Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки проведения трасологической экспертизы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Трасология – наука, предметом изучения которой являются следы. Экспертизу назначают в различных случаях, когда необходимо понять, указывают ли оставленные следы на месте преступления на преступника или, наоборот, говорят о стечении обстоятельств, которые привели к происшествию.
Для чего назначается?
Причины назначения трасологической экспертизы:
- Появление споров со страховой компанией по поводу выплаты компенсации после аварии. Часто страховщики пытаются любыми способами свести к минимуму размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в разрешении данного спора.
- Вычисление главного виновника дорожно-транспортного происшествия. Для решения этой ситуации суд назначает проведение независимой экспертизы.
Например, нельзя обойтись без трасологии в случаях, связанных с перестроением автомобилей, которые ехали попутно. Оба участника аварии могут утверждать, что в их движении не было изменения, а также, что оппонент перестроился, нарушив требование ППД РФ о предоставлении преимущества движения автомобилю, ехавшему прямо. В этом случае трасологи будут определять наличие следов на месте происшествия и зачинщика аварии.
- Спор по поводу компенсации – выплаты, которую должен произвести зачинщик аварии пострадавшим сторонам. Часто происходят ситуации, когда пострадавшие утверждают, что при столкновении появились определенные вмятины, когда на самом деле они были уже давно.
- Проведение идентификационного сравнения следов происшествия с представленными образцами.
Например, с поврежденного автомобиля были сняты следы эмали, оставленные транспортным средством, скрывшимся с места аварии. Проводилось расследование этого дела, и, спустя время была найдена машина, с похожим отслоением эмали. Трасологическое экспертное исследование будет сравнивать и выяснять причастность задержанного автомобиля к данной аварии.
Таким образом, основной задачей трасологической экспертизы является определение причины аварии. Проверку назначить можно в любой день производства по делу о происшествии, но правильнее будет проводить ее на стадии предварительного расследования. Именно в это время определение виновника аварии будет самым верным и точным.
Проведение при дорожно-транспортном происшествии
Трасологическая экспертиза проводится одним или сразу несколькими экспертами в несколько этапов, каждый из которых необходим для правильного установления и выяснения причин дорожно-транспортного происшествия:
- Подготовительный этап. Происходит сбор всей необходимой информации об аварии для того, чтобы иметь представление общей картины и схемы ДТП, а после чего составить заключение.
- Ознакомление эксперта с представленными материалами и документами.
- Проведение необходимых действий (сбор частиц и материалов, оставленных на месте аварии, фото и видеосъемка, измерение и фиксация следов).
- Осмотр самих транспортных средств, участвующих в аварии для правильной оценки повреждения той или иной детали автомобиля.
- Объединение всех фактов в единую целую картину. Как правило, в настоящее время это осуществляется с помощью компьютерного моделирования.
- Подготовка заключения трасологической экспертизы и составление отчета.
Как проводится процедура?
Заказчик обращается в частные организации, специализирующиеся на проведении экспертиз для подачи заявки. Также есть вариант обращения в следственные органы. Сотрудники МВД, ГИБДД обращаются непосредственно в экспертно-криминалистические центры ГУВД, Федерацию Судебных Экспертов.
Далее частное лицо пишет заявление о предоставлении услуги, сотрудники полиции составляют ходатайство.
Организация проводит исследование по утвержденному плану:
- предварительный осмотр;
- детальное обследование предоставленных следов;
- оценочный этап полученных результатов;
- предварительные выводы, подтверждение их;
- оформление отчета, фиксация результатов по установленной форме, с использованием фотоотчета.
Сроки предоставления отчета от эксперта зависят от масштабности проблемы. В частности, для определения следов ДТП при участии нескольких авто, понадобится больше времени, также, как и в случае убийства или нападения на нескольких объектов.
Согласно ГПК РФ, обычно устанавливается срок на рассмотрение дела не более 2 месяцев, сюда же входят и сроки проведения исследования. Но, если требуется больше времени для экспертизы, этот срок увеличивают.
Согласно приказу Минюста РФ «Об утверждении методических рекомендаций…», судебному эксперту дается срок в пределах 30 дней для составления отчета, однако и здесь возможно увеличение временных критериев.
ПРИНЦИП КОНКУРЕТНОГО ВЫБОРА ЭКСПЕРТОВ
Принцип 1) основное исходное положение определенных теорий, учений, науки, мировоззрения, политической организации; 2) внутренние убеждения людей, которые формируют их отношение к действительности, нормы деятельности и поведения конкурентного (конкурсного) выбора судом экспертных учреждений и экспертов заключается в том, что суд при назначении трасологической экспертизы должен выбирать между различными экспертными организациями и экспертами, которые имеют необходимую квалификацию и опыт работы.
Репутация организации и самого эксперта играют важную роль в процессе конкурентного выбора. Когда суд рассматривает дело и принимает решение о назначении трасологической экспертизы, он учитывает репутацию и профессиональную репутацию организации, предлагающей свои услуги экспертизы.
Репутация организации может основываться на ее опыте, квалификации, достоверности результатов экспертизы и уровне независимости. Также суд учитывает репутацию самого эксперта, его опыт работы в предметной области, профессионализм и надежность. Репутация эксперта может быть обусловлена его участием в других судебных делах, научных публикациях, обучении и сертификации, а также отзывами коллег и клиентов.
Предположим, что в гражданском деле, связанном с дорожно-транспортным происшествием, суд рассматривает вопрос о причинении ущерба транспортному средству. Суд должен выбрать экспертную организацию или эксперта, который проведет трасологическую экспертизу для определения причин повреждений и оценки стоимости восстановительного ремонта. При выборе суд будет учитывать репутацию организации и самого эксперта, чтобы обеспечить надежность, объективность и достоверность результатов экспертизы. Это поможет суду принять обоснованное и справедливое решение на основе надлежащей экспертной информации.
ЦЕНА НА УСЛУГИ ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Цена на услуги экспертной организации определяется на основе нескольких факторов, учитывая законодательство и практику рынка. Вот некоторые из основных факторов, которые могут влиять на определение цены:
Сложность дела: Если дело требует более глубокого и сложного анализа, проведения дополнительных исследований или использования специализированных методик, стоимость услуг экспертной организации может быть выше.
Квалификация и опыт экспертов: Более опытные и высококвалифицированные эксперты могут иметь более высокую стоимость своих услуг. Их специализация, образование и опыт работы влияют на их профессиональную репутацию и уровень гонорара.
Репутация организации: Репутация экспертной организации также может влиять на цену. Если организация известна своим высоким качеством работы, надежностью и полнотой экспертных исследований, ее услуги могут стоить дороже.
Техническое оборудование и материалы: Если проведение трасологической экспертизы требует использования специализированного оборудования, лабораторий или материалов, это может повлиять на цену услуг. Важно отметить, что цена на услуги экспертной организации обычно определяется на основе договоренности между клиентом и организацией. Клиенты могут обсудить детали дела с экспертами и согласовать гонорар, который будет отражен в договоре.
Пример: Если в уголовном деле необходимо провести трасологическую экспертизу, определяющую соответствие найденного на месте преступления оружия оружию, принадлежащему подозреваемому, экспертная организация может оценить сложность задачи, необходимость проведения дополнительных исследований или привлечения специализированных экспертов.
На основе этой оценки, опыта экспертов и репутации организации будет определена цена на услуги экспертизы, которая будет предложена клиенту. Клиенты могут обсудить эту цену и условия оплаты с организацией, чтобы достичь взаимоприемлемого соглашения.
Объектом исследования в данном случае будут являться автомобили, участвующие в аварии, а также оставленные следы и части автомобилей (когда исследование проводится на месте происшествия).
После аварии экспертиза производится следующим образом: специалисты сопоставляют все повреждения, следы происшествия, и факты, тщательно сопоставляют полученную информацию, после чего дают точную оценку результатам исследования.
В некоторых случаях эксперт может использовать метод компьютерного моделирования, чтобы установить обстоятельства ДТП.
К итоговому отчету эксперта обязательно прикрепляют фото схемы, это сделано для того, чтобы понимать какие исходные данные были у эксперта.
Для того чтобы результат исследования был максимально достоверным, все стороны разбирательства должны предоставить эксперту:
- ходатайство о назначении трасологической экспертизы;
- протокол об административном правонарушении;
- схема происшествия;
- видеозаписи, на которых запечатлён момент аварии;
- письменные показания всех участников аварии и очевидцев произошедшего;
- иные важные материалы дела.
Какие услуги по трасологии предлагает «АвтоЭкс-Групп»?
В нашем штате работают профессиональные эксперты и оценщики, которые всегда окажут помощь клиенту в сложных и запутанных ситуациях. Стоимость наших услуг определяется сложностью проведения исследований. Мы предлагаем клиентам несколько вариантов трасологии, из которых клиент выбирает для себя оптимальную версию.
- Консультация с анализом представленных материалов. Специалисты проанализируют материалы, сделают осмотр ТС, рассматривают произошедшую аварию с юридической стороны. Этого бывает достаточно для выработки стратегии поведения.
- Краткий отчет (справка по трасологии) будет нужна в тех ситуациях, когда клиент хочет получить компенсацию с водителя, виновного в ДТП. Справка готовится за пару дней на основе небольших исследований. В ней указываются ключевые моменты аварии. При условии, что виновник согласен со всеми претензиями или не готов к рассматриванию дела в суде, то справки вполне достаточно, чтобы получить компенсационные выплаты.
- Полная трасологическая экспертиза с полным заключением. Это полное проведение экспертизы, чтобы уточнить такие вопросы:
- скорость движения на момент аварии всех автотранспортных средств;
- как были расположены участники ДТП при столкновении, в том числе и пешеходы;
- раскрытие траектории автомобилей и людей;
- установить лицо, которое управляло ТС во время аварии.
Кроме этого, трасология укажет на повреждения, нанесенные ударом, сделает оценку их объёма и особенностей. Вся эта информация станет отправной точкой в расчёте размера выплат для виновника или страховой компании.
- идентификация конкретного человека (животного) по следам зубов;
- получение информации о индивидуальных признаках человека (пол, возраст и др.);
- реконструирование отдельных обстоятельств событий (количество людей принимавших пищу и др.).
Требования к материалам, направляемым на экспертизу
Сравнительным материалом для проведения экспертизы служат слепки, изготовленные с зубов конкретного лица. Во всех случаях должны быть представлены не менее трех следов надкуса (полученных при сближенных, но несомкнутых челюстях) и трех следов откуса (полученных при сомкнутых челюстях), слепки зубов верхнего и нижнего ряда, следы зубов на предмете, аналогичном объекту экспертизы. Слепки изготавливаются зубным врачом (техником).
Вопросы, решаемые при проведении экспертизы следов зубов человека
- Не образованы ли следы на объектах или повреждения на теле от воздействия зубов?
- Зубами животного или человека образованы следы?
- Каковы особенности строения зубов человека, оставившего следы?
- Какими зубами (коренными, резцами, клыками) оставлены следы?
- Оставлены ли следы зубов зубами конкретного человека (животного)?
- классификационные;
- диагностические;
- идентификационные;
- ситуационные.
Классификационные – установление того, являются ли обнаруженные следы следами обуви, какой полупарой обуви (для правой либо левой ноги) оставлены данные следы, обувью с каким строением ходовой поверхности подошвы (с каблуком либо без каблука, с рисунком или без рисунка, домашняя обувь либо обувь для занятия спортом и так далее); являются ли следами ног в носочно-чулочных изделиях, каких.
