Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 29.6 КОАП РФ. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Зачастую административному аресту лица предшествует его административное задержание, производимое в качестве обеспечительной меры производства дел по проступкам административного характера, а также направленное на исполнение судебного постановления в отношении административного правонарушения (ст27.3 ч.1 КоАП).
Комментарии к ст. 29.6 КОАП РФ
1. В качестве общего правила для всех субъектов административной юрисдикции, кроме судей, срок рассмотрения дела установлен продолжительностью 15 дней. Этот срок исчисляется со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» был установлен специально для судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола и других материалов дела.
В течение установленного срока осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, в ходе которой выясняются необходимые вопросы, непосредственно связанные с рассмотрением дела (см. комментарий к ст. 29.1). При подготовке к рассмотрению дела принимаются различные решения процессуального характера, выносимые в форме определений, либо выносится постановление о прекращении производства по делу.
2. Срок рассмотрения дела может быть продлен органом, должностным лицом, рассматривающим дело. Продолжительность срока такого продления не может превышать одного месяца, что соответствует положениям Кодекса, устанавливающим давность привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5).
Решение о продлении срока рассмотрения дела может быть принято в случае получения ходатайств от участников производства по делу. Так, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.4).
Аналогичное решение может быть принято и по инициативе самого субъекта (судьи, органа, должностного лица), уполномоченного рассматривать дело, в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела.
Решение о продлении срока рассмотрения дела должно быть мотивированным. Оно выносится в виде определения.
3. Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2) возможно продление только сроков, предусмотренных в ч. 1 комментируемой статьи. Продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо.
4. Для рассмотрения дел об административных правонарушениях в области законодательства о выборах и референдумах установлен сокращенный срок продолжительностью пять дней. Он исчисляется аналогично тому, как предусмотрено ч. 1 настоящей статьи. Однако в отличие от общего правила продление данного срока не допускается.
5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного ареста либо административного выдворения, должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В отношении лица, подвергнутого административному задержанию, дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента его задержания. Дело в том, что согласно ч. 3 ст. 27.5 Кодекса, соответствующей ст. 22 Конституции РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (см. комментарий к ст. 27.5). Аналогичное требование касается и рассмотрения дела о правонарушении, влекущем назначение административного выдворения (см. ч. 4 комментируемой статьи).
6. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности (см. комментарий к ст. 27.16), рассматривается не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а равно эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности, что имеет непосредственное отношение к исполнению данного вида наказания (см. комментарий к ст. 32.12).
Понятие и виды сроков в производстве по делам об административных правонарушениях
Одним из признаков производства по делам об административных правонарушениях является оперативность рассмотрения дела, которая должна обеспечиваться процессуальной формой, в том числе одним из ее элементов — сроками, законодательно закрепленными.
Юридический срок — законодательно определенный промежуток времени, исчисляемый согласно установленной процедуре. Сроки присущи любой процессуальной форме (уголовной, гражданской и административной). В настоящее время сроки в производстве по делам об административных правонарушениях регламентируют три крупных нормативных акта — КоАП РФ, ТК РФ, НК РФ, а также ряд федеральных законов.
Среди большого разнообразия имеющихся юридических сроков можно говорить о сроках в производстве по делам об административных правонарушениях и рассматривать их как определенные промежутки времени, установленные административным законодательством и исчисляемые в соответствии с принятыми правилами в целях обеспечения оперативности и эффективности производства.
Обжалование постановления вынесенное за мелкое хулиганство
Постановление мирового судьи по административному делу может быть обжаловано лицом, которому назначено административное наказание в течение 10 дней со дня его вынесения. Жалоба на постановление мирового судьи подается в районный суд через мирового судью. Однако, закон не запрещает подавать ее и непосредственно в районный суд.
Постановление вынесенное органом полиции обжалуется непосредственно в районный суд в тот же срок.
Отличие мелкого хулиганства от уголовно наказуемого хулиганства
Мелкое хулиганство следует отличать от уголовно наказуемого хулиганства. Уголовно наказуемое хулиганство – это по существу квалифицированные виды хулиганства, а именно хулиганство с применением оружия ли предметов используемых в качестве такового, хулиганство на почве политической, идеологической, религиозной или национальной ненависти, хулиганство группы лиц и организованной группы, предварительно договорившейся о совершении хулиганских действий, хулиганство с сопротивлением представителю власти или лицу наделенному полномочиями по охране общественного порядка.
Каков порядок составления протокола об административном правонарушении?
Протокол об административном нарушении — это составленный уполномоченным должностным лицом документ, в котором отображается событие нарушения закона (правонарушение). О том, что собой представляет документ, какие сведения должен содержать и как должен быть составлен, пойдет речь в этой статье.
- Протокол об административном правонарушении
- Сроки составления протокола об административном правонарушении
- Образец составления протокола об административном правонарушении
- Ошибки в протоколе об административном правонарушении
- Назначение наказания без составления протокола об административном правонарушении
Комментарии к ст. 20.1 КОАП РФ
1. Данная статья изложена в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ. В ч. 1 статьи содержится новое понятие мелкого хулиганства. Основным признаком этого правонарушения является нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Без этого признака не может идти речь о хулиганстве, в том числе и мелком.
Совершение данного правонарушения свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, других людей, об игнорировании правил приличия и благопристойности.
2. С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями, указанными в статье, являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества. В прежней редакции статьи не было прямого указания на то, что мелкое хулиганство может сопровождаться уничтожением или повреждением чужого имущества. Однако это компенсировалось тем, что перечень действий не рассматривался как исчерпывающий.
Характер указанных действий очевиден. Каждое из них может рассматриваться в качестве мелкого хулиганства, если оно нарушает общественный порядок и выражает явное неуважение к обществу. В иных случаях совершение указанных действий влечет административную ответственность, когда это является самостоятельным правонарушением, например образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.17 (уничтожение или повреждение чужого имущества).
Обычно мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, ибо именно в такой обстановке нарушителю удается в большей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако для наличия состава данного правонарушения наличие признака публичности в момент совершения правонарушения не обязательно. Например, мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, когда лицо сделало непристойные надписи на заборе в отсутствие людей.
3. С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умыслом, обычно прямым. Но возможны случаи его совершения с косвенным умыслом. Важным элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив удовлетворения индивидуалистических потребностей, самоутверждения за счет игнорирования достоинства других людей.
4. Субъектом мелкого хулиганства может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.
6. В новой редакции статьи есть ч. 2. Она предусматривает ответственность за хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию лиц, указанных в диспозиции этой части статьи.
Конкретный круг лиц, неповиновение законным требованиям которых влечет административную ответственность по ч. 2 данной статьи, приводится в ст. ст. 19.3 и 19.4 Кодекса.
При наличии хулиганства, сопряженного с указанными правонарушениями, дополнительной квалификации и по ст. 19.3 или ст. 19.4 не требуется.
Срок давности исполнения постановлений о назначении административных наказаний
Производство по делу должно быть прекращено, если истек срок давности его исполнения. По общему правилу постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.
Иной срок давности называет ст. 321 АПК РФ. В ней сказано: «Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению… в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу…» Здесь имеется конфликт специальной нормы КоАП и общей нормы АПК. К тому же следует учитывать, что нормы КоАП связаны с защитой публичных интересов, регулируют применение наказаний, карательную деятельность, а общие нормы АПК РФ защищают частные интересы, регламентируют применение правовосстановительных санкций, разрешение споров.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 24 января 2003 г. разъяснил арбитражным судам: «…при определении в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 320 АПК РФ в исполнительном листе срока предъявления его к исполнению необходимо учитывать положения ч. 1 ст. 31.9 КоАП, согласно которым постановление о назначении административного наказания… может быть приведено в исполнение лишь в течение года со дня его вступления в законную силу».
Давность исполнения связывается с началом исполнения (приведение, обращение к исполнению), а не с его завершением. Действующим законодательством вообще не установлен срок, в течение которого исполнение должно быть завершено. Если постановление приведено в исполнение, его исполнение начато, то непосредственное исполнение может продолжаться сколь угодно долго.
В целях борьбы с теми, кто стремится избежать заслуженного наказания, ч. 2 ст. 31.9 КоАП предусмотрено прерывание срока давности приведения исполнения в действие, если виновный уклоняется от исполнения вынесенного в отношении его постановления. Факт сокрытия вещей, доходов, уклонения виновного от отбытия ареста, передачи документов и т. п. должен быть оформлен актом уполномоченного должностного лица. Желательно, чтобы такой документ подписали понятые.
С даты составления акта об уклонении перестает течь срок давности исполнения. Течение срока возобновляется со дня обнаружения виновного, его имущества, доходов, т. е. со дня, когда появляется реальная возможность исполнить назначенное лицу взыскание.
В срок давности исполнения взыскания не включается время, на которое была предоставлена отсрочка, рассрочка исполнения, а также время, на которое исполнение было приостановлено в связи с принесением протеста прокурором.
Нужно ли присутствовать в суде?
Согласно Закону об административных правонарушениях, решение по делу должно быть вынесено в присутствии нарушителя. Зная эту норму закона, многие пытаются избегать почтальона, уезжают в командировки, приносят справки о болезни, только бы не являться в суд.
Хотя суд признаёт вышеперечисленные причины уважительными, но у него есть право принимать решение без присутствия нарушителя, если срок давности истекает или же дело не может быть рассмотрено позднее определённой даты, а материалов достаточно, чтобы вынести решение. Во избежание возможных недоразумений лучше пойти на суд.
Но всё же в законодательстве предусмотрены случаи, когда решение, вынесенное в ваше отсутствие, может пересматриваться по вашему ходатайству, а именно:
- извещение получено после даты, назначенной для рассмотрения дела в суде, и вы это можете доказать. Дело отправят на повторное рассмотрение.
- извещение получили от сотрудника Госавтоинспекции, а явившись в назначенное время в указанный в извещении участок, вы узнаёте, что ваше дело рассматривается в другом месте. В этом случае принятое решение отменяется, даже если истёк срок давности, а дело пересмотрено.
Что относится к мелкому хулиганству
Мелкое нарушение общественного порядка может проявляться в различных формах. Так, в соответствии с положениями ст. 20.1 КоАП РФ можно отнести к мелкому хулиганству нецензурную брань, приставание к гражданам, их оскорбление, уничтожение или порчу чужого имущества. Фабула конкретного правонарушения может включать в себя различные нюансы, отражающие степень неуважения хулиганов к обществу.
Субъектом мелкого хулиганства может быть человек, который склонен демонстративно игнорировать нормы поведения в обществе. Такие правонарушения совершают, как правило, люди с пониженной социальной ответственностью, но понимающие, что за откровенный беспредел придётся отвечать по полной программе. Кроме того, нарушения могут происходить после употребления алкоголя, когда вроде бы нормальный, адекватный человек срывается с тормозов.
Нужно отметить, что ст. 20.1 устанавливает административную ответственность не только за классическое мелкое хулиганство в общественных местах. Законодатель существенно расширил понятие мелкого хулиганства, отнеся к нему распространение в интернете информации в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, демонстрирует явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции РФ, органам государственной власти.
Такое расширительное толкование понятия «мелкое хулиганство» многие эксперты в области права расценили, как «закручивание гаек» с целью ослабить критику действующей власти. Но как бы то ни было, каждый должен принимать во внимание это обстоятельство и осознавать, что его могут привлечь к ответственности.
Как и любое преступление, хулиганство состоит из:
- Субъективной стороны – отношение преступника к содеянному. Сюда входит формы вины – умысел или неосторожность, их виды, мотивы и прочие характеристики психо-эмоционального состояния преступника в процессе реализации своего замысла.
- Объективной стороны – то, как преступление выразилось во вне. Действия лица и итоговый результат, если таковой есть.
- Субъекта – это сам преступник. Для того чтобы быть им, требуется соответствовать определенным критериям, в числе которых возраст, вменяемость и прочее.
- Объекта – то правоотношение, которое поставлено под удар преступными действиями.
Когда хулиганское поведение охватывается КоАП РФ
Если степень опасности минимальна и нет критериев, которые предусмотрены в статье 213 УК РФ, то хулиганские действия могут наказываться ч. 1 и 2 ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).
По административному кодексу карается нарушение, при котором неуважение проявляется в ругательных нецензурных высказываниях в местах общего пользования, порче или уничтожении материальных ценностей третьих лиц, приставании к прохожим, которое их оскорбляет и т. д.
Основным объектом по КоАП РФ также выступает общественный порядок, могут быть и дополнительные в зависимости от конкретного случая. С субъективной стороны виновник действует умышленно, осознано. Однако в отличие от преступления «хулиганство», правонарушение предполагает, что действия будут выполняться менее опасными способами и последствия будут менее трагичны.
За мелкое хулиганство может назначаться наказание в виде штрафа в пределах от 0,5 до 2,5 тыс. руб. или административный арест до 15 суток.
Некоторые вопросы производства по делам о мелком хулиганстве
Одной из важнейших проблем в законодательстве является нарушение сроков рассмотрения дела об административном правонарушении. Подобное явление необходимо рассмотреть как можно внимательнее, и уделить этому процессу немного своего внимания. Дело все в том, что подобное деяние нарушает права человека на защиту своих свобод и интересов в суде, что подробно описано в Конституции.
Следует отметить, что рассматривающий дело орган обязан предпринимать всевозможные действия для устранения неоправданного нарушения. Как уже было сказано, некоторые сроки изучения нарушений могут быть продлены, но лишь при наличии веских оснований.
Если было доказано, что срок рассмотрения дела об административном правонарушении нарушен безосновательно, рассматривающий орган или судью привлекают к дисциплинарной ответственности. Его могут даже досрочно лишить полномочий.
К сожалению, сегодня все чаще и чаще встречаются административные нарушения. В связи с этим растет число дел, которые рассматриваются без соблюдения установленных ограничений.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. МЕЛКОЕ ХУЛИГАНСТВО КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
§ 1. Понятие и признаки мелкого хулиганства по законодательству
Российской Федерации.
§ 2. Отграничение мелкого хулиганства от уголовно наказуемого хулиганства и иных смежных преступлений.
§ 3. Отграничение мелкого хулиганства от смежных административных правонарушений.
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О МЕЖОМ ХУЛИГАНСТВЕ
§ 1. Возбуждение дел о мелком хулиганстве.
§ 2. Рассмотрение дел о мелком хулиганстве.
§ 3. Пересмотр и исполнение постановлений по делам о мелком хулиганстве.
Субъектом мелкого хулиганства является гражданин, являющийся дееспособным и достигший 16 лет.
К главным характеристикам правонарушителя, способного на совершение такого деяния, относят:
- низкую культуру;
- пренебрежение интересами общества;
- эгоизм;
- игнорирование установленных правил поведения, которые соответствуют установленным нормам морали.
Важно! В качестве объекта этого правонарушения рассматриваются общественные отношения, которые сложились в ходе обеспечения условий правопорядка, гарантированного в общественных местах.
Пленум Верховного Суда Украины в своем Постановлении “О судебной практике по делам о хулиганстве” от 22 декабря 2006 года № 10 обобщил судебную практику по рассмотрению, в частности, административных дел о хулиганстве, и пришел к следующим выводам.
Своевременное и правильное рассмотрение уголовных и административных дел о хулиганстве является действенным средством защиты нормальных условий жизни людей, восстановления нарушенных прав потерпевших.
Важно! Если такое нарушение не сопровождалось особой дерзостью или исключительным цинизмом, его необходимо квалифицировать как мелкое хулиганство по ст. 173 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее – КоАП).
По признаку особой дерзости хулиганством может быть признано такое грубое нарушение общественного порядка, которое сопровождалось:
- насилием с задачей потерпевшему побоев или причинением телесных повреждений;
- уничтожением или повреждением имущества;
- срывом массового мероприятия;
- временным прекращением нормальной деятельности учреждения, предприятия или организации, движения общественного транспорта и т.п.
Хулиганством, которое сопровождалось исключительным цинизмом, могут быть признаны действия, соединенные с демонстративным пренебрежением к общепринятым нормам морали, например, проявлением бесстыдства или грубой непристойности, издевательством над больным, ребенком, лицом преклонного возраста или такой, которая находилась в беспомощном состоянии, и др..
Важно! Судам надлежит обеспечивать своевременное и правильное рассмотрение административных дел о мелком хулиганстве.
В протоколе об административном правонарушении должны быть указаны: дата и место составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, которое его составило, сведения о личности нарушителя, место, время совершения и суть мелкого хулиганства, фамилии, адреса свидетелей и потерпевших , если они есть; объяснения нарушителя, другие сведения, необходимые для разрешения дела, в т. ч. о материальном ущербе, если он был причинен (ч. 1 ст. 256 КоАП).
Что такое административное правонарушение?
Глава 2 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Закон об административных правонарушениях) определяет нарушение как действие или отсутствие действия, совершённое физическим или юридическим лицами, которое противоречит закону. Таким образом, правонарушение — это не только совершённое действие, но и бездействие, являющееся опасным для общества. Административные правонарушения характеризуют следующие признаки: виновность, противоправность и наказуемость.
Административное нарушение отличается от преступления тем, что его совершение не наносит обществу большого вреда и не является общественно опасным в сравнении с понятием в смысле уголовного права. И всё же, некоторые действия могут быть признаны как нарушением, так и преступлением. Это будет зависеть от степени тяжести причинённого вреда.
Именно степенью опасности для общества отличается нарушение от преступления. Поэтому оно является наказуемым.
Если будет установлено, что подозреваемому можно было избежать нарушения и поступить в соответствии с законом, но он не сделал этого или сделал не полностью, то будет доказан факт правонарушения.
Судебное заседание апелляционной инстанции по КоАП РФ
Решение по административному делу, которое принято судом первой инстанции или уполномоченным органом, может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд.
Судебное заседание в апелляции рассматривается по аналогии с рассмотрением дела мировым судьей, т.е. единолично судьей.
При этом протокол судебного заседания может вестись, а может не вестись.
Апелляционная инстанция рассматривает жалобу на решение, которое принято по результатам рассмотрения дела судом или уполномоченным органом и принимает решение по жалобе с учетом того, законное ли вынесено решение по делу судом первой инстанции или уполномоченным органом.
При обжаловании решений арбитражных судов, в апелляционной инстанции жалобы рассматриваются коллегиально судьями.
В общем порядок судебного заседания апелляционной инстанции по КоАП РФ не особо отличается от рассмотрения дела в первой инстанции, за тем лишь исключением, что апелляция изучает решение первой инстанции или уполномоченного органа на предмет его законности и обоснованности. В судебное заседание также могут явиться участники процесса и дать свои пояснения.
Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
Согласно ч. 1, ч. 1.1 и ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.
Приведение постановлений о назначении административных наказаний в исполнение
При обращении к исполнению вступившего в законную силу постановления (решения) о наложении административного взыскания возможны варианты.
Приведение постановления в исполнение осуществляется должностными лицами того органа, должностное лицо которого приняло постановление. Как правило, между этими должностными лицами существуют отношения типа «начальник-подчиненный». И начальник, принявший постановление, поручает своему подчиненному его исполнить.
Постановление направляется судьей, должностным лицом, коллегиальным органом, принявшим его, субъекту, уполномоченному привести его в исполнение (ОВД, службу судебных приставов-исполнителей, в организацию, в которой работает виновный, и т. д.).
Постановление о назначении административного наказания реально исполняется органами, должностными лицами, которые уполномочены на это КоАП РФ, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Законом РФ «О милиции», иными федеральными законами и подзаконными актами.
Возложение правовыми нормами на определенных субъектов обязанности исполнять постановления об административных наказаниях — это правовое регулирование подведомственности при исполнении постановлений. Законами прежде всего определяется видовая подведомственность: какой вид (виды) исполнительных органов государственной власти исполняет постановления о наложении определенного административного наказания (ареста, конфискации, штрафа и др.). Затем законами и подзаконными актами регулируется территориальная подведомственность: какой конкретно орган данного вида обязан привести в исполнение наказание (по месту принятия постановления, по месту работы виновного, по месту нахождения имущества, по месту проживания виновного).