Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опека и попечительство в гражданском праве (общ. Характеристика.)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Органы опеки и попечительства
Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти, основная их задача – это обеспечение соблюдения прав и свобод недееспособных лиц, предусмотренных на законодательном уровне. Для выполнения поставленных целей они вправе:
- направлять исковые требования в суд от лиц, оставшихся без родителей или законных представителей;
- проверять условия жизни подопечных;
- проводить надзорные мероприятия за ответственными лицами;
- устанавливать патронаж над лицами, которые в силу физических или психических ограничений сами не в состоянии защищать свои интересы;
- отстранять от реализации возложенных обязательств ответственных представителей;
- оформлять соглашения по доверительному управлению имущественными объектами подопечных лиц;
- выражать согласие на проведение конкретных сделок с недееспособным лицом;
- заключать договоры опеки и попечительства и т.п.
Функции органов опеки и попечительства обеспечены положениями ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве».
Проблемы опеки и попечительства
Министерство социального развития опеки и попечительства существует уже не первый десяток лет, однако многие имеющиеся в данной сфере проблемы были и несколько лет назад:
- первая, и самая ощутимая для потенциальных опекунов – это несоизмеримость бюрократической волокиты и возможностей большинства лиц, выразивших желание стать ответственными за жизнь ребенка или недееспособного человека;
- существующие правила подбора, учета и подготовки потенциальных опекунов требуют значительной доработки;
- задачи органов опеки и попечительства вполне понятны, но на практике в полном объеме они реализуются крайне редко. Обычно подобный подход обусловлен недобросовестностью и некомпетентностью сотрудников ведомства;
- социальная опека и попечительство в России развиты не столь широко, как в странах зарубежья. Тем не менее, были утверждены дополнительные ограничения для граждан США путем введения так называемого закона Димы Яковлева, что явно не способствует соблюдению интересов лиц, нуждающихся в поддержке;
- чтобы надлежащим образом исполнять возложенные обязанности, опекуну недостаточно одного желания. Нужны навыки, знания, ресурсы. К сожалению, далеко не все лица, выразившие желание, соответствуют данным позициям;
- требуют уточнения права и обязанности органов опеки и попечительства, которые не всегда соответствуют текущим требованиям социума и уровню его развитости.
Итак, ввиду значимости бюрократической составляющей в процедуре оформления опеки и попечительства и во избежание затягивания сроков рассмотрения в связи с отсутствием должного опыта взаимодействия с представителями государственных ведомств, рекомендуется воспользоваться консультационной поддержкой юриста. Наличие представителя со специфическими знаниями и навыками, подкрепленными опытом, могут значительно упростить процесс оформления.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.2014 г. // Российская газета. — 2014. — № 62.
- Гражданский кодекс Российской Федерации : (часть первая) : федеральный закон от 30.11.2014 №51-ФЗ : (с измен. по сост. на 27.12.2009) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 330.
- Семейный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2015 №138-ФЗ : (с измен. по сост. на 30.06.2008) // СЗ РФ. – 2016. — №1. – Ст. 16.
- Федеральный закон от 24 апреля 2018 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с измен по сост. На 18.07.2009г.) // СЗ РФ. – 2018. — № 17. — Ст. 1755.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2013 № 131-ФЗ. // Российская газета. -2013. — № 202
- Федеральный закон от 2 августа 2015 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»// СЗ РФ. — 2015. -№ 32. -Ст. 3198.
- Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесроч-ную перспективу (2006 — 2008 годы)» // СЗ РФ. — 2016.- № 5. -Ст. 589.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2017 года № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних». // Правовая система «Гарант»
Специальная литература
- Алексеев С.С.Гражданское право Краткий учебный курс. -М.: НОРМА, 2018. -566с.
- Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право.-2018.-N 4. С.3 8.
- Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательство и экономика. -2016. -N 2.- С. 68 — 70.
- Гражданский кодекс Квебека. Серия «Современное зарубежное и международное частное право».- М., 2017. — 211с.
- Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Научно-практический ком-ментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин.- М., 2012. -654с.
- Гражданское право / под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. -М., Проспект, 2012. -601с.
- Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. — Е.А. Суха-нов). — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 479с.
- Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть / под ред. — Е.А. Суха-нов. — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 659с.
- Гражданское право. Том I / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Е.А. Суханова.- М.: Волтерс Клувер, 2016. -701с.
- Гришаев С.П. Гражданское право в вопросах и ответах // СПС «Га-рант», 2017. -219с.
- Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки, недееспособ-ных и ограниченно дееспособных граждан. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. — 112 с.
- Законы об опеке и попечительстве (ст. ст. 212 — 382 т. X, ч. 1) по кассационным решениям Правительствующего Сената / Сост. А.Г. Бекин. -М., 2013. -295с.
- Кузнецова О.В., Пивоварова Т.Г. Комментарий к Федеральному за-кону от 24 апреля 2018 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». — Система ГАРАНТ, 2009.- 812с.
- Кулагина Е.В., Кулагин М.И. Новый Семейный кодекс Алжира // Вестник МГУ. Серия 11: Право. -2018. -№ 2. -С. 79-81.
- Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: Дис. … докт. юрид. наук. -Барнаул, 2013.- 179с.
- Нечаева А.М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» // Законы России: опыт, анализ, практика. -2018. -N 7. -С. 85 — 90.
- Пелевин А.А. Патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения // Российский судья. – 2008. -N 3. –С.8-15.
- Поздняков А.Б. :Правовые вопросы патронажа как института гражданского права Российской Федерации // Семейное и жилищное право // 2018. — N 5. –С.7-11.
- Синайский В.И. Русское гражданское право. -М., 2012.-459с.
- Суханов Е.А. Гражданское право. В 4 т. Том 1. Общая часть. : учеб. для студентов вузов, обучающихся по юрид. Специальностям. -М. Волтерс Клувер, 2017. -596с.
- Ходырева Е.А. Правовые вопросы определения и назначения опекунов или попечителей на случай смерти единственного родителя несовершеннолетнего гражданина // Семейное и жилищное право.-2018. -N 5.- С. 16 — 19.
- Шерстнева Н.С. Охрана интересов детей в советском семейном праве: Дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 2017. -321с.
- Ярошенко К.Б. Гражданское право России. Общая часть. Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. -М., 2016.- 512с.
Наконец, существует ещё такая дополнительная форма помощи гражданам, как патронаж, который является разновидностью попечительства (ст. 41 ГК РФ).
Его особенности заключаются в следующем: взрослый и дееспособный гражданин, который по состоянию здоровья не имеет возможности сам защищать свои права или исполнять обязанности, имеет право воспользоваться услугами помощника, которого ему назначат органы опеки. При этом, опекаемый в любой момент вправе отказаться от его помощи.
Правовые особенности такой формы помощи, как патронаж, заключаются в следующем:
• В отличие от опеки над недееспособными, помощник совершает действия от имени человека на основании договора. Сам по себе гражданин, которому назначен помощник, дееспособности не лишается и при необходимости имеет право действовать самостоятельно;
• Помощник может распоряжаться имуществом подопечного лишь с его согласия и лишь в пределах, установленных заключенным между ними соглашением;
При этом назначение помощника производится с обоюдного согласия как самого гражданина, так и лица, которое будет осуществлять патронаж. Эти особенности во многом связывают патронаж с представительством или оказанием услуг.
В каких случаях оформляется опекунство, варианты опеки
Опекунство оформляется в тех случаях, когда мать или отец (в случае, если они в одиночку воспитывают малыша), либо оба родителя:
- не могут какое-то время в полной мере исполнять родительские обязанности (длительная болезнь или командировка, другие аналогичные ситуации);
- лишены родительских прав;
- не исполняют родительские обязанности;
- отказываются забирать малыша из любого социального или медицинского учреждения, где он временно находился ( стационар, санаторий, детский лагерь и т.п.), в том числе и из родительного отделения больницы;
- ограничены в родительских правах;
- признаны судом ограниченно дееспособными либо недееспособными;
- отбывают наказание в МЛС;
- признаны безвестно отсутствующими.
Также опека над несовершеннолетним может быть назначена, если он изъят из семьи в соответствии со ст. 77 СК РФ (имеется непосредственная угроза его жизни или здоровью).
Существует несколько вариантов опеки:
- Временная. Назначается по личному заявлению родителей малыша. В этом случае их родительские права никак не ограничиваются.
- Предварительная. Назначается, как временная мера до оформления постоянной.
- Постоянная. Назначается в отношении несовершеннолетнего в возрасте от ноля до тринадцати лет включительно.
- Попечительство. После прекращения постоянной опеки по достижении несовершеннолетним возраста четырнадцати лет.
Опека и приемная семья – что говорит закон?
Основной законодательный акт об опеке – это Федеральный закон №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Согласно данному закону, опека – это назначение в отношении ребенка до 14 лет опекуна, который будет воспитывать своего подопечного, и представлять его интересы. Кандидаты в опекуны рассматриваются и утверждаются сотрудниками органов опеки. Попечительство – это понятие, схожее с опекой. Основное их отличие в том, что попечитель воспитывает ребенка старше 14 лет.
Понятие «приемная семья» освещается в Семейном кодексе (152 статья). Согласно тексту закона, приемная семья осуществляет опеку над детьми на основании договора, заключенного с органами опеки и попечительства.
Цель установления опеки или попечительства
Каждый гражданин РФ по закону имеет две правовые характеристики:
- Правоспособность. Она подразумевает способность лица иметь права и обязанности, предусмотренные российским законодательством.
- Дееспособность. Подразумевается возможность каждого гражданина РФ осуществлять свои права, иметь некоторые обязанности, а также выступать самостоятельно в определенных правоотношениях между ним и иными физическими либо юридическими лицами.
Первая правовая характеристика – правоспособность – установлена для каждого гражданина РФ с рождения и действует до момента его смерти. С дееспособностью все несколько иначе:
- До четырнадцатилетнего возраста гражданин вообще не имеет дееспособности.
- Со дня наступления возраста 14 лет гражданин получает ограниченную дееспособность.
- Полностью дееспособным человек становится в день своего совершеннолетия, либо в день, когда он становится эмансипированным.
- Дееспособность может быть ограничена судом по установленным в российском законодательстве основаниям.
- Гражданин может быть полностью лишен дееспособности, но только на основании вступившего в силу решения суда.
Не стоит считать, что государство «сбывает с рук» ребенка и забывает об этом. Круг обязанностей органов опеки очень широк. Специалисты отвечают за детей в той же степени, что и опекуны. Первым вменено в обязанности проверять, обоснованно ли ребенка доверили вторым. С этой целью работники опеки осуществляют контроль за семьей. Методы многообразны. Служащие требуют справок из учебных и медицинских учреждений, посещают дом, где проживает ребенок, чтобы лично убедиться в том, что ему создаются нормальные условия. Кроме того, опека следит за использованием средств, выплачиваемых опекуну. То есть чтобы они тратились на нужды ребенка, а не желания взрослого. Крайне важно делать это все ненавязчиво, чтобы не навредить малышу. Потому люди грубые, неграмотные, не любящие детей в таковых структурах не задерживаются.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Однако не всегда можно выяснить, какие именно подразделения органов местного самоуправления выполняют те или иные конкретные функции.
Ранее действовавший Кодекс о браке и семье РСФСР в ст. 120 указывал, что «органами опеки и попечительства являются исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах, поселковых или сельских Советов народных депутатов». При этом осуществление функций по опеке и попечительству возлагалось на отделы народного образования — в отношении несовершеннолетних лиц, на отделы здравоохранения — в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и на отделы социального обеспечения — в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья. Такое же распределение функций по опеке и попечительству было закреплено в Положении об органах опеки и попечительства РСФСР .
Утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. N 175 // СП РСФСР. 1986. N 15. Ст. 109.
Данные акты утратили силу. Ст. 34 действующего Гражданского кодекса РФ устанавливает, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Порядок создания таких органов, их структура, компетенция, порядок деятельности определяются согласно ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» : «Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации».
Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Семейный кодекс РФ, устанавливая правила защиты интересов несовершеннолетних членов семьи, в ст. 121 также указывает, что вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Отличия между опекуном и попечителем
Разница между опекунством и попечительством состоит в следующем. Опекун самостоятельно решает все вопросы над опекаемым, несет полную ответственность за свои действия. Попечитель решает все вопросы опекаемого вместе с ним, согласовывая с подопечным все планируемые действия.
Освобождение от обязательств
Опекун и попечитель могут быть освобождены от выполнения своих обязанностей в следующих случаях:
- ребенок был усыновлен или вернулся к родителям;
- человек ненадлежащим образом исполняет возложенные на себя обязательства, оставляет ребенка без надзора и помощи (в этом случае его не только лишат соответствующего статуса, но и привлекут к ответственности в зависимости от тяжести последствий);
- сам опекун или попечитель попросил освободить от выполнения обязательств перед ребенком.
Правовой статус опекунов и попечителей одинаковый – то же самое относится к требованиям, правам и обязательствам. Однако время опекун делает все вместо опекаемого, а попечитель – вместе с ним. Различаются и объемы полномочий для каждой формы обеспечения опекаемого. Для оформления опекунства/попечительства необходимо обратиться в соцзащиту населения с определенным пакетом документов. Также при необходимости можно оформить патронаж, обратившись в отделение органов опеки.
Прекращение попечительства
Попечительство прекращается, если:
-
между сторонами возникла конфликтная ситуация, неподдающаяся разрешению;
-
помощник добровольно сложил с себя обязанности;
-
закончился срок договора или попечительство было отменено судом;
-
попечитель отстранён от исполнения обязанностей органами опеки в результате выявления фактов нарушений полномочий.
Разница между попечителем и опекуном
Для начала нужно разобраться в отличии первоочередных терминов. Опека – это особая форма заботы о лице, нуждающемся в сторонней помощи. Опекун назначается детям (оставшимся без родителей), младше 14 лет. А также лицам, которые были официально признаны недееспособными и об этом есть соответствующее свидетельство суда.
Попечительство, в свою очередь, устанавливается над несовершеннолетними детьми в период с 14 до 18 лет, а также над гражданами с ограниченной дееспособностью (официально задокументированной). Фактически попечитель – это лицо, которое контролирует действия своего подопечного и дает свое согласие на осуществление всех его прав и обязательств.
Отличие также заключается в том, что опекун назначается принудительно, без учета мнения опекаемого. Попечитель может же быть назначен по желанию гражданина, нуждающегося в такой форме заботы.
Порядок назначения опеки и попечительства
Разрешение на опеку и попечительство несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без родителей, выдается на основании Постановления главы местной администрации, расположенной по месту жительства ребенка или опекуна/попечителя, последнему выдается опекунское удостоверение, а на подопечного заводится личное дело с хранением в установленном порядке всех соответствующих документов. Опекун/попечитель должен быть назначен не позднее 1 месяца с момента установления факта, что ребенок остался без попечения родителей. В случае не назначения в течение месяца лица, ответственного за воспитание несовершеннолетнего, органы опеки и попечительства обязаны принять на себя временное исполнение обязанностей опекунов/попечителей (п. 1 ст. 35 ГК РФ). Опека и попечительство несовершеннолетних детей может быть разрешена только дееспособным лицам, обладающими необходимыми личностными качествами с учетом взаимоотношений между ребенком, опекуном и членами семьи опекуна, а также способностями и возможностями к выполнению возлагаемых обязанностей.
В соответствии с п. 3 ст. 35 ГК РФ опекун/попечитель может быть назначен только с письменного согласия гражданина.
На основании ст. 146 Семейного кодекса РФ не имеют права на разрешение быть опекуном/попечителем следующие категории граждан:
- ранее лишенные родительских прав;
- ранее отстраненные от исполнения обязанностей опекуна/попечителя;
- имеющие хроническую алкогольную или наркотическую зависимость;
- имеющие ограничение в родительских правах;
- имеющие факт отмены усыновления, вынесенного ранее на других детей;
- лица, которые не могут осуществлять обязанности по воспитанию несовершеннолетнего ребенка по состоянию здоровья (перечень заболеваний утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 117 от 14.02.2013 г.).
Важно! Передача несовершеннолетних детей, являющихся близкими родственниками (сестры и братья), не может быть осуществлена разным лицам (исключения составляют случаи, когда такая передача возможна в целях защиты интересов детей).
Если несовершеннолетний ребенок, оставшийся без попечения родителей, не был взят под опеку, он передается, в зависимости от состояния здоровья и возраста, в воспитательное или лечебно-социальное учреждение на полное государственное обеспечение (детский дом, дом ребенка, школа-интернат для детей-сирот, санаторный дом для детей-сирот, и другие). В таких случаях, функции опекуна/попечителя исполняет администрация соответствующего учреждения (п. 1 ст. 147 СК РФ, п. 4 ст. 35 ГК РФ). В соответствии с п. 6 ст. 145 Семейного кодекса РФ и ФЗ 48 назначение опеки или попечительства над несовершеннолетним ребенком возможно на основании заключения гражданско-правового договора, включая договор о приемной или патронатной семье. Кроме основных пунктов, договор может предусматривать дополнительные условия (действуя в интересах подопечного), например, пункт о невозможности изменять место проживания подопечного. В соответствии с договором обязанности опекуна или попечителя могут исполняться на возмездной или безвозмездной основе. Вознаграждение за опекунство выплачивается:
- за счет средств третьих лиц;
- за счет средств бюджета субъекта РФ;
- за счет доходов, полученных от имущества подопечного.