Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологический сбор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного экологического сбора производится территориальным органом Росприроднадзора после составления акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, на основании заявления плательщика о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора (далее — Заявление) (п.17 Правил).
Экологический сбор за утилизацию упаковки и товаров
- Изделия текстильные готовые (кроме одежды)
- Ковры и ковровые изделия
- Спецодежда
- Одежда верхняя прочая
- Белье нательное
- Одежда прочая и аксессуары
- Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие
- Изделия деревянные строительные и столярные прочие
- Тара деревянная
- Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная
- Изделия хозяйственные и санитарно гигиенические и туалетные принадлежности
- Принадлежности канцелярские бумажные
- Изделия из бумаги и картона прочие
- Нефтепродукты
- Шины, покрышки и камеры резиновые, восстановление протекторов и резиновых шин
- Изделия из резины прочие
- Изделия пластмассовые упаковочные
- Изделия пластмассовые строительные
- Изделия пластмассовые прочие
- Стекло листовое гнутое и обработанное
- Стекло полое
- Бочки и аналогичные емкости из черных металлов
- Тара металлическая легкая
- Компьютеры и периферийное оборудование
- Оборудование коммуникационное
- Техника бытовая электронная
- Приборы оптические и фотографическое оборудование
- Аккумуляторы
- Батареи аккумуляторные
- Оборудование электрическое осветительное
- Приборы бытовые электрические
- Приборы бытовые неэлектрические;
- Инструменты ручные с механизированным приводом
- Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное
- Машины и оборудование общего назначения прочие
- Услуги по изданию газет.
Экологический сбор также уплачивается за упаковку из картона, бумаги или дерева.
Обращаем Ваше внимание, что за 2017 год не все организации уплатят экосбор, согласно Постановлению от 01.12.2015 N2491-р, так как для 70% товаров из Перечня норматив утилизации равен нулю. Но отчет в Росприроднадзор необходимо предоставить. За 2017 год экологический сбор обязаны оплатить компании, которые производят следующие продукты: аккумуляторы, батарейки, автошины, изделия из резины, стекла, картонную упаковку, пластиковую упаковку, металлическую тару и нефтепродукты.
Что будет, если не заплатить или не отчитаться
Если не заплатить экологический сбор, Росприроднадзор пришлёт требование о добровольном погашении задолженности. У должника будет 15 календарных дней, чтобы её погасить. Не заплатит – долг взыщут через суд.
За неуплату в срок плательщика могут оштрафовать по ст. 8.41.1 КоАП РФ:
- должностных лиц организаций — от 5 000 руб. до 7 000 руб.;
- ИП — трёхкратный размер неуплаченной суммы экосбора, но не менее 250 000 руб.;
- организацию — трёхкратный размер неуплаченной суммы экосбора, но не менее 500 000 руб.
За несдачу или пропуск сроков сдачи расчёта экологического сбора ответственности пока нет. За опоздание или несдачу отчётности о выполнении нормативов и декларации о выпущенных товарах и упаковки установлены штрафы по ст. 8.5.1 КоАП РФ:
- для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб;
- для ИП — от 50 000. до 70 000 руб;
- для юрлиц — от 70 000 до 150 000 руб.
Расчет суммы утилизационного сбора за 2020 год
Сумму сбора рассчитывают по формуле:
Сумма экологического сбора |
= |
Ставка экологического сбора |
× |
Масса готового товара или количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенного в обращение на территории России, либо масса упаковки, использованной для производства такого товара (объем) |
× |
Норматив утилизации, выраженный в относительных единицах |
Порядок и срок уплаты экологического сбора
В соответствии с п. 17 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ и п. 12 Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2010 отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным. Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2010 отчетным периодом для представления отчетности признается календарный год.
Пунктом 2 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, для которых установлены нормативы утилизации, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Оплата требуется осуществлять в территориальное управление (ТУ) Росприроднадзора по месту нахождения объекта. В случае если одно юридическое лицо одновременно является и производителем, и импортером товаров, отчетность представляется в центральный аппарат Росприроднадзора.
В пакет документов входит:
-
заполненная форма расчета суммы экологического сбора;
-
копии платежных документов об уплате экологического сбора;
-
документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика (в некоторых случаях).
Как изменится экологический сбор в 2022
4 октября 2021 на сайте РБК появилась информация об экологическом сборе 2022 года. Минприроды выдвинуло предложение о поднятии нормативов по обязательной утилизации на период 2022-2024 годов. Текущий норматив равен 10-45% в зависимости от вида товара или упаковки. В 2022 году норматив хотят поднять до 100%. Данное предложение не оценили Минэкономразвития и Минсельхоз, поскольку резкие изменения вызовут быстрое поднятие цен на товары. Представители Минпромторга также выразили недовольство, полагая, что достичь показателя 100% утилизации невозможно. Из-за того, что перечисленные ведомства не согласны с реформой, проект был отправлен на доработку. Возможно, по этой причине в наступающем году проект не вступит в силу. Правительство также может принять решение о плавном поднятии норматива в период с 2022 по 2025 год.
Благодаря реформе доходы государства увеличатся до 25 раз. На данный момент доходность от экосбора составляет 4 млрд рублей, при условии, что за него платят всего лишь 20 тысяч компаний России из 4 млн существующих. При поднятии нормативов их число возрастет, поскольку будет практически невозможно заниматься утилизацией самостоятельно. Минпромторг заявил, что экосбор вырастет до 100 млрд, а Министерство природы ранее озвучило сумму 136 млрд в год. Все эти средства планируют направить на строительство мусороперерабатывающих предприятий и поддержку отрасли переработки и утилизации отходов.
Кому требуется расчет экологического сбора
- Производителям, импортерам товаров, которые не обеспечили самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров за отчетный год (ч.7 ст.24.2 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
- Производителям, импортерам товаров, которые не обеспечили достаточный объем утилизации отходов от использования товаров и упаковки за отчетный год. Перечень товаров и упаковки, подлежащей утилизации, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р.
- За упаковку готовой продукции, ответственность несет производитель, импортер товаров в этой упаковке(т.е. утилизирует самостоятельно, заключает Договор на утилизацию или уплачивает экологический сбор) (ч.10 ст.24.2 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Куда подается отчет по экологическому сбору
Импортеры товаров подают декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ готовых товаров и упаковке, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и расчет суммы экологического сбора в центральный аппарат Росприроднадзора.
Производители товаров подают декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ готовых товаров и упаковке, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и расчет суммы экологического сбора в территориальный орган Росприроднадзора в своем субъекте РФ.
В случае, если компания осуществляет производство и импорт товаров одновременно, то комплект документов подается в центральный аппарат Росприроднадзора.
Если отходы отсутствуют из-за временного прекращения деятельности, то требуется отправить письмо в произвольной форме и представить документы из налоговой инспекции о нулевом балансе.
Ставка и утилизационные нормативы 2021 года
Поскольку групп товаров много, мы подготовили сводную таблицу, где представлены одновременно и ставки, и утилизационные нормативы. Сведения основаны на постановлениях правительства от 09.04.2016 №284, от 31.12.2020 №3721-р и №3722-р.
Номер группы | Наименование группы товаров | Утилизационный норматив на 2021 год | Ставка экосбора на 2021 год, рублей за 1 тонну |
1 | Изделия текстильные готовые (кроме одежды) | 10 | 16 304 |
2 | Ковры и ковровые изделия | 10 | 16 304 |
3 | Спецодежда | 10 | 11 791 |
4 | Одежда верхняя прочая | 10 | 11 791 |
5 | Белье нательное | 10 | 11 791 |
6 | Одежда прочая и аксессуары | 10 | 11 791 |
7 | Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие | 10 | 11 791 |
8 | Тара деревянная | 20 | 3 066 |
9 | Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона | 45 | 2 378 |
10 | Мешки и сумки бумажные | 20 | 2 378 |
11 | Тара, упаковка бумажная и картонная прочая | 20 | 2 378 |
12 | Изделия хозяйственные из бумаги или картона | 20 | 2 378 |
13 | Принадлежности канцелярские бумажные | 20 | 2 378 |
14 | Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона | 10 | 2 378 |
15 | Издательская продукция печатная | 20 | 2 378 |
16 | Нефтепродукты | 25 | 3 431 |
17 | Шины, покрышки и камеры резиновые | 30 | 7 109 |
18 | Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины | 10 | 8 965 |
19 | Изделия из резины прочие | 30 | 8 965 |
20 | Изделия пластмассовые упаковочные | 20 | 3 844 |
21 | Изделия пластмассовые прочие | 15 | 4 156 |
22 | Зеркала стеклянные | 10 | 2 858 |
23 | Стекло полое | 25 | 2 564 |
24 | Бочки и аналогичные емкости из черных металлов | 30 | 2 423 |
25 | Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов | 30 | 2 423 |
26 | Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия | 20 | 2 423 |
27 | Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование | 15 | 26 469 |
28 | Мониторы, приемники телевизионные | 15 | 26 469 |
29 | Оборудование коммуникационное | 15 | 26 469 |
30 | Техника бытовая электронная | 15 | 26 469 |
31 | Приборы оптические и фотографическое оборудование | 15 | 26 469 |
32 | Элементы первичные и батареи первичных элементов | 20 | 33 476 |
33 | Аккумуляторы свинцовые | 20 | 2 025 |
34 | Батареи аккумуляторные | 20 | 33 476 |
35 | Оборудование электрическое осветительное | 15 | 9 956 |
36 | Приборы бытовые электрические | 15 | 26 469 |
37 | Приборы бытовые неэлектрические | 15 | 26 469 |
38 | Инструменты ручные с механизированным приводом | 15 | 26 469 |
39 | Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное | 15 | 26 469 |
40 | Фильтры для двигателей внутреннего сгорания | 15 | 3 037 |
41 | Упаковка металлическая из стали | 30 | 2 423 |
42 | Упаковка металлическая из алюминия | 20 | 2 423 |
43 | Упаковка из полимерных материалов, не содержащих галогены | 20 | 3 844 |
44 | Упаковка из полимерных материалов, содержащих галогены | 20 | 3 844 |
45 | Упаковка из комбинированных материалов | 20 | 3 844 |
46 | Упаковка из гофрированного картона | 45 | 2 378 |
47 | Упаковка из бумаги и негофрированного картона | 20 | 2 378 |
48 | Упаковка стеклянная | 25 | 2 564 |
49 | Упаковка деревянная и пробковая | 20 | 3 066 |
50 | Упаковка из текстильных материалов | 10 | 16 304 |
Поправки создают задел на будущее
Поправки коснутся не только юридических, но и физических лиц. Например, в них прописана обязанность граждан соблюдать требования о раздельном сборе отходов и накоплении вторичных ресурсов на мусорных площадках. «Удивительно, но принятие такого важного закона, который в прямом смысле напрямую коснется каждого жителя РФ, прошло относительно незаметно. Это несколько беспокоит, поскольку многие положения вступают в силу довольно скоро и готовиться к ним необходимо уже сейчас — как организациям, так и физическим лицам», — отметила в разговоре с «ЭЖ» Олеся Кужель, директор экологического движения «ДОМ» Проектного офиса развития Арктики.
При этом она подчеркнула, что закон, безусловно, важный и нужный. Последние годы власти много говорят про экономику замкнутого цикла и стараются двигаться к ней — каждый регион в том темпе, который обусловливают географические условия и плотность населения. Поэтому закон, закрепляющий определение вторсырья и вторичных ресурсов, а главное, обязательность их утилизации, нужен был давно.
По словам О. Кужель, при ознакомлении с поправками может сложиться ощущение, что они немного опережают время. Это выражается в двух ключевых моментах.
Во-первых, далеко не во всех населенных пунктах сегодня отлажен процесс раздельного сбора и накопления отходов. Особенно эта проблема актуальна для удаленных территорий. Отсутствие развитой инфраструктуры может демотивировать людей, которые должны, согласно новому закону, обеспечивать раздельное накопление или сдавать в места сбора вторичные ресурсы — то есть сортировать отходы дома. Сегодня многие и так скептически относятся к раздельному сбору, а если он будет внедряться там, где нет прозрачной инфраструктуры и логистической цепочки для утилизации, этот скептицизм явно укрепится, полагают специалисты.
При этом они надеются, что к моменту вступления в силу всех положений закона ситуация изменится или появятся разъяснения властей, как тем, кто находится на территориях, где должной инфраструктуры еще нет, выполнять данные предписания. Поправки, обязывающие юрлица и ИП утилизировать вторичные ресурсы, а физические лица — сортировать отходы, вступают в силу в марте 2023 г., а полный запрет на захоронение вторичных ресурсов — только с 2030 г. Полноценную инфраструктуру чиновники также планируют подготовить к 2030 г.: предполагается, что к этому сроку будут построены или реконструированы 868 объектов обращения с отходами, а регионы с помощью государства закупят необходимое количество контейнеров для раздельного сбора.
Второй момент напрямую связан с первым — это вопрос готовности общества и экологической грамотности как людей, так и организаций. «На мой взгляд, это едва ли не важнейшая проблема внедрения раздельного сбора. Здесь важно не просто информировать, что и как можно сдать на переработку — хотя и это объемная работа, которая потребует постоянной коммуникации. Не менее важно донести до людей и компаний, почему именно необходимо сортировать и утилизировать отходы, как наши сегодняшние действия или бездействие в этой сфере влияют на нашу жизнь, жизнь наших детей и планеты в целом», — подчеркнула О. Кужель.
