Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездная налоговая проверка проводится по решению руководителя налогового органа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).
Основания для проведения выездной налоговой проверки
Первая группа предусматривает такие ситуации, при которых показатели деятельности организации вызывают сомнения у налоговых органов.
Относят к ним следующее:
- Рентабельность и налоговая нагрузка не соответствует средним показателям в конкретной отрасли.
Когда нагрузка ниже установленных критериев больше чем на 10%, компания попадает в зону риска. Чтобы не спровоцировать контрольные меры со стороны ФНС России, нужно следить за показателями, на которые ориентируется служба согласно Приложению № 3 к Приказу ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.
- Некорректные суммы вычетов.
Нередко размеры вычетов превышают общий размер уплаченного НДС. Именно этот факт привлекает налоговую службу. Когда показатель доходит до 89%, выездная проверка юридических лиц становится неизбежным мероприятием. При этом ориентироваться налогоплательщикам не на что, данных в публичном доступе нет. Единственный источник статистических сведений – газета «Учет. Налоги. Право».
- Низкий уровень заработной платы.
Если оплата труда в компании имеет показатель ниже среднего по отрасли на 10% и более, то это признак ведения бухгалтерии с нарушениями, уклонения от НДФЛ. Средние показатели зарплаты можно увидеть в публикуемых сведениях от Росстата.
- Убыточность компании, длящаяся два года и более.
Если предприятия не приносит прибыль или работает в «минус», то оно попадает под надзор ФНС России. Риск выездной налоговой поверки очень велик. Если убыточность сочетается с одним из критериев, представленных выше, то проведение контрольных мероприятий гарантировано.
- Высокий темп роста расходов.
Здесь сравнивается текущий и предыдущий период. Если расходы по росту превышают доходы, то проверки также не избежать.
- Высокие налоговые риски.
Здесь речь идет о попытках получить необоснованную налоговую выгоду. ФНС России в первую очередь проверяет этот аспект. Обстоятельства этого рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 года.
- Отсутствие ответов на запросы со стороны налоговой службы.
Камеральные проверки предусматривают получение пояснений со стороны налогоплательщика, если выявлены какие-либо нарушения. Происходит этот процесс посредством официальной переписки, направления запроса по почте.
Характерные нарушения
Нельзя точно определить перечень нарушений, которые могут быть выявлены в ходе проверки в месте нахождения компании. Однако практика, сложившаяся за долгие годы, анализ материалов, установленные факты привлечения к ответственности, — все это позволяет рассмотреть несколько самых распространенных примеров:
- Занижение налоговой базы.
Проявляется такое нарушение различными способами. Налогоплательщик может скрыть часть доходов от реализации или кредитной задолженности или необоснованно уменьшить стоимость отчуждаемого имущества, если такая сделка носит безвозмездный характер. В большинстве случаев эти нарушения касаются налога на прибыль организации, НДС и НДФЛ.
- Сокрытие доходов в целях уклонения от уплаты НДФЛ.
Налог на доход является предметом большинства нарушений. Распространенными вариантами выступают неправомерные действия при исчислении и уплате НДФЛ с заработной платы, а также при реализации имущества, если речь идет о физических лицах.
- Завышение расходов.
Здесь речь идет о попытки сократить сумму налога на прибыль, которая рассчитывается путем вычета затрат из полученного дохода. Чем меньше эта разница, тем ниже налог. В данном случае осуществляется сокрытие фактических полученной прибыли.
- Неправильное применение УСН.
Здесь также нарушаются правила относительно предельной суммы дохода, достижение которой не позволяет предприниматель платить налоги по данному льготному режиму с заниженной ставкой.
- Непредставление документов в налоговый орган.
Речь идет о декларациях, ответах на запросы, объяснениях и иных сведениях, которые обязательны к передаче в ИФНС. Такие действия также могут считаться правонарушением.
Полной сводный перечень характерных нарушений, которые выявляются путем проведения проверок на местах, можно найти на сайте «Шмелева и Партнеры».
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
Какие правила предусмотрены Налоговым кодексом для выездной проверки?
Согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ проверка проводится на основании решения налогового органа. В отношении крупнейшего налогоплательщика – это решение налогового органа, в котором налогоплательщик поставлен на учет в качестве крупнейшего. В отношении филиала или представительства организации – решение налогового органа по месту нахождения филиала или представительства.
Чаще всего решение о выездной налоговой проверке организации принимает налоговый орган по месту ее нахождения.
Для некоторых категорий налогоплательщиков (резидентов ОЭЗ, участников соглашений о разделе продукции, консолидированной группы налогоплательщиков, участников регионального инвестиционного проекта) Налоговым кодексом предусмотрены особенности проведения выездных налоговых проверок.
Препятствует ли налоговая проверка ликвидации организации?
Выездная налоговая проверка в связи с ликвидацией организации может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (пункт 11 статьи 89 НК РФ).
Ликвидация юридического лица включает несколько стадий, в том числе составление промежуточного ликвидационного баланса (статья 63 ГК РФ). Если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, принято решение о проведении выездной налоговой проверки, налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения этого юридического лица.
Начиная с 31 марта 2015 года, если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, проводится выездная налоговая проверка, то уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган до момента вступления в силу решения по результатам проверки (статья 20 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ).
Также отметим, что в случае поступления в регистрирующий орган из суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
Если, не дождавшись результатов проверки, ликвидатор представил промежуточный баланс без учета установленной в ходе налогового контроля обязанности уплатить налоги и иные обязательные платежи, то это будет рассматриваться как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.
Таким образом, если налоговым органом принято решение о проведении выездной налоговой проверки организации в период до составления промежуточного ликвидационного баланса, то дальнейшие действия по ликвидации организации будут развиваться с учетом итогов такой проверки. Переход к последующим ликвидационным процедурам до вступления в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, невозможно.
Несоблюдение требований, установленных законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации, повлечет отказ в процедуре государственной регистрации ликвидации юридического лица.
В течение какого срока длится проверка?
В течение 2-х месяцев. Для целей исчисления срока проверки не имеет значение, находятся проверяющие на территории налогоплательщика или нет.
Срок исчисляется со дня вынесения решения и до последнего месяца срока.
Рассчитывается срок так. Определяется общее количество календарных дней, которые включаются в период проверки. Если соответствующего последнего дня в месяце нет, то срок заканчивается в предшествующий день. Если последний день приходится на выходной, то срок заканчивается в ближайший следующий за ним рабочий день. Но проверка может быть продлена и (или) приостановлена.
Продление срока допускается до шести месяцев, то есть всего проверка с учетом продления не может продолжаться больше шести месяцев (письмо Минфина России от 11.07.2011 № 03-02-07/1-234).
Перечень оснований для продления срока проверки установлен приложением № 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Данный перечень носит открытый характер (в частности, проверка крупнейшего налогоплательщика, налогоплательщика, в составе которого имеются обособленные подразделения, и др.).
Налогоплательщику должно предъявляться решение о продлении срока проверки.
Также, Налоговый кодекс предусматривает процедуру приостановления проверки.
Примеры приостановления проверки на срок до 6 месяцев следующие:
- истребование документов (статья 93.1 НК РФ). Проверка может быть приостановлена столько раз, у скольких разных лиц истребуются документы;
- проведение экспертиз (статья 95 НК РФ);
- перевод документов на русский язык (статья 97 НК РФ).
Порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок
Обычно выездной контроль длится не более двух месяцев. Но мероприятия могут продолжаться и до четырех месяцев, а в особых случаях (например, при наличии десятка и более обособленных подразделений) — до полугода.
Первый этап проверки — вынесение решения о начале выездного контроля. Важно, чтобы такое решение было подписано руководителем той ИФНС, сотрудники которой выполняют проверку, либо его заместителем. Срок проведения выездной налоговой проверки отсчитывается с даты, когда было принято решение.
В указанный день проверяющие сотрудники приезжают на территорию компании. Они изучают документы первичного учета, опрашивают персонал и выполняют другие процедуры в отдельном помещении, которое обязан выделить налогоплательщик.
Когда проверка завершается, составляется справка с датой окончания выездного контроля, а в течение следующих двух месяцев — акт о результатах проверки в двух экземплярах. Если были выявлены нарушения, ИФНС выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности.
