Порядок списания основных средств в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок списания основных средств в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Хотя законодательство дает субъектам хозяйствования определённую свободу в установлении стоимостного лимита, все же эту цифру нельзя брать с потолка. Необходимо учитывать критерий существенности. Как же определить предельную стоимость имущества?

Комплекс действий при списании объектов ОС

Как правило, автономные учреждения при списании имущества с бухгалтерского учета руководствуются своей учетной политикой и нормативными правовыми актами учредителя (собственника имущества), в которых установлен порядок списания (согласования списания) государственного (муниципального) имущества.

В отношении федерального имущества Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 утверждено Положение об особенностях списания федерального имущества (далее – Положение № 834).

Поскольку принципы списания федерального имущества, имущества субъектов РФ (муниципального имущества) аналогичны, далее будем опираться на нормы указанного положения.

Для справки: Положение № 834 не распространяется:

а) на федеральное имущество, изъятое из оборота;

б) на музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, а также документы, включенные в Архивный фонд РФ и (или) Национальный библиотечный фонд;

в) на федеральное имущество, расположенное за пределами РФ.

ФСБУ 2023: учёт основных средств

Одно из главных отличий ФСБУ 6/2020 от ПБУ 6/01, который действовал ранее, заключается в установленной предельной величине стоимости основных средств (ОС). Если ранее она составляла 40 тысяч рублей, то теперь она не установлена вовсе – компания может установить этот лимит самостоятельно (п. 5 ФСБУ 6/2020). При этом объекты со сроком полезного использования (СПИ) более года и стоимостью ниже лимита можно сразу списывать в расходы. Лимит ОС необходимо прописать в учётной политике.

Минфин в своём письме от 25 августа 2021 года № 07-01-09/68312 пояснил, что сумма лимита устанавливается не на группу активов, а отдельно на каждый объект. Сам лимит устанавливается в зависимости от существенности информации об активах. Но здесь стоит быть внимательным: при установке слишком большого лимита часть активов может выпасть из-под налога на имущество. Поэтому безопаснее установить такой же лимит, как в налоговом учёте – 100 тысяч рублей. Так вы сможете ещё и синхронизировать 2 вида учёта.

В целом, изменения в учёте ОС можно представить в виде следующей таблицы:

Было (ПБУ 6/01) Стало (ФСБУ 6/2020)
Лимит стоимости ОС 40 тысяч рублей Компания устанавливает самостоятельно
Учёт ОС (небольшая стоимость) В запасах В составе текущих расходов
Учёт капиталовложения в арендованные ОС В стоимости ОС Не установлен

Ликвидационная стоимость

Ликвидационная стоимость показывает предполагаемую стоимость объекта в конце срока его полезного использования (за минусом затрат на выбытие). Согласно п. п. 30, 31 ФСБУ 6/2020, компания имеет право не амортизировать полную стоимость объекта в случае, если ликвидационную стоимость нельзя определить или она является несущественной.

Проверять ликвидационную стоимость (равно как и способ начисления амортизации и СПИ), необходимо как минимум в конце каждого года (п. 37 ФСБУ 6/2020). И если параметры изменились, необходимо провести корректировку (письмо Минфина от 04.06.2021 № 07-01-09/43687).

При расчёте ликвидационной стоимости срок службы и состояние объекта считайте как условные – то есть, такие, какими они ожидаются к концу СПИ. Этот расчёт необходимо оформить бухгалтерской справкой.

Как уже было сказано выше, стандарт требует проверки ликвидационной стоимости в конце каждого года. Однако уточнять её стоит лишь при появлении новых существенных обстоятельств – например, при резком скачке цен на вторсырьё, из которого состоит ликвидируемый объект.

Документирование списания ОС: акт и протокол комиссии

Рассматриваемый документ составляется по формам, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н:

  • 0504104 — если списывается ОС, не являющееся транспортным средством;
  • 0504105 — если списывается ОС, являющееся ТС.
  • 0504143 — для мягкого и хозяйственного инвентаря;
  • 0504144 — для литературы, которую исключили из библиотеки.

Отметим, что составлению акта предшествует оформление протокола о списании ОС. Он подписывается комиссией по инвентаризации, которая должна быть создана директором учреждения. В протоколе фиксируется решение о необходимости списания ОС (п. 34 Инструкции по приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если члены комиссии сомневаются в обоснованности принятия решения о списании (например, в случае поломки технологически сложного объекта), им следует привлечь независимых экспертов и назначить техническую экспертизу планируемых к списанию объектов. И принимать решение уже по результатам экспертизы.

Форма протокола списания основных средств в бюджетных учреждениях — свободная. В нем могут быть отражены:

  • дата, место составления документа;
  • список присутствующих членов комиссии (их Ф. И. О. и должности);
  • вопрос, стоящий на повестке заседания (например, «вопрос о списании основных средств»);
  • сведения о лицах, которые были заслушаны, и о документах, которые были рассмотрены;
  • сведения о результатах рассмотрения повестки («комиссия постановила списать»);
  • сведения о результатах голосования за списание, которое должно быть поддержано большинством голосов (п. 9 Положения).

Протокол заверяется подписями всех членов комиссии, присутствующих на заседании. Их должно быть не менее двух третей от полного состава комиссии (п. 7 Положения). В состав комиссии могут быть приглашены внешние эксперты на платной основе (п. 8 Положения).

Акт списания ОС утверждается:

  • только руководителем учреждения — если не требуется согласования списания ОС;
  • руководителем и представителем вышестоящего органа власти — если согласование списания ОС требуется.

На основании акта бухгалтерия списывает ОС с баланса (п. 12 Положения, п. 13.1 Приложения к приказу 331). Рассмотрим, какие проводки могут быть при этом применены, если списание ОС сопровождается его утилизацией.

Как определить амортизационную группу и выбрать метод начисления амортизации

Основные средства необходимо ежемесячно амортизировать — вычитать из стоимости фонда определенную сумму на текущие издержки. Земельные участки и объекты природопользования (недра, водные ресурсы и т. п.) не подлежат амортизации в учете, так как они не изнашиваются и не теряют своих потребительских свойств.

По общим правилам бухучета специалист может воспользоваться следующими способами амортизации:

  1. Линейный — ежемесячно списывается одна и та же сумма отчислений.
  2. Способ уменьшаемого остатка — сумма отчислений устанавливается согласно остаточной стоимости на начало отчетного года и нормативов амортизации, полученной при применении коэффициента ускорения. Величина индекса в учете основных фондов не может превышать значение 3,0.
  3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — амортизационные отчисления рассчитываются ежегодно, исходя из общего количества лет эксплуатации основного средства и количества оставшихся лет до завершения периода.
  4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции, работ — ежемесячная сумма списания определяется в учете основных фондов по количеству единиц товаров, выпущенных каждый месяц, а также совокупного планового объема за весь период эксплуатации.

Способы амортизации выбираются бухгалтером для каждой группы основных активов в учреждении и применяются на протяжении всего эксплуатационного периода, то есть срока полезного использования.

При налоговом учете действуют только линейный и нелинейный методы амортизации, которые применяются для всех основных объектов, зарегистрированных в организации. При этом выбранную методологию для амортизации можно менять в ходе эксплуатации.

Бухгалтерские записи по списанию амортизационных отчислений составляются ежемесячно в размере суммы годовых амортизационных списаний, разделенных на 12 месяцев.

Для проведения амортизационных отчислений в НКО применяется счет 02 «Амортизация основных средств». В бюджетном учете используются следующие счета:

  • 0 106 00 000 — для объектов основных средств, задействованных в капитальном строительстве;
  • 0 109 00 000 — если амортизационные отчисления основного средства участвуют в формировании себестоимости товаров, работ, услуг или учитываются в издержках обращения;
  • 0 401 00 000 — если амортизация не учитывается в издержках обращения.

Каковы причины списания основных средств?

Как известно, бухгалтерский учет основных средств автономные учреждения организуют в соответствии с правилами, установленными ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств . Исходя из смысла п. 29 первого документа и п. 75 второго, АУ должны списать с бухгалтерского учета основные средства, которые выбывают либо постоянно не используются в деятельности, направленной на достижение целей создания учреждения (в том числе в деятельности, приносящей доход), или для управленческих нужд.