Ставка платы в отношении пыли каменного угля
Отдельно устанавливается ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля. Её данные — в таблице ниже.
Год | Размер |
---|---|
2022 | 67,12 руб./тонна |
2021 | 61 руб./тонна |
2020 | 61 руб./тонна |
Ставка на чистоту — «Business Guide «Экология»». Приложение — Издательский Дом КоммерсантЪ
С каждым годом экологические проблемы приобретают все большую остроту. Масштабное загрязнение воздуха, почвы и вод, переполнение мусорных свалок заставляют страны ужесточать природоохранные законы.
В России одной из мер борьбы за чистоту окружающей среды стало принятие норм, обязывающих компании утилизировать свои отходы или платить экологический сбор.
К 2020 году Минприроды рассчитывает получить от работающих в России предприятий 20 млрд руб.
Мусор наступает
19 регионов России могут в ближайшее время столкнуться с мусорным коллапсом из-за отсутствия полигонов для утилизации отходов или их переполненности, сообщал в конце октября глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.
Эта проблема давняя, и, чтобы хоть частично решить ее, правительство в 2015 году внесло в закон «Об отходах производства и потребления» ряд изменений.
В соответствии с ними российские производители и импортеры товаров должны или самостоятельно утилизировать отходы от использования их товаров, выполняя нормативы утилизации, или уплачивать экологический сбор.
В документе два раздела: в первом названы 46 групп товаров, за исключением упаковки, которые подлежат утилизации после утраты потребительских свойств, а во втором — 8 групп упаковки.
Ставка экологического сбора устанавливается правительством отдельно по каждой категории товаров и формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства, отмечается в законе.
Собранные средства планируется направить на создание объектов по переработке и сортировке отходов в регионах РФ. Улучшение ситуации в этой сфере является одной из приоритетных целей нацпроекта «Экология».
«Для решения сложных задач в управлении отходами необходимо создать современную инфраструктуру сбора, сортировки и переработки отходов.
На эти цели направляются средства экологического сбора»,— пояснял в августе министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин.
Сборы пойдут вверх
По данным Минприроды, в 2017 году сумма экологического сбора составила 1,33 млрд руб. С начала 2018 года до сентября в бюджет поступило почти вдвое больше: около 2,5 млрд руб. более чем от 11 тыс. организаций.
Минприроды предлагает с 2019 года повысить размер экологического сбора и уже разработало проект постановления об увеличении ставок по всем 54 группам товаров и упаковки, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, с учетом предложений Минпромторга и бизнес-сообщества.
В отношении большинства видов товаров речь идет только об индексации ставок сбора по уровню инфляции за 2017–2019 годы. Более существенно вырастет нагрузка на производителей бумажной, картонной и пластиковой упаковки, аккумуляторов и батареек. В документе отмечается, что ставки по группам товаров и упаковки в основном повышены на 11,4%.
Что такое побочные продукты производства
В процессе хозяйственной деятельности иногда образуется продукция, которая к основной не относится, но может быть использована в потребительских целях. Например, обрезки ткани на швейных фабриках подойдут как наполнитель для игрушек или постельных принадлежностей; обрезки досок на мебельном производстве сгодятся для продажи любителям хенд-мэйда.
Для такой продукции с 1 марта в 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вводится новый термин — побочные продукты производства (ППП).
Статья 51.1 7-ФЗ (действует с 1 марта 2023 года). К ППП могут быть отнесены «вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Правительство РФ должно определить перечень продукции, которая не может быть отнесена к побочным продуктам производства. То, что войдет в этот список, будет считаться отходами.
С 1 марта 2023 года в природоохранном законодательстве, кроме ППП, появляется еще один термин — «вторичные ресурсы» (закон 89-ФЗ). Это отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.
Из переработанных пластиковых бутылок делают полиэстер (recycled polyester) для производства одежды. Такой эко-материал уже используют мировые бренды, например, как Nike, Levi’s, Marks&Spencer, Max Mara, H&M, Patagonia. Горячая вода при ополаскивании бутылок в пищевом производстве может быть собрана в емкости для рециркуляции и использована повторно в производственных целях.
Вторичные ресурсы подлежат только утилизации. Их захоронение не допускается.
Появление в природоохранном законодательстве таких понятий, как вторичные ресурсы и побочные продукты производства, говорит о развитии в России направления Recycle — вторичной переработки сырья и материалов. Государство стимулирует предпринимателей меньше выбрасывать, а больше возвращать в производство.