Практическое руководство для психологов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Практическое руководство для психологов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В российском понимании этого слова — это, опять же, врач по образованию с дополнительной подготовкой по психологии. Или наоборот, психолог с мед.образованием, что случается, конечно, реже. Преимущество психотерапевта перед просто психологом (о котором дальше) в том, что он если надо может назначить таблетки, например, антидепрессанты, и проконтролировать медикаментозное лечение. Никакой психолог у которого нет лицензии врача «психотерапевтом» уже быть не может, даже если он прекрасный специалист с огромным опытом. В то же время на западе психотерапевт не обязан иметь мед.образование, отсюда иногда идёт путаница. Я за то чтобы «как у них» любого психолога, помогающего отдельным людьми в решении их проблем называть «психотерапевтом». Тогда путаницы будет меньше, потому что «психологи» бывают очень разные.

Психологи-консультанты это те, кто работает с отдельными людьми. Они могут принимать клиентов как в госструктурах, типа «Центров помощи семье и детям», так и в частных психологических консультациях, санаториях, а могут вести частный индивидуальный приём.

Возвращаясь к теме выпускников психфака скажу, что высшее психологическое образование в общем-то полезно, и обязательно для психолога в госстуктуре, но на самом деле погоды не делает. Высшее образование даёт всего понемножку, и с серьёзным упором на науку, научные методы, эксперимент, гипотезы, обработка и повторяемость результатов. Это ещё советское наследие, когда, согласно идеологии, личных проблем у материалистически мыслящих и строящих коммунизм людей не могло быть в принципе, а были только общественные, которые можно статистически обсчитать. Работа же с отдельными людьми, помощь личности — это совсем другое, она очень далека от психологической науки, каждая личность уникальна и неповторима.

По консультированию психологическое образование даёт примерно такой же объём знаний как и по психиатрии, то есть чуть больше чем ничего. Поэтому для работы с клиентами психологи проходят дополнительные программы, обучающие какому либо подходу в психотерапии. Про различные подходы и методы в психотерапии я расскажу отдельно, хотя об одном из них необходимо упомянуть сейчас.

Психоанализ был первым методом психотерапевтической помощи, поэтому до сих пор психотерапевтов иногда называют «психоаналитиками», как копировальный аппарат называют «ксероксом». На данный момент психоаналитком можно называть психолога-консультанта, применяющего в своей работе в основном психоаналитические методы. Работа в психоанализе подразумевает очень серьёзную подготовку, ему учатся по 5 лет и больше. Так что психоаналитик это всего лишь узкоспециализированный и очень профессиональный психолог-консультант. Психоаналитик — это очень солидно. Со своей стороны я скажу что на мой взгляд психоаналитические методы в целом устарели, мир изменился и психика у людей уже никогда не станет прежней, какой была во времена Фрейда и даже Юнга. Но это сугубо моё, в данном случае, дилетантское мнение. При этом нужно признать, что бОльшая часть теорий личности, развития личности и работы подсознания создана психоаналитиками.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Выдающиеся люди данной профессии

  • Аристотель (384—322 до н. э.)
  • Гиппократ Косский (около 460 — около 370 до н. э.)
  • Рибо Теодюль Арман (1839—1916)
  • Вильгельм Вундт (1832—1920)
  • Джеймс Уильям (1842—1910)
  • Бине Альфред (1857—1911)
  • Бехтерев Владимир Михайлович (1857—1927)
  • Выготский Лев Семёнович (1896-1934)
  • Альфред Адлер (1870-1937)
  • Фрейд Зигмунд (1856-1939)
  • Левин Курт (1890-1947)
  • Хорни Карен (1885-1952)
  • Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960)
  • Юнг Карл Густав (1875-1961)
  • Теплов Борис Михайлович (1896-1965)
  • Олпорт Гордон Уиллард (1897-1967)
  • Эрик Берн (1902-1970)
  • Маслоу Абрахам (1908-1970))
  • Морено Якоб Леви (1892—1974)
  • Лурия Александр Романович (1902-1977)
  • Мид Маргарет (1901 — 1978)
  • Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979)
  • Пиаже Жан (1896-1980)
  • Фромм Эрих (1900—1980)
  • Фрейд Анна (1895-1982)
  • Гилфорд Джой Пауль (1897— 1987)
  • Роджерс Карл Рэнсом (1902 —1987)
  • Зейгарник Блюма Вульфовна (1900-1988)
  • Мэй Ролло (1908-1994)
  • Эриксон Эрик (1902—1994)
  • Франкл Виктор (1905—1997)
  • Торранс Эллис Пол (родился в 1915 г.)
  • Гроф Станислав (родился в 1931 г.)
  • Боно Эдвард (родился в 1933 г.)
  • Зимбардо Филипп (родился в 1933 г.)
  • Келли Джордж