Диагностические – установление механизма образования следов (плоскостные, объемные; полные, фрагментарные; наслоение, отслоение; статические, динамические), определение размера обуви, установление ее отличительных особенностей; установление наличия особенностей лица, носившего проверяемую обувь; установление механизма образования следов (плоскостные, объемные; полные, фрагментарные, наслоение, отслоение, статические, динамические), определение размера стопы, установление ее отличительных особенностей.
Идентификационные – установление конкретной обуви, одной или разной обувью оставлены следы (при наличии нескольких следов), установление конкретного чулочно-носочного изделия, одним или разным изделием оставлены следы (при наличии нескольких следов).
Ситуационные – реконструкция происшествия по множественным следам, в том числе и по дорожке следов.
Требования к материалам, направляемым на экспертизу
Сравнительным материалом служит обувь. Объектами экспертизы следов ног в чулках (носках) являются сами следы и их копии, т.е. те же объекты, что и при экспертизе следов обуви. В качестве сравнительного материала представляются отпечатки ноги в чулке (носке) не менее трех с каждой нижней конечности и чулок (носок), который по предположению был на ноге проверяемого лица в момент оставления следа.
При проведении экспертизы дорожки следов ног необходимо представить схему и масштабные фотоснимки дорожки следов, подробное описание всех элементов дорожки (длины шага, ширины, величины угла постановки стопы и др.), описание характера и состояния следовоспринимающей поверхности, масштабные фотоснимки следов, которые изымались, до их изъятия или изготовления слепков. Копии (слепки) следов должны быть изготовлены не менее чем с двух-трех четких следов каждой ноги.
Вопросы, решаемые при проведении экспертизы следов ног и обуви
- Пригодны ли для идентификации следы ног или обуви?
- Обувью какого типа (назначение, вид, модель, размер) образованы следы?
- Одной или разной обувью оставлены следы?
- Оставлены ли следы обуви обувью, изъятой у конкретного лица?
- Не оставлены ли следы ног в чулочно-носочных изделиях конкретным лицом?
- Каков механизм образования следов (образованы ли при ходьбе, беге, лицом, несшим значительный груз, и др.)?
- Каковы отобразившиеся в следах анатомические особенности человека?
- Оставлена ли дорожка следов конкретным лицом?
- идентификационные;
- диагностические;
- классификационные.
Идентификационные – решение вопроса, не оставлен ли представленный след конкретным предметом.
Диагностические – решение вопросов по установлению групповой принадлежности орудий; о механизме, времени образования следов, пригодности их для идентификации, способе действий и профессиональных навыках лиц, свойствах следообразующего объекта.
Классификационные – решение вопроса об отнесении объекта к определенному стандартизированному классу, установление типа орудия по оставленным следам.
Требования к материалам, направляемым на экспертизу
На экспертизу следов орудий взлома и инструментов следует представить предметы или части со следами, орудия и инструменты. При исследовании следов распила и сверления экспертам необходимо направить также опилки или стружки. На частях предметов со следами необходимо сделать надписи, ориентирующие их положение, например: «верх», «низ», «наружная сторона», «внутренняя сторона».
Вопросы, решаемые при проведении экспертизы следов орудий взлома и инструментов
- Каков механизм образования следов (отжим, сверление, пролом, разруб, распил)?
- Каким предметом образованы следы?
- С какой стороны (внутренней или наружной) произведен взлом?
- Каково было положение орудия, инструмента относительно следовоспринимающей поверхности?
- Пригодны ли следы, обнаруженные на месте происшествия, для идентификации орудия, их оставившего?
- Не оставлены ли следы проверяемым предметом?
