Новые правила налоговых проверок по ФЗ №302

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила налоговых проверок по ФЗ №302». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.

Налоговая нагрузка является очень важным показателем — чем она больше, тем большую часть своего дохода бизнесмен отдает в виде налогов. Рассчитывается налоговая нагрузка по формуле:

Сумма налогов / Выручка * 100%

Обратите внимание! НДФЛ, который работодатель оплачивает за работников, включается в расчет суммы налогов, а страховые взносы — нет.

Для каждой отрасли рассчитывается собственный уровень налоговой нагрузки. Если у бизнесмена этот уровень ниже среднего по отрасли, то его шансы попасть в план проверок увеличиваются.

Например, в сфере общепита уровень налоговой нагрузки — 9,5%. Допустим, бизнесмен заработал на своем кафе в год 10 млн рублей и из них уплатил в виде налогов 600 тыс. рублей. Уровень налоговой нагрузки составит 600 000 / 10 000 000 * 100% = 6%, что ниже, чем в среднем по отрасли. Это не значит, что бизнесмен автоматически попадет в план проверок, но вероятность такого развития событий возрастет.

Что из себя представляет выездная налоговая проверка

Выездные налоговые проверки призваны определить корректность исчисления налогов выявить своевременность уплаты компанией налогов, злоупотребления налогоплательщиков в стремлениях уклониться от налогообложения.

Если налогоплательщик применяет один из специальных налоговых режимов (главы 26.1–26.5 НК РФ), предметом проверки будут «все налоги и сборы». А вот отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах предметом проверки являться не могут.

Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, исключением будут случаи, когда налогоплательщик не может предоставить помещения для такой проверки. В такой ситуации проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Каковы цели выездной налоговой проверки:

  1. Исследовать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определить правильность начисления и полноту уплаты налогов и сборов.
  2. Выявить искажения, ошибки в проверяемых документах и факты нарушения порядка ведения бухучёта.
  3. Проанализировать, как выявленные нарушения влияют на формирование налоговой базы организации.
  4. При необходимости доначислить суммы налогов, которые не были уплачены или были уплачены лишь частично из-за наличия ошибок и нарушений и привлечь налогоплательщика к ответственности.

В чем суть выездной налоговой проверки

Это форма налогового контроля. С ее помощью налоговики определяют, правильно ли предприятие считает налоги. Правовое обоснование проведения содержится в ст. 87 и 89 НК РФ.

Название «выездная» указывает на то, что инспекторы придут в компанию, а не просто запросят документы и посмотрят их на своем рабочем месте. Также у них есть право провести осмотр помещений, сделать выемку документов и предметов. Например, изъять системный блок, жесткий диск, флешку. Про то, что так можно, говорится в ст. 92 и 94 НК РФ.

Все это, несомненно, давит психологически на руководство и сотрудников компании. Поэтому эмоционально пережить выездную налоговую проверку намного сложнее, чем камеральную. Последняя заключается, прежде всего, в проверке правильности сданных деклараций. И если осмотр в процессе ее проведения еще возможен, то выемки точно не будет. Кроме этого, есть и другие отличия.

Чем отличаются камеральные и выездные налоговые проверки

Камеральные и выездные проверки разнятся по многим параметрам. Два из них упомянули выше. Это место проведения и возможность изъятия документов и активов компании. Другие характерные черты обобщили в таблице 1.

Таблица 1. Отличие камеральной проверки от выездной

Критерий сравнения

Вид налоговой проверки

Камеральная

Выездная

В чем цель

В текущем режиме находить ошибки в налоговой отчетности и уведомлять о них налогоплательщика

Углубленно изучать, правильно ли компания считает налоги и вовремя ли их платит

Сколько налогов проверяются

Один – тот, по которому предприятие сдало декларацию (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Один или сразу несколько (п. 3, 4 ст. 89 НК РФ)

За какой период

За тот, который указан в декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Максимум за три или даже за пять предыдущих лет (п. 4 ст. 89, п. 2 ст. 89.2 НК РФ)

Как долго длится

В течение трех месяцев после сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ)

Обычно до двух месяцев. Иногда продляется до четырех месяцев и даже до полугода (п. 6 ст. 89 НК РФ)

Может ли приостанавливаться

Нет

Да. Максимальный срок приостановки – шесть месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ)

Как часто проводится

В текущем режиме после сдачи декларации, в том числе уточненной (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Обычно не больше двух раз за один календарный год (п. 5 ст. 89 НК РФ)

Бывает ли повторной

Нет

Да (п. 10 ст. 89 НК РФ). Повторная проверка бывает в двух случаях:

· вышестоящий налоговый орган контролирует качество работы нижестоящего. Поэтому заново проверяет уже инспектированные компании;

· организация сдала уточненную декларацию с суммой налога, которая уменьшилась по сравнению с предыдущей

Читайте также:  Пособие по потере кормильца в 2024 в Санкт-Петербурге

Как проводится выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.

Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.

В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:

  • выемка документов и предметов;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • осмотр;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение специалиста, переводчика.

Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.

В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

  • убытки в течение 2-х лет подряд;

  • высокая доля вычетов НДС (более 89%);

  • расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);

  • среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

  • частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

  • расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

  • всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

  • непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

  • смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

  • существенное отклонение уровня рентабельности;

  • ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

Читайте также:  Расторгнуть договор с агентством недвижимости

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Кого продолжат проверять в 2023 году

В 2023 году плановые проверки надзорные органы могут проводить только в отношении организаций и ИП, которые относятся:

  • К категории чрезвычайно высокого риска причинения вреда. Для МЧС это детские сады, школы и больницы.
  • К категории высокого риска. Например, Роспотребнадзор определяет категорию исходя из потенциального риска причинения вреда здоровью с учетом вероятности нарушения бизнесом закона и возможным количеством человек, которые могут пострадать.
  • К опасным производственным объектам второго класса. Например, это могут быть производственные предприятия, выбрасывающие сернистый водород свыше 6% от объема выпускаемой продукции.
  • К гидротехническим сооружения второго класса опасности, в частности, бетонные плотины от 60 до 100 метров.
  1. Мораторий на проверки малого и среднего бизнеса продлили на 2023 год. Но мера не распространяется на предприятия из групп высокого и чрезвычайно высокого риска.
  2. Бизнес освободили от плановых контрольных мероприятий. Внеплановые проверки будут проводить по жалобам клиентов или сотрудников.
  3. Мораторий не распространяется на меры постоянного государственного контроля.
  4. Налоговая служба продолжит камеральный и выездной контроль. До 03.03.2025 г. от проверок освободили только ИТ-компании.
  5. Ведомства продолжат проводить профилактические визиты, по результатам которых бизнес не штрафуют за нарушения. Однако, оставляют предписания и обязывают устранить недочёты.

Что такое профилактический визит?

До вступления в силу Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» такие проверки не проходили, это совершено новый вид профилактических мероприятий.

Они проводятся инспектором в форме беседы по месту работы контролируемого лица либо с помощью видеоконференции. При профилактическом визите гражданам и организациям не выдаются предписания об устранении нарушений, а разъяснения, полученные контролируемым лицом во время визита, носят рекомендательный характер. Важно, что с подобным визитом может прийти ведомство только федерального или регионального уровня.

«Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения планового профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения», — отмечает Юрий Белан.

Мораторий в 2022 году планировали сделать бессрочным. Из-за тяжелой экономической ситуации, предпринимателям не нужна была лишняя головная боль. Оставили только тех, кто находится в группе высокого риска. По заявлениям чиновников из минэкономразвития, эта мера продлится, по крайней мере, несколько лет, но этого не случилось.

В 2023 мораторий отменяется, но есть ряд ограничений. Проверки с 2022 года считаются выполненными и не переходят на 2023. Предприниматели могут 1-2 года не переживать по поводу заранее известных направлений.

Срок следующего визита будет считаться с того момента, когда планировался предыдущий. По такой же схеме будут работать и в будущем, если государство будет давать льготы предпринимателям.

Ограничения по количеству проверок

Ограничение по количеству проверок установлено п. 5 ст. 89 НК РФ:

  • налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. К примеру, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 30.05.2011 по делу N А32-15162/2007 установлено, что налоговая инспекция истребовала при первой проверке документы, позволяющие сделать выводы о правильности исчисления и уплаты налога на прибыль и налога на имущество, эти же документы за тот же период истребованы и при второй проверке. Указанное обстоятельство послужило основанием того, что суд сделал вывод о нарушении налоговой инспекцией норм НК РФ в части повторного проведения выездной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
Читайте также:  Статья 131 ГК РФ. Государственная регистрация недвижимости

Здесь следует учитывать, что при назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в п. 5 ст. 89 НК РФ по количеству проверок, не действуют (п. 10 ст. 89 НК РФ). Кроме того, выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ). Также необходимо иметь в виду, что при проведении выездной налоговой проверки резидента, исключенного из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, в части правильности исчисления и полноты уплаты суммы налога в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта, ограничения, установленные абз. 2 п. 4 и п. 5 ст. 89 НК РФ, не действуют при условии, если решение о назначении такой проверки вынесено не позднее чем в течение трех месяцев с момента уплаты резидентом указанной суммы налога (абз. 5 п. 10 ст. 288.1 НК РФ).

Таким образом, установленные в п. 5 ст. 89 НК РФ ограничения по количеству проверок действуют с изъятиями, указанными выше статьями НК РФ.

Также инспекция ориентируется на Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок

В Концепции прописано, что насторожит инспекцию:

  • низкая налоговая нагрузка.

Если налоговая нагрузка компании равна или выше среднеотраслевой — все нормально, у инспекции вряд ли будут вопросы, ведь главная задача налоговой — собирать налоги. А если компания платит меньше, чем подобные компании в том же регионе — вот тут возможны проблемы. Риск выездной налоговой проверки возрастает.

  • у компании убытки в течение 2-х лет.

Это покажется инспекции странным — как же компания функционирует, если у неё сплошные убытки? Варианты тут могут быть разными — например, компания купила дорогую недвижимость, и теперь несколько периодов подряд отражает в отчётности убытки.

  • доля вычетов по НДС больше 89% за год;
  • расходы растут быстрее, чем доходы;
  • зарплата сотрудников ниже средней зарплаты сотрудников из тех же отраслей экономики в том же регионе страны;
  • расходы почти равны доходу (для ИП);
  • бизнес покупает товары через цепочку поставщиков, но зачем он так поступает, неясно (нет деловой цели);
  • компания не предоставляет документы по запросам налоговой;
  • компания «мигрирует» от одной налоговой к другой;
  • рентабельность бизнеса слишком сильно отклоняется от средней рентабельности по данным статистики.

Дополнительные мероприятия налогового контроля, возражения на них и финальное рассмотрение материалов проверки

Дополнительные мероприятия налогового контроля. По практике, в Москве и МО, когда компания возражала на акт проверки, инспекция всегда уходила на дополнительные мероприятия налогового контроля. Это значит, что инспекция хочет опровергнуть те возражения, которые подал налогоплательщик, чтобы её позиция стала сильнее, а вероятность, что суд согласиться с доначислением — выше. На допмероприятия у инспекции есть месяц.

В ходе допмероприятий инспекция может собирать те же доказательства, что и во время основной проверки: допрашивать свидетелей, получать банковские выписки, истребовать и изучать документы и т.д. Не вправе – проводить выемки, осмотры, привлекать специалистов, однако если такие нарушения и встречаются, суды на них зачастую не обращают внимание.

Консолидированные (итоговые, финальные) возражения с учётом дополнений к акту. После того, как инспекция провела дополнительные мероприятия налогового контроля, она присылает налогоплательщику Дополнения к акту, в котором указано, что она в их процессе накопала. И налогоплательщик опять возражает, на это у него есть 15 дней. Мы называем эти возражения консолидированными, но это чисто наш термин. Можно называть их возражениями на дополнения к акту.

Ещё один лайфхак налогового адвоката: налогоплательщику лучше раскрывать все свои карты только в консолидированных возражениях. Почему? Чтобы инспекция не смогла провести «работу над ошибками». Если мы покажем инспекции в первых возражениях на акт проверки, что она сделала не так (не нашла и не допросила директоров спорных контрагентов, не провела осмотры, не запросила документы), то она сможет исправить эти упущения во время дополнительных мероприятий.

Финальное рассмотрение материалов проверки. Теперь, когда инспекция провела допмероприятия и получила наши возражения на них, мы опять собираемся на рассмотрение материалов проверки. Теперь уже финальное рассмотрение. Инспекция не может провести ещё одни, вторые, дополнительные мероприятия налогового контроля. Теперь инспекции надо выносить решение по результатам выездной проверки.

Но решение — это уже другая история и тема для другой статьи.

А чтобы вам было проще ориентироваться в сроках, приводим список того…


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *