Забалансовые счета в бюджете в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Забалансовые счета в бюджете в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Бюджетные организации могут списывать задолженности, признанные нереальными ко взысканию, отражая их за балансом. Для учета такого рода долгов применяется забалансовый счет 04 списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов (п.339 Инструкции № 157н). Он необходим для наблюдения за возможностью возврата долгов. Если возобновится взыскание или в счет погашения долга поступят средства, задолженность списывается.

Забалансовый счет 04 в бюджетном учреждении

Рассмотрим практический пример.

Исковая давность по задолженности в размере 4 570 руб. истекает 25.11.2017 г. По приказу директора ее необходимо списать на основании документов, подтверждающих признание дебитора неплатежеспособным. В учете необходимо произвести следующие записи, используя забалансовый счет 04:

  • списание долга, признанного нереальным к взысканию – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
  • одновременно учет задолженности за балансом – Дт 04 (4 570 руб.);
  • закрытие счета – Дт 2 401 30 000 Кт 2 401 20 273 (4 570 руб.).

Допустим, в декабре 2017 года дебитор произвел возврат денег, выданных ему авансом за поставку материалов. Восстановить задолженность следует так:

  • восстановление долга на счетах – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
  • одновременно списание задолженности – Кт 04 (4 570 руб.)

Особенности для бюджетных учреждений

Использование забаланса в бухучете бюджетного учреждения регламентируется Инструкцией 157н (раздел 7). В этом разделе приведен список ценностей, которые не должны учитываться в составе балансовых счетов. По действующему законодательству, учреждения имеют право корректировать данный перечень и при необходимости включать в него иные товарно-материальные ценности.

В соответствии с п. 373 Инструкции 157н в редакции 31.03.2018, на забалансовых счетах бюджетных учреждений ведется бухучет:

  • ценностей, находящихся в организации без права оперативного управления (аренда, бесплатное пользование и т. д.);
  • ценностей, которые учитываются вне балансовых счетов (основные средства в сумме до 10 000 руб., бланки строгой отчетности, призы, путевки и т. д.);
  • обязательств, ожидающих исполнения.

Знаете, сколько забалансовых счетов существует с 2015 года? Сейчас в бюджетном учете применяется 31 счет!

Ознакомиться со всеми счетами, которые используются при ведении учета в бюджетном учреждении можно в таблице.

№ ЗСЧ

Наименование

01

«Имущество, полученное в пользование»

02

«Материальные ценности, принимаемые на хранение»

03

«Бланки строгой отчетности»

04

«Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

05

«Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению»

06

«Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности»

07

«Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры»

08

«Путевки неоплаченные»

09

«Запасные части к транспортным средствам»

10

«Обеспечение исполнения обязательств»

11

«Государственные муниципальные гарантии»

12

«Спецоборудование для выполнения НИР по договорам заказчиками»

13

«Экспериментальные устройства»

14

«Расчетные документы, ожидающие исполнения»

15

«Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете государственного (муниципального) учреждения»

16

«Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок»

17

«Поступления денежных средств»

18

«Выбытия денежных средств»

19

«Невыясненные поступления бюджета прошлых лет»

20

«Задолженность, невостребованная кредиторами»

21

«ОС стоимостью до 10 000 рублей включительно в эксплуатации»

22

«Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению»

23

«Периодические издания для пользования»

24

«Имущество, переданное в доверительное управление»

25

«Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)»

26

«Имущество, переданное в безвозмездное пользование»

27

«Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»

30

«Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц»

31

«Акции по номинальной стоимости»

40

«Активы в управляющих компаниях»

42

«Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями»

Амортизация основных средств

Учет амортизации основных средств ведут на аналитическом счете 010400000 «Амортизация». С 2023 года она начисляется не с первого числа месяца, который следует за периодом постановки объекта на баланс, а с даты признания его в учете. Моментом же прекращения начисления амортизации считается дата списания либо выбытия актива. Учреждениям разрешено применять один из способов начисления амортизации:

  1. Линейный, когда разницу между балансовой и ликвидационной стоимостью делят на оставшийся срок полезного использования объекта.
  2. Уменьшаемого остатка, когда коэффициент ускорения умножают на норму амортизации, делят на 100 % и умножают на остаточную стоимость актива.
  3. Пропорциональный количеству выпущенных товаров или услуг.

Способ начисления амортизации и формулу ее расчета нужно прописать в учетной политике.

Значение забалансовых счетов

Забалансовые счета в казенных учреждениях имеют особое значение как инструмент учета и контроля зафиксированных, но нераспределенных средств, а также неиспользованных обязательств. Они позволяют учреждениям эффективно управлять своими финансовыми ресурсами, обеспечивая финансовую устойчивость и способствуя реализации их государственных функций.

Читайте также:  Льготы по оплате ЖКХ для ветеранов труда в 2024 году

Одной из основных функций забалансовых счетов является сбор и систематизация данных об остатках средств и обязательств казенных учреждений. Это позволяет централизованно контролировать и планировать распределение финансовых ресурсов, осуществлять мониторинг и принимать оперативные решения по их использованию.

Забалансовые счета также играют важную роль при составлении годового финансового плана. Они дают возможность учреждениям учесть имеющиеся остатки средств и неиспользованные обязательства при формировании бюджета на следующий год, что способствует более рациональному и эффективному использованию финансовых ресурсов.

Таким образом, забалансовые счета являются неотъемлемой частью финансового учета и управления казенных учреждений. Их значимость заключается в обеспечении прозрачности, контроля и эффективности использования финансовых ресурсов, что является основой для достижения целей и задач данных учреждений.

Перечень объектов, подлежащих учету на счете, не изменился. По-прежнему он предназначен для учета:

  • имущества, полученного учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды;
  • имущества, которым по решению собственника (учредителя) пользуется учреждение (орган власти) при выполнении возложенных на него функций (полномочий), без закрепления права оперативного управления;
  • имущества, полученного в безвозмездное пользование в силу обязанности его предоставления (получения) в соответствии с законодательством;
  • музейных предметов и коллекций в составе государственной и негосударственной части Музейного фонда России;
  • прав ограниченного пользования чужими земельными участками, в том числе сервитута, а также объектов, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления.

Указанные забалансовые счета открываются к балансовым счетам 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения», 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов) и предназначены для аналитического учета соответственно поступлений и выбытий денежных средств. В связи со схожестью назначения обоих счетов в пункты 366 и 368 Инструкции № 157н внесены идентичные поправки.

Прежняя редакция Инструкции № 157н предусматривала ведение аналитического учета по счетам в разрезе счетов (лицевых счетов), кодов бюджетной классификации, кодов финансового обеспечения, кодов классификации операций сектора государственного управления, видов валют. Учет ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) и (или) в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе счетов (лицевых счетов) учреждения и по соответствующим классификационным кодам поступлений (выбытий), обеспечивающим раскрытие информации в бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

Изменения расширили возможности учреждений. Они вправе предусмотреть в положениях учетной политики аналитический учет по счетам 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств» в разрезе контрагентов, идентификационных номеров расчетов (уникальных идентификаторов начислений (УИН) (при наличии), с указанием дополнительного аналитического признака, идентифицирующего целевое назначение средств, правовых оснований (включая дату исполнения) при учете расчетов по целевым поступлениям (выбытиям)).

Порядок применения новых забалансовых счетов.

В соответствии с Приказом № 198н в Инструкцию № 157н введены новые забалансовые счета 33, 38, 39, 45 и изложен порядок их использования (представлены в таблице).

Забалансовый счет

Порядок применения (пункт Инструкции № 157н)

33 «Ценные бумаги по договорам РЕПО»

Используется для учета учреждением операций с ценными бумагами, полученными по договорам РЕПО. Аналитический учет по счету ведется в реестре учета ценных бумаг по характеристикам (видам) ценных бумаг, типам операций с ценными бумагами (приобретение, продажа, замена, зачет) (п. 390.5, 390.6)

38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»

Предназначен для учета суммы инвестиций (предельного размера расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением. Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.1, 390.2)

39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии»

Используется для учета уполномоченным субъектом учета увеличения стоимости имущества концедента (фактической суммы произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объекта соглашения на основе информации, предоставленной концессионером). Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.3, 390.4)

45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда»

Предназначен для учета результата долгосрочного договора строительного подряда исполнителем работ (подрядчиком) по указанному договору в части объемов выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, себестоимости выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, расходов субъекта учета, понесенных в отчетном периоде сверх сводного сметного расчета и не включенных в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда. Аналитический учет по счету ведется в разрезе долгосрочных договоров строительного подряда с учетом требований к аналитическому учету, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета) (п. 395, 396)

Как и раньше, забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов, списанной с балансового учета, при этом изменился порядок установления момента принятия данной задолженности к забалансовому учету и списания с него.

Стоит отметить, что изменения в порядок применения названного счета вносились и Приказом N 124н, и Приказом N 16н. До введения этих изменений списанная с баланса дебиторская задолженность отражалась на счете 04 для наблюдения за возможностью ее взыскания в течение пяти лет. Приказом N 124н пятилетний период был заменен на неопределенный срок возможного возобновления взыскания задолженности.

Читайте также:  ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ И НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ ЗА ТЯЖКИЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ

Приказом N 16н введены более существенные поправки, связанные с установлением момента принятия дебиторской задолженности к забалансовому учету. Рассмотрим их далее.

Оформление списания основных средств в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 для списания объектов основных средств, которые перестали соответствовать критериям для признания актива, применяются следующие документы: Списание инвентарного объекта, Списание хоз. инвентаря, Списание библиотечного фонда с операцией Выбытие ОС пришедших в негодность и на нужды учреждения (401.10.172).

Для отражения объектов на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение»
в документе следует установить флаг Принять на хранение (02.1). Подробнее об оформлении списания объектов основных средств на забалансовый счет 02 можно прочитать в разделе методической поддержки редакции 1 программы на ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ, в статье «Выбытие объектов основных средств, пришедших в негодность».

В редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» применяются документы:

  • Списание объектов ОС, НМА, НПА (кроме транспорта) с типовой операцией Списание пришедших
    в негодность объектов ОС, НМА, НПА (401.10.172);
  • Списание транспорта с типовой операцией Списание пришедших в негодность транспортных средств (401.10.172);
  • Списание мягкого и хоз. инвентаря (ОС) с типовой операцией Списание хоз. Инвентаря;
  • Списание библиотечного фонда с типовой операцией Списание пришедшего в негодность библиотечного фонда.

Для чего применяют забалансовые счета

Ключевой принцип бухучета организации — это имущественная обособленность. Это значит, что собственные активы, пассивы, имущество компании необходимо учитывать отдельно от активов, пассивов и имущества иных экономических субъектов. Свое собственное имущество фирма отражает на балансе, принимая объекты к бухгалтерскому учету по установленным правилам .Чужие активы и обязательства тоже учитывают. Но отразить сторонние объекты на балансе нельзя. Для этих целей и применяются забалансовые счета.

Цели ведения забалансового бухучета следующие:

Цель забалансового бухучета

Пояснение

Контроль наличия бухгалтерских объектов

Имущество и иные активы, переданные во временное пользование и хранение, приходуются на забалансовых счетах. Здесь же отражается стоимость собственного имущества, которое следует списывать в расходы.

Контроль движения бухгалтерских объектов

Фиксируются любые изменения (поступления, выбытия, увеличения, уменьшения, перемещения) фактических количественных и стоимостных измерений.

Обеспечение сохранности

Контроль наличия и движения бухгалтерских объектов обеспечивает их сохранность. Достоверная информация используется для проведения инвентаризационных проверок и ревизий.

Сбор и обобщение информации

Позволяет оперативно получить достоверные сведения о количестве, качестве, стоимости объектов. Аналитика позволяет получить сведения о дебиторах, кредиторах, объектах бухгалтерского учета, договорах и прочее.

Основание для налогообложения

Способ учета имущества влияет на обложение. Например, налог на имущество начисляется только на активы, которые числятся на балансе. Важно правильно отразить активы, полученные во временное распоряжение в бухгалтерском и налоговом учете, чтобы верно рассчитать платеж.

Отражение в финансовой отчетности

Сведения о состоянии забалансовых счетов раскрываются в финансовой отчетности. Информация отражается в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу.

Порядок применения новых забалансовых счетов.

В соответствии с Приказом № 198н в Инструкцию № 157н введены новые забалансовые счета 33, 38, 39, 45 и изложен порядок их использования (представлены в таблице).

Забалансовый счет

Порядок применения (пункт Инструкции № 157н)

33 «Ценные бумаги по договорам РЕПО»

Используется для учета учреждением операций с ценными бумагами, полученными по договорам РЕПО. Аналитический учет по счету ведется в реестре учета ценных бумаг по характеристикам (видам) ценных бумаг, типам операций с ценными бумагами (приобретение, продажа, замена, зачет) (п. 390.5, 390.6)

38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»

Предназначен для учета суммы инвестиций (предельного размера расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением. Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.1, 390.2)

39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии»

Используется для учета уполномоченным субъектом учета увеличения стоимости имущества концедента (фактической суммы произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объекта соглашения на основе информации, предоставленной концессионером). Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.3, 390.4)

45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда»

Предназначен для учета результата долгосрочного договора строительного подряда исполнителем работ (подрядчиком) по указанному договору в части объемов выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, себестоимости выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, расходов субъекта учета, понесенных в отчетном периоде сверх сводного сметного расчета и не включенных в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда. Аналитический учет по счету ведется в разрезе долгосрочных договоров строительного подряда с учетом требований к аналитическому учету, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета) (п. 395, 396)

Значение забалансовых счетов и их основные характеристики

Забалансовые счета в бюджетном учете играют важную роль и имеют свои особенности. Они представляют собой отдельный вид счетов, которые не отражаются в балансе организации. Забалансовые счета используются для учета средств, передаваемых во внешние организации или на специфические цели.

Основные характеристики забалансовых счетов:

1. Специфика целей. Забалансовые счета создаются для учета средств, направленных на специфические цели, которые могут быть связаны с конкретными проектами, программами или деятельностью, не связанной с основной деятельностью организации.

Читайте также:  Программа молодая семья 2024 условия Киров куда обращаться

2. Ответственность за использование средств. Забалансовые счета могут быть созданы по требованию финансовых органов или директивам государственных органов. Организации, получающие средства на такие счета, несут ответственность за использование и целевое использование этих средств.

Роль забалансовых счетов в финансовом планировании бюджетных организаций

Забалансовые счета играют важную роль в финансовом планировании бюджетных организаций. Они позволяют отслеживать и контролировать движение денежных средств, не отраженных в бухгалтерской отчетности, но имеющих существенное значение для работы организации.

На забалансовых счетах записываются операции, которые не могут быть отражены в основной бухгалтерской системе. К таким операциям относятся, например, расходы, связанные с закрытием бюджетного года, но произведенные после составления финансового отчета, а также особые поступления и выплаты, не предусмотренные установленным порядком.

Записи на забалансовых счетах позволяют полнее сформировать финансовое планирование бюджетных организаций. Они помогают учесть все потенциальные доходы и расходы, учитывая специфику работы каждой организации. Благодаря этому, руководство бюджетной организации может прогнозировать свои финансовые ресурсы и планировать свою деятельность на будущее.

Для удобства и наглядности отслеживания финансовых операций на забалансовых счетах используется таблица. В ней указываются детали каждой операции, такие как дата, описание, сумма, а также ссылки на соответствующие документы. Такая структура позволяет легко ориентироваться в финансовых данных и обеспечивает прозрачность работы организации.

Важно отметить, что использование забалансовых счетов требует аккуратности и ответственности. Поскольку эти счета не отражаются в основной бухгалтерской отчетности, они должны быть тщательно контролируемы и документально обоснованы. При этом необходимо соблюдать все установленные правила и требования бюджетного учета.

Финансовые прогнозы: забалансовые средства

В 2024 году казенное учреждение планирует выйти на забалансовые средства в значительном объеме. Ожидается, что сумма, которую учреждение перенесет в забаланс, составит не менее 50 миллионов рублей. Это позволит учреждению расширить свои возможности и осуществить ряд важных проектов.

Забалансовые средства представляют собой дополнительные ресурсы, которые учреждение получает помимо основного бюджета. Они часто выделяются для реализации конкретных задач или проектов, которые не были учтены при составлении бюджета.

В случае казенного учреждения, забалансовые средства могут использоваться для приобретения нового оборудования, организации специальных мероприятий или проведения исследований и разработок. Эти средства позволяют более гибко управлять финансами учреждения и удовлетворить дополнительные потребности и запросы.

Ожидается, что забалансовые средства будут использоваться с умом и эффективно, чтобы обеспечить рост и развитие казенного учреждения. Важно отметить, что эти средства предоставляются на конкретные цели и должны быть использованы согласно установленным правилам и нормативам.

В целом, прогнозы по забалансовым средствам для казенного учреждения в 2024 году обнадеживающие. Учреждение сможет получить дополнительное финансирование и реализовать важные проекты, что положительно отразится на его деятельности и развитии.

Влияние государственных программ на забалансе учреждения

Государственные программы могут направлять средства на модернизацию и обновление оборудования, сооружений и технологий, что позволяет учреждению повысить качество предоставляемых услуг, оптимизировать процессы и снизить затраты. В результате данная инвестиция приводит к росту эффективности деятельности учреждения и росту его доходов.

Также государственные программы могут предусматривать финансовую поддержку учреждения в виде субсидий, грантов или других выплат. Эти средства могут быть направлены на компенсацию убытков, выравнивание уровня тарифов, покрытие части текущих расходов и привлечение дополнительных ресурсов. Без такой поддержки учреждение могло бы либо выйти на забаланс, либо быть вынужденным сократить объем предоставляемых услуг.

Важным аспектом государственных программ является их длительность. Поскольку учреждение планирует свою деятельность на длительный срок, важно, чтобы программа действовала достаточно долго, чтобы успеть осуществить изменения и достичь результатов. При краткосрочных программах риск выхода на забаланс учреждения остается высоким.

Таким образом, государственные программы имеют существенное влияние на забалансе учреждения. Они способствуют повышению эффективности, улучшению качества услуг, финансовой поддержке и перегружению риска выхода на забаланс. Правильное планирование и реализация этих программ может помочь учреждению справиться с финансовыми трудностями и стать более устойчивым на долгосрочной основе.

Нужно ли учесть забаланс в расходах текущего периода?

Учет забалансовых счетов в расходах текущего периода является одной из основных проблем бюджетного учета. Главный принцип бюджетного учета – учет средств на общие счета и учет средств на забалансовые счета.

В бюджетном учете ведется учет двух основных счетов – общих счетов и забалансовых счетов. Общие счета используются для учета основных средств, обязательств и прочих операций, которые не относятся к забалансовым счетам. Забалансовые счета – это специальные счета, на которых учитываются прочие доходы и расходы, которые не могут быть отнесены к общим счетам.

В учете забалансовых счетов возникает проблема перепутать расходы текущего периода с расходами предыдущих или следующих периодов. Именно поэтому при учете забалансовых счетов необходимо очень внимательно применять принцип «периода».

Согласно Основам бюджетного учета № 157н, учет забалансового счета должен осуществляться по принципу полного учета за счет ежедневного изменения его остатка. Положения минфина в этой области меняются с 2023 года. Начиная с 2023-2023 года счет забалансовый изменил свое назначение и учетный порядок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *