Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие штрафы за перегруз грузового автомобиля? Новый закон о лишении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принятый закон, кроме того, меняет ведомство, ответственное за слежение за соблюдением грузовиками допустимых весогабаритных параметров, и передает всю полноту полномочий в этой сфере от ГИБДД Ространснадзору.
Каковы размеры штрафа
Лиц, участвующих в организации перевозок грузов и непосредственно их перевозящих, интересует, какой штраф за перегруз грузового автомобиля. Существуют установленные максимальные нагрузки на ось. Они представлены в таблице.
Расстояние между осями, мм | Допустимая осевая нагрузка для автомобилей группы А, кг | Допустимая осевая нагрузка для автомобилей группы Б, кг |
---|---|---|
2000 | 10 000 | 6000 |
1650-2000 | 9 000 | 5700 |
1350-1650 | 8 000 | 5500 |
1000-1350 | 7 000 | 5000 |
до 1000 | 6 000 | 4500 |
Меры административной ответственности за перегруз
КоАП РФ предусматривает две формы материальной ответственности за движение автомобиля с перегрузом:
- выплата штрафа установленной суммы;
- возмещение ущерба, нанесенного покрытию дороги.
В некоторых случаях оба вида ответственности могут быть совмещены.
Поскольку платить должен тот, кто виновен в правонарушении, в разных ситуациях это могут оказаться разные лица, ответственные за движение авто. Сумма штрафа зависит от нескольких факторов:
- кто именно признан ответственным;
- насколько превышена разрешенная масса автомобиля.
Кто и сколько заплатит:
- Водитель при перегрузе машины без спецразрешения до 10% заплатит от 1 до 1,5 тыс. рублей, до 20% – 3-4 тыс. руб., до 50% – 5-10 тыс. руб., а свыше – 7-10 тыс. руб. Если автомобиль перегружен наполовину и больше, водителя могут лишить прав на несколько месяцев.
- Грузоотправитель (ответственное за груз лицо), если виновен именно он, за незначительное превышение будет оштрафован на 10-15 тыс. руб., за более серьезное – на 25-30 тыс. руб., за значительное – на 35-40 тыс. руб., а за превышающее 50% – на 45-50 тыс. руб.
- Собственник транспортного средства должен особенно тщательно проверять грузы, поскольку ему грозит штраф в 150 тыс. руб. за маленький перегруз, 300 тыс. за 20%-ный, 400 тыс. руб. – за серьезный, доходящий до 50%, и 500 тыс. руб. – за превышающий половину разрешенной нормы.
- Юридическое лицо (и приравненный к нему в данном статусе индивидуальный предприниматель) уплатят серьезные суммы в 100-150 тыс. руб. за превышение нормы до 10%, 250-300 тыс. руб. – за перегруз до 20%, 350-400 тыс. руб. – до 50%, 400-500 тыс. руб. – за большие превышения.
Грузоотправитель также дополнительно несет ответственность, если в сопроводительных документах масса груза указана заведомо неправдивой. Он оплатит серьезный штраф:
- физическое лицо – 1,5-2 тыс. руб.;
- должностное лицо – 15-20 тыс. руб.;
- организация – 200-300 тыс. руб.
Кроме штрафа, он обязан возместить водителю все понесенные им материальные затраты вследствие перегруза авто.
Расчет ущерба дорожному покрытию вычисляется по специальной методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ №934 от 16 ноября 2009 года. При этом берется во внимание:
- мера перегруза;
- тип дорожного покрытия;
- пробег по нему перегруженного автомобиля.
Таблица допустимых нагрузок
Все колесные транспортные средства делятся на 2 группы:
-
А – могут передвигаться только по автодорогам 1-3 категорий;
-
Б – разрешено движение по любым дорогам РФ.
Расстояние между осями, см |
Предельные нагрузки на каждую ось, в зависимости от группы автомобиля |
|
А |
Б |
|
До 100 |
6 |
4,5 |
100-135 |
7 |
5 |
135-165 |
8 |
5,5 |
165-200 |
9 |
5,7 |
Более 200 |
10 |
6 |
Как рассчитать максимальную нагрузку?
Под максимальной массой грузового автомобиля следует понимать весь вес в совокупности с водителем и грузом. Она рассчитывается с учетом количества осей в грузовике, т.к. на каждую ось должна приходиться примерно равномерная нагрузка.
Две оси | До 18 т |
Три оси | До 25 т |
Четыре оси | 32 т |
Пять осей | 35 т |
Что делать, чтобы не получить штраф?
Владельцам транспортных компаний необходимо заниматься профилактикой штрафов – как с юридической, так и с технической стороны.
Чтобы не получить штраф, нужно устранить возможность появления перегруза. Помогут датчики груза на осях или мобильные весы.
Водитель должен лично присутствовать при погрузке машины и следить, чтобы количество грузовых мест совпадало с указанным в документах. И, конечно, водитель должен быть добросовестным, иначе его «калым» может обернуться многотысячным штрафом.
Собственник грузовика может заранее подготовить документы о его передаче в аренду. При этом договор лучше заверить у нотариуса: суды скептически относятся к соглашениям, заключенным в простой письменной форме.
Водителям необходимо объяснить, что подписывать какие-либо бумаги фразой «согласен с нарушением», когда инспектор предлагает «заплатить штраф 500 рублей и спокойно ехать дальше», ни в коем случае нельзя.
А если «письмо счастья» всё-таки пришло, важно не медлить: срок на обжалование составляет 10 дней. Чтобы не пропустить письмо, необходимо регулярно проверять почтовый адрес по месту регистрации ИП или юридическому адресу компании. А еще можно подписаться на «штрафы» в «Госуслугах».
Суть спора между продавцом и покупателем
Компании заключили договор поставки на условиях самовывоза со склада продавца. Загрузка автомобиля в машину покупателя осуществлялась силами продавца. Он же значился в товаросопроводительных документах в качестве грузоотправителя. Штраф за перевес, выявленный на весовом контроле, инспектор ГИБДД выписал продавцу.
Продавец обратился в суд с целью переложить штраф на покупателя, который по его мнению предоставил для доставки товара машину, которая не соответствовала весовым параметрам груза. Перевес образовался не по вине продавца.
Судьи с этой логикой не согласились. Они указали, что товар в машину загружал продавец и у него была возможность не перегружать авто. Продавец мог (но не сделал этого) проинформировать покупателя о том, что предоставленная машина не имеет нужно грузоподъёмности и для полной перевозки груза нужно либо предоставить дополнительный автомобиль либо сделать несколько рейсов.
Наказание для водителей грузовых авто
Меры за превышение объема перевозимого для водителей грузовиков зависит от того, насколько оно велико:
- 2 — 10% — штраф 100 — 1500 р. с водителя, 10000 — 15000 р. с ответственного за перевозку, 100000 — 150000 р. – с юрлица;
- 10 — 20% — штраф 3000 — 3500 р. с водителя, 20000 — 25000 р. с должностного лица, 200000 — 250000 р. с юридического;
- 20 — 50% – штраф 4000 — 5000 р. или лишение прав водителя на 1 — 3 месяца, выплата 30000 — 40000 р. с ответственного за перевозку, 300000 — 400000 р. с юридического лица;
- свыше 50% – штраф 7000 — 10000 р. с водителя плюс лишение ВУ на 4 — 6 месяцев, 45000 — 50000 р. с должностного лица, 400000 — 500000 р. с юридического.
Это регламентируется статьей 12.21.1 КоАП РФ.
Штраф за перегруз грузового автомобиля для физических лиц в 2023 году
Для лиц, ответственных за движение по трассе перегруженного ТС, предусмотрено административное наказание в соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ. Размер взыскания зависит от категории нарушителя и массы перегруза. Наиболее мягкие меры действуют в отношении физических лиц, а именно водителей авто:
Характер нарушения (в каких пределах перегруз) | Какое наказание предусмотрено: размеры штрафных санкций и дополнительные меры. |
Общий перевес авто или по осям на 2-10 %, если не оформлено специальное разрешение.
Перегруз от 2 до 10 % сверх допустимой массы, указанной в документе, если разрешение оформлено. |
Штраф в размере от 1 000 до 1 500 руб. |
От 10 до 20 % (спецразрешения от ГИБДД не имеется). | От 3 000 до 4 000 руб. |
От 20 до 50 % (разрешения от ГИБДД нет). | От 5 000 до 10 000 руб.; в особых случаях – лишение прав управления ТС на срок до 4-х месяцев. |
От 10 до 20 % сверх массы, обозначенной в разрешении. | От 3 000 до 3 500 руб. |
От 20 до 50 % сверх предельных значений, указанных в разрешении | От 4 000 до 5 000 руб. либо лишение водительских прав на срок до 3-х месяцев |
Выше 50 % при отсутствии спецразрешения.
Более 50 % сверх допустимого в документе при наличии разрешения. |
От 7 000 до 10 000 руб. В отдельных случаях – лишение права управлять транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев. |
Проезд авто под запрещающим знаком с обозначением нагрузки по осям при наличии перевеса. | 5 000 руб. |
Ответственность грузоотправителя за перегруз
Большинство грузовладельцев заинтересованы в загрузке автомобиля на максимально возможный объем и всю ответственность за возможный перегруз перекладывают на водителя. Однако данный подход является не только не верным, но также может повлиять на возникновение непредвиденных расходов.
Пунктами 8 и 9 статьи 12.21.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность грузоотправителя за предоставление недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза.
Штраф за данное нарушение составляет: на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Помимо уплаты штрафа, грузоотправитель будет вынужден возместить перевозчику причиненный ущерб вследствие допущенных нарушений.
К причиненному ущербу, который возник у перевозчика можно отнести следующие понесенные им расходы:
- уплата административного штрафа за перегруз;
- оплата ущерба автодороге вследствие перегруза;
- расходы, связанные с нахождением автомобиля на специализированной стоянке по причине его задержания;
Поскольку возмещение ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности, её применение возможно лишь при наличии определенных условий. Обязательными условиями для возложения материальной ответственности за перегруз автомобиля являются:
- доказанные факты недостоверных сведений;
- наличие и установленный размер причиненного ущерба;
- прямую причинно-следственную связь между действиями грузоотправителя и ущербом перевозчику.
Что такое перегруз и в чем его опасность?
Перегруз грузового транспортного средства (ТС) – это превышение массы груза, приходящегося на одну колесную ось, в диапазоне более 2% согласно установленных правилами норм. В случае превышения нормированных значений перевозчик обязан оформлять разрешение, выдающееся Росавтодором и действующее на протяжении трех месяцев.
Выданное удостоверение – это специализированный учетный документ, предназначенный для ведения контроля большегрузов на трассе.
Перегруз сам по себе – источник высокой аварийной опасности для транспортного средства; в случае перегруза тормозной путь автомобиля увеличивается, как и его инертность. Согласно ГОСТ Р 51709-2001, на скорости 40 километров в час, фура с весом в 20 тонн будет тормозить как минимум 150 метров; грузовой автомобиль в идеале должен остановиться за 20 метров. Таким образом, чем выше масса автомобиля, тем более опасным он является на дороге.
Правила перевозки грузов
Каждый автомобиль рассчитан на определенную нагрузку. Как правило, чем тяжелее машина, тем больше груза она может перевозить. Если превысить нагрузку, рекомендованную производителем, пострадают не только дороги (ремонтируемые на средства из налогов), но и сам автомобиль. Перегруз может вызвать нарушение целостности оси. Чересчур высокая нагруженность также ускоряет ее износ, что в будущем обязательно выльется для владельца автомобиля в дополнительные затраты на закупку деталей и внеплановый ремонт.
Чтобы корректно перевозить груз, нужно не только ограничить загрузку автомобиля обозначенными килограммами и тоннами, но и распределить нагрузку по осям равномерно.
Как правило, допустимая нагрузка указывается на ось, а не на авто целиком. Это позволяет грузчикам и водителям эффективнее распределять товары в прицепе.
Если сведения о массе груза намеренно искажены
Мало просто не нагрузить машину слишком сильно. Важно, чтобы после взвешивания все данные сходились с накладной. Соответственно в ней должен быть указан реальный вес груза, а не тот, который удобнее вписать, чтобы оформить нужное разрешение.
Если в документах указаны неправильные данные о массе груза, сроке и действия специализированного разрешения, то можно поплатиться рублем. Также к правонарушениям относятся ситуации, когда в накладной отсутствует маршрут, составленный для конкретного груза. Все это приведет к штрафным санкциям. Легче всего отделаются физические лица. Им придется оплатить 1500-2000 рублей. Чуть большая ответственность ложится на должностное лицо. На него будет наложен штраф до 20 тыс. рублей. Разумеется, юридическое лицо пострадает больше всех. Ему нужно будет внести в государственную казну не менее 200000 рублей.
Кем и где проверяется
Проверка массы грузового автомобиля и осевой нагрузки производится инспектором ГИБДД:
- на стационарных постах, которые устанавливаются в определенных местах (как правило, при выезде или подъезде к населенному пункту). На таких видах постах весового контроля передвижение оборудования с места на место запрещено;
- на передвижных постах, оборудованных на базе грузового фургона. Передвижные посты могут в соответствии с регламентом менять свое место расположения.
Весовой контроль может осуществляться двумя способами:
- динамическим. Транспортное средство производит движение в определенном месте, оснащенном специальными датчиками со скоростью не более 5 км/ч. При данном способе определения параметров массы и осевой нагрузки погрешность измерения может составлять до 3%;
- статистическим. Измерения производятся на весах после полной остановки автотранспортного средства. Такой способ позволяет более точно определить исследуемые параметры.
Сколько будем платить за перегруз
Российские магистральные дороги, не говоря уже о городских, часто не выдерживают никакой критики. Считается, что основное разрушающее влияние оказывают перегруженные автомобили. На дорогах много автомобилей различной грузоподъемности. При превышение предельно допустимых нагрузок на дорожное полотно, дороги разрушаются. Для восстановления дороги требуются деньги. Поэтому штраф за перегруз увеличен в два раза.
По новой редакции ПДД и КоАП размер ущерба, который перегруженные ТС наносят дорогам, начал оцениваться строже.
Для перевозок часто используются малотоннажные Газели. Наказание и для них увеличено. Это не смотря на то, что их разрешенная масса не превышает норматива по нагрузке не только на магистраль, но и на любую городскую дорогу.
Разрушаются дороги и из-за их низкого качества. Руководство некоторых областей РФ, пытаются привлечь к судебной ответственности строителей и ремонтников, в ведении которых находятся дороги. Если дорожное полотно не выдерживает предусмотренных законом сроков эксплуатации, суд их наказывает.
Нормативное регулирование
Для возникновения состава правонарушения необходимо зафиксированное нарушение предписаний технического регламента. Для определения нагрузки автомобиля используется осевое деление. Это означает, что для определения массы каждая ось замеряется отдельно и только на основании этого принимается решение. Поскольку обязательным является проведение взвешивания, штрафы для физических лиц с камеры прийти не могут.
Для определения полной массы автомобиля необходимо сложить полученные результаты. В случае, если масса хотя бы одной оси превышает установленную норму, водитель не имеет права продолжать движение в ограниченном месте, а за невыполнение требования предусмотрена ответственность. Ограничения по весу устанавливаются специальным знаками, на которых указан допустимый вес автомобиля.
ВАЖНО !!! Всем пользователям грузовых автомобилей рекомендуется проводить проверку на соответствие перевозимых грузов установленным требованиям. Существенная перегрузка оси может повлечь непредвиденные опасные ситуации на дороге.
В правилах предусмотрено разграничение массы на 2 вида: полная и снаряженная. В полную массу включаются также водитель и пассажиры, в то время как снаряженная не учитывает вес пассажиров. Любая масса рассчитывается путем сложения данных каждой оси. Если говорить о грузовых автомобилях, то для них характерна повышенная загрузка задней оси – это связано с особенностями расположения груза.
Проверка нагрузки на ось
Чтобы обнаружить нарушение, необходимо произвести контрольное взвешивание. В связи с техническими сложностями сделать это можно только на специально оборудованных пунктах, которые встречаются довольно редко. По этой причине обнаружение аналогичных правонарушений крайне затруднено и нарушители привлекаются к ответственности очень редко.
Чаще всего оборудованные пункты организуются за пределами города в местах, где контроль за массой автомобилей крайне важен. Сотрудники останавливают только определенную категорию автомобилей, и водители должны проходить установленную законом процедуру. Согласно нормам, на каждый автомобиль имеется документ, в котором прописана максимально допустимая масса нагрузки на одну ось. В качестве допустимой погрешности установлено значение в 5 процентов. Превышение этой нагрузки считается правонарушением, в случае проезда по установленной зоне.
ВНИМАНИЕ !!! На сегодняшний день применяется 2 основных способа по взвешиванию автомобиля: на месте и в движении. Первый способ характеризуются большей точностью, но повышенными затратами по времени, в то время как второй происходит быстрее, но погрешность увеличивается. Чаще всего первое взвешивание происходит в движении, а все полученные показания трактуются в сторону водителя. При наличии перевеса, производится повторная процедура, но уже в статике.
Для определения превышения необходимо произвести сверку. В качестве нормы берется информация из сопроводительного листа, который должен иметь при себе каждый водитель грузового автомобиля. Если полученная масса больше указанной в листе – составляется протокол или постановление о совершенном правонарушении.