Стоимость производства криминалистических экспертиз
№ | Наименование услуги | Стоимость | Срок |
1 | Почерковедческая экспертиза | За один объект исследования (подпись, рукописная запись) | |
2 | Судебная экспертиза | 13 000 рублей | от 5 рабочих дней |
3 | Досудебная экспертиза* | 11 000 рублей | до 5 рабочих дней |
4 | Определение психо-физического состояния исполнителя подписи, рукописных записей | 11 000 рублей | 2 — 3 рабочих дня |
*Стоимость исследования указана до трех объектов, при исследовании более трех объектов, стоимость за объект снижается в зависимости от количества предоставленных материалов. | |||
6 | Технико-криминалистическая экспертиза документов | За один объект исследования | |
7 | Экспертиза оттисков печатей и штампов | 13 000 рублей | 5 рабочих дней |
8 | Экспертиза последовательности нанесения реквизитов документа | от 30 000 рублей | 7 рабочих дней |
9 | Экспертиза установления способа выполнения реквизитов документа (оттиски печатей и штампов, рукописные записи и подписи) | 11 000 рублей | до 5 рабочих дней |
10 | Установление печатающего устройства используемого при изготовлении документа (идентификация принтера) | 25 000 рублей | 7 рабочих дней |
11 | Экспертиза установления давности выполнения реквизитов документов | 37 000 рублей | от 30 дней |
Вопросы, ставящиеся перед экспертами-автотехниками
Исходя из целей исследования, можно привести ориентировочный перечень решаемых вопросов судебной автотехнической экспертизы:
- Какова была скорость движения ТС к моменту начала торможения? (13.1)
- Какова безопасная скорость движения ТС по условиям видимости на участке проезжей части в месте ДТП? (13.1)
- Какова безопасная скорость движения ТС по условиям заноса (опрокидывания) на участке проезжей части в месте ДТП? (13.1)
- На каком расстоянии от места столкновения (наезда) располагалось ТС в момент возникновения опасности для движения? (13.1)
- Какой остановочный путь имеет ТС, в условиях места ДТП с учетом скорости движения, полученной расчетным путем, либо заданной в исходных данных? (13.1)
- За какое время автомобиль (пешеход) преодолеет заданное расстояние с момента возникновения опасности для движения? (13.1)
- Имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение (наезд на пешехода) путем торможения в условиях места ДТП? (13.1)
- Какими требованиями ПДД РФ в условиях данной дорожной обстановки должен был руководствоваться водитель с целью обеспечения безопасности дорожного движения? (13.1)
- Соответствовали ли, в условиях данной дорожной обстановки, действия водителя требованиям ПДД РФ? (13.1)
- В чем причина ДТП с технической точки зрения? (13.1)
- В какой момент (до, в момент ДТП или после) на ТС возникла техническая неисправность узлов тормозной системы (рулевого механизма), способная повлиять на безопасность дорожного движения? (13.2)
- В какой момент (до, в момент ДТП или после) произошла разгерметизация колеса ТС, способная повлиять на безопасность дорожного движения? (специальность 13.2)
- Какова причина неисправности узла (агрегата) автомобиля (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер)? (13.2)
- Соответствует ли техническим требованиям произведенный ремонт автомобиля, его узла или агрегата (указывают наименование узла (агрегата) марку, модель и государственный регистрационный номер автомобиля)? (13.2)
- Где относительно элементов проезжей части дороги расположено место столкновения (наезда на пешехода) с учетом признаков зафиксированных на месте ДТП? (13.3)
- Как располагались ТС относительно друг друга в момент столкновения с учетом механических повреждений и следов, зафиксированных на месте ДТП? (13.3).
- Какова стоимость восстановительного ремонта ТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)? (13.4)
- Какова рыночная стоимость автомобиля (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают да-ту, на которую определяется стоимость)? (13.4)
- Какова стоимость годных остатков ТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный или идентификационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется его стоимость)? (13.4)
- Каков размер величины утраты товарной стоимости ТС на определенную дату (указывают дату, на которую определяется утрата товарной стоимости)? (13.4)
- Каков размер реального ущерба (вреда), причиненного владельцу ТС (указывают фамилию, имя и отчество владельца, марку, модель ТС, его государственный регистрационный номер) вследствие (указывают событие, которое при-вело к материальному ущербу (вреду)) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)? (13.4)
Задачи трасологической экспертизы
Сама по себе экспертиза призвана решить следующие задачи:
- Идентификационные
Задачи по определению конкретного объекта, который и оставил исследуемый след.
- Классификационные
- Диагностические
К таким задачам относятся установление последовательности образования следов, а также установление механизмов воздействия.
Трасологическая экспертиза может проводиться по четырем направлениям:
- Транспортная экспертиза
- Механоскопическая экспертиза
- Гомеоскопическая экспертиза
- Экспертиза следов животных
К данной экспертизе прибегают в том случае, когда необходимо определить причины и условия образования исследуемых следов.
Транспортная трасологическая экспертиза подразумевает под собой исследование транспортного средства, а именно следов, которые появились на нем (как они появились и из-за чего). Зачастую к данному виду экспертизы прибегают в вопросах, которые касаются дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Исследование позволяет по одним лишь имеющимся следам воссоздать полную картину ДТП, установить виновников происшествия, а также определить причины и факторы, которые повлияли на возникновение и последующее развитие ДТП.
Трасологическая экспертиза при ДТП может проводиться в следующих случаях:
- Если необходимо определить виновника дорожного происшествия
- Если возникает спор со страховой компанией
- Если вас обвиняют в ДТП, которое вы не совершали
Исследование помогает определить какой вид транспорта оставил конкретные следы, характеристики шин, колес, количество видов транспортных средств, которые оставили следы, а также принадлежность детали к конкретному средству передвижения.
Механоскопическая экспертиза подразумевает под собой исследование микрочастиц и волокон, оставленных на предметах, участвующих в расследовании. Иными словами, предметом исследования являются следы, которые были оставлены орудиями и механизмами. К данному виду экспертизы прибегают в вопросах, которые касается уголовных дел.
Механоскопическая экспертиза может проводиться в следующих случаях:
- Если необходимо установить факт наличия микрочастиц потерпевшего (обвиняемого) на предмете исследования
- Если необходимо установить, с помощью чего были оставлены те или иные следы
- Если требуется установить одним или несколькими предметами были оставлены следы
Гомеоскопическая экспертиза подразумевает под собой исследование следов губ, зубов, одежды или обуви. Проще говоря, гомеоскопическая экспертиза изучает следы, которые были оставлены человеком.
Трасологическая экспертиза следов, оставленных ногами или обувью, проводится в рамках гомеоскопического исследования с целью установить:
- Являются ли исследуемые следы человеческими
- Каков пол человека, оставившего следы
- Какими характеристиками обладает обувь, в которой был оставлен след
- Кто конкретно оставил след
- Принадлежит ли обувь человеку, оставившему след
- Каковы физические данные человека, который оставил след
- Каково направление движения человека, оставившего след
Подобное исследование проводиться по отношению к зубам. В ходе проведения экспертизы устанавливается:
- Кто оставил следы зубов
- При каких обстоятельствах они появились
- Человеческие ли зубы оставили след
- След был оставлен натуральными зубами или протезами
Экспертиза исследования следов, оставленных животными, направлена на изучение обстоятельств, при которых животное взаимодействовало с конкретным объектом или окружающим миром, изучаются следы, а также проводится сравнительный анализ.
Исследование проводиться с целью установления:
- Какое животное оставило следы (вид)
- Какое конкретное животное оставило изучаемые следы
Несмотря на разнообразие направлений, по которым можно проводить исследование, у них есть одна общая деталь: методика трасологической экспертизы.
Задачи транспортно-трасологической экспертизы
Перед нашими специалистами, проводящими исследование становится ряд вопросов:
- Обнаружить конкретную область, где произошло столкновение участников происшествия.
- Сверить полученные повреждения автотранспорта и обстоятельства аварии.
- Выявить расположение ТС перед ударом.
- Уточнить стороны, в которые происходило движение автотранспорта.
- Узнать углы столкновения участников ДТП.
- Решить кому принадлежат следы, полученные участниками аварии.
- Оценить какая марка, категория, тип транспорта и какими элементами были оставлены, анализируемые следы.
- Идентифицировать модель покрышки.
- Опознать конкретное колесо, которое оставило изучаемые следы.
- Диагностировать способ возникновения повреждений и механизм столкновения.
- Обнаружить наличие на заборах, бордюре, ограждениях и т.п. следов ТС.
- Выявить способ появления отметин на автотранспорте.
- Узнать происходило ли движение автомобиля в момент аварии.
- Идентифицировать принадлежность всех частиц и остатков на месте ДТП конкретному ТС.
Также определяют скорость, с которой двигались участники происшествия, манеру езды, совершённые манёвры и т.д.
Трасологическая экспертиза при дорожно-транспортном происшествии
Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме. Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.
Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:
1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.
2. В суде первой инстанции.
3. На стадии апелляции.
Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.
Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.
Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:
- реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
- причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
- кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
- примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
- список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
- указать тип транспортно-трасологической экспертизы.
Ходатайство о проведении трасологической экспертизы может быть отклонено судом, но при этом должна быть предоставлена и обоснована причина отказа.
Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.
Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.
В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.
Экспертиза давности изготовления документа — это разновидность судебно-технической экспертизы. Её могут проводить как в отношении документа в целом («абсолютная давность», например, на соответствие фактической даты изготовления расписки дате, на ней указанной), так и на предмет выяснения того, какая часть документа была выполнена раньше другой («относительная давность», к примеру, что было написано раньше — текст расписки или подпись под ней).
Экспертиза давности — это комплексное исследование. До момента исследования физико-химическими методами (например, с использованием специального оборудования — газохроматографа) эксперт проводит техническую экспертизу документа, чтобы установить наличие или отсутствие признаков агрессивного воздействия.
Эксперты должны обладать следующими профессиональными компетенциями: специальными знаниями в области судебно-технической экспертизы документа, а также иметь профильное (базовое) специальное физико-химическое образование со знанием методики работы газохроматографа.
Физико-химический метод проведения исследования (Минюст рекомендует метод газожидкостной хроматографии), основанный на наличии в чернилах (пасте) ручек «летучих веществ», которые испаряются с определенной скоростью, имеет ряд ограничений:
- Пригоден для документов, хранившихся при температуре 20-25 С, при влажности 30-60%, при отсутствии источника света (в стопке документов, в шкафу).
- Пригоден для документов, фактически изготовленных за (по разным источникам) 1,5 −3 года до экспертизы максимум.
- Пригоден для документов, реквизиты которых выполнены как шариковой, так и гелевой (капиллярной) ручкой (то есть, чернилами). Однако, согласно п.6.1 Методики реквизиты, выполненные чернилами (например, для гелевых ручек) непригодны для исследования только тогда, когда возраст документа два года и более.
- Не пригоден в случае, если документ подвергали агрессивному, как правило температурному воздействию (из часто встречающихся на практике случаев: для ускорения исчезновения «летучих веществ» документы гладят утюгом через тряпку, сушат на батарее, располагают под настольной лампой и так далее).
- Предполагает разрушение документа (из часто встречающихся на практике случаев: злоумышленники вырезают штрихи, которые можно проанализировать).
Экспертиза давности документов — процедура технически сложная, однако, даже современный уровень развития науки не позволяет установить давность составления документа с точностью до дня.
В экспертной практике максимальная точность определения даты — полгода, при этом для относительно «свежих» документов.
Эксперт может сделать один из следующих выводов о том, что документ составлен:
- менее полугода назад,
- в период от полугода до года назад,
- в период от одного до двух лет назад,
- в период от двух до трех лет назад; более трех лет назад.