Итак, выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении совершенно различных юридических лиц. Но если посмотреть на статистику, то ИП на упрощенке – самые реальные кандидаты. Почему так происходит? Да, в первую очередь дело в том, что подобных фирм просто больше, чем полноценных ООО, ОАО или ЗАО. Да и каждый предприниматель, при наличии условий, всегда будет пытаться перейти на УСН, ведь это просто выгодно. Да и даже если не все требования выполнены, зачастую руководитель стремится к этой системе. Это и есть второй аспект, проверка законности этого своеобразного перехода.
Что же касается самого понятия, то четкого определения в НК РФ не зафиксировано. Но его без проблем можно вывести. Подобный форматы, в отличие от камерального аналога всегда носит специальный характер. То есть, это не рядовой процесс, который проходит по итогам каждого отчетного периода, месяца или года. Нет, систематически подобное исследование не проводится уже с 2018 года, не считая некоторых предприятий, функционирующих в сфере здравоохранения или социальной.
Порядок проведения процедуры
Строгого регламента опять же не существуют. Да, есть некоторые элементы, которые в той или иной ситуации применяются. Но какие будут задействованы в вашем случае, зависит от подозрений и тяжести потенциальных нарушений, сферы их появления и многих иных факторов.
Все же процедура проведение выездной налоговой проверки оформляется только законным методом. Поэтому после каждого действия будет составлен акт. А они могут быть следующими:
- Визуальный осмотр помещений. И не стоит препятствовать с получением доступа в любые комнаты или здания. Даже, если это кабинет директора. Все же в этом ракурсе у ФНС есть законные требования беспрепятственного перемещения по территории.
- Инвентаризация. Вот почему мы подчеркивали важность этого момента на предварительном этапе и необходимости программного обеспечения, упрощающего этот процесс. Налоговики будут максимально пристальны во время своей работы. Поэтому, если комиссия, проводящая инвентаризацию до этого, отнеслась к работе спустя рукава, на этом этапе вся правда и вскроется.
- Запрос и выемка документов. То есть, документацию могут и потребовать предъявить на месте. И забрать с собой для дальнейшего изучения, если прямо сейчас нет возможности выявить наличие или отсутствие ошибок и фальсификации.
- Экспертиза. Для этой задачи привлекаются независимые эксперты самых различных областей и уровня. Помните, что вы не оплачиваете их деятельность, даже если окажется, что нарушения реально имели место быть. А также вы вполне вольны наблюдать за их работой. Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки – это ваше право.
- Допрос. Лица, являющиеся работниками компании, а также третьи лица, обладающие информацией, дают свидетельские показания. По закону принудить к этому нельзя. Но помните, что отказ от дачи информации сможет стать причиной для обращения в суд. А в ходе судопроизводства уже отказывать не получится.
Как оспорить доначисления и штрафы, указанные в акте налоговой проверки
Изучите доводы проверяющих и на каждый из них подготовьте развернутые мотивированные пояснения.
Часто уже на этом этапе удается отменить некоторые спорные доначисления и штрафы: налоговикам не хочется, чтобы суд указал на ошибки и неправильные выводы проверяющих. По каждому нарушению, зафиксированному в акте, следует:
- объяснить, почему были совершены спорные операции, какая перед вами стояла деловая цель и каких экономических результатов вы планировали достичь;
- указать, что некоторые факты изложены проверяющими некорректно, искажены или вообще не соответствуют действительности;
- подтвердить свои доводы первичными документами, выводами экспертизы, показаниями свидетелей;
- усилить свою правовую позицию арбитражной практикой по аналогичным вопросам;
- указать процедурные нарушения во время проверки, если они были.
Кто принимает решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет. То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.
Но это не значит, что продлевать проверку можно безосновательно. Если налогоплательщик усомнился в целесообразности такого решения ФНС, он может обратиться в суд. В практике есть примеры, когда арбитры подтверждали — оснований для продления проверки нет (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012).
Распространенные заблуждения
Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.
Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.
Еще один миф, что инспекторы гарантированно проведут выездную проверку, если к ним поступила тревожная информация о налогоплательщике из банка, полиции, прокуратуры, трудинспекции и т.д. К сообщениям из других ведомств контролеры действительно прислушиваются в рамках межведомственного взаимодействия (Соглашение ФНС РФ и Роструда № ММВ-23-2/24@ от 25.11.2016 года). Но одного только поступления сигнала из соседнего ведомства недостаточно для инициирования выездной проверки. ФНС в первую очередь волнуют нарушения связанные с оплатой налогов и страховых взносов, то есть собственные интересы.
Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.
Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).
Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).
Что в планах у налоговой службы на 2024 год
В 2024 году планируется ужесточение обеспечительных мер, связанных с проведением выездных налоговых проверок.
Инспекторам хватит только предположения, что вы участвуете в схеме, чтобы применить обеспечительные меры, соответствующие поправки в НК РФ Минфин направил в Правительство. Так, ваше имущество смогут арестовать уже сразу после назначения выездной налоговой проверки. Цель новых поправок лишение возможности недобросовестных налогоплательщиков уйти от взыскания. На данный момент налоговики после решения по проверке вправе применить обеспечительные меры. Так, если они считают, что компания может скрыть имущество, то введут запрет на отчуждение активов (ст. 101 НК РФ).
Новые полномочия инспекторов сведут практически к нулю шансы не заплатить по выездной проверке. Вызывает опасение «лимит» обеспечительных мер — вероятно, налоговики будут формально определять объем имущества для ареста, и оспорить их решение вряд ли удастся. Для защиты активов придется быстрее реагировать на налоговые риски на стадии предпроверочного контроля и качественнее юридически структурировать бизнес.
Обеспечительные меры полностью отменят, только если по результатам проверки не выявят недоимку. Но компания сможет заменить арест имущества на другие меры — банковскую гарантию, залог ценных бумаг или поручительство.
Если такой подход будет принят, то налоговики смогут зафиксировать и наложить обременение на имущество должника, которого подозревают в недобросовестности, в начале проверки. По сути, выход инспекторов на выездную налоговую проверку будет означать, что бизнесмен «попал» и пока контролеры не взыщут все, что не доплачено в бюджет, отвязаться от них не получится.
Комментарий к Статье 89 НК РФ
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налоговой инспекции на территории (в помещении) налогоплательщика. И только в том случае, когда у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для выездной налоговой проверки, такая ревизия может проходить в налоговой инспекции.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит та налоговая инспекция, в ведении которой находится организация или предприниматель. В ряде случаев выездная проверка возможна по решению руководства вышестоящего налогового органа (например, при проведении им контрольной проверки).
В отношении крупнейших налогоплательщиков решение о проведении выездной налоговой проверки принимает налоговая инспекция, которая ставила организацию на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Поэтому ее несоблюдение в принципе может повлечь за собой отмену итогов проверки, проведенной на основании такого решения. Форма решения утверждена Приказом МНС России от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318. Решение о проверке налоговый орган обязан оформить соответствующим образом, то есть указать все предусмотренные реквизиты, поскольку в дальнейшем этот документ будет являться основанием для всех последующих действий ревизоров.
В ст. 89 НК РФ сказано, какие сведения обязательно должно содержать решение о проведении выездной налоговой проверки. Это:
1) полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
2) предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
3) периоды, за которые проводится проверка;
4) должность, фамилия и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Уточнения по поводу того, что должен содержать акт проверки, понадобились потому, что отсутствие необходимых реквизитов в тексте решения в некоторых случаях было причиной для отказа проверяющим в доступе для проведения проверки. Например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 мая 2005 г. по делу N А42-8818/03-27.
В п. 5 ст. 89 НК РФ уточнено, что налоговики не вправе проводить две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключение составляет случай, когда руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, принято решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
Получается, что в принципе руководитель ФНС России может решить проверить фирму и больше двух раз. Тем более что в Налоговом кодексе РФ не уточнено, в каких случаях фискалы могут принимать решения о более частных проверках. Так что не исключено, что налоговики будут злоупотреблять этой нормой.
И еще. Указанное правило не распространяется на выездные проверки, которые проводятся в связи с реорганизацией или ликвидацией организации (п. 11).
Добавим, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, которые не превышает три календарных года. При этом отсчет ведется от того года, в котором вынесено решение о проведении проверки. Это норма была и раньше — в ст. 87 НК РФ.
При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Причем основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются ФНС России.
Правда, пока неясно, что будет считаться «исключительными случаями». Например, в Письме МНС России от 20 апреля 2004 г. N 06-4-03/640 указано, что продлить срок выездной налоговой проверки можно, если:
проводится ревизия крупнейших и основных налогоплательщиков;
получена информация от правоохранительных и контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующая о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства и требующая дополнительной проверки;
присутствуют форс-мажорные обстоятельства (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка, и т.д.
Пункт 7 ст. 89 НК РФ определяет, что в рамках выездной налоговой проверки инспекция вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.
Проверяющие вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. Ранее налоговики могли проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Теперь самостоятельные проверки возможны лишь в отношении региональных (налог на имущество, налог на игорный бизнес и транспортный налог) и местных налогов (земельный налог и налог на имущество физических лиц).
Налоговая инспекция, проводящая самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Согласно п. 8 комментируемой статьи срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
А можно ли срок проверки прервать? Можно. Теперь в Налоговом кодексе РФ четко зафиксированы случаи, когда это можно сделать.
Пункт 9 ст. 89 НК РФ гласит: руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может приостановить проведение выездной налоговой проверки для того, чтобы:
1) истребовать документы в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
2) получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров;
3) провести экспертизу;
4) перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке.
Причем приостановить проверку для того, чтобы потребовать документы, налоговики могут только один раз. Приостановить и возобновить проведение выездной налоговой проверки можно только по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего проверку.
Самое главное, что теперь в Налоговом кодексе РФ четко сказано, что общий срок, на который можно приостановить проверку, не может превышать шесть месяцев. Если проверка была приостановлена для того, чтобы получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров, и в течение шести месяцев налоговая инспекция так и не смогла ничего получить от иностранцев, срок приостановления проверки может быть увеличен дополнительно на три месяца.
Правда, в тексте Кодекса не сказано, сколько раз можно прибавлять еще по три месяца в этом случае. Очевидно, что скорей всего один раз. В итоге максимальный срок выездной налоговой проверки равен 1 году и трем месяцам. Это при самом худшем развитии ситуации. Причем продлить срок проверки может только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Добавим, что на период, когда проверка приостановлена, приостанавливаются и действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика. Ему возвращают все подлинники, которые были запрошены при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с проверкой.
Повторной признается выездная налоговая проверка, которая проводится независимо от того, когда была предыдущая проверка по тем же налогам и за тот же период.
РАЗМЕР, СРОКИ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
- Стоимость услуг Исполнителя определяется Онлайн-заказе юридических услуг в соответствии с Прайс-листом. Исполнитель вправе самостоятельно вносить изменения в Прайс-лист. Стоимость оплаченных Заказчиком услуг на основании созданного Онлайн-заказа юридических услуг изменению не подлежит. Стоимость услуг Исполнителя не включает НДС в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения.
- Юридическая услуга предоставляется в полном объеме при условии 100% (стопроцентной) предоплаты Заказчиком.
- Оплата юридических услуг производится Заказчиком в российских рублях с использованием банковской карты на веб-сайте Исполнителя после заполнения Онлайн-заказа юридических услуг. Также Заказчик может оплатить услуги Исполнителя с помощью банковской карты в Личном кабинете клиента или иным способом на основании Счета на оплату, размещенного Исполнителем в Личном кабинете клиента.
- Оплата стоимости услуг производится Заказчиком в срок не позднее 3 (трёх) дней с момента создания Заказчиком Онлайн-заказа юридических услуг. По истечении указанного срока Исполнитель вправе внести изменения в стоимость, состав и сроки оказания услуг.
- Услуги считаются оплаченными Заказчиком с момента поступлении всей суммы оплаты на расчетный счет Исполнителя.
- После проведения Заказчиком предоплаты и зачисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя настоящий Договор вступает в силу.
- Настоящим Исполнитель и Заказчик (в дальнейшем – Стороны) договорились, что в случае, если на момент прекращения или расторжения Договора стоимость оплаченных услуг превышает стоимость фактически оказанных Исполнителем услуг, то разница между указанными суммами не возвращается, а признается внесенной Заказчиком в счет оплаты (предоплаты) услуг Исполнителя в рамках других (в том числе будущих) договоров. Для возврата указанных денежных средств Заказчик должен направить Исполнителю письменное заявление с указание полных банковских реквизитов расчетного счета.