Психолог – профессия, предполагающая высокие коммуникативные способности у человека, посвятившего ей жизнь.

Специализации психологов в разных сферах деятельности и отраслях обязывают их уметь общаться со знанием специфики и терминологии различных профессиональных сообществ, возрастов, этносов и культуры.

Выучиться на психолога – значит, не только освоить общую теорию, но и разбираться в таких областях, как:

  1. Математические методы исследования.
  2. Прикладная психолингвистика.
  3. Массовые коммуникации.
  4. История педагогической мысли.
  5. Вопросы творчества и изобретательства.
  6. Регуляция социального поведения.
  7. Эволюция личности.
  8. Общие знания психиатрии и психотерапии.
  9. Этика и эстетика.
  10. Религия и науки об этносах.

Высшее профессиональное образование включает такие предметы, как:

  • иностранный язык;
  • история Отечества;
  • культурология;
  • правоведение и политология;
  • педагогика и социология;
  • экономика;
  • философия;
  • математика и естественные науки;
  • антропология;
  • физиология высшей нервной деятельности;
  • психофизиология;
  • общая психология;
  • история науки;
  • психогенетика;
  • экспериментальная психология;
  • диагностика и методология.
Читайте также:  Патент для иностранных граждан 2023

Кроме того, в институте будут преподавать виды психологии:

  1. Специальную. Психические нарушения при дизонтогенезе. Задержки и дефекты развития. Коррекция отклонений у детей, стимуляция механизмов компенсации. Адаптация в обществе.
  2. Клиническую. Патопсихология, нейропсихология. Локализация психических процессов в мозге. Восстановление нарушенных функций. Работа с восприятием, речью, волевой сферой при психопатологии.
  3. Развития. Проблемы возрастов, кризисы. Психологические особенности детей, юношей, стариков.
  4. Труда. Мотивация, стили в трудовой деятельности. Профотбор и аттестация. Профессиональные конфликты. Реабилитация инвалидов.
  5. Социальную. Общение и отношения между людьми, динамика групп, проблемы личности и коллектива.

Профессиональный стандарт социального психолога предполагает, что этот специалист заинтересован в изучении общества и протекающих в нём процессов. Ему нравится общаться с людьми, и он серьезно нацелен помогать им, улучшать эмоциональное здоровье коллектива в целом и каждого его участника в частности. Социальный психолог обладает не только нужным образованием, но и некоторыми личностными качествами, такими, как:

  • коммуникабельность, умение находить подход;
  • эмпатия;
  • желание и готовность помочь;
  • ответственность;
  • тактичность;
  • выдержка, стрессоустойчивость;
  • желание совершенствоваться в профессиональном плане.

Взаимосвязь психологии и социальной работы

Социальному работнику необходим определенный уровень психологической грамотности для результативного выполнения своих профессиональных обязанностей, связанных с организацией и функционированием социальных служб.

Если исходить из положения о том, что среди профессиональных функций социальных работников важнейшими следует считать оказание психологической поддержки, выполнение посреднических функций путем взаимодействия с конкретными специалистами (психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами, социологами, юристами и др.), то психологическая подготовка должна включать изучение как общих тенденций психических проявлений, так и специальных (в зависимости от возраста, пола, профессии, социального статуса и т.д.).

Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обусловливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда под «маской» социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он должен владеть принципами психологически правильного общения с ними.

Профессия: социальный психолог

Социальный психолог занимается изучением поведения людей и социальных групп. В сферу его профессионального интереса входят исследования и налаживание психологического комфорта внутри коллектива, на работе, в семье, среди друзей и всего окружения и социальных групп. Психолог проводит психодиагностику и помогает людям, нуждающимся в социальной реабилитации, например, социально дезадаптированным людям и незащищенным слоям населения, в том числе, сиротам, инвалидам, людям пожилого возраста. При необходимости, может работать совместно с психиатром и наркологом.

Суть работы социального психолога заключается именно в помощи человеку в ситуациях, которые на первый взгляд кажутся неразрешимыми. Психолог помогает найти внутренние ресурсы, учит самостоятельно справляться с проблемами и не поддаваться стрессам.

Какое место занимает психология социальной работы в системе социального знания

К традиционным областям подобного типа относятся образование, медицина, политика, экономика. Однако они являются далеко не полным перечнем сфер, в которых необходимы знания психологии — на самом деле они нужны всем людям, чтобы лучше понимать не только окружающих, но и себя, а также иметь возможность налаживать нормальные взаимоотношения с окружающими. С недавнего времени такого рода знания являются востребованными в области социальной защиты населения.

Замечание 1

Социальная сфера только в относительно недавнем времени стала привлекать практических психологов и специалистов по социальной работе, которые выполняют психосоциальную работу.

Как только в нашей стране сформировалась область социальной работы, стали поступать практические запросы, связанные с решением целого ряда социальных проблем. Чаще всего это оказание помощи семье и детям, оказавшимся в тяжелых жизненных ситуациях, пожилым людям, инвалидам, несовершеннолетним и прочим уязвимым группам населения. Большая часть подходов в такой социальной работе основываются на различных психологических воззрениях.

Современная психология старается давать оценку собственным возможностям и перспективам развития в области социальной работы, которая требует применения практических знаний, вмешательства в кризисные и тяжелые жизненные ситуации, пытается найти ответы на вопросы, что «может» и что «должна» предпринять психология, чтобы острые задачи, связанные с помощью различным группам населения были успешно разрешены. Для этого необходимо изыскивать новые подходы, которые разрабатываются как в отечественной, так и в зарубежно й психологии.

Субъекты социальной работы с клиентами социальных служб

Все функции по оказанию помощи нуждающимся, находящимся в трудной, точнее, социально дезадаптивной ситуации, выполняют субъекты социальной работы. К субъектам прежде всего относятся те специалисты и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею на профессиональном уровне. Это прежде всего государство в целом, осуществляющее социальную политику. По Конституции Российская Федерация является социальным государством и обязано этим заниматься.

Официальными субъектами социальной работы являются:

  • ? государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Министерство труда и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций;
  • ? различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.;
  • ? администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и их подразделения.

Организация психологической службы в детском дошкольном учреждении

Психологический кабинет. Существует четыре группы организационно-методических требований, предъявляемых к профессиональной деятельности практического психолога. Рассмотрим последовательно группы требований применительно к конкретным условиям детского дошкольного учреждения

(Все приведенные далее нормативы, характеристики и количественные данные рассчитаны на дошкольные учреждения государственного типа со средним уровнем финансового и материально-технического обеспечения). Наряду с содержательным и технологическим компонентами в работе практического психолога выделяются организационные параметры (характеристики).

Читайте также:  Какого числа начисляют пенсию на карточку почта банк

Их можно определить как правила (нормы) организации условий профессиональной психологической деятельности в образовательном учреждении (детском саду).

