ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Решение о прекращении деятельности некоммерческой организации принимается высшим органом управления НКО. Также этим органом назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, утверждается промежуточный и окончательный баланс.

Образцы документов: формы, которые требуется заполнять при закрытии НКО

Исчерпывающий перечень документов, которые надлежит представить для госрегистрации ликвидации юрлица, определен ст. 21 ФЗ РФ № 129. Среди них имеются только две типовые формы, которые заполняет заявитель: уведомление Р15001 (по КНД 1111518) и заявление Р16001 (по КНД 1111507).

Названые типовые документы утверждены Приказом ФНС РФ № ММВ-7-6/25@ от 25.01.2012. Настоящие формы и требования по их заполнению представлены приложениями:

  1. Прил. № 8 – бланк Р15001, а также Прил. № 20 ч. IX – требования к их заполнению.
  2. Прил. № 9 – бланк Р16001, а также Прил. № 20 ч. X – требования по заполнению.

Следует обратить внимание, что при ликвидации юрлица заявителем может выступать руководитель ликвидационной комиссии (собственно ликвидатор), а также конкурсный управляющий. Подпись любого заявителя, проставленная на уведомлении Р15001 и заявлении Р16001, необходимо заверять нотариально. Исключением могут быть ситуации, при которых документы подаются в электронном виде и подписываются УКЭП.

При закрытии НКО используется стандартный бланк квитанции на уплату госпошлины за госрегистрацию. При этом следует учесть, что при направлении электронных документов госпошлину платить не нужно. Исключением являются обстоятельства, перечисленные пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.

Помимо этого в ситуации, когда заявитель решает прекратить предоставление госуслуги в отношении НКО, следует заполнять и подавать бланк заявления следующего формата.

Направлять требуемые документы в рамках процедуры ликвидации можно любым доступным способом.

Способы подачи документов
Лично либо через полномочного представителя По почте В электронном виде

(через ЕПГУ)

Соответственно, получить ответ (результат) можно также любым из перечисленных способов.

Распространенные ошибки при закрытии некоммерческой структуры

Ошибка 1. Закрытие фондов производится не по общим правилам. Для них установлен отдельный порядок, обозначенный п.2 ст. 18 ФЗ РФ № 7.

В частности, отмечено, что закрыть фонд можно только через суд. Основания для ликвидации перечислены также в этом пункте. К ним относят, например, отсутствие источников финансирования, средств, осуществление запрещенной, противоречащей уставу деятельности и др.

Ошибка 2. Следует правильно понимать разницу между ликвидацией НКО и коммерческой структуры. Обе процедуры, хоть, по сути, и проводятся по схожему принципу, но существенно разнятся.

Ключевое отличие: при закрытии НКО документы следует подавать в Минюст РФ, а при закрытии коммерческой структуры – ИФНС.

Ликвидация НКО через Минюст: порядок действий, первые шаги

Процедура упразднения объединения осуществляется в следующем порядке:

  1. Проводится общее собрание учредителей НКО, по итогам которого принимается решение о прекращении ее деятельности. Его необходимо зафиксировать документально — для этого формируется протокол проведенного собрания. Кроме того, на собрании потребуется определить перечень членов ликвидационной комиссии и также включить его в протокол (п. 3 ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7). С этого момента все права и обязанности по управлению организацией переходят к этой комиссии.
  2. В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в территориальное отделение Минюста РФ подается заявление, составленное по форме Р15001 (п. 1 ст. 20 закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В этом ключевое различие между процедурами ликвидации коммерческой и некоммерческой организации: в первом случае заявление подается в отделение ФНС, а не Минюста.
  3. Сведения о предстоящей ликвидации публикуются в открытом источнике — журнале «Вестник государственной регистрации». В сообщении также указывается информация о сроках и порядке упразднения объединения. Этот срок, согласно п. 1 ст. 19 закона № 7, должен составлять не менее 2 месяцев с момента публикации сообщения.
  4. Составляется реестр кредиторов компании, в который включаются сведения обо всех юридических или физических лицах, перед которыми у НКО сформировалась задолженность.
Читайте также:  Оплата электроэнергии в СНТ индивидуально

Стоимость и сроки ликвидации

Как уже было сказано выше срок ликвидации НКО значительно отличается от срока ликвидации коммерческой организации в большую сторону. Однако наша компания гарантирует соблюдение всех сроков, оговоренных в договоре об оказании юр. услуг по ликвидации НКО, заключаемом с Вами.

Стоимость услуги по юридическому сопровождению ликвидации НКО составляет 50 000 рублей, если Вам необходимо бухгалтерское сопровождение – стоимость обсуждается в процессе переговоров на встрече. Автономная некоммерческая организация «Международная юридическая компания «Солиситоры, Барристеры и Атторнеи» признана лучшим исполнителем проектов в сфере ликвидации и банкротства по выбору Ассоциации юристов в сфере ликвидации и банкротства.

Организационно-правовая форма

Срок

АНО, Ассоциация, Союз, Фонд, Учреждение, в том числе и образовательные организации

5-6 месяцев

Местные, региональные, межрегиональные общественные организации

6-7 месяцев

Общероссийские и международные общественные организации

6-7 месяцев

Коллегия Адвокатов и Адвокатское Бюро

5-6 месяцев

Потребительские кооперативы

3,5 – 4 месяца

Товарищество собственников недвижимости

3,5 – 4 месяца

Негосударственный Пенсионный Фонд

6-7 месяцев

Профсоюз

6-7 месяцев

Торгово-промышленная палата

6-7 месяцев

Государственный кодекс устанавливает следующие формы некоммерческих организаций:

  1. Потребительский кооператив, союз или общество.
    Цель создания: решение общих проблем участников какого-либо общества или организации. Пример: дачные и гаражные кооперативы. Финансирование: взносы участников.
  2. Фонд.
    Цель создания: благотворительность или просветительская деятельность. Пример: благотворительный фонд, помогающий пожилым людям. Финансирование: добровольные взносы граждан, государственные гранты.
  3. Общественная или религиозная организация. Цель создания: объединение граждан с общими интересами. Пример: церковь, общественная организация многодетных семей. Финансирование: добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.
  4. Объединение юрлиц, ассоциация или союз.
    Цель создания: координация коммерческих организаций с целью представления общих интересов. Пример: профессиональная выставка, ассоциация социальных предпринимателей. Финансирование: взносы членов объединений.
  5. Учреждения.
    Цель создания: образовательные, социальные, культурные и управленческие функции. Пример: Школа, Институт.
    Финансирование: частичная или полная государственная поддержка, благотворительные взносы.

Преимущества добровольного закрытия НКО

Законное прекращение работы компании может произойти двумя способами. Если у фирмы нет задолженности перед государственным, федеральным или местным бюджетом, или имеется небольшой долг, можно провести официальное добровольное закрытие. Если предприятие имеет крупную задолженность, единственным выходом из ситуации станет проведение процедуры банкротства и списание долга в судебном порядке.

Быстрая и дешевая альтернатива есть: можно сменить руководство, поменять учредителей, провести реорганизацию компании, перевести ее в другую область или же закрыть через офшор. Все эти способы подразумевают наличие подставных лиц и являются уголовно наказуемыми. Санкцией, предусмотренной статьей 173.1 УК РФ, является лишение свободы правления и учредителей сроком до трех лет.

Мы действуем только в рамках закона. Не стоит рисковать, выбирая противозаконные альтернативы.

План счетов некоммерческих организаций

Особенности разработки рабочего плана счетов в НКО связаны:

  • с необходимостью детализированного учета поступления и использования целевого финансирования — средств, полученных на ведение уставной некоммерческой деятельности;
  • необходимостью вести раздельный учет поступлений и расходов по некоммерческой деятельности и доходов и расходов по коммерческой деятельности, если такая деятельность ведется;
  • выбором упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, если НКО вправе их применять.

НКО утверждают рабочий план счетов в составе учетной политики организации (п. 4 ПБУ 1/2008). Его разрабатывают на основе утвержденного Минфином России Плана счетов с учетом Инструкции по его применению.

Читайте также:  Как правильно писать гражданин киргизии или кыргызстана

Укажите в нем полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов бухгалтерского учета, которые будете использовать.
При их выборе руководствуйтесь тем составом хозяйственных операций, которые осуществляете постоянно или намерены осуществлять в ближайшем будущем.
Так, например, к счету 86, на котором НКО отражают поступление и использование средств целевого финансирования, могут быть открыты субсчета для ведения учета в разрезе источников поступления целевых средств. А к субсчету, на котором отражаются пожертвования, можно предусмотреть субсчета по их целевому назначению.

Если ваша организация наряду с уставной некоммерческой деятельностью ведет и коммерческую деятельность, то к счетам учета затрат введите соответствующие субсчета (п. п. 1.1, 2.1.14 специальной части Рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах). Например, к счету 20 «Основное производство» можно открыть:

  • субсчет 20-1 «Затраты по некоммерческой деятельности». К нему можно открыть субсчета второго и третьего порядка или организовать аналитический учет иным способом для отражения расходования целевых средств по каждой целевой программе в разрезе статей затрат;
  • субсчет 20-2 «Затраты по коммерческой деятельности». К нему можно открыть субсчета второго и третьего порядка или организовать аналитический учет иным способом для отражения затрат по видам коммерческой деятельности в разрезе статей затрат.

В законодательстве появится особая процедура для малого и среднего бизнеса — исключение из ЕГРЮЛ по желанию учредителей. Она потребует от владельцев компании меньше усилий и займёт около 3,5 месяцев.

Если проект закона утвердят, ООО будут исключать из ЕГРЮЛ в таком порядке:

Участники юрлица принимают решение о прекращении его деятельности и отправляют заявление об этом в регистрирующую налоговую. Это нужно сделать в том же порядке, в котором компания вносит другие изменения в ЕГРЮЛ.

Налоговая делает запись о предстоящем закрытии ООО. На это отводится 5 дней.

Информацию о том, что компания прекращает деятельность, нужно разместить в Вестнике государственной регистрации. В законопроекте не сказано, кто это делает. Но Минэкономразвития разъяснило, что от владельцев бизнеса потребуется только первичное обращение в налоговую, поэтому, вероятно, публикацией будет заниматься ФНС.

Кредиторы и другие заинтересованные лица могут обратиться с возражениями против закрытия ООО. Они вправе сделать это в течение трёх месяцев.

Если возражения не поступили, налоговая исключает компанию из ЕГРЮЛ.

Ожидается, что новые правила начнут применяться с середины 2023 года, чтобы ФНС успела подготовиться.

Какие шаги подразумевает процедура?

Шаг 1. Принятие решения о прекращении работы, создание ликвидационной комиссии (либо утверждение кандидатуры ликвидатора)

Решение о ликвидации принимается:

  • общим собранием учредителей;
  • судом по заявлению заинтересованных лиц;
  • собственником имущества (например, учредителем бюджетного учреждения является государственный орган, а значит, он и будет принимать решение).

Процедура регулируется ст. 61–65 ГК РФ и аналогична упразднению любого другого юридического лица. Начинается с принятия учредителями совместного заключения. Проходит общее собрание, составляется протокол. В нем отражают следующие вопросы:

  • принятие решения о ликвидации;
  • назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора (этот пункт может оформляться в отдельном документе);
  • установление порядка и срока (не может превышать 1 года).

Ликвидационная комиссия или ликвидатор? Есть ли разница?

Участники ликвидируемой организации самостоятельно принимают решение, кто будет заниматься процессом: ликвидационная комиссия или ликвидатор. Она (он) наделяется всеми полномочиями по управлению делами и принимает необходимые меры.

Если в состав учредителей входит РФ, субъект или муниципальное образование, то однозначно все дела передаются комиссии. А в нее обязательно включается председатель комитета по управлению имуществом, фонда либо соответствующего органа местного самоуправления. В остальных случаях любое физическое лицо может стать ликвидатором или войти в состав ликвидационной комиссии. Учредители некоммерческой организации вправе произвести замену того или иного участника. Решение о смене ликвидатора либо состава комиссии необходимо внести в ЕГРЮЛ.

Советуем перед принятием решения о прекращении деятельности НКО и установлением срока ликвидации определить объем имущества и обязательства. Если в течение года не удастся завершить процедуру, то продление срока возможно только в судебном порядке на шесть месяцев. Учтите, что для повторного решения о ее проведении придется подождать полгода после внесения записи в ЕГРЮЛ. Обычно на прохождение всех этапов достаточно 3 месяцев, поэтому рекомендуем придерживаться такого срока.

Читайте также:  Льготы для пенсионеров в Самарской области в 2023 году

Порядок ликвидации НКО

Порядок ликвидации некоммерческой организации установлен законодательством РФ и регулируется Федеральным Законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 19. гл. 3 названного закона, после создания ликвидационной комиссии, в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, размещается публикация о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Важно учесть, что срок заявления кредиторами вышеупомянутых требований не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

Ликвидационная комиссия, в свою очередь, принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации некоммерческой организации. По истечении срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации данной организации.

Таким образом, при выполнении всех процедур срок ликвидации некоммерческой организации составляет не менее 6 месяцев.

Принятие решения о ликвидации (1 этап ликвдации)

Следует понимать, что ликвидация организации является прерогативой собрания учредителей. Но оно может принято советом директоров или участником, если он является единственным учредителем. Если присутствует несколько участников, то решение может считаться принятым только при единогласном одобрении.

В состав комиссии могут входить директор, главбух, а также другие компетентные работники. В исключительных случаях допускает вариант, что в составе необходимой для ликвидации предприятия комиссии может присутствовать один человек. При таких условиях он выступает в качестве ликвидатора.

После принятия решения, ликвидатору предоставляются все права по дальнейшему управлению организацией и предоставлению прав в судебных органах.

Некоммерческой организации в 2023 году для получения субсидий, важно обеспечить соответствие направлений осуществляемой деятельности, социально значимым ориентирам, и исключить наличие задолженности по выплате налогов и сборов.

Комплект подаваемых документов, для рассмотрения заявки о предоставлении помощи от государства, должен быть достаточен и соответствовать установленному списку. При ожидании результата выбора претендентов на получение субсидии, следует быть готовым к тому, что победа останется за НКО с более высоким местом в рейтинге.

Претенденту-НКО на получение субсидий в 2023 году, важно учитывать сроки подачи документов и необходимость выполнения условий заключенного соглашения, в случае принятия положительного решения по поданному запросу. Если контролирующий орган выявит отклонения от условий договора, средства придется вернуть в установленном порядке.

Порядок Ликвидации Нка Пошаговая Инструкция 2021

Ликвидация НКО подразумевает под собой абсолютное прекращение существования этой организации без возможности перехода прав на нее другому субъекту. После данной процедуры некоммерческая организация прекращает свое существование в качестве юридического лица. НКО отличается деятельностью от других коммерческих юридических лиц, поэтому ликвидация имеет ряд особенностей и отличий.

  1. Принятие решения о ликвидации и создание ликвидационной комиссии.
  2. Уведомление о начале ликвидации налоговой службы.
  3. Публикация в «Вестнике государственной регистрации» извещения о ликвидации.
  4. Уведомление о факте ликвидации кредиторов.
  5. Уведомление сотрудников и центра занятости о предстоящем увольнении.
  6. Подготовка к возможной выездной проверке из ИФНС.
  7. Составление и подача в ИФНС промежуточного ликвидационного баланса.
  8. Расчеты по имеющимся у организации долгам.
  9. Подготовка ликвидационного баланса и распределение активов ООО.
  10. Подача в ИФНС окончательного пакета документов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *