Кто имеет право проверять тахограф?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто имеет право проверять тахограф?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Эдинственным документом, касающемся работы инспекторов дорожного транспорта, где явно указана роль транспортников в это вопросе, является Постановление № 1043 „О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве”.

Что дает контроль тахографа?

Проверка цифровых контрольных устройств осуществляется с целью удостоверения проверяющего лица в его исправности и правильной эксплуатации. В процессе проверки тахографа инспектором ГИБДД устанавливается:

  1. Наличие самописца на транспорте, который по закону должен быть оборудован контрольным прибором.
  2. Соответствие типа устройства установленным нормативам (авто, выполняющие международные рейсы, должны быть оборудованы тахографами с ЕСТР, а машины для внутренних перевозок – аппаратами с СКЗИ).
  3. Наличие пломб на корпусе прибора, правильность установки.
  4. Наличие карты водителя у лица, управляющего машиной.
  5. Соблюдение/несоблюдение водителем норм РТО.

Постоянный рейд водителей грузовиков

В 5 разделе под названием „Специальный режим государственного контроля (надзора), применяемый при осуществлении надзора (постоянный рейд)” в самом названии говорится о „постоянном рейде”. Что означает это понятие? Эксперты Dalnoboi.pro отмечают, что это „пост, строение, будка, либо, например, автобусное кольцо, передвижной пункт, в которых могут постоянно дежурить сотрудники контролирующих органов”.

Напомним, что идея таких постов не новая. Когда-то их было много, но со временем их закрыли. Очевидно, сейчас они начнут строиться заново, где проверку будут проводить на регулярной основе. Пункт 8 статьи 97.1 „О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле” говорит о том, что „при осуществлении постоянного рейда время взаимодействия инспектора с одним контролируемым лицом не может составлять более 30 минут”.

Надзор в режиме постоянного рейда будет осуществляется в следующих пунктах контроля: стационарных и передвижных пунктах весогабаритного контроля, стационарных и передвижных пунктах транспортного контроля на автомобильных дорогах общего пользования, передвижных пунктах на обозначенных дорожными знаками стоянках. Что важно, инспекторы могут организовывать контроль на любой стоянке, обозначенной соответствующим дорожным знаком.

Кто имеет право проверять тахографы

С момента вступления в силу закона о необходимой установке тахографа на грузовой автотранспорт, контроль тахографа со стороны сотрудников ДПС ограничивался лишь проверкой наличия его на ТС. Однако по нормам этого недостаточно. Они предписывают проверку работоспособности контрольного устройства. Подобная поверхностная проверка была связана с привыканием к нововведениям, которые, как обычно бывает в России, внедрялись довольно болезненно. Сейчас ситуация кардинально поменялась – инспекторы стал проходить обучение по проверке контрольных устройств.

Тахограф сегодня – обязательный элемент на тяжелых грузовиках и пассажирских автобусах. Эти контрольные устройства, несмотря на относительно дорогую стоимость установки и эксплуатации, уже зарекомендовали себя как надежные элементы контроля водителя и его действий за рулем. Тахограф – электронное устройство, и соответственно, имеет в своей конструкции множество элементов, требующих постоянной проверки. Да и в целом, тахограф и его показания должны не оставаться без контроля на долгое время. Причин этому несколько — во-первых, тахограф записывает в свою память все действия водителя ( время вождения, отдыха, превышение скоростного режима и контроль торможения), а во-вторых, к сожалению, не все российские водители добросовестно подходят к установке и работе с тахографом. В связи с этим встает логичный вопрос — кто имеет право проверять тахографы? Ответ на данный вопрос раскроем далее в статье.

Что такое тахограф и где его взять

Тахограф — устройство для контроля времени работы за рулем, скорости и маршрута. Это нужно, чтобы водитель не уснул за рулем и его машина не стала причиной ДТП. Возможно, это спасет кому-то жизнь и сэкономит сотни тысяч рублей.

Это цифровой тахограф. С 1 января 2020 механические тахографы запрещены, так как признаны неэффективными и теперь все тахографы цифровые

Продают тахографы, чаще всего, те же компании, которые их устанавливают. Но просто купить тахограф недостаточно. Чтобы начать с ним работать, необходимо его установить и зарегистрировать. Посмотрите, сколько придется потратить на установку.

Стоимость тахографа В среднем 30 000 рублей
Установка от 6000 рублей
Активация от 2000 рублей
Карточка водителя от 3500 рублей
Итого от 41 500 рублей

Активация возможна только в аккредитованных центрах — у них должно быть разрешение от Минтранса, Росавтотранса и ФСБ. По сути, активация — это регистрация в системе Росавтотранса. В реестре останутся данные о компании или физлице, его ИНН, регион и город, а также данные ТС — марка, модель, цвет, VIN и номер ПТС. Ответ о регистрации занимает от тридцати минут до нескольких часов — в зависимости от загруженности центра обработки данных.

Читайте также:  Новый порядок применения пониженных тарифов страховых взносов с 2023 года

Отсутствие карты водителя при проверке эксплуатации тахографа

Карта водителя – это документ, содержащий информацию о режимах работы и отдыха (о соблюдении этих режимов). При ее отсутствии у водителя – сотрудник ДПС объявляет о нарушении той же статьи 11.23. Карта, это составляющая часть аппарата, а значит ее отсутствие может расцениваться как факт неработоспособности тахографа, что есть нарушением.

Сотрудник ГИБДД имеет полное право взять распечатку с карты водителя не только при простой проверке, но и для разбирательства в дорожной аварии или для рассмотрения страхового случая и при прочих спорных обстоятельствах.

Если водитель желает узнать по закону ли он поступил, он может ознакомиться с нормами в приказе 20августа 2004 года №15. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ».

Проверка наличия и исправности тахографа

Инспекторы ГИБДД проверяют, установлен ли тахограф на транспортное средство, его исправность, наличие калибровочной таблички и пломб, а так же, соблюдение собственником ТС периодичности проверок данного устройства. Инспектор может проверить наличие карты водителя и запросить у водителя распечатку с контрольного устройства, в которой будет отражен режим работы в течении выбранного периода времени.

В соответствии с требованиями технического регламента Таможенного Союза «О безопасности машин и оборудования», прибор должен находиться в поле зрения водителя, когда он сидит за рулем, на расстоянии, не превышающем длину вытянутой руки. Если конструкцией транспортного средства не предусмотрено штатное место для установки тахографа, то необходимо докупить специальный кожух и смонтировать его на передней панели.

Может ли сотрудник ГИБДД останавливать для проверки документов?

Каждый водитель должен четко понимать, что если сотрудник ДПС останавливает его ТС, а в нем отсутствует тахограф или он неисправен – ему может грозить штраф и административное дело.

Сотрудник ДПС просит водителя сделать распечатку с тахографа? Водитель обязан ее сделать. Это официальный документ, где указана информация о периодах работы, о превышениях скорости и другие данные, необходимые для определения нормы.

Водитель обязан не только знать, как использовать тахограф правильно, но и иметь к нему инструкцию. Все правила этой инструкции должны беспрекословно выполняться.

Если водитель не знает, как сделать распечатку данных с тахографа или по какой-ибо причине не может ее предоставить, инспектор ДПС имеет право задержать водителя за нарушение правил эксплуатации устройства. За это грозит штраф от 1 до 3-х тысяч рублей, согласно статье 11.23 КоАП. Если распечатка не может быть предоставлена по технической причине – наказание распространится и на механика, который установил неисправный тахограф и на владельца ТС, который выпустил автомобиль на дорогу в подобном состоянии. Соответствующие инструкции и правила по этому вопросу можно найти в приказе 36 Минтранса.

Сотрудник ГИБДД имеет полное право взять распечатку с карты водителя не только при простой проверке, но и для разбирательства в дорожной аварии или для рассмотрения страхового случая и при прочих спорных обстоятельствах.

Если водитель желает узнать по закону ли он поступил, он может ознакомиться с нормами в приказе 20августа 2004 года №15. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ».

Штрафы за нарушение этого закона могут суммироваться и достигать сотен тысяч рублей. Нарушения на такую сумму в большинстве случаев выявляются при плановых проверках на дорогах или при посещении транспортного предприятия с автопарком.