Читайте также:  Растаможка авто из России в Казахстане

Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
Утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Выбытие объекта основных средств имеет место в таких случаях, как:

  • продажа;
  • прекращение использования вследствие морального или физического износа;
  • ликвидация при аварии, стихийном бедствии или иной чрезвычайной ситуации;
  • передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд. В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона об автономных учреждениях АУ разрешено вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника. Причем распоряжение подобным образом имуществом допускается только с согласия учредителя. Со следующего года согласие учредителя нужно получать только в случае передачи в качестве учредителя (участника) других юридических лиц недвижимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных для этих целей учредителем, или особо ценного движимого имущества. Это следует из указанного п. 6 ст. 3 в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ. Учтите, по понятным причинам запрещена передача другим юридическим лицам в качестве вклада в их уставный (складочный) капитал объектов культурного наследия народов РФ, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда;
  • передача по договору мены, дарения;
  • внесение в счет вклада по договору о совместной деятельности;
  • выявление недостачи или порчи активов при их инвентаризации;
  • частичная ликвидация при выполнении работ по реконструкции.

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

Автономные учреждения списывают с бухгалтерского учета объекты основных средств самостоятельно, за исключением особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем либо приобретенного на средства, выделенные для этих целей учредителем. Указанное особо ценное движимое и недвижимое имущество без согласия учредителя списать нельзя, порядок его списания, как правило, устанавливает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Так, особенности списания движимого и недвижимого имущества федеральных АУ установлены Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834, вступившим в силу с 26.10.2010. Для получения согласия в этот орган либо исполнительному органу государственной власти (местного самоуправления), на который возложено управление государственным (муниципальным) имуществом, направляется определенный пакет документов. Пока не получено согласие, объект недвижимости или особо ценное движимое имущество с бухгалтерского учета списывать нельзя. Особо ценное движимое и недвижимое имущество может быть списано в следующих случаях:

  • физический или моральный износ;
  • снос (ликвидация) зданий, сооружений в границах строительных площадок при строительстве, реконструкции и техническом перевооружении учреждения;
  • утрата или разрушение в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий, выхода из строя или утеря в связи с хищением.

Инструкция по списанию ОС

Существуют 6 последовательных шагов по процессу списания ОС:

  • Для подтверждения процесса списания составляется специальный акт в 2-х экземплярах. Один передается в действующую бухгалтерию для дальнейшего учета, второй направляется лицу, заключившему официальный договор о материальной ответственности;
  • При списании средств, не полностью амортизированных, официальный акт на их списание будет считаться основным документом, ведь остаточная стоимость имущества отражалась в роли налогооблагаемой прибыли предприятия;
  • Бухгалтерский учет списания ОС, на которых есть определенная амортизация, предполагает использования следующих проводок: Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств — Кредит 01 «Основные средства», это необходимо для учета первоначальной стоимости списываемого объекта;
  • Если проведенного списания остаются важные детали либо запчасти, которые смогут найти свое применение в дальнейшем в виде лома, то они относятся к прочим доходам. Они находят свое отражение в бухучете на основании текущей стоимости;
  • Издержки и доходы от процесса списания ОС на счета, относящиеся к внереализационным доходам и расходам. Эти расходы, влияющие на налогооблагаемую прибыль. К ним относятся расходы, связанные с демонтажем, разборкой и вывоза устаревшего оборудования, а также с суммами амортизации, которые еще не были официально начислены. Все эти расходы должны быть документально подтверждены;
  • В налогооблагаемую прибыль не входит цена материалов и оставшихся деталей, полученных в процессе разборки устаревшего оборудования.

Рубрика «Вопросы и ответы»

Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления?

В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ.

Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности.

Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме.

Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует?

Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации.

Вопрос №4. Как производится модернизация ОЦДИ – замена одного из блоков, составляющих имущественный комплекс?

Принятие решения о замене части имущества осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии. Далее производится частичная ликвидация одного из блоков имущества и последующее дооборудование с увеличением стоимости имущества.

Вопрос №5. Как часто корректируются величины стоимости имущества?

Изменение показателей устанавливается по договоренности с учредителем. Минимальное число раз – однократное в течение года. Порядок закрепляется во внутренних документах.

Учет ОС в бюджетных учреждениях строго регламентирован. При этом используется сложная структура счетов и кодировок. Автоматизация с 1С позволяет соблюдать действующие инструкции бухучета и нормы Налогового кодекса РФ, значительно упрощает учет имущества.

Обращайтесь к нам по любым вопросам, касающимся автоматизации учета. Консультация бесплатная. Мы подберем оборудование и ПО, обучим работе в 1С.

Как списать основные средства бюджетного учреждения

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.
  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Здесь нужно отметить, что данное правило применяется к объектам недвижимости, налоговая база по которым определяется по среднегодовой стоимости. По той же недвижимости, которая облагается по кадастровой стоимости, налогоплательщиком признается организация, у которой эти объекты находятся либо на праве собственности, либо на праве хозяйственного ведения (пп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ). То есть плательщиками могут выступать как сами организации-балансодержатели, так и их структурные подразделения.

Однако данное правило может применяться только для тех ситуаций, когда организация еще не перешла на применение ФСБУ 6/2023 и продолжает применять ПБУ 6/01 (письмо Минфина от 02.03.2023 № 07-01-09/14384). В вашем же случае такие активы в составе запасов не учитываются, а их стоимость относится непосредственно на расходы.

Читайте также:  Что положено многодетным семьям в 2024 в Московской области

Организация может не применять ФСБУ 6/2023 в отношении активов, имеющих стоимость ниже установленного лимита. Поэтому затраты на приобретение и создание таких малоценных активов могут признаваться расходами того периода, в котором они понесены (п. 5 Стандарта). Решение о неприменении ФСБУ 6/2023 к таким активам должно быть раскрыто в бухотчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией.

Действительно, новый стандарт использует только такое понятие, как «балансовая стоимость», под которой понимается разность между первоначальной стоимостью недвижимости и суммами накопленной амортизации и обесценения (п. 25 Стандарта). Вместе с тем, зная балансовую стоимость недвижимости, можно рассчитать и ее остаточную стоимость и, соответственно, подлежащий к уплате налог на имущество организаций.

То же самое касается и прекращения начисления амортизации. По решению организации амортизацию можно прекратить с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания объекта (п. 33 Стандарта). Таким образом, переход на ФСБУ 6/2023 не исключает возможности применения правил начисления амортизации, установленных ПБУ 6/01.

  1. Отразить сведения об инвестиционной недвижимости и других видах основных средств в разрезе групп: балансовая стоимость, амортизация, движение за отчётный период.
  2. Привести информацию о переоценке и обесценении основных средств, в том числе сведения, предусмотренные стандартом МСФО (IAS) 36«Обесценение активов» .
  3. Указать сведения о балансовой стоимости особых групп основных средств: объектах, которые пригодны для использования, но не используются, кроме случаев, когда это обусловлено сезонностью; основных средствах, сданных в аренду; объектах, в отношении которых имущественные права организации ограничены.
  4. Предоставить информацию об элементах амортизации основных средств и их корректировках, если таковые были.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Вид ОС

Право распоряжения

Недвижимое

Любые здания, сооружения, помещения и прочее

Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы

Движимое

Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий

Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника

Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности

БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ

Исключения, в которых требуется согласие учредителя:

  • передача ОС в счет вклада в уставный капитал НКО;
  • крупные сделки (п. 13, ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Прочее движимое

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Бюджетные учреждения осуществляют учет и отчетность по списанию основных средств в соответствии с установленными нормами и правилами. Они должны соблюдать требования бухгалтерии и финансового управления.

Для учета и отчетности используются специальное программное обеспечение, конфигурация которого соответствует требованиям федеральных и региональных органов государственного управления. Это позволяет обеспечить точность и надежность учета данных.

Основные средства списываются в бухгалтерии бюджетных учреждений по окончании их срока службы или в случае их повреждения или утраты. В бухгалтерской книге проводится запись о списании с указанием причины и даты проведения операции.

Наименование Сумма списания Дата списания
Основное средство 1 100000 руб. 01.01.2024
Основное средство 2 50000 руб. 05.02.2024

Отчетность по списанию основных средств представляется в соответствующие органы государственного управления в установленные сроки. Она должна содержать полную информацию о списываемых средствах, причинах и датах списания. Это позволяет проанализировать эффективность использования основных средств и принять необходимые меры по их использованию и замене.

В случае выявления нарушений или неправильностей в учете и отчетности по списанию основных средств, бюджетные учреждения могут быть подвергнуты финансовым проверкам и санкциям со стороны контролирующих органов. Поэтому руководители и ответственные лица должны обеспечивать правильность и надежность учета и отчетности в данной области.

Новые правила списания основного средства: что говорит ФСБУ 6/2020

+6 месяцев Клерк.Премиум бесплатно! В образовательном сервисе Клерк.Премиум на полтора года вы получите: ✔︎ мини-курсы каждый день; ✔︎ 450+ вебинаров и 40+ онлайн-курсов; ✔︎ консультации экспертов без ограничений; ✔︎ эксклюзивные статьи-разборы. Только в декабре дарим +6 месяцев Клерк.Премиум в подарок — забирайте и пользуйтесь лучшим. Забрать подарок

Основное средство, которое выбывает или не способно приносить организации экономические выгоды в будущем, подлежит списанию (п. 40 ФСБУ 6/2020).

Причины выбытия, в частности, могут быть следующими:

  • в связи с физическим или моральным износом дальнейшая эксплуатация объекта признается технически невозможной, либо экономически нецелесообразной (подп. «а» п. 40);
  • в связи с возмездной (или безвозмездной) передачей его другому лицу (продажи, передачи в виде вклада в капитал другой организации, передачи в некоммерческую организацию и т. д.) (подп «б» п. 40);
  • в связи с физическим выбытием этого объекта при его утрате, стихийным бедствии, пожаре, аварии и других чрезвычайных ситуациях (подп. «в» п. 40);
  • в связи с истечением нормативно допустимых сроков (других предельных параметров эксплуатации), в результате чего его дальнейшее использование становится невозможным (подп. «г» п. 40);
  • в связи с прекращением организацией деятельности, в которой использовался этот объект, и при отсутствии возможности его использования в продолжающейся деятельности (подп. «д» п. 40).
  • в связи с другими аналогичными причинами.

Списание (исключение объекта из состава основных средств) производится в том отчетном периоде, в котором он выбывает или становится неспособным приносить организации экономические выгоды в будущем (п. 41 ФСБУ 6/2020).

Подробно рассмотреть порядок отражения в регистрах бухгалтерского учета (и для целей налогообложения) все варианты в рамках одной публикации, естественно, весьма сложно, поэтому остановимся только на одном случае. На ликвидации объекта в связи с его физическим и моральным износом, когда его дальнейшая эксплуатация технически невозможно, либо экономически нецелесообразна.

Допустим, организация приобретает оборудование, которому устанавливает срок полезного использования (как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения прибыли) равным пяти или там, шести годам.

И первое время его использование при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) не приносит никаких хлопот, а только прямую выгоду.

Но через года два-три это оборудование все чаще начинает ломаться, а затраты на его ремонт при каждой последующей поломке только возрастают. И, в конце концов, поддержание его в мало-мальски рабочем состоянии становится дороже, чем получаемая (или планируемая к получению) выгода от его использования.

Продать его именно как оборудование, даже и с убытком, не получается, так как найти покупателя на этот убитый, да к тому же и морально устаревший агрегат (к которому и запчастей уже не найти), не получается. И руководство принимает решение (предварительно его технически и экономически обосновав), ликвидировать это оборудование.

Обоснование на ликвидацию, естественно, должна готовить не бухгалтерия, а соответствующие технические службы.

Читайте также:  Восстановление трудовой книжки при утере через МФЦ

И еще раз напомним, что по п. 41 ФСБУ 6/2020 объект подлежит списанию (исключению из состава основных средств) в том периоде, в котором он признан неспособным приносить выгоду. А это как раз то самое решение о его ликвидации.

Данное решение можно признать первичным учетным документом согласно ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, так как в нем будет отражен факт хозяйственной деятельности — подтверждение непригодности данного объекта к дальнейшему использованию в качестве объекта основных средств.

Следовательно, на эту дату, то есть на дату утверждения технически и экономически обоснованного и документально оформленного решения о ликвидации объекта, организация имеет право списать его балансовую (по ПБУ 6/01 — остаточную) стоимость.

  • Дебет счета 01 (субсчет «Выбытие основных средств») Кредит счета 01 — списана первоначальная стоимость объекта;
  • Дебет счета 02 Кредит счета 01 (субсчет «Выбытие основных средств») — списана амортизация, начисленная по ликвидированному объекту.

У организации выбыл один актив — объект основных средств соответствующей балансовой стоимости, но появился другой — еще не ликвидированное имущество (и, возможно, в какой-то своей части пригодное к дальнейшему использованию) пока ещё той же стоимости.

Для его учета оптимально, на наш взгляд, использовать самый любимый счёт советского российского бухгалтера — 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

И проводка должна быть:

  • Дебет счета 76 Кредит счета 01 (субсчет «Выбытие основных средств») — списана балансовая стоимость подлежащего ликвидации объекта.

После завершения процесса ликвидации соответствующие службы должны оформить первичный документ, подтверждающий этот факт хозяйственной деятельности, а также перечень оставшихся материальных ценностей, пригодных для дальнейшего использования.

За образец такого первичного документа рекомендуем взять Акт о списании объекта основных средств, форма которого, № ОС-4, была утверждена постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.

Еще раз хотим обратить внимание, что составляет его не бухгалтерия, а назначенная приказом руководства комиссия. Дело бухгалтерии — расценить, где надо, указанные в Акте сведения, и проставить, так же, где это нужно, корреспонденцию счетов.

Списание уже ликвидированного актива и других затрат на ликвидацию будет оформлено записями:

  • Дебет счета 91 (субсчет «Прочие расходы») Кредит счета 76 — списана балансовая стоимость ликвидированного объекта;
  • Дебет счета 91 (субсчет «Прочие расходы») Кредит счетов 23 (10, 70, 69, 60 и пр.) — списаны прочие расходы, связанные с ликвидацией объекта;
  • Дебет счета 10 Кредит счета 91 (субсчет «Прочие доходы») — оприходованы по цене возможного использования (по ФСБУ 6/2020 — справедливой стоимости) материальные ценности.

Для целей налогообложения проблем тоже возникнуть не должно. Затраты на ликвидацию основных средств, равно как и их балансовая стоимость признаются внереализационными расходами (п. 8 ст. 265 НК РФ). Оприходованные материальные ценности (п. 13 ст. 250 НК РФ), внереализационными доходами.

Если организация не будет заморачиваться с обесценением и переоценкой основных средств после перехода на ФСБУ 6/2020, то всё будет, как в настоящее время. Главное — своевременно и грамотно оформить надлежащие первичные документы.

Процесс ликвидации недвижимого основного средства будет оформляться теми же самыми записями на основании аналогичного пакета документов.

Хотя, во-первых, хотелось бы отметить, что снос (ликвидация) недвижимого объекта основных средств однозначно признается прочими расходами, даже он производится для высвобождения места для возведения нового объекта (подп. «к» п. 16 ФСБУ 26/2020).

НК РФ такую ситуацию не регулирует, следовательно, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ, следует отражать эту операцию точно так же, как и в регистрах бухгалтерского учета, и не изобретать какую-либо схему, исходя только из своего художественного видения этой ситуации.

Во-вторых, следует обратить внимание на порядок исчисления налога на имущество по сносимому объекту.

  • по кадастровой стоимости;
  • по среднегодовой стоимости по данным бухгалтерского учета.

По кадастровой стоимости налогом облагаются объекты недвижимости при одновременном выполнении следующих условий (ст. 378.2 НК РФ):

  • в регионе принят законодательный акт, предусматривающий порядок налогообложения недвижимых объектов основных средств, исходя из кадастровой стоимости;
  • данный объект поставлен на кадастровый учет (включен в ЕГРН);
  • данный конкретный объект включен на начало текущего года в региональный перечень объектов недвижимости, облагаемых налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости.

Если хотя бы одно из условий не выполняется, то данный объект облагается налогом, исходя из его среднегодовой стоимости по данным бухгалтерского учета.

На дату признания объекта непригодным к эксплуатации, то есть когда он переводится со счета 01 на счет 76 по балансовой стоимости, он продолжает числиться в ЕГРН. Следовательно, несмотря на то, что эта недвижимость перестала быть основным средством, и стала просто имуществом, подлежащим ликвидации, исключать его из базы по налогу на имущество еще рано. Права такого у организации еще не возникло.

Возникнет оно на дату документально подтвержденного факта его ликвидации. Таковым будет служить акт, составленный кадастровым инженером и вошедший в пакет документов, на основании которых впоследствии сведения о здании будут исключены из ЕГРН.

Комплекс действий при списании объектов ОС

Как правило, автономные учреждения при списании имущества с бухгалтерского учета руководствуются своей учетной политикой и нормативными правовыми актами учредителя (собственника имущества), в которых установлен порядок списания (согласования списания) государственного (муниципального) имущества.

В отношении федерального имущества Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 утверждено Положение об особенностях списания федерального имущества (далее – Положение № 834).

Поскольку принципы списания федерального имущества, имущества субъектов РФ (муниципального имущества) аналогичны, далее будем опираться на нормы указанного положения.

Для справки: Положение № 834 не распространяется:

а) на федеральное имущество, изъятое из оборота;

б) на музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, а также документы, включенные в Архивный фонд РФ и (или) Национальный библиотечный фонд;

в) на федеральное имущество, расположенное за пределами РФ.

В соответствии с новым стандартом, утвержденным Приказом Минфина № 257н от 31.12.2016, основные средства понимаются как материальные ценности (активы) вне зависимости от их стоимости, срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев. Они предназначены для постоянного многократного употребления с целью выполнения организацией возложенных на нее функций. Имущественные объекты могут принадлежать учреждению как по праву оперативного управления, так и по праву владения или пользования имуществом.

Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств», такие средства не подлежат последующей перепродаже и предполагают использование с целью получения в будущем экономической выгоды (п. 4 ПБУ 6/01).

В аналитике за единицу учета таких средств принимается инвентарный объект — ИО (п. 6 ПБУ 6/01). Если первоначальная стоимость ИО ниже 40 000,00 рублей, то они могут учитываться в качестве материально-производственных запасов. Стоимостные границы организация определяет в своей политике самостоятельно.

Законодательно основные средства регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Налоговый кодекс РФ.
  3. 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.
  4. ПБУ 6/01.
  5. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств — Приказ Минфина от 13.10.2003 № 91н.
  6. Приказ Минфина России об утверждении федерального стандарта от 31.12.2016 № 257н.

Обязательности использования ОС

В соответствии с законодательством РФ, предприятия обязаны учитывать все имеющиеся у них основные средства. Это включает не только приобретенное имущество, но и имущество, полученное в аренду, в залог или в качестве имущественного взноса.

При использовании ОС в бухгалтерском учете следует придерживаться определенных правил:

Правило Описание
Идентификация ОС Предприятие должно установить точную идентификацию основных средств, включая их наименование, характеристики, стоимость и другие реквизиты.
Учет изменений в стоимости ОС При изменении стоимости ОС, например, в результате начисления амортизации или переоценки, предприятие обязано внести соответствующие изменения в бухгалтерский учет.
Учет списания ОС Когда ОС выбывает из эксплуатации или продается, предприятие должно провести списание таких основных средств.
Документальное подтверждение операций Все операции, связанные с ОС, должны быть подтверждены соответствующими документами, такими как договоры, акты приема-передачи, накладные и т.д.

Необходимость использования ОС в бухгалтерском учете обусловлена не только требованиями законодательства, но и позволяет предприятию контролировать свои активы и правильно оценивать их стоимость. Кроме того, правильное использование ОС позволяет более точно планировать бюджет и прогнозировать финансовые результаты предприятия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *