Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кассационная жалоба. Как выиграть суд?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.
Судебное разбирательство по административному делу — порядок
Стороны и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания повестками или иным способом, которые позволяет фиксировать факт получения ими информации.
Судебное разбирательство по административному делу осуществляется устно, кроме рассмотрения в порядке упрощенного производства. В суд необходимо взять документы, удостоверяющие личность, для представителя – оригинал доверенности и диплом о наличии высшего юридического образования, документы, которые не были приложены к иску, но которые лица намереваются приобщить к делу (и копии их для вручения административному ответчику).
Судебное разбирательство начинается с открытия судебного заседания судьей, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, и разъясняются их права. Если имеются основания для отвода судьи, их лучше заявить непосредственно на указанной стадии. Выступать в суде, давать пояснения, обращаться с вопросом можно только с разрешения судьи. Свидетели по административному делу должны быть удалены из зала суда до их допроса, поэтому ходатайство о вызове свидетеля должно быть заявлено сторонами после открытия судебного заседания (если они присутствуют в зале).
После доклада судьи об административном деле, существе требований административного истца заслушиваются, соответственно, административный истец, административный ответчик, а затем заинтересованные лица. Все они могут задавать друг другу вопросы, равно как и суд.
Затем судебное разбирательство продолжается исследованием письменных и вещественных доказательств, имеющихся в административном деле, в ходе которого стороны также вправе давать пояснения.
Судебные прения как стадия судебного разбирательства по административному делу заключаются в выступления административных истца и ответчика, последняя реплика в которых всегда принадлежит административному ответчику. Ссылаться на доказательства, которые не были исследованы, в судебных прениях нельзя. Но закон содержит правило, согласно которому, если судья сочтет нужным выяснить какие-то обстоятельства дополнительно, он может вынести определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу, т.е. возвращению к началу судебного разбирательства.
После окончания судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, после чего оглашается решение суда по административному делу.
Принятие и объявление решения суда
Решение суда выносится только в совещательной комнате, в которую суд удаляется после судебных прений. Удаление в совещательную комнату должно быть немедленным, прерывать судебное заседание непосредственно перед этим процессуальным действием нельзя.
Обсуждение вопросов в совещательной комнате проходит с соблюдением требований ст. 30 КАС. Председательствующий хотя и руководит ходом обсуждения, никакими преимуществами в правах с другими судьями не обладает. Все обсуждаемые в совещательной комнате вопросы решаются судьями по большинству голосов, при этом никто из них не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий подает свой голос последним — так гарантируется полнота свободы выражения воли всех судей.
В ходе совещания суд решает, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие не установлены; какой закон должен быть применен в данном случае; подлежит ли иск удовлетворению (полному или частичному), т.е. формулирует выводы по всем вопросам, решение которых необходимо.
Одной из самых важных гарантий конституционного принципа независимости судей и подчинения их только закону служит закрепленное в ч. 3 ст. 175 КАС правило относительно тайны совещания, заключающееся в том, что в совещательной комнате могут находиться только судьи, участвующие в рассмотрении дела, и что они не вправе как-либо разглашать суждения, которые имели место во время совещания.
Поскольку в совещательной комнате никто, кроме судей, присутствовать не может, постановляемое там решение излагается одним из них в письменной форме. Такая формулировка не дает повода к истолкованию ее в том смысле, что текст решения обязательно должен быть рукописным. В современных условиях отказ от использования судьей в совещательной комнате технических средств со всех точек зрения нецелесообразен. Судья, не согласный с решением, все же обязан подписать его, но может изложить в письменном виде свое особое мнение (ч. 4 ст. 175 КАС).
Решение выносится сразу же после разбирательства дела. Признав во время совещания необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для дела, суд выносит определение о возобновлении рассмотрения его по существу. По устранении пробела в исследовании обстоятельств снова проводятся судебные прения перед повторным удалением в совещательную комнату (ст. 171 КАС).
Статья 177 КАС допускает отложение составления мотивированного судебного решения на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства. Но точно сформулированная и подписанная судьями резолютивная часть решения объявляется в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, одновременно сообщается, когда лица, участвующие в деле, смогут ознакомиться с полным текстом акта правосудия. Объявляется решение в судебном заседании любым из судей, затем председательствующий разъясняет порядок и срок его обжалования (ст. 174 КАС).
Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях
Если вы получили повестку по административному правонарушению, следуйте пошаговой инструкции:
Шаг 1. Ознакомьтесь с материалами дела. Подобное право закреплено за участниками процесса в КоАП РФ и ГпК РФ.
Нарушитель составляет заявление на изучение материалов дела. Бланк можно взять в суде или запросить здесь. Заполненный документ передается в канцелярию суда или подписывается секретарем суда. Дела выдает работник канцелярии.
Суд не выдает копию дела заявителю. Чтобы сохранить материалы дела, сфотографируйте все страницы документа. Подобное право закреплено законом.
Внимательно ознакомьтесь с материалами дела, показаниями потерпевшего и свидетелей.
Шаг 2. Начните готовиться к заседанию.
Решите, нужен ли вам адвокат, и составьте письменный перечень вопросов, который планируете задать в суде для защиты своих интересов пострадавшему или свидетелям.
Отложение судебного разбирательства по административному делу
Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:
- в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
- если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
- в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
- если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.
Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.
- В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении входят в предмет доказывания и подлежат выяснению:
- наличие события административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
- обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
- характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
- Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).
- Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
- Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
- Указанные в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
- Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
- Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
- составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;
- составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
- вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ настоящего Кодекса;
- оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется.
- В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Этапы и особенности рассмотрения административных дел
Выделяется несколько стадий рассмотрения дела об административном незаконном деянии. Речь идет:
- об этапе, когда происходит подготовка к рассмотрению дела;
- об этапе, на котором непосредственно происходит рассмотрение дела по существу;
- об этапе, когда выносится и оглашается постановление по делу.
Во время подготовки дела к рассмотрению для судьи, органа или должностного лица важно выяснить ряд вопросов, которые важны в юридическом плане:
- в их ли компетенции рассмотрение дела;
- есть ли причины, по которым судья, член коллегиального органа, должностное лицо не могут рассмотреть дело;
- корректно ли составлен протокол об административного незаконном деянии, а также ряд других протоколов, которые предусмотрены КОАП РФ. Помимо этого необходимо обратить внимание на то, как оформлены другие материалы дела;
- есть ли место обстоятельствам, которые исключают производство дела;
- в полной ли мере присутствуют материалы по делу, для того чтобы рассмотреть дело по существу;
- определить наличие ходатайств и отводов.
Для ключевых лиц, которые рассматривают дело об административном правонарушении, не представляется возможным заниматься рассмотрением дела, при условии, что они или другие участники производства состоят в родственных связях. Помимо этого рассмотрение дела также не представляется возможным, если вышеупомянутые лица имеют прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела. Если же присутствует хотя бы одно из вышеупомянутых обстоятельств, которые предусмотрены КоАП РФ, то судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом в обязательном порядке заявляется самоотвод. Среди органов, которым подается заявление о самоотводе, выделяются председатель соответствующего суда, руководство коллегиального органа или должностное лицо более высокого ранга.
Помимо этого заявить отвод лицам, которые занимаются рассмотрением дела об административном незаконном деянии, представляется возможным и для иных участников производства.
Рассмотреть заявление об отводе может судья, орган или должностное лицо, которые занимаются производством дела. После того как заявление о самоотводе или об отводе рассмотрено, компетентный орган выносит решение удовлетворяющее заявление или отказывающее в его удовлетворении.
Во время подготовки дела к рассмотрению необходимо разрешить ряд вопросов, которые служат основой в определенных ситуациях для вынесения определения:
- определение времени и места рассмотрения дела;
- вопросы касательно вызова важных для рассмотрения дела лиц, о запросе важных дополнительных материалов по делу, о назначение проведения экспертизы;
- вопросы отложения производства дела;
- вопрос передачи обратно протокола об административном правонарушении и других важных материалов относительно дела органам или должностным лицам, которые занимались составлением протокола, в ситуациях, когда он был составлен и оформлен неправомочными лицами или некорректном составлении или при неполном представлении материалов, которое невозможно восполнить во время рассмотрения дела;
- в ситуациях, когда рассмотрение дела не находится в компетенции ключевых органов и лиц, которые получили на рассмотрение протокол об административном преступлении и иные материалы дела, или вынесли определение касательно отвода судьи, члена коллегиального органа или должностного лица, рассматриваются вопросы о передаче протокола об административном преступлении и иных материалов дела к рассмотрению по подведомственности. Если есть место обстоятельствам, которые исключают производство по делу и предусмотрены КоАП РФ, то необходимо вынести постановление об остановке производства по делу.
Рассматривать дело об административном незаконном деянии необходимо по месту его совершения. При наличии ходатайства лица, по которому идет производство, представляется возможным рассмотреть дело по месту жительства указанного лица. Если по делу об административном незаконном деянии было осуществлено административное расследование, то его рассмотрение следует производить по месту нахождения органа, который занимался проведением данного расследования.
Комментарий к статье 141 Кодекса Административного Судопроизводства РФ
Комментируемой статьей определены сроки рассмотрения и разрешения административных дел.
Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом РФ до истечения 3 месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.
Административные дела рассматриваются и разрешаются другими судами до истечения 2 месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.
Необходимо учитывать, что в указанные сроки включается срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству.
По сложным административным делам указанные выше сроки могут быть продлены председателем суда не более чем на один месяц.
Кодексом могут быть установлены иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел.
Например, в соответствии с ч. 3 ст. 226 Кодекса административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя рассматриваются судом в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд.
Согласно ч. 1 ст. 277 Кодекса административное дело по административному исковому заявлению о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке подлежит рассмотрению в течение пяти дней со дня принятия административного искового заявления к производству суда.
Рассмотрение административного дела по существу, судебные прения
Председательствующий в судебном заседании или кто-либо из судей докладывает административное дело. Затем председательствующий выясняет, поддерживается ли административный иск административным истцом, признается ли административный иск административным ответчиком, а при возможности заключения по данной категории административных дел соглашения о примирении сторон выясняет, не желают ли стороны завершить дело заключением указанного соглашения, о чем делаются соответствующие записи в протоколе судебного заседания. Если стороны реализуют какое-либо из этих полномочий, то изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.
В случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон.
В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска или неутверждения соглашения о примирении сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.
После доклада дела, если оно не прекращается вследствие принятия отказа от административного иска или примирения сторон, суд устанавливает очередность исследования доказательств по административному делу (ст. 158 КАС).
После доклада административного дела суд заслушивает объяснения административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, их представителей. До административного истца, его представителя свои объяснения дают прокурор, представители органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждане, обратившиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц. Лица, участвующие в деле, их представители могут задавать друг другу вопросы. Суд может задавать вопросы лицам, участвующим в деле, их представителям в любой момент дачи ими объяснений.
Судебный порядок рассмотрения дел
В суде, рассматривающем дело, на основании статьи 29.7:
- объявляется состав суда;
- Определяется, обеспечена ли явка гражданина или представителя организации, в отношении которых решается вопрос. В ряде случаев допускается заседание в отсутствии лица;
- проверяются полномочия представителей;
- разъясняются права и обязанности;
- слушаются ходатайства и заявления, а также возможные отводы;
- зачитывается протокол, а также слушаются доводы сторон, показания иных лиц, призванных к участию в процессе, объяснения экспертов и проверяются все факты и основания, которые определяют правовую возможность наказать виновное лицо.
Как проходит рассмотрение административного дела: описание этапов
Подготовились к заседанию, собрали документы, изучили материалы? В назначенный день приходите по указанному адресу за 30 мин. до времени, указанного в повестке. Ведь, если вы опоздаете, процедуру проведут без вас! Но будьте готовы, что придется подождать: мировые суды ежедневно рассматривают сотни дел об административных нарушениях. Например, в Вологде каждый месяц проходит 300 разбирательств, в связи с чем на одно и то же время назначают 2—3 заседания. Затем дела рассматриваются с поправкой на явку, поэтому вы заинтересованы прийти вовремя и присутствовать на процессе.
Вам понадобится паспорт: вы покажете его на входе в здание суда.
После того как вы явитесь, зайдите в кабинет секретаря вашего судьи и сообщите о прибытии. Нередки случаи, когда граждане робеют и стоят все заседание в коридоре, а их тем временем считают отсутствующими. Но чаще секретари выходят и спрашивают, кто явился по делу, называя его номер.
Комментарий к статье 154 ГПК РФ
1. Установление сроков рассмотрения гражданских дел является одной из процессуальных гарантий своевременного разрешения дела, а значит, и достижения целей гражданского судопроизводства, закрепленных в ст. 2 ГПК.
Разбирательство дела в течение разумного срока является одним из тех базисных процессуальных требований, которые составляют право на справедливое судебное разбирательство, предусмотренное рядом международно-правовых актов . В одном из своих решений Европейский суд по правам человека разъяснил, что предназначение требования о рассмотрении дела в течение разумного срока состоит в том, чтобы защищать тяжущихся — и истцов, и ответчиков — «от чрезмерных процедурных затяжек», оберегать всех тех, кому предъявляется обвинение в совершении уголовного преступления, от слишком длительного «пребывания в состоянии неопределенности относительно своей судьбы».
———————————
См.: Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // БВС РФ. 1994. N 12. С. 5 — 11; Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1998. 10 дек.; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г., с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163; Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.) // СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1489. Кроме того, см.: Заключение Консультативного совета европейских судей Совета Европы от 24 ноября 2004 г. N 6 «О справедливом судебном разбирательстве в разумные сроки и роли судьи в судебных процессах с учетом альтернативных способов разрешения споров» // ВВАС РФ. 2005. N 8. С. 193 — 198.
См.: Дело 1/1967/6/11 Штюгмюллер. Судебное решение от 10 ноября 1969 г.
Что касается критериев разумности, то, как показывает практика Европейского суда , при этом учитываются сложность и многогранность дела, поведение заявителя, поведение властей, потребности тщательной подготовки как обвинения, так и защиты (истца и ответчика — по гражданским делам), необходимость проведения экспертизы. Таким образом, ключевую роль для Европейского суда играет не собственно продолжительность разбирательства, а ее соразмерность и пропорциональность характеру дела.
———————————
См., в частности: Дело Кенига. Судебное решение от 28 июня 1978 г. // ВВАС РФ. 1999. N 7. С. 73 — 81.
Сроки, предусмотренные комментируемой статьей, относятся к деятельности суда первой инстанции. При этом законом предусмотрены только сроки для судебного разбирательства гражданских дел, а не раздельно для подготовки дел к судебному разбирательству и их рассмотрения в судебном заседании, как было закреплено в ГПК РСФСР. Это позволяет сделать следующий вывод: подготовка дела к судебному разбирательству должна быть проведена в период с момента вынесения определения о принятии искового заявления к производству суда до наступления даты проведения судебного заседания, определяемой судьей с учетом сложности и объема подготовительных действий, которые требуется совершить, а также необходимости соблюдения общего срока рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Комментируемая статья устанавливает так называемый общий срок рассмотрения гражданских дел в суде первой инстанции. При этом, если в качестве первой инстанции выступает федеральный суд (независимо от того, к какому звену судебной системы он относится), этот срок составляет два месяца со дня поступления заявления в суд; если же по существу дело подлежит рассмотрению мировым судьей, то срок рассмотрения составляет один месяц со дня принятия заявления к производству. При этом срок рассмотрения дела мировым судьей по смыслу ч. 2 ст. 327 ГПК является одновременно и сроком рассмотрения апелляционной жалобы на судебное постановление, вынесенное мировым судьей.
Временем рассмотрения дела считается период со дня поступления искового заявления (заявления — по делам неисковых производств) и до вынесения по нему решения либо определения о прекращении производства или оставлении заявления без рассмотрения.
Таким образом, общий срок рассмотрения дела судом первой инстанции (от районного и до Верховного Суда РФ) включает в себя: 1) время, в течение которого судьей решается вопрос о принятии заявления к производству данного суда; 2) период времени, затрачиваемый на подготовку дела к судебному разбирательству; 3) время, затрачиваемое на рассмотрение дела в судебном заседании. Не включается в общий срок только период времени, установленный законом для рассылки копий принятого решения лицам, участвующим в деле, которые не присутствовали в судебном заседании (ст. 214 ГПК). В общий срок рассмотрения дела мировым судьей не включается также время, в течение которого им решается вопрос о принятии заявления к своему производству. Думается, такой подход является более правильным, поскольку предполагает исчисление срока рассмотрения дела с момента его возбуждения.
В Постановлении Европейского суда по правам человека по делу А.Т. Бурдова и некоторых других решениях Европейского суда отмечается, что исполнение судебного решения должно рассматриваться как неотъемлемая часть судебного процесса. Думается, в данном случае имеет место расхождение в терминологии, применяемой Европейским судом и принятой в российском законодательстве и правовой доктрине. В этой связи можно согласиться с О.В. Исаенковой, которая говорит о подмене Европейским судом понятия «процесс защиты» более узким понятием «судебное разбирательство» . Что же касается существа вопроса, то с позицией ЕСПЧ трудно не согласиться. Ведь тогда пришлось бы признать, что в п. 1 ст. 6 Конвенции детально прописаны процессуальные гарантии, предоставляемые сторонам в справедливом, публичном и безотлагательном судебном процессе, а приведение судебных постановлений в исполнение не гарантируется.
———————————
См.: Дело «Бурдов (Burdov) против России». Постановление ЕСПЧ от 7 мая 2002 г. // Российская газета. 2002. 4 июля.
См.: Исаенкова О.В. Проблемы исполнительного права в гражданской юрисдикции. Саратов, 2002. С. 17.
Терминологически непривычное для Российской Федерации понятие «судебное разбирательство» в целях обозначения всего механизма судебной защиты использует и Верховный Суд РФ. В Постановлении от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ указал со ссылкой на п. 1 ст. 6 Конвенции, что сроки судебного разбирательства по гражданским делам начинают исчисляться со времени поступления искового заявления и заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Таким образом, по смыслу ст. 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства» (п. 12 Постановления).
———————————
См.: БВС РФ. 2003. N 12.
Институт оставления искового заявления без движения дает важное преимущество истцу, подавшему заявление в суд незадолго до истечения срока исковой давности: согласно ч. 2 ст. 136 ГПК в случае, если заявитель в установленный срок выполнит указания судьи, перечисленные в определении, заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд. Следуя логике законодателя, Верховный Суд РФ разъяснил, что и срок рассмотрения и разрешения гражданских дел, установленный ч. 1 ст. 154 ГПК, в этом случае необходимо исчислять со дня первоначального представления заявления в суд; при этом срок, предоставленный судом для исправления недостатков, учету не подлежит .
———————————
См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 г. по гражданским делам. Утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 г. // БВС РФ. 2006. N 5.
Другой комментарий к статье 154 ГПК РФ
1. Требование своевременности судебного разбирательства — одна из главных задач гражданского судопроизводства (ст. 2 ГПК). Указание на «своевременность» рассмотрения и разрешения дел помещено законодателем рядом с указанием на «правильность», чем обозначена задача обеспечения соотношения между продолжительностью судебного разбирательства и достижением цели гражданского судопроизводства — защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. На необходимость обеспечения правильного рассмотрения и разрешения гражданских дел в установленные законом сроки указывается в Постановлении Пленума ВС РФ от 26.06.2008 N 13.
ФЗ от 30.04.2010 N 68-ФЗ и 69-ФЗ в гражданское процессуальное законодательство введен новый термин «разумный срок судопроизводства», который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу.
Часть 1 ст. 154 ГПК устанавливает общий (унифицированный) срок рассмотрения гражданских дел в суде первой инстанции — до истечения двух месяцев со дня поступления искового заявления (заявления) в суд, а мировым судьей — до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. Поскольку в ГПК отсутствует указание на срок подготовки дела к судебному разбирательству, время подготовки включается в общий срок рассмотрения и разрешения дел в суде первой инстанции (независимо от того, к какому звену судебной системы относится суд, рассматривающий дело в качестве суда первой инстанции).
В соответствии со ст. 133 ГПК судье предоставляется пятидневный срок для рассмотрения вопроса о принятии заявления к производству, однако начало течения двухмесячного срока рассмотрения и разрешения гражданских дел закон связывает с моментом поступления заявления в суд. И только для мирового судьи этот срок исчисляется с момента принятия заявления к производству. Момент окончания срока, отведенного для рассмотрения и разрешения гражданского дела в суде первой инстанции, закон связывает с вынесением по нему решения либо определения о прекращении производства или оставлении заявления без рассмотрения.
При рассмотрении вопроса о сроке рассмотрения дела необходимо учитывать правила ч. 2 ст. 136 ГПК, позволяющей в случае устранения в установленный срок недостатков искового заявления либо отмены определения об оставлении заявления без движения считать заявление поданным в день первоначального обращения в суд.
Если при рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции возникает необходимость привлечения соответчика или соответчиков к участию в деле (ч. 3 ст. 40 ГПК), замены ненадлежащего ответчика надлежащим (ч. 1 ст. 41 ГПК), подготовка и рассмотрение дела в суде производятся с самого начала. При изменении основания или предмета иска, увеличении размера исковых требований течение срока рассмотрения дела, предусмотренного гражданским процессуальным законодательством РФ, начинается со дня совершения соответствующего процессуального действия (ч. 3 ст. 39 ГПК).
Аналогичным образом должен исчисляться срок рассмотрения дела при вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмет спора, так как в силу ч. 1 ст. 42 ГПК данный участник правоотношения пользуется всеми правами и обязанностями истца, в том числе и правом на изменение основания иска, увеличение размера исковых требований.
Учитывая, что соединение или разъединение нескольких исковых требований (ст. 151 ГПК) производится по инициативе суда и при условии, что это будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела, срок рассмотрения выделенного требования (требований) следует исчислять со дня начала течения срока по первоначально заявленному требованию, а при объединении дел в одно производство срок рассмотрения такого дела исчисляется со дня наиболее раннего начала течения срока по одному из объединенных дел.
Действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает возможности продления срока рассмотрения дела. Установленный в ст. 154 ГПК срок фактически может быть легально превышен только в случае приостановления производства по делу в соответствии со ст. 215 и 216 ГПК. В Постановлении Пленума ВС РФ от 27.12.2007 N 52 подчеркнуто, что в случае приостановления производства по гражданскому делу по обстоятельствам, предусмотренным ст. 215, 216 ГПК, суду необходимо осуществлять контроль за прекращением таких обстоятельств в целях исключения фактов неоправданного увеличения времени нахождения дела в производстве суда.
Если после принятия искового заявления или заявления к производству дело длительное время не рассматривалось и судебный процесс затягивался, заинтересованные лица вправе обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела (ч. 6 ст. 6.1 ГПК).
2 — 3. Другого подхода придерживается законодатель, устанавливая правила и сроки рассмотрения дел в арбитражных судах. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 152 АПК срок рассмотрения дела в суде первой инстанции может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса. Срок, на который производство по делу было приостановлено или судебное разбирательство отложено в случаях, предусмотренных ГПК, не включается в срок рассмотрения дела, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства.
Учитывая несложный с юридической точки зрения характер дел, подсудных мировым судьям (ст. 23 ГПК), законом установлен специальный срок судопроизводства у мирового судьи (до истечения месяца со дня принятия заявления). При этом следует учитывать правило ч. 3 ст. 23 ГПК об объединении требований, подсудных мировому судье и районному суду. Оперативность гражданского судопроизводства особенно важна при рассмотрении дел о восстановлении на работе, о взыскании алиментов. По таким категориям дел законом определен также сокращенный срок (ч. 2 ст. 154 ГПК).
4. Сокращенные сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел установлены как ГПК, так и иными федеральными законами. Месячный срок установлен для рассмотрения дел об оспаривании нормативного правового акта (ч. 2 ст. 252 ГПК) и решений третейских судов (ч. 1 ст. 420 ГПК). В 10-дневный срок суд первой инстанции обязан рассмотреть заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего (ч. 1 ст. 257 ГПК).
Избирательное законодательство РФ в ряде случаев требует установления более ускоренной процедуры рассмотрения жалоб на нарушения избирательных прав — 14 дней, 10 дней, 5 дней, 3 дня или даже немедленно, если заявление поступило в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования (ст. 260 ГПК). Пятидневный срок установлен для рассмотрения дел о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар (ч. 1 ст. 304 ГПК) и трехдневный — для принудительного психиатрического освидетельствования (ст. 306 ГПК). В срок, не превышающий месяца со дня поступления заявления в районный суд, должно быть рассмотрено заявление об отмене решения третейского суда (ч. 1 ст. 420 ГПК). Аналогичный срок установлен действующим гражданским процессуальным законодательством для рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ч. 1 ст. 425 ГПК).
Где рассматривается дело?
Предположим, что гражданин, официально проживающий в Московской области, совершает правонарушение в Калининграде. Где именно провинившегося гражданина будут судить? Согласно КоАП РФ, рассмотрение правонарушения допускается лишь в месте его совершения. Однако сам гражданин может подать ходатайство с прошением о проведении судебного заседания по месту жительства.
А что делать российским судам, если правонарушение совершил иностранный гражданин? В этом случае стоит руководствоваться международным договором, в котором указывается возможность рассматривать нарушения закона на территории чужого государства. Однако все представленные правила не распространяются на несовершеннолетних лиц. Об этом указано в статьях 20.22 и 6.10 административного Кодекса.