Часто уполномоченными проверяющими лицами поднимается вопрос о наличии сопроводительной документации на тахограф. А именно сертификат, соответствующий законодательству. Эти документы владелец ТС должен предоставить по требованию 184 ФЗ «О техническом регулировании» и 102 ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Необходимо будет предоставить сертификаты на каждый установленный тахограф. Необходимые сертификаты:

  • Сертификат Соответствия Тех. регламенту ТС (Таможенного Союза).
  • Сертификат, подтверждающий соответствие требованиям по совместимости элементов автомобиля.
  • А также сертификат о калибровке. Там указаны уникальные данные автомобиля и конкретной модели тахографа, и даже мастерской и мастера-установщика.

Что такое метрологическая поверка тахографа?

Давайте разберемся вместе с вами:

Вообще метрологическая поверка — это комплекс операций, выполняемых с целью подтверждения соответствия средств измерений их метрологическим характеристикам.

Тахограф является техническим устройством, которое проводит и фиксирует измерения значений пройденного пути, значений скорости движения и значений времени режимов труда и отдыха водителя. Такие измерения выполняются в целях защиты прав и законных интересов граждан, а также обеспечения их потребности в получении объективных и достоверных результатов измерений в области обеспечения безопасных условий труда и безопасности дорожного движения в целом.

В нашей стране все средства измерения подлежат обязательной сертификации, внесению в реестр средств измерения и периодической поверке.

Таким образом и каждый тахограф, как средство измерения, должен иметь Свидетельство метрологической поверки.

Срок замены блока СКЗИ тахографа могут увеличить до 7 лет

Срок службы составных частей тахографа — блока СКЗИ, а также карт предприятия и водителя, которые сейчас следует менять каждые три года, — могут продлить, приравняв его к 7 годам — сроку действия непосредственно самого тахографа. Штрафы за отсутствие контролирующего устройства могут также увеличить до такого размера, чтобы перевозчикам было выгоднее приобретать, устанавливать и обслуживать тахографы, нежели нарушать. Такие «пожелания» содержатся в заключении об оценке Приказа Министерства транспорта №36, проведенной другим ведомством — Министерством экономического развития.

Читайте также:  Должен ли работодатель доплачивать за ненормированный рабочий день?

В целом, как отмечается в заключении, за шесть лет своего действия (а Приказ был зарегистрирован Министерством юстиции 7-го марта 2013-го года) документ не обеспечил достижения ни одной из поставленных перед ним целей, а некоторые его требования и вовсе являются излишними.

В частности, излишней Министерство экономического развития называет норму об обязательном оснащении тахографов блоком СКЗИ. По оценке ведомства, такое требование, увеличивая возможные расходы перевозчиков, наоборот, заставляет их вовсе отказываться от установки тахографов. Тем более что вероятность того, что транспортное средство остановят для проверки наличия устройства, как отмечают и сами участники рынка, сейчас весьма мала.

Так, по данным Министерства экономического развития, установка тахографа только на один автомобиль стоит порядка 40 тыс. рублей, замена блока СКЗИ — 20 тыс. рублей каждые три года, замена карты предприятия и карты одного водителя — 7,5 тыс. рублей тоже каждые три года. В то время как максимальный размер штрафа за отсутствие контролирующего устройства, который в настоящее время для транспортных компаний, в принципе, не предусмотрен, для водителей составляет 3 тыс. рублей, для должностных лиц — 10 тыс. рублей.

Законопроект, который должен ввести ответственность для юридических лиц до 50 тыс. рублей или приостановления деятельности сроком до 90 дней, был внесен в Государственную Думу весной прошлого года и до сих пор прошел только первое чтение.

В результате, за шесть лет из 2 млн. (такую цель по охвату ставило в 2013-м году Министерство транспорта) тахографами оснащено лишь около 35%, или 718 411, транспортных средств.

Вместе с тем Министерство экономического развития не предлагает исключить норму о тахографах с блоком СКЗИ: в соответствии с позицией ведомства, заставить перевозчиков устанавливать тахографы можно, во-первых, путем снижения их издержек за счет увеличения до 7 лет срока замены как самого устройства, так и его составных частей, а во-вторых, введением таких штрафов, чтобы перевозчикам, в принципе, было невыгодно нарушать.

Отметим также, что ранее Министерство транспорта самостоятельно «раскритиковало» свой Приказ, обнародовав данные, свидетельствующие о том, что цели документа не достигнуты, и признав, что он нуждается в доработке. Так, сейчас ведомство готовит законопроект, который среди прочего должен ввести четкие требования к мастерским и ужесточить их ответственность за «ненадлежащее выполнение работ» по установке тахографа.

Для справки: считается, что блок СКЗИ в тахографе позволяет сохранить достоверность данных и минимизирует риск их самовольной корректировки.

Где и как получить карту водителя для тахографа

Оформить карту водителя можно разными способами:

  1. Личным обращением в организацию, уполномоченную принимать заявления о выдаче и замене карт тахографа. На сайте Росавтотранса есть перечень таких организаций с адресами в разных городах России.
  2. Можно заказать карту онлайн на сайте аккредитованной организации, приложив скан-копии документов.
  3. Также оформить карту водителя можно в МФЦ по месту жительства.

Во всех случаях потребуется предоставить определенный перечень документов с копиями:

  • Паспорт;
  • Водительское удостоверение;
  • Фото черно-белое 3,5х4,5 см;
  • СНИЛС;
  • ИНН (для СКЗИ);
  • Справка-ходатайство с места работы (для СКЗИ).

Также потребуется заполнить заявление о выдаче карты и согласие на обработку персональных данных.

Стоимость оформления карт колеблется в пределах 3 000 — 5 000 рублей, в зависимости от вида карты и изготовителя.

Размер штрафа за отсутствие тахографа в 2020 году

После изменений, внесенных ФЗ N 216 от 26.07.2019, с 1 ноября 2019 года размеры штрафов составляют:

  • Для водителя — 3 000 — 5 000 рублей;
  • Для должностного лица — 7 000 — 10 000 рублей;
  • Для ИП — 15 000 — 25 000 рублей;
  • Для юридического лица — 20 000 — 50 000 рублей

Кого именно оштрафуют, разберем на примерах разных ситуаций:

Пример 1: сотрудник ДПС остановил ТС и обнаружил, что в нем отсутствует тахограф. В этом случае штраф грозит водителю в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностному лицу, выпустившему автомобиль на линию без контрольного устройства 7 000 — 10 000 руб и владельцу ТС от 20 000 до 50 000 рублей.

Пример 2: водитель не смог распечатать контрольную ленту для инспектора, т. к. в тахографе не было бумажной ленты. Т. е. прибор использовался с нарушением требований к эксплуатации. Это нарушение может стать основанием для наказания:

  • водителя, который должен обеспечить эксплуатацию прибора в соответствии с Приказом Минтранса и перед началом движения заправить ленту в тахограф;
  • должностного лица, ответственного за выпуск ТС на линию;
  • организации, автомобиль которой используется с нарушением требований к эксплуатации тахографов;

Водителя оштрафуют на сумму 3 000 — 5 000 рублей, должностное лицо на сумму от 7 000 до 10 000 рублей, организацию на 20 000 — 50 000 рублей.

ПРОВЕРКА ТАХОГРАФА ПО ЕСТР (ЦИФРОВОЙ)

  1. По требованию инспектора водитель обязан предоставить доступ к тахографу для проверки законности установки, передать все необходимы распечатки и СТС.
  2. Проверка наличия и действительности карты водителя.
  3. Проверка наличия калибровочной таблички и пломб.
  4. Проверка размерности шин.
  5. Сверка данных тахографа, калибровочной табличкой, шин и СТС.
  6. Проверка действительности мастерской и срока калибровки.
  7. Проверка времени тахографа и отклонения +- 20 мин.
  8. Проверка наличия датчика скорости и соответствия его международным требованиям.
  9. Проверка соблюдения режима труда и отдыха водителя.
  10. В случае неисправности тахографа проверка ручных записей на термоленте.
Читайте также:  Водительская медкомиссия для получения или замены прав

Обратите внимание – все установленные тахографы после 01.10.2012г. должны иметь 2-й датчик движения, работающий по CAN линии от ABS, либо по GPS. Так же основный датчик скорости должен быть антимагнитным и соответствовать требованиям 1266/2009 ЕСТР.

ПРОВЕРКА ТАХОГРАФА ПО ЕСТР (АНАЛОГОВЫЙ)

  1. По требованию инспектора водитель обязан предоставить доступ к тахографу для проверки законности установки, передать шайбы (диаграммные диски) за предыдущие 15 рабочих дней и шайбу из тахографа, в том числе СТС.
  2. Наличие заводской таблички на тахографе и её действительность.
  3. Наличие калибровочной таблички на кузове автомобиля.
  4. Проверка размерности шин.
  5. Сверка данных тахографа, калибровочной таблички, шин и СТС.
  6. Проверка действительности мастерской и срока калибровки.
  7. Проверка времени тахографа и отклонения +- 10 мин.
  8. Проверка шайб тахографа на правильность заполнения и соблюдения режима труда и отдыха.
  9. В случае неисправности тахографа проверка ручных записей на обороте диаграммных дисков (шайб).

Законодательная база. Какие штрафы за тахографы?

В первую очередь необходимо сказать, что существует два вида нарушений в области эксплуатации устройств контроля режимов труда и отдыха водителей — тахографов.

Первое нарушение: ч. 1 ст. 11.

23 КоАП РФ — Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Второе нарушение: ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ — Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Иными словами:

ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ — регламентирует все нарушения связанные с тахографом, как электронным устройством — отсутствие, неисправность, блокировка и т.д.

ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ — регламентирует все нарушения связанные нарушение норм управления транспортным средством водителем.

ВНИМАНИЕ!!! На картах водителей для цифровых тахографов собирается огромное количество нарушений.

Чтобы этого избежать, необходимо ответственным лицам предприятий регулярно считывать данные с карт, анализировать и проводить профилактику нарушений. Для этого удобно использовать программный комплекс GR.CARDS.

Программное обеспечение работает по облачной технологии и доступно к использованию с любого компьютера с доступом в сеть интернет.

На какие автомобили устанавливается тахограф

К такому транспорту относят:

  1. грузовые авто категории 2 и 3, общей массой более 3,5 т.;
  2. пассажирские автобусы и микроавтобусы, с посадочными местами более 8 сидений (категория М2 и М3), для перевозки по пригородным и внутригородским рейсам;
  3. автотранспорт, перемещающий опасные для здоровья человека грузы, несмотря на их класс;
  4. все самосвалы;
  5. автокраны-манипуляторы.

Есть из этого списка и ряд исключений. Кто не обязан иметь тахограф:

  • ТС категории М2 и М3, если они выполняют регулярные рейсы по перевозке людей или багажа (ПП от 14.09. 2009 г. № 112). Это означает, пока рейсы имеют регулярный характер, водитель транспорта может передвигаться без тахографа, но в случае изменения маршрута, например, заказ на перевозку отдыхающих на экскурсию, наличие измерительного прибора является обязательным! Однако регулярные перевозки маршрутным или иным пассажирским автотранспортом по загородным направлениям (свыше 50 км) также предусматривает оснащение ТС тахографом.
  • Транспорт для с/х работ – трактор, для перевозки скота и пр.
  • Спецтранспорт, используемый для строительных целей – бетономешалки и пр.
  • Авто для учебных целей, в том числе с большой массой или для пассажирских перевозок.
  • Транспорт, эксплуатируемый более 30 лет.
  • Военные ТС.
  • Транспорт, задействованный органами МВД либо ФСБ.

Нормативная база, регламентирующая поверку

Метрологический контроль бортовых самописцев является обязательным. Требования в проведении такой процедуры, а также сведения о ее периодичности и о том, какие приборы должны ей подвергаться, содержатся в следующих нормативах:

  • ФЗ №102 от 26.07.08 «Об обеспечении единства измерений».
  • ФЗ № 254 от 21.07.14 г., вносящий изменения в предыдущий закон и приравнивающий бортовые самопищущие устройства к средствам измерения.
  • Приказ №1658 ФА по техническому регулированию и метрологии от 25.12.15 «Об утверждении типов средств измерений»
  • Приказ № 727 МВД РФ от 14.11.16 г, регламентирующий надзор за эксплуатацией ТС.
  • Приказ МинТранса РФ № 36 от 13.02.13 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства».
  • Приказ МинТранса РФ № 55 от 20.02.17 «О внесении изменений в приказ № 36».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *