Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие водительские права нужны в Турции?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иностранцы часто проходят обучение в турецких автошколах и россияне в этом не стали исключением. После переезда и смены образа жизни потребность в навыках вождения часто возникает у тех, кто не водил авто в России. А водители со стажем нередко приходят на курсы вождения, чтобы «переучиться» — узнать об отличиях в правилах движения и особенностях дорожной сети.
Российские права в Турции
Личный автомобиль давно перестал быть роскошью и превратился в необходимость: он дает полную свободу передвижений и зачастую помогает сэкономить на перелетах и путешествиях по железной дороге. Поэтому россияне, привыкшие на родине ездить только на машине, хотят оставаться мобильными и за границей. Особенно остро этот вопрос стоит у тех, кто перебрался в другое государство на ПМЖ.
В Турции закон разрешает приезжим ввозить на территорию государства свои автомобили с иностранными госномерами, но ограничивает срок, в течение которого транспорт может находиться в стране. Соотечественники с видом на жительство должны вывезти нерастаможенную машину за пределы республики через два года. Власти позволяют пригнать ее обратно только через полгода.
Если ввозить собственный автомобиль хлопотно и неудобно, российские экспаты либо берут машину в аренду, либо покупают новую в Турции. Второй вариант – оптимальный: законодательство разрешает проводить такие сделки иностранным гражданам, а подержанный транспорт не дешевеет, как везде, а дорожает. Взять машину напрокат быстрее и проще, но не так выгодно по сравнению с личным авто.
По приезде в Турцию россиянин с правами может сразу же сесть за руль: турецкие законы не ограничивают зарубежных водителей первые шесть месяцев пребывания на территории государства.
Важно: Турецкая Республика подписала Венскую конвенцию о дорожном движении и разрешает использовать национальные водительские удостоверения других стран-участниц. Поэтому вопрос о том, нужны ли в Турции международные права, отпадает – необходимости в них нет.
Однако прежде чем отправиться в путь на автомобиле с иностранным или турецким госномером, взгляните на страницу загранпаспорта, где стоит отметка о въезде в страну. Это поможет убедиться, действуют ли российские водительские права в Турции. Если со дня прибытия прошло менее полугода, удостоверение позволяет легально водить машину по местным дорогам.
По истечении 180 дней с момента прибытия в Турцию у автомобилистов есть три варианта действий:
- отказаться от российских водительских прав в пользу турецких;
- вылететь за пределы государства и вернуться обратно;
- на свой страх и риск ездить со своим удостоверением и избегать полиции.
Особенности турецкого дорожного движения
Турецкие правила дорожного движения мало чем отличаются от русских. Автомобили в Турции придерживаются правой стороны проезжей части, система разметки и знаков идентична. Небольшая разница лишь в скоростных ограничениях: по городу запрещено разгоняться больше 50 км/ч, но на автобане разрешено ездить 120 км/ч.
Главное отличие – агрессивная манера вождения местных автомобилистов, которые регулярно нарушают ПДД. Выезд через двойную сплошную и под запрещающий знак, парковка на тротуаре и превышение скорости в Турции удивляют только туристов. Новички на местных дорогах чувствуют себя частью хаоса, но со временем подстраиваются под интенсивный ритм и развивают водительские навыки.
Второй и третий минусы турецкого дорожного движения – неправильно работающие светофоры и отсутствие знаков там, где они должны быть. От водителей и пешеходов требуется предельная внимательность, чтобы избежать аварий. Парадокс, но при лихом вождении в хаотичной обстановке турецкие автомобилисты друг с другом ведут себя вежливо и не проявляют агрессии. Мат, крики, неприличные жесты и громкие сцены на проезжей части – редкое явление.
Как же оформить турецкое ВУ с нуля?
Вы можете оформить лицензию на вождение автомобилем и в том случае, если водительского удостоверения у вас раньше не было. Для этой цели придется, правда, учиться в местной автомобильной школе. Некоторые курсы, строго говоря, могут предоставить вам англоязычного переводчика. Курсы стоят около тысячи или двух тысяч лир.
Что касается самой программы, то все зависит от того, какую школу вы выберете. В каких-то школах большее время отведено для практики, в других местах это время меньше. Если вы будете обучаться в подобной автошколе, то вам придется сдавать экзамен представителям Министерства образования. Если вы успешно сдадите экзамен, затем выдадут вам ваши права.
Полезные советы и выводы
- Перед поездкой в Турцию проверьте действительность ваших водительских прав и заранее проверьте правила дорожного движения в стране.
- Если вы планируете оставаться в Турции более 6 месяцев, не забудьте получить местные водительские права, так как использование международных прав после 6 месяцев является нарушением.
- В случае, если вам нужно арендовать автомобиль в Турции, вы можете использовать международные водительские права, если они еще действительны в стране.
- Всегда соблюдайте правила дорожного движения и будьте осторожны, когда водите на дорогах Турции.
Применение национальных прав за границей
Венская – страны, где действуют российские водительские права | Азербайджан, Австрия, Армения, Бахрейн, Бельгия, Беларусь, Багамы, Босния и Герцеговина, Болгария, Бразилия, Венесуэла, Великобритания, Венгрия, Гана, Греция, Гайана, Германия, Заир, Грузия, Дания, Израиль, Зимбабве, Испания, Индонезия, Иран, Италия, Коста-Рика, Казахстан, Куба, Киргизия, Корт-д’Ивуар, Кувейт, Люксембург, Латвия, Македония, Литва, Мексика, Марокко, Монако, Норвегия, Нигер, Польша, ОАЭ, Пакистан, Республика Корея, Португалия, Молдова, РФ, Сан-Марино, Румыния, Сейшелы, Словакия, Сенегал, Словения, Таиланд, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Украина, Финляндия, Уругвай, Франция, Филиппины, Чехия, Хорватия, Швейцария, Чили, Эквадор, Швеция, ЮАР, Эстония, Югославия. |
Женевская – государства, где обязательно понадобятся международные права | Албания, Австралия, Андорра, Алжир, Бангладеш, Аргентина, Ботсвана, Гамбия, Бенин, Белиз, Гватемала, Гонконг, Гибралтар, Гренада, Доминикана, Западное Самоа, Египет, Иордания, Индия, Исландия, Ирландия, Канада, Камбоджа, Лаос, Китай, Кипр, Лесото, Конго, Мавритания, Малви, Мадагаскар, Ливан, Мали, Малайзия, Нидерланды, Намибия, Мальта, Новая Каледония, Новая Зеландия, Папуа, Парагвай, Перу, Новая Гвинея, Перу, Свазиленд, Руанда, Сан-Люция, Сент-Винсент и Гренадины, США, Сингапур, Сьерра Леоне, Сирия, Танзания, Тайвань, Тринидад и Тобаго, Того, Тунис, Фиджи, Уганда, Турция, Французская Полинезия, Япония, Ямайка. |
Впрочем, на практике все порой оказывается совсем по-другому. И к счастью, иногда для автомобилистов жизнь упрощается. Например, если почитать Венскую и Женевскую конвенции, ответ на вопрос, нужны ли международные права в Турции, кажется очевидным. Поскольку эта республика Юго-Западной Азии ратифицировала один документ. И речь идет о Женевской конвенции.
Кому разрешено водить автомобиль в Турции?
Категории водителей:
- Лица, достигшие 18 летнего возраста и имеющие водительское удостоверение своей страны;
- Лица, имеющие международные водительские права, при условии их наличия вместе со своим национальным водительским удостоверением;
- Лица, имеющие водительские права, выданные Турцией, либо международные права, выданные Турцией.
Ограничения:
- вождение автомобиля возможно только при наличии действительных прав на территории Турции;
- владельцы прав категорий, отличных от правовой системы Турции, должны иметь международные водительские права;
- в случае наличия медицинских противопоказаний к вождению, водитель не имеет права сесть за руль автомобиля;
- вождение автомобиля под воздействием наркотических веществ, алкоголя или в состоянии усталости запрещено.
Категории транспорта, которые можно водить в Турции: | Категории транспорта, которые запрещены к управлению в Турции: |
---|---|
|
|
При соблюдении правил и ограничений вождения автомобиля в Турции станет приятным и безопасным видом отдыха.
Минимальный возраст для вождения
В соответствии с законодательством Турции, минимальный возраст для вождения составляет 18 лет. Это означает, что любой иностранный гражданин, достигший этого возраста, имеет право водить автомобиль на территории Турции.
Также стоит отметить, что возрастной порог может быть выше для аренды автомобиля. Обычно арендодатели требуют, чтобы водитель имел опыт вождения не менее года и достиг возраста от 21 до 25 лет. При аренде автомобиля всегда стоит внимательно ознакомиться с условиями и требованиями к возрасту водителя.
Кроме того, существуют ограничения для молодых водителей, которые только получили права. Например, в течение первых 2 лет после получения прав водителям до 24 лет запрещено перевозить более одного пассажира и водить автомобиль в ночное время. Эти ограничения не касаются иностранных граждан, но соблюдать их все же стоит, чтобы избежать штрафов и проблем с перевозкой пассажиров.
Нужны ли международные права для аренды автомобиля заграницей?
В этих странах нужно предъявлять международное водительское удостоверение. Международными правами (МВУ) в России называют книжечку светло-голубого цвета, где описаны все данные по водителю на восьми языках мира. Другими словами, это что-то типа заверенного перевода ваших российских водительских прав с подписью и печатью.
У МВУ есть, как минимум, две особенности, о которых надо знать. Во-первых, МВУ – не самостоятельный документ, а приложение к национальным правам. Следовательно, МВУ недействительны без предъявления российского водительского удостоверения.
Вторая особенность заключается в том, что МВУ действительны всего три года со дня выдачи. Через три года их нужно получать снова. Сделать МВУ можно в любом отделении ГИБДД вашего города.
Для этого нужно предоставить им следующий набор документов. Заявление о выдаче международного водительского удостоверения Национальный паспорт
Как арендовать автомобиль в Турции
Особенно высока стоимость в загруженных .
С другой стороны, к примеру, аренда авто в аэропорту Анталии или позволяет добраться до близлежащих курортов с наименьшими потерями. В местных прокатных фирмах цены на автомобили среднего класса варьируются от 40 до 75 евро в день. Стоимость снижается почти в два раза в осенне-зимний сезон.
Можно получить скидку при длительной аренде, особенно в маленьких конторах. Аренда дизельного автомобиля предлагается дороже, но стоит учесть цену топлива, которая будет ниже.
Наиболее комфортный вариант бронирования автомобиля ─ через интернет. Международные сайты аренды авто в Турции предоставляют такую возможность: . Авторитет этой прокатной конторы не подвергается сомнению во всем мире.
Машину можно взять прямо в аэропорту. Есть возможность использовать мобильное приложение Hertz Rent-a-Car. . Компания считается одним из лидеров мирового рынка.
Поездка в Турцию на машине
Переправа на пароме снимает множество проблем, которые возникают в путешествии через транзитные страны, но имеет и свои минусы. Билет на паром стоит 4000-5000 рублей на человека, провоз легковой машины — от 13500 рублей, внедорожника — от 16500 рублей, микроавтобуса — от 20000 рублей. Купить билеты на паром можно за день до отплытия с 10:00 до 18:00 и с 9:00 в день отплытия. Опытные туристы советуют приезжать в порт за 7 часов до отплытия парома.
- Большие траты на топливо — около 50% всего бюджета. Можно сэкономить на жилье и питании, но затрат на бензин во время поездки в Турцию на машине избежать невозможно.
- На месте не всегда удается быстро отыскать дешевые варианты жилья — лучше бронировать заранее.
- Бывают очереди на границе, особенно российско-грузинской.
Необходимые критерии и документы
Список требований, предъявляемый к клиентам, различается у компаний и, иногда, носит индивидуализированный характер. Вот основные критерии.
- Водительские права. Крупные и популярные агентства требуют водительское удостоверение международного образца. Давность с момента выдачи не должна превышать 12 месяцев.
- Возраст от 21 года. В среднем, диапазон возраста колеблется от 20 до 24 лет. Спорт-кары и автомобили бизнес-класса – с 30 лет или при наличии залога, покрывающего 50% стоимости транспортного средства.
- Опыт вождения более 1 года.
- Загранпаспорт.
- Пластиковая карта с нужной для залога суммой или бумажные средства в местной валюте или в долларах.
Удобно ли путешествовать на авто по Турции?
Путешествие на авто по Турции удобно тем, что на протяжении всего вашего пути, будут как небольшие заправки, так и комплексы, состоящие из ТЦ, кафе, сувенирных магазинов, кофейни, самой заправочной станции и так далее. То есть в таком месте вы можете не только заправить автомобиль, но и полноценно поесть, отдохнуть, прикупить что-то из необходимого.
На любой заправке всегда есть туалеты и они бесплатны для посещения. Чтобы найти туалет, чаще всего нужно зайти в магазин, что расположен при ней и поискать знак WC.
То есть, путешествуя по Турции на машине, вы не останетесь голодные, без бензина или без возможности отлучиться по нужде.
Скажу больше, даже если вы заехали на какую-то деревенскую дорогу (а в большинстве случаев тут везде асфальт), даже у скромной заправки будет маленький маркет с водой и перекусом.
Советы по выбору машины
Советую брать машину на автомате — переплата небольшая, зато не сойдете с ума в пробках на курортах.
На нашем Hyundai не было парктроника, и мне его временами не хватало на тесных парковках. Лучше брать машину с ним.
Также обратите внимание на ограничение пробега. В половине случаев машину отдают с безлимитным пробегом, в половине — его ограничивают 150-300 км в день. За превышение пробега будет взиматься дополнительная плата, так что имейте в виду и заранее посчитайте свой будущий пробег. Я легко рассчитал на Google Maps, что нам предстоит проехать по турецким дорогам около 3000 км. При этом у нашей машины стоял лимит 150 км в день, что равно 4500 км за 30 дней. Запас был большой, так что я точно знал, что лимит мы не превысим. В итоге подсчеты оказались довольно точными: мы проехали 3100 км.
- скоростной режим: максимальная скорость в населенном пункте – 50 км/ч, на трассах – 90 км/ч, на автострадах – 120 км/ч;
- в дневное время суток водитель обязан включать ближние фары только при плохой видимости;
- обязательно использовать ремни безопасности как водителю, так и всем пассажирам авто (и спереди, и сзади);
- на переднем сидении разрешено ездить пассажирам с 12 лет, но при условии, что их рост выше 1,5м;
- если сотрудник полиции выписывает штраф, то его удобнее всего оплачивать прямо на месте, этому же сотруднику. В таком случае предусматривается скидочное поощрение в 25% от суммы;
- интересно, что турецким водителям разрешено употребление небольшого количества алкоголя – не выше 0,5%. Но при аренде авто употреблять алкогольные напитки не рекомендуется совсем! Важно: если при наступлении страхового случая будет обнаружено, что водитель выпил больше установленной законом нормы, то страховой полис аннулируется!
- в машине по закону должны иметься светоотражающий треугольник, огнетушитель и аптечка;
- в случае ДТП сотрудник полиции должен составить специальный протокол (kaza raporu). Без этой документации страховка не сработает;
- В Турции принято использовать на дорогах международные знаки, но есть и некоторые особенности. К примеру, вместо таблички STOP на трассах можно увидеть табличку DUR (значение у них одинаковое).
Сколько стоит аренда машины в Турции?
Большинство туристов заинтересованы в экономии денежных средств во время путешествия по стране. Поэтому важно знать стоимость аренды авто в Турции. Это позволит заранее учесть предстоящие расходы. Стоимость аренды машины складывается из нескольких показателей:
- из класса автомобиля; цены на прокат внедорожников, представительских машин, кабриолетов и минивэнов всегда гораздо выше;
- сезона; в летние месяцы, когда увеличивается поток зарубежных туристов, стоимость проката резко возрастает; разница в низкий и высокий сезон доходит до 100–150%;
- места, где предоставляется услуга: в отеле, в офисе прокатной службы или в другой локации; благодаря жесткой конкуренции между компаниями, наиболее выгодные цены встречаются в аэропортах;
- условий, ограничивающих пробег;
- дополнительного оборудования, предоставляемого заказчику по его просьбе: багажник на крыше, детское кресло, навигатор и другое.
Как получить турецкие права с «нуля»
Если у вас нет российских прав, а вы хотите надолго задержаться в Турецкой Республике, то можно пройти обучение в одной из автошкол. Некоторые из таких учебных заведений имеют в штате англоязычного переводчика с турецкого языка. Цена на обучение в разных школах отличается, но в среднем составляет 4000-6000 лир.
Комплекс уроков может отличаться в разных автошколах: в каких-то учреждениях практических занятий бывает неограниченное количество, в других – всего 10 уроков вождения. Экзаменуют студентов после завершения обучения представители Министерства образования, а права выдает Министерство Внутренней Безопасности.
Список документов для обучения в автошколе немногим отличается от того, что необходимо собрать при обмене российских прав на турецкие.
- Копия турецкого удостоверения личности или номер вида на жительство.
- Копия документа об образовании с нотариально заверенным переводом, если речь идет не о турецких аттестатах или дипломах.
- Фотографии для документов, необходимое количество которых нужно будет уточнить в выбранной автошколе.
- Медицинская справка и карта, в которой указана группа крови.
- Документ, подтверждающий отсутствие судимости.
- Свидетельство о заключении брака с нотариально заверенным переводом.
Вам могут выдать учебную литературу или предложат пройти очное обучение. Вид обучающего курса нужно уточнить в самой автошколе.
Называется это ehliyet sınav soruları test. Там можно выбрать разделы теста: Motor – устройство авто, Trafik – ПДД и т.д.
Учебный процесс для получения водительских прав в разных образовательных учреждениях проходит приблизительно в одно и то же время, а именно, в период между восемью едиными экзаменами, проводимыми в Турции за год. Для получения документа необходимо сдать теорию и практику.
Прокат доступен лицам от 21 года с опытом вождения не менее 1 года. Для молодых водителей (менее 25 лет) предусмотрены дополнительные сборы (5-7 евро в день).
Депозит в Турции обязателен, но его размер в большинстве случаев приятно невелик ─ в районе 200 евро. Ограничений пробега, как правило, нет, а бензин и мойка в стоимость не входят.
Транзитная аренда авто в Стамбуле и некоторых других больших городах предоставляется крупными прокатными компаниями.
GPS-навигатор, детское кресло, спортивный багажник можно взять за дополнительную плату. Регистраторов, зарядок и держателей для телефонов в машинах нет. Первый можно взять из дому, а остальные – купить в Migros или Şok за пару евро.
Опция «дополнительный водитель» тоже платная ─ от 5 до 15 евро. Прокат авто с правом выезда за границу доступен не везде, чаще за такую возможность тоже придется доплатить.
Мелкие прокатчики охотно предоставляют автомобили лицам с 18 лет, без залога, а оплату принимают наличными. Зато могут попросить оставить паспорт (соглашаться на это не рекомендуем). Они же чересчур «щепетильно» относятся к возврату машины с неполным баком и в грязном виде.
Независимо от того, в каком городе оформляется аренда автомобиля, – в Адане, Анкаре или Эрзуруме, условия будут одинаковыми.
Большинство автомобилей в прокатах белого цвета и в базовой комплектации ─ такие везде дешевле. При этом чаще клиент получает машину с минимумом топлива и грязную, а в договоре обязательно отмечается, что машину необходимо вернуть чистой и с определенным остатком топлива.
Небольшие компании принимают больше заказов, чем могут обеспечить. Поэтому в сезон летних отпусков часто машину получает клиент, сумевший предложить более высокую цену.