Данные правила в равной степени приняты как при первичном формировании психологической службы, так и в текущем ее функционировании. Они связаны с понятием «профессиональная компетентность» и во многом определяют успешность и результативность непосредственной работы психолога. В качестве психологического кабинета может быть использована небольшая по размерам комната, пропорциональная и хорошо освещенная (наличие как естественного, так и искусственного освещения).

Большие и непропорциональные помещения очень трудно оформить (организовать) для индивидуальных бесед и диагностических процедур. Они не способствуют созданию коммуникативной «близости» и доверительной атмосферы. Помещение без окон создает эффект отгороженности от реального пространства, изолированности от окружающего мира. Это иногданеобходимо для коррекционной работы, но является помехой для первичного приема при знакомстве с детьми и родителями, установления контакта. В этом случае происходящее за окном чередование природных и климатических явлений может быть использовано для отвлечения либо фиксации внимания, эмоционального торможения, либо возбуждения. Желательно, чтобы психологический кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. К этому перечню можно добавить бассейн и кабинеты с использованием технических средств обучения. Важным является также свободный доступ к кабинету родителей, что подразумевает либо двойной вход (со стороны улицы и основного помещения), либо удобное расположение по отношению ко всем групповым помещениям. Безусловно, полной изоляции от шумовых и технических проникновений в условиях детского дошкольного учреждения достичь трудно, но этого и не требуется. Достаточным будет снижение общего шумового фона, а также возможности ситуативного отвлечения (деконцентрации) и эмоционального напряжения детей. Нельзя приветствовать широкую практику организации психологического кабинета на площади спальных и игровых комнат, функционирующих возрастных групп. Вариантом столь же неудачного расположения является деление методического либо логопедического кабинетов на два профессиональных пространства, так называемые уголки психолога. Данные способы организации психологического кабинета не способствуют компетентной профессиональной деятельности психолога и могут значительно исказить результаты коррекционно-диагностических мероприятий, так как изначально закладывают в них высокий процент погрешности. Итак, кабинет в распоряжение психолога предоставлен. Каким ему быть? Первоначально, это вопросы цветового оформления. Цветовые сочетания и общий цветовой фон не должны быть яркими и подавляющими. Лучше использовать пастельные, успокаивающие оттенки зеленого и голубого в сочетании с теплым бежевым либо желтым цветом. Данная цветовая гамма способствует адаптации как к помещению в целом, так и к ситуации взаимодействия с психологом. Немаловажным добавлением к оформлению кабинета являются живые комнатные растения. Что касается декоративных животных и птиц, то их стационарное присутствие в кабинете не рекомендуется. В случае профессиональной необходимости, как то: коррекция страхов, проявлений агрессии и тревоги, — животные могут быть использованы психологом ситуативно (Живые существа в коррекционных программах используют дозировано, при отсутствии у ребенка аллергических реакций). Основной принцип оформления помещения — ничего лишнего. Увлечение декорированием, не привязанным к функциональности, разрушит пространственный оптимум и неизбежно скажется на результатах психологической деятельности. Как таковой, рабочий кабинет психолога не может быть комнатой отдыха и развлечений для персонала, а также являться «красным», показательным уголком дошкольного учреждения. Оборудование кабинета практического психолога определяется задачами и целями психологической деятельности. Психологический кабинет является основным «рабочим» местом психолога, следовательно, в нем должны быть объединены «рабочие» зоны специалиста. Первая профессиональная зона — пространство взаимодействий с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. В перечень оборудования данного пространства включены:

Мебель и оборудование

Детский столик, 2-3 детских стульчика (стандарты старшего дошкольного возраста).

Мягкий диван либо кресло (малогабаритные).

Мягкий ковер (не менее 2 х 2); 1-2 подушки неправильной формы либо плоские мягкие игрушки (черепахи, змейки и пр.).

CD-проигрыватель, магнитофон с функцией записи. Компакт-диски либо кассеты с разнохарактерными музыкальными произведениями, вводными вербальными установками для релаксационной и игровой деятельности

Стимульный материал

Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией

Технический материал

Цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата

Вспомогательный материал

Набор объемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус).

Набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры).

Мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Несколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Больница», «Магазин»,.«Семья») и предметов-заместителей. Маски оппозиционных героев известных детям сказок («Заяц» — «Волк», «Баба-Яга» — «Царевна» и т.д.).

Простые детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, марокас).

2-3 яркие игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина), 2-3 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый), скакалка либо небольшая плетеная веревка. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные).

Детские книги, книги-раскраски, детские комиксы и журналы

Основные задачи программы:

1. Основы законодательства, регулирующего деятельность психолога в социальной сфере.

2. Общая и возрастная психология, психология личности и семьи.

3. Основы психодиагностики.

4. Психология кризиса и экстремальных ситуаций. Коррекционная работа с кризисными состояниями.

5. Причины, признаки, методы коррекции отклоняющегося поведения.

6. Мониторинг психологической безопасности и комфортности среды, в которой живут клиенты. Разработка и организация выполнения рекомендаций по снижению их неблагополучия. Оценка эффективности помощи.

7. Поддержка лиц, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Создание в их окружении поддерживающей среды.

8. Организация психологического сопровождения социально уязвимых слоев населения: инвалиды, беженцы, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пенсионеры по возрасту, многодетные семьи.

  • Психологическое обследование клиентов для выявления их потребностей и ресурсов. Запрос необходимой информации у социальных работников, педагогов.
  • Разработка вместе с клиентами «дорожных карт» для определения плана действий по их социализации.
  • Проводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов.

9. Сотрудничество с другими работниками, органами и организациями социальной сферы для психологической помощи клиентам.

Читайте также:  Как вернуть деньги по договору участия в долевом строительстве в случае расторжения соглашения?

10. Психологическое просвещение населения, привлечение внимания к социальным проблемам.

Какие требования к образованию социального психолога по профстандарту

Согласно профстандарту, на должность социального психолога может претендовать работник, имеющий высшее образование по профилю.

Как мы знаем, психология включает в себя разные направления, в каждом из которых необходимо иметь определенные, узкоспециализированные знания и навыки. Например, социальному психологу необходимо разбираться в психологии общения и межличностных отношений, понимать механизмы социального влияния группы на человека (и наоборот), особенности социального развития, владеть знаниями в области законодательства, регулирующего социальную сферу в нашей стране.

Для тех, кто понимает, что имеющихся знаний профильного образования недостаточно, выбирают обучение по программе профессиональной переподготовки. Профессиональная переподготовка является востребованным направлением подготовки, потому что позволяет получить те знания и навыки, которые непосредственно пригодятся в трудовой деятельности социального психолога.

Для успешного прохождения аттестации действующим социальным психологам профстандарт рекомендует регулярно проходить программы повышения квалификации.

В профстандарте сформулированы требования к опыту практической работы социальных психологов – опыт работы в психологии от двух лет. Есть ещё вариант – волонтерская работа от двух лет. Только обратите внимание, что волонтерская работа должна быть связана с психологией. Например, работа в стационарах с детьми, которые находятся длительное время на лечении. Или психологическая помощь детям-сиротам в детских домах.

К работе социальным психологом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость.

Моя работа: психологическое консультирование

Я занимаюсь частной психологической практикой, провожу консультации и сеансы психотерапии в основном для детей и родителей, но принимаю и взрослых.

Я работаю по предварительной записи, для встреч с клиентами арендую кабинеты в центре Москвы. Обычно сеанс длится от 45 минут до 1 часа, но бывает и дольше. Как правило, я работаю неполную рабочую неделю — три или четыре дня, назначаю до четырёх консультаций в день. Гибкий график позволяет мне планировать время заранее и всё успевать.

Самая частая тема моих консультаций — детско-родительские отношения. При обращении родители не всегда именно так формулируют запрос. Обычно их беспокоит что-то в поведении ребёнка, и они идут с этим к психологу, а уже на консультации выясняется, что корень такого поведения именно в отношениях.

Например, однажды ко мне обратилась мать пятилетнего мальчика. Её тревожило небольшое отставание ребёнка в эмоциональном развитии. Наблюдая за ребёнком, я поняла, что он очень испуган и зажат, боится что-либо сказать или сделать не так. Во время консультации он нечаянно сломал одну из игрушек, которые я всегда держу в кабинете для малышей, и получил строгое замечание от мамы. Я предположила, что родители требуют от него соблюдения слишком многих правил, сильно ограничивают его, и из-за этого ребёнку трудно расслабиться.

На следующих встречах я занималась с ребёнком, помогая ему раскрепоститься и освободиться от страхов — в основном с помощью игры или творчества. Например, мы рисовали пальчиковыми красками. Родителям я посоветовала изменить воспитательную линию: уменьшить количество запретов, не одёргивать ребёнка на каждом шагу. В результате его эмоциональные реакции наладились, и мальчик стал веселее и спокойнее.

Другой пример. За консультацией обратилась мама дочери-подростка, жалоба — безобразное поведение девочки, постоянные конфликты. Во время беседы, наблюдая за тем, как они общаются и взаимодействуют друг с другом, я поняла, что своим поведением девочка просит маму: «Прими и люби меня, как бы я себя ни вела». Мама, конечно, этого не видела: она беспокоилась, что дочь стала неуправляемой, и излишне её контролировала. Услышать друг друга они не могли.

Мы поговорили с мамой о потребности ребёнка в безусловной любви и о том, что в подростковом возрасте она часто проявляется в виде бунта. Я посоветовала ей больше заниматься собой и ослабить контроль над ребёнком. В результате отношения мамы и дочери изменились: они стали лучше понимать и учитывать потребности друг друга.

Работа руководства, а также психологической и кадровой службы любой организации неизбежно связана с необходимостью отбора, а также адаптации персонала. Отбор кадров – центральная функция управления, так как человеческие ресурсы сегодня рассматриваются как важнейший источник неиспользованных резервов и дают возможность наладить более рациональное планирование, а также организацию и реализацию решений в рамках общей структуры любого предприятия. Не менее важным аспектом является и адаптация сотрудников, которая выполняет ряд важнейших функций (позволяет подтвердить правильность отбора кадров, а также обеспечивает эффективность дальнейшей работы сотрудников).

Именно человеческий фактор и его умелое использование является в современных условиях стратегическим фактором эффективного функционирования организации. Все большее количество руководителей в последнее время приходит к выводу о необходимости целенаправленной и постоянной работы с кадрами, так как только она может принести успех.

Для того чтобы удовлетворять всем поставленным целям, процесс отбора сотрудников должен осуществляться в соответствии с достаточно четкими правилами. Он должен быть хорошо формализован, процедурно оформлен, подкреплен соответствующими положениями, типовыми формами и т.д. Специалисты, которые проводят отбор и принимают решение о профессиональной пригодности претендентов, должны обязательно иметь нужный для этого уровень квалификации. Процесс отбора кандидатов и изучения их соответствия обязанностям по определенной должности предполагает:

  • первое знакомство с претендентами;
  • поэтапный сбор и обработка информации о претендентах по определенной системе;
  • оценивание качеств и составление их достоверных «портретов»;
  • сопоставление фактических качеств кандидатов с требованиями должности;
  • сравнение всех кандидатов и выбор самого подходящего из них;
  • назначение и утверждение кандидата в должности;
  • проверка эффективности адаптации , а также работы в начальный период и т.д.

На предварительном этапе отбора на основе профессиограммы осуществляется первичное выявление кандидатов, которые способны к выполнению требуемых функций, максимальное сужение круга претендентов и формирование резерва, с которым потом проводится более тщательная работа. Проверка претендента проводится при помощи ряда методов[8].


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *