Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имущественные налоги в 2023 году: как взаимодействовать с налоговиками». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Кaк paccчитaть нaлoг нa зeмлю: нaлoгoвaя бaзa
Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.
Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.
Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг в 2023 гoдy
Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa пpoиcxoдит иcxoдя из кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa. Этa cтoимocть ycтaнaвливaeтcя в нaчaлe нaлoгoвoгo пepиoдa — 1 янвapя. КC и cтaвкy oпpeдeляют гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe opгaны.
Cyщecтвyeт cпeциaльнaя фopмyлa pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa:
Cн = KC x Нcт, гдe:
- Cн — cyммa нaлoгooблoжeния;
- КC — кaдacтpoвaя cтoимocть 3У;
- Нcт — нaлoгoвaя cтaвкa нa кoнкpeтнoй тeppитopии в oтнoшeнии кoнкpeтнoй кaтeгopии зeмeльнoгo yчacткa.
Чтoбы oпpeдeлить вeличинy зeмeльнoгo нaлoгa в 2023 гoдy, пoтpeбyeтcя yзнaть КC зeмeльнoгo yчacткa нa 01.01. 2023 гoдa. Этy цифpy (КC) пoнaдoбитcя yмнoжить нa нaлoгoвyю cтaвкy. Oбpaтитe внимaниe, чтo измeнeниe cтaвки вoзмoжнo пpи пepeвoдe зeмли в дpyгyю кaтeгopию пo peшeнию влacтeй.
Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:
- 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
- 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
- 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
- 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
Налоговая база и кадастровая стоимость: особенности 2023
Налоговая база для земельного участка за налоговый период 2023 года – это его кадастровая стоимость, внесенная в Единый госреестр недвижимости (ЕГРН) и применяемая с 1 января 2022 года, если кадастровая стоимость участка с 01.01.2023 превышает эту стоимость, применяемую с 01.01.2022.
Но есть исключение – когда налоговики берут за основу кадастровую стоимость 2023 года: это её увеличение в случае изменения характеристик земельного участка.
СТАТУС | КАК ОПРЕДЕЛЯЮТ НАЛОГОВУЮ БАЗУ |
Налогоплательщики-организации | Самостоятельно и без обращения в налоговые органы на основании сведений ЕГРН о земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или постоянного/бессрочного пользования. |
Налогоплательщики-физлица | Это делают налоговые органы на основании сведений ЕГРН, которые представляют органы Росреестра. |
Следовательно, для расчета земельного налога и авансовых платежей по нему за 2023 год организации сравнивают внесенную в ЕГРН кадастровую стоимость земельного участка на 01.01.2022 и 01.01.2023. В том числе включенную в ЕГРН на основании принятого в 2022 году акта уполномоченного органа субъекта РФ об утверждении результатов кадастровой оценки земель.
Главное о земельном налоге в 2023 году
В числе других природных ресурсов земля относится к объектам налогообложения (статья 389 НК РФ). Юрлица, которые владеют участками на правах официально зарегистрированной собственности, бессрочного пользования или наследуемого владения, обязаны исчислять и уплачивать государству земельный налог. Не требуется платить налог арендаторам участков.
Некоторые категории предприятий освобождаются от уплаты в соответствии с нормами статьи 395 НК РФ. Кроме того, поскольку налог на землю относится к местным фискальным платежам, власти муниципальных образований (села, поселения, города и т.д.) вправе устанавливать дополнительные льготы для отдельных категорий организаций.
Налоговой базой для расчетов в 2023 году принимается кадастровая стоимость в ЕГРН по состоянию на 1-ое января 2022 года. Исключение – случаи повышения этого показателя из-за изменений характеристик объекта. Тогда для расчетов нужно брать увеличенную кадастровую стоимость.
Срок для перечисления налога одинаковый по всем регионам. За 2022 год необходимо уплатить сумму до 28-ого февраля 2023. Если в регионе предусмотрены авансы, перечислять их требуется до 28-ого числа месяца за отчетным кварталом.
Подавать декларацию не нужно. Эта обязанность отменена с 01.01.2021 (Письмо Минфина России от 19.06.2019 N 03-05-05-02/44672).
Штрафные санкции за несвоевременную уплату налога
В случае несвоевременной уплаты налога в отношении физического лица вступает в силу ст.75 НК РФ. Данный нормативный акт регулирует размер взыскания в виде начисления пени, процентная ставка которой равна 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей в текущее время. Пеня начисляется за каждый день просрочки.
Размер пени можно рассчитать по следующей формуле:
Пеня | = | Сумма налога, подлежащая уплате | * | Количество дней просрочки | * | 1/300 ставки рефинансирования |
Кадастровый учет земли и дома
Ст. 7 Федерального закона РФ (далее – ФЗ РФ) «Земельный кодекс РФ» от 25.10.2001 г. №136-ФЗ выделяет 7 категорий земель по целевому назначению:
- населенные пункты;
- сельское хозяйство;
- специального назначения – земли, занятые:
- объектами промышленной инфраструктуры;
- коммуникациями;
- объектами обеспечения безопасности страны;
- особо охраняемые природные территории;
- фонды:
- лесной;
- водный;
- государственные запасы.
Величина налога на землю в Московской области в 2021 году для физических лиц зависит:
- от категории земель;
- разрешенного вида использования;
- от наличия права на льготы.
Так Решением Ульянинского сельского совета установлены следующие размеры:
- 0,3 % — для участков, предназначенных под производство сельскохозяйственной продукции; дачное хозяйство, сады и огороды, в том числе в кооперативах, объединениях и товариществах;
- 0,17% — для земель, выделенных или приобретенных под строительство индивидуального жилого дома, или ведение личного подсобного хозяйства;
- 1,5% — для строительства гаражей, а также для сельхоз/земель, не используемых по установленному целевому назначению.
5 000 000 × 0,003 = 15 000 рублей в год.
Нужно помнить о том, что земельный участок и построенный на нем дом — это разные объекты недвижимости. Каждый из них должен быть поставлен на кадастровый учет, и стоимость их определяется отдельно. Также на каждый объект оформляется отдельная выписка о правах собственника. Налогообложение недвижимых объектов тоже различается.
Порядок и правила начисления
Статьей. 366 НК РФ устанавливаются следующие правила и условия исчисления земельных взносов:
- Величина авансовых платежей и основной выплаты вычисляется местными органами налоговой инспекции на основании установленной по конкретному району МО ставки.
- Если владелец потерял право собственности на землю, то сумма к внесению в бюджет рассчитывается по формуле, учитывающей отношение числа полных месяцев владения ЗУ к общему количеству месяцев за год.
- Если владелец территории, принадлежащей одному из районов Московской области, утратил право собственности или приобрел имущество до 15 числа текущего месяца, то, при исчислении взносов к уплате данный период будет считаться полноценным месяцем.
- Если право собственности на имущество потеряно или приобретено после 15 числа текущего месяца, то данный период не входит в общую базу для исчисления платежей.
- Выплаты производятся налогоплательщиками по месту фактического нахождения ЗУ.
- Местный муниципалитет вправе установить категории граждан, не обязанных вносить аванс по выплатам за участки.
- При приобретении юрлицами ЗУ для жилых застроек, расчет налога производится с учетом повышающего коэффициента 2 в течение последующих 3 лет с момента приобретения территории до начала эксплуатации жилья.
- Если на участке, приобретенном юрлицом, за 3 года не построена жилая недвижимость, то начисление выплат производится с учетом коэффициента 4 до сдачи жилья в эксплуатацию.
- Уплата последнего взноса должна состояться не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
Порядок уплаты земельного налога юридическим лицом
Сумма к уплате — это кадастровая стоимость (КС) объекта (т.е. участка) по данным Единого госреестра недвижимости, умноженная на соответствующую ставку.
Значение кадастровой стоимости берется по состоянию на 1 января (если участок сформирован в середине года — на дату внесения сведений в ЕГРН). Как быть в ситуации, когда КС поменялась в течение года? Ответ зависит от причины изменения:
- если причина в том, что установлена рыночная стоимость объекта, налог пересчитывают по новой КС задним числом за все периоды, когда применялась прежняя стоимость.
- в иных случаях налог считают следующим образом: до конца года по прежней кадастровой стоимости, с 1 января следующего года — по новой КС (ситуация, когда стоимость изменилась из-за новых характеристик земли, приведена ниже в таблице).
Налогоплательщики земельного налога в 2023 году
Налогоплательщиками земельного налога в соответствии с налоговым законодательством являются те юридические лица, которые имеют в собственности земельный участок. Долгое время налог рассчитывался самостоятельно, и декларации предоставлялись в инспекции по месту нахождения каждого обособленного подразделения либо расположения земельного участка:
- Начиная с 1 января 2020 года, компании получили право сдавать единую декларацию в инспекцию по месту нахождения головного офиса.
- С 1 января 2021 года декларацию предоставлять не нужно совсем – программа сама рассчитает налог, а организация должна оплатить эту сумму. Если компания не согласна с размером налога к уплате, то она должна в письменной форме обосновать свое несогласие.
Администрирование земельного налога
В целях совершенствования администрирования земельного налога для организаций с 2023 года начинает применяться система префайлинга по земельному налогу, то есть предварительное заполнение налоговой декларации (расчета) по земельному налогу налоговым органом на основании имеющихся в налоговых органах сведений.
В связи с этим статья 244 НК изложена в новой редакции, а также статья 5 Закона содержит переходные нормы для 2023 года, в соответствии с которыми определено следующее:
- отменена для плательщиков-организаций обязанность по представлению ими налоговых деклараций (расчетов) по земельному налогу в налоговый орган в начале отчетного года;
- налоговый орган по истечении налогового периода, то есть в 2024 году, на основании имеющихся у него сведений будет производить предварительное заполнение налоговой декларации (расчета) по земельному налогу за прошедший год, то есть за 2023 год, и направлять ее 30 января 2024 г. плательщикам-организациям для подписания электронной цифровой подписью и представления такой налоговой декларации (при необходимости с внесенными изменениями и (или) дополнениями) в налоговый орган не позднее 20 февраля 2024 года (части первая, третья пункта 2 статьи 244 НК).
Справочно
Предварительно заполненная декларация в 2024 году за 2023 год не будет направляться (часть вторая пункта 2 статьи 244 НК):
- организациям, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;
- организациям, находящимся в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
- организациям при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям о земельных участках за истекший налоговый период;
- организациям, указанным в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;
- крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК;
- в течение 2023 года устанавливается обязанность уплаты организациями авансовых платежей по земельному налогу по срокам не позднее 22 февраля, 22 мая, 22 августа и 22 ноября (подпункт 5.3 пункта 5 статьи 5 Закона).
Авансовые платежи в течение налогового периода не уплачиваются:
- бюджетными организациями;
- организациями, на которые распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК.
Размер авансовых платежей определяется:
- уполномоченными лицами, указанными в части второй пункта 12 статьи 243 НК, по обязательствам организаций, указанных в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления — в размере фактически полученных от нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в жилых домах сумм земельного налога;
- иными плательщиками-организациями — в размере одной четвертой суммы земельного налога, исчисленного за предыдущий налоговый период, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на текущий налоговый период.
Подпунктом 5.1 пункта 5 Закона определено, что в 2023 году налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2022 год представляются либо соответствующие изменения и (или) дополнения вносятся в налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2022 год не позднее 20 февраля 2023 года плательщиками-организациями, на которых:
- в четвертом квартале 2022 года распространялись положения части второй пункта 7 статьи 243 НК;
- по итогам 2022 года распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК.
Уплата (доплата) земельного налога вышеуказанными организациями будет производиться не позднее 22 февраля 2023 года (подпункт 5.2 пункта 5 статьи 5 Закона).
Также нормами пунктов 3 и 4 статьи 244 НК определено, что плательщики-организации не позднее 1 декабря 2023 года направляют в налоговые органы по месту постановки на учет уведомления о земельных участках.
Так, пункт 3 статьи 244 НК содержит перечень уведомлений о земельных участках, которые плательщики-организации обязаны представлять в налоговый орган, а именно:
- о передаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на земельных участках, предоставленных бюджетным организациям;
- о земельных участках, занятых конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, которые не являются капитальными строениями или государственная регистрация которых не является обязательной, используемых энергоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго»;
- о земельных участках, предоставленных организациям для строительства или строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений) (целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений)), на которых после истечения трех лет с даты их предоставления или государственной регистрации перехода прав на такой земельный участок (изменения целевого назначения земельного участка) принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств;
- о земельных участках, части которых имеют разное функциональное использование (разные виды оценочных зон) и разные ставки налога;
- о служебных земельных наделах, предоставленных физическим лицам по решению районных исполнительных и распорядительных органов для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома или обслуживания зарегистрированных организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартир в блокированном жилом доме, для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного строительства.
Пункт 4 статьи 244 НК содержит перечень уведомлений о земельных участках, которые плательщики-организации вправе представлять в налоговый орган, а именно:
- о земельных участках, в отношении которых применяются льготы по земельному налогу;
- о фактическом использовании земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых, а также находящихся в государственной собственности земельных участках, предоставленных в аренду и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством;
- о земельных участках, в отношении которых для организаций установлены увеличенные (уменьшенные) ставки земельного налога в соответствии с пунктом 10 статьи 241 НК;
- о земельных участках, в отношении которых организации вправе применить коэффициенты к годовой ставке земельного налога, установленные в соответствии с пунктом 12 статьи 241 НК.
Вместе с тем для организаций, на которых распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК, установлен частью первой пункта 5 статьи 244 НК иной срок представления в налоговые органы вышепоименованных уведомлений о земельных участках, а именно: не позднее 20 января текущего налогового периода.
При этом вышеуказанные уведомления о земельных участках не представляются (часть вторая пункта 5 статьи 244 НК):
- организациями, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;
- организациями, находящимися в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
- организациями при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям о земельных участках за истекший налоговый период;
- организациями, указанными в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;
- крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК.