Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на пассажирские перевозки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Что послужило толчком для принятия данных нормативов? Лицензирование автобусов стало острым вопросом после ДТП, которое произошло в Забайкалье. 11.06 в 2017 году на автобусе перевозились 51 человек. По неосторожности водителя, он выехал с основной дороги, опрокинувшись в кювет, и совершил переворот. 14 пассажиров скончались на месте, 34 были травмированы в разной степени тяжести.
Что делать, если изменился номер автобуса?
В 2023 году существует возможность заменить номера автобуса (в том числе и по желанию собственника). В этом случае следует внести изменения и в реестр лицензий.
До 31 декабря 2020 года для этого нужно было подать в Ространснадзор:
- уведомление;
- документы, подтверждающие изменения (копия свидетельства о регистрации);
Информация о новых номерах вносилась реестр в течение 3-х рабочих дней.
С 1 января 2021 года для изменения данных в реестре автобуса требуется заявление, содержащее следующую информацию:
- наименование лицензиата;
- номер ИНН;
- номер и дата выдачи лицензии;
- сведения об автобусе, которые нужно изменить;
- способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично);
- необходимость получения выписки из реестра.
Информация в реестре обновляется в течение 1-го рабочего дня.
Перечень требований к автобусу, к перевозчику
Лицензирование автобусных перевозок предусматривает некоторые требования к транспорту, водителям и компании-перевозчику.
Водитель должен обладать:
- категорией «Д»;
- российским водительским удостоверением;
- общим водительским стажем от 3х лет с обязательным подтверждением в трудовой книжке.
Компания должна иметь:
- медицинского работника с соответствующим образованием. Как альтернатива, действующий договор с медучреждением, которое будет осуществлять дорейсовые медицинские осмотры водителей;
- штатные технически исправные машины с действующими талонами техосмотра;
- боксы, в которых будет осуществляться технический осмотр и ремонт ТС. Как альтернатива, действующий договор на стороннее обслуживание.
Транспорт должен быть снабжен:
- лицензионной карточкой;
- страховым полисом ОСАГО;
- обязательным страхованием для пассажиров;
- установленной системой ГЛОНАСС, ГЛОНАСС GPS.
Лицензия на пассажирские перевозки — документ, позволяющий осуществлять автобусные перевозки пассажиров и иных лиц на основании договора перевозки пассажира или фрахтования транспортного средства (ТС) либо для личных нужд.
Обязательное лицензирование пассажирских перевозок ввели 1 марта 2019 г. Крайний срок получения лицензии для действующих перевозчиков — 29 июня 2019 г. C 1 марта 2019 г. новым перевозчикам запрещено приступать к выполнению заказов без лицензии.
- Лицензирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы (8 округов) — Ространснадзор.
- Срок действия: бессрочно.
- Территория действия: вся территория РФ.
- Кому необходимо получение лицензии на автобус? Кому не нужна лицензия и могут продолжать работы без нее?
Без лицензии не обойтись всем, кто собирается осуществлять автобусные пассажирские перевозки для личных потребностей или в коммерческих целях.
Продолжать работать без лицензии разрешено исключительно автобусам государственных служб (скорой, пожарной, аварийно-спасательной, полиции и некоторым другим), автобусам, планирующим перемещаться исключительно по внутренней территории организации.
При этом под автобусом подразумевается ТС, вмещающее свыше 8 пассажиров. При этом, в соответствии с Приложением №1 к техрегламенту ТС «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) под автобусом подразумевается ТС, вмещающее свыше 8 пассажиров (категория М2 — технически допустимая масса составляет до 5 т и М3 — свыше 5 т).
Получать отдельную лицензию на каждый автобус не нужно.
- Срок оформления: 45 рабочих дней или 48 рабочих дней, если учитывать 3 дня на рассмотрение заявки.
- Лицензиаты: юридические лица (ЮЛ), индивидуальные предприниматели (ИП).
- Вид деятельности: деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Включает:
- перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки);
- перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.
Лицензия на перевозку пассажиров: подготовка документов и их составление
Заполнение заявления в госучреждение, выдающее разрешение на перевозки пассажиров |
от 3 500 |
Внесение добавлений и корректировок в документацию |
от 4 000 |
Составление официального запроса в надзорный орган |
от 4 500 |
Анализ пакета документов, добавление недостающих справок |
от 6 000 |
Составление иска в суд |
от 4 000 |
Лицензия Ространснадзора на перевозку пассажиров: как формировался рейтинг
Отрасль автотранспортных предприятий постоянно развивается, на рынке появляются новые организации, которые нуждаются в квалифицированных юридических услугах. Вы можете воспользоваться помощью фирм, которые вошли в наш рейтинг. Вот их преимущества:
- Компании работают на юридическом рынке продолжительное время;
- В фирмах трудятся опытнейшие специалисты, которые работают по оформлению разрешительной документации в лицензирующих учреждениях;
- Адвокаты способны оказать помощь в составлении документации, а также защитить ваши интересы в суде;
- Юридические бюро заключают официальный договор с клиентом, где прописываются права и обязанности сторон;
- Специалисты способны разрешить любой вопрос, в том числе оспаривание в судебном порядке привлечение к административной ответственности.
Административная ответственность и штрафы
Перевозка пассажиров без лицензии регламентирует Статья 14.1.2. КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии» и Статья 19.10. КоАП РФ «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)».
Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии — влечет наложение административного штрафа:
- на граждан и должностных лиц – 50 000 рублей;
- на индивидуальных предпринимателей – 100 000 рублей;
- на юридических лиц – 400 000 рублей.
Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии влечет предупреждение или наложение штрафа:
- на граждан в размере от 500 до 1000 руб.;
- на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на ЮЛ — от 170 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Кто должен оформить лицензию на перевозку пассажиров
Сфера пассажирских перевозок долгое время слабо регулировалась. В настоящее время происходит реформация этой сферы деятельности, в связи с чем появилось много нововведений. Пассажирские перевозки и процесс лицензирования в этой отрасли регулируются законами №259-ФЗ от 08.11.2007 года (с изменениями от 01 марта 2023 года) и №99-ФЗ от 04.05.2011 года. Согласно пункту 4 статьи 9 закона №99-ФЗ, лицензия выдается бессрочно.
В настоящее время выделяют следующие случаи, когда нужно оформить лицензию на пассажирские перевозки:
- Перевозки людей на городских и пригородных автобусных маршрутах
- Перевозки по межгороду, как взрослых, так и детей
- Заказные перевозки
- Перевозки для нужд компании. Такие перевозки включают в себя, например, развоз сотрудников с работы и привоз на работу
Не следует забывать о том, что случаи под пунктами 3 и 4 не требовали оформления лицензии до 1 марта 2023 года.
Документы для подачи заявки на получение лицензии
Для того чтобы оформить лицензию, необходимо собрать большой пакет документов. Подойти к этому нужно серьезно и ответственно, поскольку неточности или нехватка того или иного документа приведут к отказу в выдаче.
Для получения лицензии необходимо предъявить в лицензирующий орган:
- Заявление. Это документ, без которого не запустится процесс регистрации
- Выписка ЕГРЮЛ или ЕГРИП, заверенная нотариусом
- Свидетельство о государственной регистрации
- Копия паспорта руководителя и того лица, которое ответственно за безопасность пассажиров
- Договор на медицинское обслуживание или копия лицензии на осуществление медицинской деятельности
- Копии водительских удостоверений водителей, их медицинские справки, а также документы, подтверждающие стаж работы по категории Д. Стаж можно подтвердить, например, копией трудовой книжки
- Необходимо предоставить копии всех документов на машину, а также подтверждение того, что перевозчик имеет базу для обслуживания транспорта. Если базы нет, то предоставляется договор аренды со специализированной компанией, которая будет заниматься ремонтом и обслуживанием автомобилей
- В обязательном порядке предоставляются копии технического осмотра и страхового полиса ОСАГО
- Квитанция об уплате госпошлины
Все документы должны быть должным образом оформлены, среди них не должно быть подделок. Если все заполнено и собрано корректно, то проблем с оформлением лицензии не возникнет.
ВАЖНО! Если в поданном комплекте документов найдутся ошибки, то в течение 3 дней заявитель уведомляется об этом. У перевозчика будет не больше 30 дней для исправления ошибок и неточностей |
Как работает лицензия на автобус для водителей?
Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.
Наличие лицензии на автобус возлагает определенные обязательства:
- Пользоваться только тем транспортом, который отражен в реестре.
- Следить за безопасностью дорожного движения.
- Регулярно осуществлять техосмотр (перед рейсом и сменой).
- Вести путевые листы.
- Использовать все необходимые приборы и оборудование.
- Применять спутниковую навигацию ГЛОНАСС.
- Осуществлять инструктаж работников транспорта.
- Организовывать стажировки.
- Следить за здоровьем персонала, проводить медосмотры.
Как получить: пошаговый алгоритм
Процедура оформления выглядит следующим образом:
- Сбор необходимых документов.
- Оплата государственной пошлины.
- Заполнение заявления на получение лицензии. Форма заявления для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отличается.
- Подача заявления и прочих документов в лицензирующий орган. Сделать это можно лично, либо отправив по почте (или курьером), а также в электронном варианте.
- Далее следует рассмотрение заявления и полная проверка документов. Максимальный срок рассмотрения составляет 45 дней.
- Если все требования были соблюдены и нет никаких проблем с предоставленными документами, то лицензия будет выдана, в ином случае последует отказ.
Раньше лицензии должны были получать только организаторы регулярных перевозок, автобусы которых вмещали более восьми человек. Нерегулярные рейсы, формируемые в соответствии с нуждами заказчиков, можно было осуществлять в уведомительном порядке. Предполагалось, что без лицензии по дорогам передвигаются автобусы турфирм или служебный транспорт, доставляющий сотрудников предприятий на работу.
Однако во многих российских регионах эти послабления породили целую прослойку псевдозаказных перевозчиков, поделивших между собой регулярные межмуниципальные маршруты. Их транспорт ходил по твердому расписанию, забронировать место на рейсе мог любой желающий. От официальных регулярных рейсов нелегалов отличало только одно: на лобовое стекло автобуса или маршрутки крепилась табличка «Заказной».
Привлечь таких дельцов к ответственности до недавнего времени было очень сложно. Особенно если договор фрахтования, заказ-наряд на предоставление транспортного средства и прочие документы, подтверждающие заказной статус перевозки, у водителя оказывались в полном порядке.
В Псковской области очисткой рынка от нелегалов занялась антимонопольная служба. Сотрудники УФАС пришли к выводу, что псевдозаказные перевозчики нарушают Закон «О защите конкуренции». Ведь они, с одной стороны, не участвуют в бюджетных конкурсах на право осуществления перевозок и не подвергаются контролю со стороны органа власти — организатора конкурса. С другой — не тратят время и деньги на получение лицензии. В результате легальным компаниям крайне сложно конкурировать с организаторами псевдозаказных рейсов.
Благодаря закону об обязательном лицензировании на дорогах поубавится автобусов, которые нелегально выполняют рейсы под видом заказных
— Мы получили несколько десятков жалоб на подобных «серых» игроков рынка, — рассказывает руководитель Псковского УФАС Ольга Милонаец. — Практически во всех случаях сработал механизм предупреждения: заказные автобусы переставали курсировать на регулярных маршрутах, а компании освобождались от ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Однако один из перевозчиков, организующий рейсы по маршруту Псков — Пыталово — Псков, отказался исполнить предупреждение. Он пытался доказать сначала нашим сотрудникам, а потом и в суде, что автобусы ходят из Пскова в Пыталово и обратно по заказу клиентов.
Но мы изучили сайт компании и выяснили: при бронировании заявки на поездку появлялось расписание движения транспорта.
А возможность самостоятельно определить время отправления, без которой теряется смысл заказных перевозок, отсутствовала. Мы назначили перевозчику штраф — 250 тысяч рублей. Суд первой инстанции разделил позицию УФАС.
Требования к организации-перевозчику
Компаниям-перевозчикам необходимо соответствовать следующим требованиям:
- водителям, состоящим в штате, иметь категорию водительского удостоверения «Д»;
- стаж работы водителем не менее трех лет с подтверждением в трудовой книжке;
- в штате предусмотрен специалист с медобразованием или должен быть заключен договор с лицензированным медучреждением на проведение медосмотров водителей до рейса;
- технически исправный парк машин, что подтверждается талоном техосмотра;
- технически оборудованные помещения для техосмотра и ремонта транспорта или договор на техобслуживание с соответствующими организациями;
- у ТС должна быть в наличии лицензионная карточка, а также установлена система ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В связи с участившимися дорожно-транспортными происшествиями по вине водителей из ближнего зарубежья, с 1 июня 2021 года юрлицам и ИП запрещено допускать к работе водителей, не имеющих российских водительских удостоверений необходимой категории.
Лицензирование автомобильных перевозок
Лицензирование автомобильного транспорта под собой подразумевает перевозки пассажиров, перевозки грузов. Лицензирующим органом является Министерство транспорта РФ. Также хочется отметить, что на каждый вид деятельности предоставляется своя лицензия.
Министерство транспорта РФ принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в срок не превышающий 30 дней с момента получения заявления с соответствующими документам, в котором прилагается опись документов. Лицензия на соответствующий вид выдается на 5 лет, в дальнейшем его можно будет продлить. Если у лицензиата происходят изменения в количестве автотранспортных средств, то он обязан будет уведомить орган в течение 15 дней об изменении. Что касается плановых проверок, то он проходят по-разному, для перевозки пассажиров-не чаще одного раза в год, а для перевозки грузов-не чаще одного раза в два года.
Проверка в рамках решения вопроса о выдачи лицензии:
Сами проверки проводятся на основании приказа руководителя лицензирующего органа. По их результату выносится акт или протокол, составленный в двух экземплярах-вам и для органа.
Если имеются нарушения, то они обязательно прилагаются к протоколу, чтобы подтвердить свои требования к соискателю лицензии. Протокол подписывается обеими сторонами, и регистрируется в журнале органа и представляется руководителю органа.
Лицензирующий орган имеет право приостановить действие в получении лицензии, пока не будут исправлены ошибки, или вовсе отказать в получении лицензии, если были выявлены неоднократные нарушения или грубые нарушения.
После того, как орган вынес решение о приостановлении, то он уведомляет в течении трех дней соискателя лицензии. Также лицензия теряет юридическую силу, если организация ликвидируется, или прекращает свою деятельность в результате реорганизации, кроме преобразования либо прекращения свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Орган может аннулировать лицензию, если в течении трех месяцев организация не оплатит сбор за предоставление лицензии. Также лицензия может быть аннулирована по решению суда, если в контролирующий орган поступали на организацию жалобы, и эти жалобы сопровождались нарушением законных прав граждан.
Для того чтобы понять разницу между перевозкой пассажиров и перевозкой грузов, мы продолжим нашу тему в следующем заголовке.