вашим ребенком издеваются
-
Узнайте и ДЕТАЛИЗИРУЙТЕ необходимую информацию о фактах хулиганства: даты, время, места (даже если это было вне здания школы), действия и т. д. Документируйте все.
-
Ознакомьтесь с правилами внутреннего распорядка школы, определите пункты, которые были нарушены хулиганом.
-
Пообщайтесь с классным руководителем. В конструктивной и вежливой форме опишите проблему, предъявив доказательства, обсудите варианты дальнейших действий.
-
При отсутствии результатов – запишитесь на прием к директору для личной встречи и обсуждения сложившейся ситуации.
-
Поднимите вопрос на родительском собрании в школе. При этом помните, что необходимо четко и аргументировано излагать факты, не вмешивайте эмоции. Заранее продумайте, что можно сделать вместе, чтобы остановить издевательства. По результатам встречи с классным руководителем, администрацией школы, с родителями делайте основные заключения: «шаги для устранения проблемы». Четко их выделяйте и записывайте. Обязательно должен оставаться «след»: записи через электронный дневник, записи на прием к директору у секретаря, ваше заявление с указанием входящего номера и описанием проблемы, даты общения в чате, Ф.И.О. участников этого общения и т. п.
-
Если буллинг не прекратился – ни в коем случае не отступайте! Собирайте все документы и обращайтесь в другие инстанции: в отделение полиции, к руководителю района, где находится ваша школа, Департамент образования, к мэру города.
-
Помните, что не следует отступать, но также не следует решать вопрос, сразу вынося его рассмотрение в самых высоких инстанциях.
-
Если в ходе ваших активных действий ребенку стали угрожать физической расправой, то немедленно обратитесь в правоохранительные органы, т.к. это остудит пыл нападающих.
-
Для решения вопроса привлекайте общественные организации и прессу. Общественный резонанс позволит активизироваться нерадивым чиновникам.
-
Постоянно поддерживайте своего ребенка. Внушайте уверенность в положительном решении проблемы. Интересуйтесь, прекратились ли издевательства, обсуждайте происходящие изменения с классным руководителем или директором. Представители школы должны знать, что вы контролируете этот вопрос и не отступитесь в достижении цели.
-
И, конечно, посетите с ребенком детских психологов. Они поддержат ребенка и помогут ценным советом.
Буллинг на словах: обзывательства, запугивание, бойкот
Такая же проблема появляется, если со стороны булли используется в основном запугивание. К угрозам часто прибегают для того, чтобы подорвать уверенность жертвы. Противостоять подобному психологическому давлению может не каждый взрослый (если сомневаетесь в этом, то почитайте о методиках ведения полицейских допросов или про действия коллекторов). Драться в ответ на угрозы тоже непродуктивно. Более того — это может превратиться в еще один вариант издевательства, когда с помощью угроз или насмешек ребенка провоцируют на драку, а затем выставляют зачинщиком перед взрослыми.
Напомним, мы говорим не о простом конфликте, в рамках которого драка может завершиться всеобщим братанием и совместный походом за мороженым. Мы говорим о буллинге — намеренном и жестоком, агрессивном отношении к ребенку в коллективе.
Самая сложная для выявления разновидность травли — это бойкот. Жертва намеренно игнорируется частью или всем коллективом. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, унизительными надписями в общественных местах. При этом напрямую к жертве подчеркнуто никто не обращается.
Драться в таких случаях тоже бессмысленно. Это, напротив, дает булли решающий аргумент — «мы поэтому и не хотим с ним общаться». Родителям следует насторожиться, если у ребенка нет друзей в школе, одноклассники не приходят к нему в гости и не приглашают на дни рождения, а сам он не хочет ходить с классом в походы и на экскурсии. Если же параллельно вы замечаете, что у ребенка появились проблемы в учебе, он часто плачет, стал нервным и раздражительным и избегает разговоров о делах в школе, то это как минимум повод наведаться в школу и пообщаться с педагогами.
Но в чистом виде бойкот как форма буллинга встречается редко. Если вспомнить великий фильм «Чучело», то там как раз четко показано, как от бойкота дети переходят ко все более страшным способам унижения. Дисбаланс власти, беспомощность жертвы и пассивность взрослых провоцируют на применение все более жестоких форм издевательств, которые тем не менее все же легче отследить и доказать.
Буллинг — это проявление постоянной агрессии, направленной на одного и того же человека. По сути — издевательство, травля. Это довольно широкое понятие, которое включает в себя разные виды насилия: физическое, эмоциональное, экономическое, а также кибербуллинг. От конфликта или ссоры отличается тем, что может длиться месяцами.
В процессе буллинга всегда присутствуют три стороны:
-
Агрессор — он же буллер, зачинщик травли. Сюда же можно отнести последователей — тех, кто подхватывает идеи «лидера».
-
Жертва. Типичных черт у жертв буллеров нет, ею может стать любой.
-
Наблюдатель — те, кто не вмешивается, а лишь смотрит на издевательства со стороны.
Как предотвратить травлю?
Лучшая профилактика — здоровые отношения в семье. Это значит, что ребенку уделяют достаточно внимания оба родителя, мама и папа уважительно относятся друг к другу и умеют мирно решать конфликты. Кроме того, ребенок должен быть социализирован, в этом помогают кружки, спортивные секции — все, что будет развивать ребенка и делать его более уверенным среди сверстников.
Донесите до ребенка, что о проблемах нужно рассказывать близким людям. Объясните заранее, как общаться с агрессором: говорить громко и уверенно, договаривать предложения до конца, не горбиться и не опускать глаза.
Ребенок не должен остро реагировать на оскорбления и издевательства в свой адрес. Следует быть сдержанным, а порой и игнорировать выпады недоброжелателей. А чтобы избежать издевательств, нужно больше общаться, заводить друзей, помогать одноклассникам на уроках и участвовать во внеучебной жизни школы.
Поддержать ребёнка, если он хочет разобраться с проблемой сам
Ребёнок может настоять на том, что он разберётся сам, например, если ситуация ещё не вышла из-под контроля. Нужно поддержать его решение, предложить внимательно обсудить планы, чтобы он понимал последствия действий. Так он научится соотносить внешнюю ситуацию со своими внутренними ресурсами, определять возможности и ограничения, выбирать более адекватный путь. Сделать это получится только через диалог:
— Мама, я сам разберусь, не лезь.
— Хорошо. Здорово, что ты такой смелый и готов бороться. А что ты собираешься делать?
— Встречусь с Антоном после школы, поговорю, он же у них главный. Если надо будет, врежу.
— Интересно. А ты не думаешь, что Антон может прийти не один?
— Может. Они постоянно все вместе таскаются.
— И ты всё равно попытаешься с ним поговорить?
— Да, хоть при всех, достали уже.
— Как думаешь, как они отреагируют на разговор? Он поможет?
— Блин, если все придут, то, наверное, нет. Значит, врежу ему, чтоб точно меня понял.
— А остальные за него не вступятся?
— Блин, они отпинают меня. Ну что делать-то, я не могу уже, просто в школу тогда ходить не буду.
— Сынок, давай я попробую тебе помочь?
В результате разговора ребёнок и родитель должны прийти к решению, которое можно реализовать, чтобы изменить ситуацию. Нужно рассказать о том, что дело не в ребёнке и происходящее не проблема между ним и тем мальчиком, это проблема всего класса. Он должен понимать, что это травля. Чтобы победить травлю, нужна помощь взрослых: родителей, учителя.
Важно объяснить, что мама не будет ходить ругаться с одноклассниками и их родителями, все действия и планы она будет обсуждать с ребёнком. Задача родителя — не победить всех обидчиков, а сделать так, чтобы в классе было безопасно всем.
Обратиться в управление образования
Если директор ничего не предпринимает и считает, что конфликт сам пройдёт, нужно написать жалобу в управление образования. Сделать это можно через электронную приёмную. Нужно написать всё то же самое, что писали в заявлении директору, и дополнить словами о том, что к администрации школы уже обращались, прошло 30 дней, ничего не изменилось.
В заявлении важно перечислить факты, а не личные оценки.
❌ | ✔️ |
В нашем классе невнимательная учительница, видит только своих любимчиков, а ребята в классе злые и обижают моего сына. | 1 декабря одноклассники забросили сумку со сменкой моего сына на гаражи. Свидетелями были Николаева Анна, Соколов Михаил, Степанов Борис. Такая ситуация повторяется на протяжении двух месяцев: группа одноклассников из десяти человек травит моего сына и регулярно прячет или выбрасывает его вещи. |
Большинство буллеров — это дети с ярко выраженными нарциссическими чертами характера, с высокой самооценкой и сниженной эмпатией, отмечает Анна Тимофеенко. Эксперт не исключает, что корни проблемы зачастую кроются во взаимоотношениях в семье, где со стороны взрослого могут демонстрироваться игнорирование, манипулирование, потакание. При этом буллер может вырасти и в благополучной семье, и в асоциальной. По словам эксперта, те, кто занимается травлей, хотят самоутвердиться. Этим детям не хватает внимания, подтверждения самоценности, уважения со стороны взрослых. Тоска по таким чувствам вызывает агрессию, которую подростки какое-то время подавляют, так как не могут выплеснуть ее на родителей. Поэтому они ищут себе подходящую мишень.
— Уважение важно для любого человека. Учить этому детей лучше всего на собственном примере. Мы разные, и нет никаких причин считать «необычность» другого чем-то неправильным. Ну и, конечно, следует проявлять уважение и к самому ребенку — считаться с его мнением и желаниями, слышать его. Таким образом, ему не нужно будет ничего никому доказывать, потому что он будет понимать свою значимость и видеть ее со стороны родителей, — говорит эксперт.
Психологи сетуют: понять, что твой ребенок на самом деле — злой и циничный буллер, весьма сложно.
— Это не так просто сделать, особенно если у школьника нет проблем с общением и много друзей. Редкий родитель будет проверять, не изводит ли ребенок издевками своих одноклассников. Но можно обратить внимание на то, как, например, он высказывается в адрес других учеников. Не фигурирует ли чье-то имя постоянно в негативном контексте, — говорит Ольга Бочкова.
Эксперт также советует проверить страничку сына или дочери в соцсетях. Возможно, ребенок выкладывает чужие фотографии с насмешливыми подписями или оставляет негативные комментарии под чужими постами. Специалисты советуют взрослым обращать внимание на сообщения в родительских чатах. Возможно, чья-то мама уже бьет тревогу, что ее ребенка обзывают.
По мнению Бочковой, в обществе присутствует стереотипное убеждение, что жертвы травли сами виноваты, что с ними такое происходит. Мол, они себя не могут защитить, значит, недостаточно сильны. В обществе, где главенствует культура насилия, к таким людям относятся с презрением, перекладывая на них ответственность за происходящее, подчеркивает эксперт.
— Мы понимаем, что, когда ребенок сталкивается с систематическим насилием (а буллинг — это не что иное, как насилие), его психика еще не сформирована окончательно. Его представление о себе как о личности очень сильно зависит от мнения о нем других людей, особенно сверстников. Маленькому человеку важно принятие. Он сильно зависит от чужой оценки, и когда коллектив его унижает, это, безусловно, сказывается на личности, — разъясняет Ольга Бочкова.
Эксперт предостерегает, что когда формируются личность и психика человека, ребенок может идентифицировать себя с агрессорами, то есть с теми, кто на него нападал. В нем формируется агрессивная составляющая, которая в целом настроена защищать от возможного повторения негативных реакций и работать на опережение.
— Этот комплекс реакции очень индивидуален и зависит от множества разных факторов, например от типа личности, темперамента, характера. Играют роль обстановка в доме, альтернативные коллективы для общения. В отчаянии, будучи не в силах исправить ситуацию по-другому, человек может выбрать очень искаженный защитный вариант и отомстит обидчикам за то, что с ним случилось, — предостерегает Ольга Бочкова
Эксперты советуют поговорить со своими детьми о том, что такое травля, как она проявляется, объяснить, чем нежелание общаться с конкретным человеком отличается от агрессии по отношению к нему и почему эта агрессия считается насилием. Подросток должен знать, что за свои действия надо отвечать.
школьная пора, счастливая пора…
Далеко не для всех. Для некоторых детей каждый день в школе является настоящим испытанием. Потому что одноклассники снова будут «травить». Что такое травля и как с ней бороться?
Травля или более популярное сейчас слово «буллинг» — это распространенное явление, с которым так или иначе сталкивался каждый. Это когда тебя задирают, обижают, крадут вещи, толкают, игнорируют, смеются и многое-многое другое. Главная цель — принизить ребенка, причинить ему моральную или физическую боль. Вспомните фильм Быкова «Чучело». Мы говорим именно об этой проблеме. Так давайте разберемся, как распознать травят ли вашего ребенка, как помочь и как нужно себя вести, чтобы травля прекратилась.
Как распознать травлю?
Зачастую дети не говорят о своих проблемах, они боятся: если вмешаются взрослые — станет только хуже. Поэтому стоит внимательно следить за поведением своего ребенка, особенно если он поменял школу или класс, став «новеньким».
Признаками травли могут быть синяки и царапины, которые он не может и не хочет объяснять, ложь по поводу того, как именно они появились. Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда, если ваш ребенок по природе своей не «растеряша». Также ребенок может искать поводы не ходить в школу, прикидывается больным, теряет интерес к обучению, начинает хуже учиться.
Самыми серьезными признаками травли является деструктивное поведение: нанесение себе повреждений, побеги из дома, резкое падение самооценки. Если вы заметили один из этих признаков — возможно, причиной стала травля.
Что делать родителям?
Есть несколько вещей, которые помогут родителям и детям справиться с этой проблемой. Если вы выяснили, что ребенка травят, покажите, что вы выслушали его, поняли и не оставите это без внимания. Успокойте ребенка и окружите его заботой, дайте знать, что цените его откровенность.
Объясните, что он ни в чем не виноват. Никто не виноват, если его оскорбляют, унижают, бьют или игнорируют. Оправдывать травлю нельзя. Даже если ваш ребенок как-то задел других ребят, нормальной реакцией на это станет разовое решение конфликта, а не постоянные издевательства. Ваш ребенок ошибся и за ошибки не надо расплачиваться всю жизнь.
Подумайте о том, какой может быть выход вместе. Вовлеките ребенка в разговор, это поможет малышу вернуть контроль над ситуацией, обратить внимание на детали, понять логику других ребят. Также это покажет, что мама и папа не вздумают решить проблему без их ведома, чего дети очень боятся.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НЕ НРАВЯТСЯ ДРУЗЬЯ РЕБЕНКА
Когда вы уже разобрались в ситуации, стоит пойти и поговорить с учителем или классным руководителем. Спросите, что он намерен сделать, чтобы прекратить травлю? Сохраняйте спокойствие, не давите, а именно задайте вопрос. Если руководитель не намерен разбираться в ситуации — обратитесь к администрации или директору. Убедитесь, что вас действительно услышали, запускать эту ситуацию нельзя ни в коем случае.
Можно поговорить с родителями обидчика. Донесите до них мысль, что если это будет продолжаться, вопрос придется поднять на родительском собрании. Возможно, ваш сын или дочь не единственная жертва агрессора.
Если ребенок не уверен в своих силах — предложите ему записаться в спортивную секцию или кружок, там он сможет найти новых друзей и стать уверенней в себе. Обеспечьте ему комфортную обстановку дома и поддерживайте во всем.
Если ситуация зашла слишком далеко, спросите не хочет ли он поменять класс или школу. Но помните, что это крайняя мера, от которой в большинстве случаев можно отказаться.
Что не надо делать родителям?
Многие родители, стараясь сделать как лучше, делают «как всегда». Постарайтесь исключить из своей речи следующие фразы: «Ты сам виноват», «Ты так себя ведешь», «Ты их провоцируешь», «Тебя травят, потому что…». Обвиняя ребенка, вы оправдываете его обидчиков и тем самым усугубляете ситуацию.
Также избегайте фраз «не обращай внимания», «дай им сдачи», «не делайте так, ему же больно». Такими фразами вы можете навредить. Оставлять ситуацию без внимания, мол, само как-нибудь рассосется, нельзя. Так и совет «дать сдачи» может привести к усугублению конфликта, если ваш ребенок не сможет защититься. Неумелые попытки сопротивления только распалят агрессию.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЗРОСЛЫЙ НА УЛИЦЕ КРИЧИТ НА СВОЕГО РЕБЕНКА
А вмешиваясь в конфликт и показывая, что ваш ребенок страдает, вы указываете на то, что он слабый, а они сильные, тем самым уничтожая самооценку своего чада и повышая ее у обидчиков.
Не говорите сразу о переводе ребенка в другое учебное заведение. Сначала разберитесь, нельзя ли решить конфликт здесь. На новом месте может быть то же самое, ваш ребенок снова станет «новеньким», а к поведению жертвы он мог уже привыкнуть. Но если ни родители, ни учителя не реагируют на конфликт — смело забирайте документы.
Что делать ребенку?
Во-первых, посоветуйте не реагировать на провокации. На подколки надо отвечать не обидой и агрессией. Ответ должен быть спокоен и достоин. Если вашего ребенка обвиняют в том, чего он не совершал, пусть твердо отрицает свою вину и занимается своими делами, не давая затянуть себя в открытый конфликт.
Также иногда полезнее промолчать, чем начать оправдываться, тех, кто не реагирует задирать не интересно. Это касается и обидных реплик. Когда на прозвище ваш ребенок начинает дуться или плакать — это распаляет интерес. Но, если он спокойно ответит: «Да, ты верно заметил, я ношу очки», — это может сбить противника с толку. Почему он не бесится и не обзывается в ответ? Странный какой-то, может лучше с ним и не связываться.
КОГДА МОЖНО ОТПУСКАТЬ РЕБЕНКА ГУЛЯТЬ ОДНОГО?
Еще один способ отделаться от обидчиков — это завоевать авторитет в классе. Это может быть достижение в учебе, спорте или увлечении. Рано или поздно кто-то обратится к вашему сыну/дочери за помощью с домашкой или вопросом. Тут важно поставить себя правильно. Помогать только в ответ на хорошее обращение.
Очень помогает поиск соратников. В классе всегда есть те, кто держит нейтралитет (обычно это самые умные дети), если удастся подружиться или хотя бы начать с ними общаться, это поможет обидчикам понять, что ваш ребенок не «униженный и оскорбленный», а обычный человек со своими увлечениями и друзьями.
Травля всегда разная, все зависит от личности обидчика, поэтому если эти советы вам не помогают, обратитесь к школьному психологу или классному руководителю, которые лучше знают, кто и как будет себя вести в той или иной ситуации.
Что не надо делать ребенку?
Ребенку ни в коем случае нельзя эмоционально реагировать на обиды. Спокойствие и только спокойствие. Игнорирование бывает лучшим выходом. Ему не стоит лезть в драку, если он не уверен в своих силах, проигрыш еще сильнее обрадует противников, и травля продолжится.
Многие дети принимают свою роль жертвы и терпят все, что с ними делают, а вдруг отстанут? Может и отстанут, а может и нет. Поэтому нельзя давать себя бить, отнимать вещи или ломать их. Надо позволить вмешаться другой стороне — родителям или учителям.
Многие дети стараются начать угождать своим обидчикам — становятся «прилипалами», терпят травлю и выполняют поручения лидера, думая, что они поднимутся со временем по «социальной лестнице» и изгоем станет кто-то еще. Такая позиция очень вредит самооценке, не надо входить в компанию обидчиков, нужно основывать свою.
Какие у травли могут быть последствия?
22% учеников жалуются на снижение успеваемости из-за травли в школе. Жертвы буллинга куда чаще страдают головной болью и болеют. У каждого четвертого подростка, столкнувшегося с этой проблемой, возникает мысль о самоубийстве! Мальчики, подвергающиеся травле, наносят себе физические повреждения в четыре раза чаще, чем те, кого не травят.
Очень опасен долгосрочный эффект травли. У девочек очень часто развивается посттравматическое стрессовое расстройство — реакция организма на психическую травму. Таким расстройством страдают: жертвы терактов; ветераны, пришедшие с войны; люди, пережившие войны, геноцид, природные катастрофы.