Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие права хозяйственного ведения от права оперативного управления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Владение имуществом на праве хозяйственного ведения предусматривает приобретение субъектами права хозяйственного ведения на оперативное управление имуществом предприятия или унитарным предприятием. Понятие права хозяйственного ведения обозначает, что субъект права получает право на осуществление оперативного управления имуществом, при этом не приобретая права собственности на указанное имущество.
Понятие права хозяйственного ведения, субъекты права хозяйственного ведения
Субъектами права хозяйственного ведения могут быть как юридические, так и физические лица. Юридическому лицу это право может быть предоставлено на основании закона или иных правовых актов. Физическому лицу это право может быть передано на основании договора.
Характеристика права хозяйственного ведения:
- Право хозяйственного ведения относится к ограниченным вещным правам и не предполагает передачу права собственности;
- Субъектом права хозяйственного ведения обычно выступает предприятие или организация;
- Право хозяйственного ведения позволяет субъекту осуществлять управление определенным имуществом (например, зданием, сооружением, транспортными средствами);
- Субъект права хозяйственного ведения несет ответственность за сохранность и использование имущества;
- Право хозяйственного ведения может быть приобретено как при заключении договора, так и в результате применения закона;
- Право хозяйственного ведения может быть предоставлено на определенный срок или на неопределенный срок;
- Субъектом права хозяйственного ведения может быть не только организация, но и отдельное лицо.
Сравнительная характеристика права хозяйственного ведения и права оперативного управления:
Право хозяйственного ведения | Право оперативного управления |
---|---|
Предоставляет право управлять определенным имуществом | Предоставляет право управлять предприятием или организацией |
Может быть предоставлено на определенный или неопределенный срок | Может быть предоставлено на определенный или неопределенный срок |
Субъектом обычно выступает предприятие или организация | Субъектом обычно выступает предприятие или организация |
Предоставляется на основании закона или договора | Предоставляется на основании закона или договора |
Сравнительная таблица
Особенности и отличия рассматриваемых прав приведены в таблице:
Критерий | Хозяйственное ведение | Оперативное управление |
Субъекты | Государственные и муниципальные унитарные организации. | Государственные и муниципальные казенные организации. |
Права владельца в отношении имущества | Владелец получает часть денег, которые были заработаны в результате эксплуатации имущества. Также он контролирует процесс его эксплуатации. | Владелец может изъять лишнее имущество, которое не используется. Также он может распределять доходы предприятия. |
Правомочия субъектов в отношении объектов, которые были им переданы | Распоряжаться возможно без согласия собственника при использовании движимых объектов и исключительно с его согласия, если дело касается недвижимости. | Распоряжаться возможно исключительно с согласия собственника имущества. Если компания получила право заниматься деятельностью, которая приносит доход, она может распоряжаться заработанными финансами. Также казенное учреждение может продавать продукты, которые выпускает. |
Право оперативного управления имуществом, его особенности
В данной норме права оперативного управления определены особенности данного вида права, а также его различия с правом хозяйственного ведения.
Характеристика права оперативного управления подробно описывает его особенности и специфику. В отличие от права хозяйственного ведения, право оперативного управления предоставляет возможность оперативно распоряжаться имуществом, принимать решения по его использованию и использовать его для достижения организационных целей.
Право хозяйственного ведения | Право оперативного управления |
---|---|
Операции осуществляются в рамках установленных правил и процедур | Можно оперативно принимать решения и принимать меры по использованию имущества |
Цель — обеспечение эффективного хозяйственного функционирования | Цель — достижение организационных целей |
Управление более упорядочено и регламентировано | Управление более гибкое и оперативное |
Таким образом, сравнительная характеристика права оперативного управления и права хозяйственного ведения позволяет подчеркнуть различия в их целях, способах управления имуществом и степени гибкости и оперативности в принятии решений. Право оперативного управления имуществом является важной составляющей общего правового регулирования в сфере хозяйственной деятельности.
Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления
Только унитарные предприятия (ГУП, МУП) относятся к субъектам хозяйственного права).
На праве оперативного управления собственность закреплена за частными, автономными, бюджетными учреждениями, государственными предприятиями.
Лица, обладающие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, не приобретают имущество в связи с отсутствием одной из важных причин применения приобретательной давности: владения имуществом как своим, что предполагает отношение человека к собственности как к своему собственному. Конечно, получив вещь от собственника на ограниченном праве собственности, субъект не считает ее своей. Это положение подтверждается судебной практикой.
В качестве примера приведем постановление ФАС по Дальневосточному округу от № A51-8234 / 2011 от 06.03.2012. В контексте настоящего дела истец-учреждение просил установить факт владения активом в порядке давности приобретения. Запрос был отклонен. Суд указал, что заявитель не может использовать этот способ приобретения имущественных прав. Имея корпоративный статус, он не мог стать владельцем находящейся под его юрисдикцией собственности.
Порядок реализации прав собственника
Порядок реализации этих прав определен рядом правовых актов.
Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия», выполняет следующие функции:
— утверждение устава компании;
— назначение главы компании;
— заключение, изменение и расторжение трудового договора с руководителем предприятия;
— согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключения, изменения и расторжения с ним трудового договора;
— утверждение деловой программы компании, определение части прибыли компании, подлежащей перечислению в федеральный бюджет;
— одобрение создания филиалов и представительств;
— координация операций по распоряжению вкладом (долями) в уставный (обыкновенный) капитал хозяйственных обществ или физических лиц, а также долями, принадлежащими обществу;
— согласование основных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, гарантий, получением банковских гарантий, иных обременений, уступкой дебиторской задолженности, уступкой долгов, заимствованием;
— утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия;
— утверждение решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях.
Собственник имущества унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения в отношении этого предприятия по смыслу пункта 1 статьи 20 Закона о унитарных предприятиях:
— принимает решение о создании унитарного предприятия;
— определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и иных профессиональных союзах коммерческих организаций;
— определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
— утверждает устав унитарного общества, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного общества в новой редакции;
— принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в установленном законом порядке, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
— составляет уставный фонд муниципального предприятия;
— назначение на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и расторгает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права;
— согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и расторжение трудового договора;
— утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
— дает согласие на отчуждение недвижимого имущества, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
— контролирует целевое использование и сохранность активов, принадлежащих унитарному предприятию;
— утверждает показатели экономической эффективности унитарного предприятия и проверяет их выполнение;
— дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного общества;
— дает согласие на участие унитарного предприятия в других юридических лицах;
— дает согласие в случаях, предусмотренных Законом «Об унитарных предприятиях», на заключение сделок особой важности, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также иных сделок;
— принимает решения о проведении проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Согласно статье 26 Закона об унитарных предприятиях финансовая отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной проверке независимым аудитором;
— имеет иные права и обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
Комментарии к ст. 299 ГК РФ
1. в пункте 1 настоящей статьи указывается момент возникновения права финансового или оперативного управления при создании ИП или фонда. По общему правилу на имущество не распространяются вышеуказанные права, поскольку оно было передано предприятию или учреждению в связи с тем, что собственник принял решение о его выделении.
Понятие «выделение» разъясняется в статье 224 ГК РФ (см. комментарий к ней).
2. тот факт, что на практике передача государственного или муниципального имущества на баланс предприятия или учреждения признается передачей имущества и создает презумпцию наличия у этих юридических лиц одного из этих прав. Аналогичные правила необходимо применять и в отношении учреждений, созданных разными собственниками.
Право оперативного управления
В качестве субъекта права оперативного управления Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает казенные предприятия или учреждения. При этом под казенным предприятием понимается единое предприятие, созданное на основе права оперативного управления и обладающее недвижимым имуществом.
В статье 296 Гражданского кодекса РФ содержится информация о государственных предприятиях и учреждениях. Это означает, что они могут владеть, пользоваться и иметь право хозяйственного ведения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, установленных законом. При этом учитываются цели их деятельности, обязанности собственника и назначение имущества.
Положения данной статьи направлены на общий предел осуществления прав субъектов, но допускают установление конкретных пределов их полномочий. В данном случае речь идет не только о законе, но и о том, что сами собственники могут давать конкретные указания по распоряжению имуществом. Кроме того, если имущество не используется по назначению, собственник имеет право изъять его.
Закон предусматривает некоторые конкретные ограничения на «распоряжение» имуществом, но права «владения» и «пользования» не попадают в эту категорию.
Статья 19 ФЗ 161-ФЗ и статья 297 ГК РФ гласят, что организация имеет право распределять охраняемое имущество только после получения согласия собственника как субъекта права оперативного управления. Доход от бизнеса распределяется по решению собственника. При этом собственник может совершать данные действия без согласия государственного предприятия.
Степень реализации учреждением права оперативного управления зависит от вида Статья 298 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что учреждение может создавать
- Российской Федерации, а
- из субъектов Российской Федерации.
- Образования местного самоуправления,.
- физическим лицом, физическим лицом
- юридическими лицами, на
- бюджетными учреждениями.
Таким образом, учреждения не имеют права на вверенное им имущество. Исключение составляют случаи, когда оно закрепляется за ними в соответствии с презумпцией. Некоторые авторы отмечают, что некоторые виды учреждений все же имеют право на закрепление за ними имущества.
Например, в юридических справочниках, касающихся учреждений образования и культуры, может упоминаться возможность наделения законом закрепленного за ними имущества. Однако, если это не предусмотрено конкретными положениями закона и других правовых актов, такие сделки автоматически считаются незаконными, если они совершаются, даже если согласие собственника было получено заранее.
Обобщая права оперативного управления, стоит отметить тенденцию к истощению позитивных ресурсов. Об этом свидетельствует неразвитое состояние государственных организаций, занимающихся здравоохранением, наукой, образованием и культурой. Существует финансовый дефицит в финансировании деятельности этих организаций, который постоянно увеличивается.
Определение этих прав и их отличий можно представить в виде таблицы:
Право оперативного управления | Хозяйственное ведение |
---|---|
Относится к управлению имуществом, включая земельные участки и недвижимость | Также включает управление имуществом, в том числе недвижимостью |
Возникает на основе договора с собственником или по регистрации права на оперативное управление | Чаще всего возникает на основе договора с собственником или по регистрации права на хозяйственное ведение |
Управление осуществляется юридическими лицами и государственными организациями | Управление осуществляется юридическими лицами и муниципальными образованиями |
Сравнительная таблица демонстрирует некоторые ключевые различия и сходства между правом оперативного управления и хозяйственным ведением. Однако, когда мы говорим о похожих аспектах, следует упомянуть, что оба этих права относятся к управлению имуществом и включают в себя недвижимое имущество. Кроме того, их отличия могут быть связаны с общей сферой применения, такой как управление предприятием или организацией.
Определение права оперативного управления
Оперативное управление является одним из отдельных видов ограниченных вещных прав в рамках права хозяйственного ведения. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, право оперативного управления предоставляет лицу, владеющему имуществом, право осуществлять оперативные, текущие хозяйственные действия в отношении этого имущества.
Перечень оперативных действий, которые можно осуществлять в рамках права оперативного управления, зависит от конкретного соглашения между владельцем и управляющим. Это может включать, например, возможность заключать и исполнять договоры, принимать и выполнять заказы, осуществлять финансовые операции и т.д.
Важно отметить, что право оперативного управления не включает в себя право распоряжаться имуществом, то есть управляющее лицо не имеет полномочий продавать или передавать имущество без согласия владельца. Право оперативного управления может быть предоставлено либо по договору, либо на основании закона, и в обоих случаях оно является ограниченным и подчиняется определенным условиям.
Оно имеет место не только в соответствии с установленными общими правилами. К примеру, в качестве одного из оснований, предусмотренного в законодательстве, выступает банкротство субъекта. Прекращение права хоз. ведения имеет место и в случаях правомерного изъятия собственником материальных ценностей. Основания для его осуществления установлены тем не менее в законе. В ст. 299 пунктом 3 предусматривается, в частности, что изъятие имущества у субъекта допускается по тем же основаниям, что изъятие его у собственника. Законодательство при этом устанавливает одно важное условие. Субъект не может прекратить правомочия посредством отказа от права на имущество по тому же порядку, который предусмотрен для собственника по ст. 236 Кодекса. Этот запрет обуславливается тем, что в противном случае будут нарушены интересы учредителя.
Гришаев Сергей Павлович, к.ю.н., доцент кафедры гражданского права МГЮА.
В соответствии с общепринятой точкой зрения право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом — два вида ограниченных вещных прав в российском законодательстве, которые могут принадлежать только юридическим лицам, причем не всем, а лишь некоторым их разновидностям. Названные вещные права представляют собой такую правовую форму, при которой собственник имеет возможность, сохраняя за собой право собственности на имущество, передавать его в самостоятельное управление создаваемого им нового субъекта гражданского права.
Вещные же права — это одна из правовых форм реализации отношений собственности. Следует отметить, что легального определения вещных прав не существует. Обычно они определяются как права, которые предоставляют их обладателю возможность непосредственного (независимо от какого-либо другого лица) воздействия на вещь. Тем самым вещные права отличаются от обязательственных, когда правовой результат в гражданских отношениях достигается через требование к третьему лицу совершить определенное действие (передать вещь, выполнить работу и т.д.).
Основополагающим вещным правом является право собственности. Ограниченными вещными правами лиц, не являющихся собственниками, являются права, производные и зависимые от права собственности, возникающие по воле собственника или по указанию закона и осуществляемые в пределах, установленных договором с собственником или законом. Среди этих прав особое место занимают права хозяйственного ведения и оперативного управления.
Законодательству иностранных государств (исключая ближнее зарубежье) подобные вещные права (хозяйственного ведения и оперативного управления) неизвестны. В нашей стране необходимость такого типа вещных прав появилась в первые годы советской власти. Государство, сосредоточив в своей собственности громадные имущественные ценности, было не в состоянии управлять ими, не передавая их хозяйственным и иным организациям.
Правовую форму закрепления имущества за организациями теоретически разработал и обосновал академик А.В. Венедиктов в начале 30-х годов прошлого столетия. Предусматривалось, что государство, сохраняя за собой право собственности, передает имущество организации в оперативное управление. Это право дает организации возможность владеть, пользоваться и в известной мере распоряжаться этим имуществом от своего имени. Позднее в Основах гражданского законодательства 1961 г. право оперативного управления получило законодательное закрепление.
С учетом изменений в экономике страны Основы гражданского законодательства 1991 г. и Закон о собственности 1990 г. предусмотрели трансформацию единого вещного права организации в два самостоятельных: право полного хозяйственного ведения (для хозрасчетных предприятий) и право оперативного управления (для учреждений).
Основания приобретения унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения
Имущество в хозяйственное ведение получают только организации муниципальные или государственные унитарного типа, поскольку унитарная структура не имеет права собственности на имущество.
Унитарное предприятие – юридическое лицо коммерческого типа, которое отличается тем, что не имеет права собственности, поэтому получает имущество в хозяйственное или оперативное ведение, в аренду.
Имущество, переданное унитарному предприятию, не может быть поделено на доли или другие части. Передается имущество при регистрации организации, а само юридическое лицо обязательно должно содержать наименование собственника.
В хозяйственное ведение может быть передано движимое и недвижимое имущество. Для распоряжения недвижимостью требуется согласие собственника. Ряд исключений касается движимого имущества – не всегда требуется согласие собственника, если определенная собственность используется в рамках закона, по назначению.
Владение имуществом на праве хозяйственного ведения
Регистрация права хозяйственного ведения на объекты осуществляется, согласно нормам права. Хозяйственное ведение предполагает передачу имущества муниципальной или государственной организации унитарного типа для реализации целей и задач данного предприятия.
Наиболее важные вопросы, относительно управления имуществом, решает собственник. Без согласия собственника, организация унитарного типа, которая имеет право хозяйственного ведения, не может осуществлять действия по отчуждению имущества, не может передавать его в качестве залога, сдавать в аренду, продавать.
Наличие имущества не дает унитарной организации права брать кредит без согласования с собственником. Все финансовые сделки должен утвердить собственник.
По определению, хозяйственное ведение является специфической формой ограниченного вещного права юридических лиц. Рамки деятельности, относительно переданного имущества, определяются нормами права и особенностями деятельности предприятия.
Роль органов по управлению имуществом в процедуре возврата.
Такими органами выступают Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, уполномоченный орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ (например, департамент по управлению имуществом области), орган местного самоуправления, наделенный полномочиями в сфере управления муниципальным имуществом (например, комитет по управлению имуществом городского округа).
Исходя из переданных им полномочий Росимущество и иные органы по управлению имуществом обладают специальной правоспособностью, их деятельность направлена на реализацию целей и задач, установленных законодательством, в частности на обеспечение эффективного управления государственным имуществом. В связи с этим предоставленное законом право изъятия не используемого учреждением имущества является одновременно обязанностью органа по управлению имуществом (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 по делу № А13-12753/2016).
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом
- прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным для прекращения права
- собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или
- учреждения по решению собственника.
- Право хозяйственного ведения — это право государственного или муниципального
- унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом государства или
- муниципального образования в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским
- кодексом РФ.
- Субъектами этого права являются исключительно государственные и муниципальные
- унитарные предприятия, за исключением казенных предприятий.
- Предприятие, обладающее имуществом на праве хозяйственного ведения, не вправе
- продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество,
- сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный)
- капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим
- имуществом без согласия собственника.
- Остальным
- имуществом,
- принадлежащим
- предприятию,
- оно
- распоряжается
- самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми
- актами.
- Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, обладает
- определенными правами, в частности:
- — решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его
- деятельности, его реорганизации и ликвидации;
- — назначает директора (руководителя) предприятия;
- — осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью
- принадлежащего предприятию имущества;
- — имеет право на получение части прибыли от использования имущества (ст. 295 ГК
- РФ).
- Право оперативного управления – это право казенного предприятия или
- учреждения владеть, пользоваться и распоряжаться в отношении закрепленного за ними
- имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности,
- заданиями собственника и назначением имущества.
- Субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия и
- учреждения.
- Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или
- учреждением, вправе:
- — изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и
- распорядиться им по своему усмотрению;
- — определять порядок распределения доходов казенного предприятия.
- Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться