Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Списание налоговой задолженности физ. лиц в 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, понятие «списание безнадежной налоговой задолженности» является многогранным: под этот способ освобождения от долгов попадает и их аннулирование по общему правилу (если истек срок взыскания), и налоговая амнистия. В первую очередь разберемся, когда долг аннулируется по ст. 59 Налогового кодекса РФ. Нужно отметить, что налоговая может требовать оплаты долга в течение 3 лет.
Как происходит списание безнадежных долгов по налогам?
Этот срок предусмотрен и для транспортного налога, и для платежей за недвижимость (квартиры, дома и т.д.) и землю. Списать налог возможно при условии, что налоговый орган:
- не отправил требование о его уплате налогоплательщику;
- не подал исковое заявление в суд (при наличии задолженности налоговики имеют право обращаться в суд для взыскания долга с налогоплательщика);
- не предъявил исполнительный документ к исполнению.
Для списания налога не нужно обращаться с какими-либо заявлениями в налоговый орган, поскольку долг списывается инспекцией самостоятельно. Но, конечно, если основания для того, чтобы списать долг, есть, а этого не происходит, налогоплательщик вправе обратиться с соответствующим заявлением в налоговую инспекцию. При возникновении спорной ситуации может потребоваться обращение в суд для признания задолженности безнадежной и, соответственно, для ее последующего списания.
Ндфл при списании безнадежного долга физического лица. изменения с 01 января 2020 г
- Если физическое лицо получило кредит в организации и своевременно не вернуло его, а потом и вовсе сумма долга была признана безнадежной, то у физического лица возникает доход (экономическая выгода) в виде экономии на расходах по погашению долга.
- Задолженность признается безнадежной, когда истекает срок исковой давности, а срок исковой давности составляет три года с момента, когда задолженность должна была бы быть погашена.
- Таким образом, получается, что если задолженность через три года не погашена, то у организации возникает безнадежный долг, подлежащий списанию, а у физического лица – доход.
Физическое лицо может быть взаимозависимым по отношению к организации, а может и не являться таковым.
Признаки взаимозависимых лиц перечислены в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Это учредители, с долей участия более 25% и другие лица по пункту 2 статьи 105.1 НК РФ.
В том случае, если физическое лицо является взаимозависимым, то датой фактического получения дохода, в виде экономии на расходах по погашению долга, является дата списания безнадежного долга с баланса организации – подпункт 5 пункта 1 статьи 223 НК РФ.
Если физическое лицо не является взаимозависимым, то получается, что дата фактического получения дохода отсутствует при списании долга с баланса организации и пока физическое лицо не подпишет какой-либо документ, свидетельствующий о прекращении долга, доход будет отсутствовать, а значит и НДФЛ начислять не нужно.
С 01 января 2020 года в подпункт 5 пункта 1 статьи 223 НК РФ внесены изменения, согласно которым дата фактического получения дохода – это дата прекращения обязательств из-за признания долга безнадежным. При этом, взаимозависимое лицо это или нет, значения не имеет.
Однако статья 217 НК РФ «Доходы, не подлежащие налогообложению», дополнена пунктом 62.1, согласно которому налогоплательщик освобождается от налогообложения НДФЛ при списании безнадежного долга, от уплаты которого налогоплательщик полностью или частично освобождается при выполнении обоих нижеперечисленных условий:
- Налогоплательщик не должен быть взаимозависимым лицом и не должен состоять с кредитором в трудовых отношениях в течение всего периода наличия обязательства;
- Такие доходы не являются материальной помощью, либо формой встречного исполнения организацией или ИП обязательств перед налогоплательщиком.
Пункт 62.1 статьи 217 НК РФ вступает в силу с 01 января 2020 года.
Оказываем бухгалтерские Услуги организациям и ИП — оставьте заявку на сайте, или узнайте стоимость по телефону: (495) 661-35-70!
II. Истечение срока исковой давности
Признание списываемой задолженности безнадежной по основанию истечения установленного срока исковой давности осуществляется вне зависимости от предпринятых налогоплательщиком мер принудительного взыскания такой задолженности (Письмо Минфина России от 31.08.2022 № 03-03-06/1/84635), однако верно посчитать дату окончания срока исковой давности – целая наука (см. п. 1 ст. 192, 196, 200, 202, 203 ГК РФ).
Общий срок исковой давности составляет три года. Он отсчитывается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинается со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования.
Закон (ст. 202 ГК РФ) предусматривает основания для приостановления срока исковой давности. Когда обстоятельства, ставшие причиной приостановки, прекращаются, течение срока исковой давности продолжается с учетом правил п. 4 ст. 202 ГК РФ. При этом срок исковой давности не может превышать:
- десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен (п. 2 ст. 196 ГК РФ);
- десять лет со дня возникновения обязательства – по обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования (п. 2 ст. 200 ГК РФ).
Срок исковой давности, рассчитанный по этим правилам, истечет в соответствующие месяц и число последнего года срока.
Течение срока исковой давности может прерваться. Это происходит при совершении должником действий, свидетельствующих о признании долга.
Пленум ВС РФ в Постановлении от 29.09.2015 № 43 рассмотрел вопросы, связанные с применением норм ГК РФ об исковой давности и указал, что к таким действиям должника, в частности, могут относиться (п. 20):
- признание претензии. Ответ на претензию, не содержащий указания на признание долга, сам по себе не свидетельствует о признании долга;
- изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа);
- акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом.
Признание части долга, в том числе, путем уплаты его части, не свидетельствует о признании долга в целом, если иное не оговорено должником. В тех случаях, когда обязательство предусматривало исполнение по частям или в виде периодических платежей и должник совершил действия, свидетельствующие о признании лишь части долга (периодического платежа), они не могут являться основанием для перерыва течения срока исковой давности по другим частям (платежам).
Для бухгалтера очень важно, что после перерыва течение срока исковой давности начинается заново, а время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ).
Уже по окончании срока исковой давности течение ее начинается заново, если должник или иное обязанное лицо признает свой долг в письменной форме (п. 2 ст. 206 ГК РФ, п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 № 43).
Так что дождаться истечения срока исковой давности не так-то просто.
Не будем забывать, что законодательство в ряде случаев устанавливает не общий – трехлетний, – а специальные сроки исковой давности, в частности:
- по требованиям, предъявляемым в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда (за исключение работ в отношении зданий и сооружений) – один год (ст. 725 ГК РФ);
- по требованиям, вытекающим из перевозки груза – один год (ст. 797 ГК РФ);
- по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования (за исключением договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц) – два года (ст. 966 ГК РФ).
Списываются ли налоги при банкротстве физических лиц?
Да, но только те, которые человек успел накопить до момента подачи заявления в арбитражный суд или в МФЦ. Списание долгов по налогам физических лиц, которые успели образоваться у человека во время прохождения банкротства, не допустимо.
Как списать долги? Списание долгов по налогам при прохождении банкротства проходит по той же последовательности, что и списание прочих задолженностей – перед банками МФО, физ лицами.
Списание налоговой задолженности физических лиц произойдет в результате признании гражданина финансово несостоятельным. Надо отметить, что списание налогов в результате банкротства происходит полное, то есть до погашения долгов в лице ФНС и бюджета средств, вырученных от продажи имущества должника, уже не остается.
Списание налогов при банкротстве — это лишь часть процедуры списания долгов. Если вы — не предприниматель, то вряд ли у вас накопились такие долги именно по налогам, что необходимо обратиться за банкротством. Если вы — обычное физ лицо, то, скорее всего, налоговую недоимку судебный пристав просто спишет с вашей с банковской карты после того, как ИФНС получит судебное решение о признании вас должником.
Помните, что судебная задолженность со счета должника может быть погашена даже с кредитной карты приставами. Пристав не будет разбираться, какой у вас счет в банке — дебетовый или кредитный, он просто проведет автоматическое списание, так как банк обязан предоставить в ФССП всю информацию обо всех счетах и картах открытых по вашему ФИО и ИНН.
Есть еще один способ списать долги. Допустим, человек оказался «по уши» в долгах перед государством. Это происходит тогда, когда он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, его бизнес прогорел, оставив о себе одни лишь воспоминания в виде долгов по налогам.
После чего человек решает прекратить статус индивидуального предпринимателя и отвечать по налогам как физическое лицо.
Если вы задаетесь вопросом: «зачем нужен такой «финт»?», отвечаем — для того, чтобы после процедуры банкротства заново начать свой бизнес с чистого листа и не ждать пока пройдет 5-ти летний срок запрета на повторную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
Итак, если налоговая инспекция законно и обоснованно начислила вам непомерные налоги, и срок взыскания по которым, еще не истек, у вас остается два выхода.
Статья 59. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание
1. Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:
- 1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
- 2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
- 2.1) признания банкротом гражданина в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по итогам завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным Федеральным законом;
- 3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, — по всем налогам, сборам, страховым взносам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;
- 4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
- ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
- судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
- 4.2) снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса;
- 5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях:
1.1. В случае постановки иностранной организации на учет в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса после снятия ее с учета в налоговом органе в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса суммы недоимки по налогу на добавленную стоимость, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию на основании подпункта 4.2 пункта 1 настоящей статьи, восстанавливаются и подлежат уплате в срок, предусмотренный пунктом 11 статьи 174.2 настоящего Кодекса.
2. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются:
- 1) налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта) — при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 — 3 пункта 1 настоящей статьи;
- 2) налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) — при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи;
- 3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, — по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Другой комментарий к Ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации
1. Пункт 1 ст. 59 Кодекса устанавливает возможность признания безнадежной и списания недоимки, числящейся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера.
Признание безнадежной и списание такой недоимки согласно п. 1 комментируемой статьи осуществляется в порядке, установленном:
по федеральным налогам и сборам — Правительством РФ;
по региональным налогам — исполнительными органами субъектов Российской Федерации;
по местным налогам и сборам — исполнительными органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии со ст. 59 Кодекса и со ст. 20 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15 августа 2002 г. N 602 и от 25 ноября 2004 г. N 678) установлено следующее:
———————————
СЗ РФ. 2001. N 8. Ст. 752; 2002. N 34. Ст. 3297; 2004. N 48. Ст. 4802.
признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам (далее — задолженность) в случае: а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» — в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника; в) смерти или объявления судом умершим физического лица — по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству (п. 1 Постановления);
решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика, если иное не установлено Постановлением (п. 2 Постановления);
решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, принимается таможенным органом, перед которым имеется задолженность; решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности с организаций — плательщиков страховых взносов, ликвидированных до 1 января 2001 г. в установленном законодательством Российской Федерации порядке, акты сверки расчетов по которым налоговым органам не переданы, принимается государственным социальным внебюджетным фондом в части соответствующей задолженности (п. 3 Постановления);
решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается при наличии следующих документов: а) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации юридического лица; б) копия определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (в случае признания должника банкротом), заверенная гербовой печатью соответствующего арбитражного суда; в) копия свидетельства о смерти физического лица или копия судебного решения об объявлении физического лица умершим; г) документ, подтверждающий переход наследственного имущества физического лица, умершего или объявленного судом умершим, к государству; д) иные документы, определяемые Минфином России и государственными социальными внебюджетными фондами (п. 4 Постановления);
порядок и сроки представления документов, указанных в п. 4 Постановления, а также принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности определяются Минфином России, а в случае, предусмотренном в абз. 3 п. 3 Постановления, — государственными социальными внебюджетными фондами (п. 5 Постановления);
ФНС России и ФТС России в порядке и сроки, согласованные с Минфином России, представляют в Минфин России информацию о деятельности налоговых и таможенных органов, связанной с признанием безнадежной к взысканию и списанием задолженности (п. 6 Постановления);
рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления решать вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам применительно к порядку, определенному Постановлением (п. 7 Постановления).
В соответствии с п. 4 и 5 Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100 Приказом Минфина России от 14 сентября 2005 г. N 117н утвержден Порядок принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, образовавшимся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации .
———————————
Российская газета. N 241. 2005. 27 октября.
В соответствии с п. 5 и 6 Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100 Приказом Минфина России от 15 июня 2005 г. N 72н утвержден Порядок принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, суммам налоговых санкций за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 года, а также задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, числящейся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, начисленным пеням и штрафам .
———————————
Российская газета. N 157. 2005. 21 июля.
2. Правила ст. 59 о списании безнадежных долгов по налогам согласно ее п. 2 применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням.
Как указало МНС России в письме от 29 апреля 2002 г. N АС-6-29/641@ «О списании безнадежных долгов» , действия налоговых органов в части признания безнадежными к взысканию и списания сумм налоговых санкций, взысканных с налогоплательщика в судебном порядке после 1 января 1999 г. до принятия соответствующего закона, а также в части признания безнадежными к взысканию и списания сумм налоговых санкций, которые до введения в действие Кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г., до установления соответственно Правительством РФ и исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления соответствующего порядка, не являются правомерными.
———————————
Справочные правовые системы.
В качестве обоснования МНС России указало следующее:
списание безнадежных к взысканию сумм налоговых санкций Кодексом не предусмотрено;
порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам установлен Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100;
вместе с тем порядок признания безнадежными к взысканию и списания сумм налоговых санкций, которые до введения в действие Кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г., Правительством РФ не установлен.
Прежде чем рассказать о списании задолженности расскажем о том, какие налоги в 2020 некоторые индивидуальные предприниматели могут вообще не платить. Это мера поддержки в связи, введенная в связи с тем, что многие ИП, как и другие представители бизнеса, не могли осуществлять свою деятельность в связи с введением в регионах режима повышенной готовности.
Предприниматели, работающие в сферах, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции освобождены от уплаты следующих налогов (см. ст. 2 закона «О внесении изменений…» от 08.06.2020 № 172-ФЗ):
- НДФЛ – в части авансового платежа, исчисленного за 6 месяцев 2020, уменьшенного на сумму авансового платежа за 1 квартал;
- УСН – также в части авансового платежа за полугодие, уменьшенного на сумму авансового платежа за 1 квартал;
- ЕНВД – в части налога за 2 квартал 2020;
- транспортный налог – в части налога и авансовых платежей за период владения транспортным средством с 01.04. по 30.06.2020;
- налог на имущество физлиц – в части налога за период владения объектом с 01.04. по 30.06.2020.
Кто интересуется долгами
Есть у компании долги перед налоговой или нет — не тайна, любой может узнать об этом. Обычно долги проверяют:
«Банк не открывает счет» — в статья в Деле
- банки, чтобы понять, можно ли открывать счет или нет. Если долги есть, банк отказывает в счете;
- поставщики или клиенты. Возможно, из-за крупного долга клиенты не рискнут связываться с компанией. Вдруг компания не выполнит обязательства по сделке или налоговая заподозрит в ней однодневку. В любом случае это кажется рискованным;
- инвесторы. Допустим, инвестор планирует выкупить компанию, а у компании полмиллиона рублей долга. Долг может показывать ненадежность компании или снизить ее стоимость;
- заказчики тендеров. Из-за долга есть риск лишиться возможности побороться за тендер.
Заказчики негосударственных тендеров вправе требовать от участников, чтобы у них не было долгов по налогам. Для гостендеров отсутствие долгов — обязательное требование. Это описывает 44 ФЗ, закон о госзакупках.
Если компания переплатила налоги, переплату можно вернуть. Но если у компании висит долг перед налоговой, вернуть переплату труднее.
Есть несколько способов узнать о долге компании. Самые частые такие: доброжелатель проверяет компанию через сервис налоговой или просит у компании справку от налоговой, где та напишет о долгах.
Проверка через сервис занимает две минуты: вы вбиваете ИНН, и сервис показывает, что с долгами. Суммы долга не видно, но видно, что он есть.
Что делать, чтобы воспользоваться амнистией
Списание задолженности происходит автоматически. Писать специальные заявления ни гражданам, ни ИП не нужно. ФНС по месту жительства гражданина или ИП либо по месту нахождения имущества принимает решение о списании задолженности. Поэтому когда спишут долги по налоговой задолженности — зависит от даты, указанной в решении о списании, законодательно срок не установлен.
Законодательство не урегулировало вопрос, надо ли списывать пени, если налог уплачен добровольно, и должна ли ФНС вернуть деньги в случае уплаты долгов, подлежащих амнистированию.
Выяснить, имеются ли у вас долги, подпадающие под амнистию и списаны ли они, можно. Пишется заявление в ФНС о проведении сверки задолженности. В случае выявления несписанных долгов обратитесь в ФНС с заявлением об их списании.
Комментарий к статье 59 НК РФ
Комментируемая статья приводит основания для списания недоимки и пени.
Статьей 59 НК РФ определен перечень оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
При этом те основания, которые прямо не указаны в данной статье, не применяются.
Например, НК РФ не предусмотрено списание задолженности по пеням в связи с тяжелым финансовым положением организации. На это указано и в Письме Минфина России от 09.06.2012 N 03-02-07/1-140.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания их таковыми, утверждены Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.
В пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление облагается государственной пошлиной применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.
При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
Вместе с тем, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в указанной справке объективной информации, такая справка должна содержать сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.
В Постановлении ФАС Московского округа от 01.10.2012 N А40-12109/12-99-58 указано, что поскольку подпункт 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ и Приказ ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ требуют для вынесения решения о признании недоимки, пеней и штрафов безнадежными ко взысканию и списанию обязательное наличие судебного акта (решения), в котором в резолютивной или мотивировочной части было бы указано на утрату возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, то в отсутствие такого судебного акта, но при наличии фактической утраты налоговым органом возможности взыскания задолженности налогоплательщик для реализации своих прав, предусмотренных статьей 59 НК РФ, вправе обратиться в суд с требованием о признании недоимки, пеней, штрафов не подлежащими взысканию в связи с истечением, установленных статьями 46, 70 НК РФ сроков на взыскание в принудительном порядке.
В Постановлении ФАС Московского округа от 18.09.2012 N А40-12187/12-116-23 суд пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика возможности иным способом, помимо судебного, установить обстоятельства, связанные с пропуском налоговым органом срока взыскания спорной задолженности, и защитить свои права и законные интересы.
Установление факта пропуска налоговым органом сроков взыскания недоимки, пени и штрафов, числящихся на лицевом счете налогоплательщика, порождает юридические последствия в сфере экономической деятельности, предусмотренные статьей 59 НК РФ и принятыми в соответствии с ней подзаконными актами. Без установления данного факта судом невозможно списание задолженности, сроки взыскания которой пропущены, поскольку иного порядка списания или других действий с такой задолженностью не установлено.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 01.11.2012 N А55-32323/2011 суд отклонил довод налогового органа, согласно которому оснований, предусмотренных статьей 59 НК РФ, для признания спорной задолженности безнадежной и исключения спорной задолженности перед бюджетом из лицевого счета налогоплательщика не имеется, тогда как наличие в документах внутриведомственного контроля, каким является лицевой счет налогоплательщика, сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, по мнению налогового органа, само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Суд указал на то, что отсутствие порядка списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, не может служить препятствием для реализации предусмотренных законом прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 01.09.2009 N 4381/09, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться, не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из пункта 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@, акт сверки и справка, выдаваемая налоговым органом в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 32 НК РФ, являются документами, подтверждающими состояние расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Следовательно, неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, отраженная как в акте сверки, так и в справке о состоянии расчетов с бюджетом, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов.
В акте сверки объективной информации о состоянии расчетов должна содержаться достоверная информация об обязанности общества по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.
При таких обстоятельствах, суд указал на то, что, поскольку налоговым органом утрачено право на принудительное взыскание оспариваемых сумм задолженности, то у налогового органа отсутствовали основания для указания спорных сумм пеней в документах, свидетельствующих о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, без отражения информации о невозможности взыскания этой задолженности в принудительном порядке.
В Постановлении от 14.06.2012 N А78-8254/2011 ФАС Восточно-Сибирского округа отметил, что решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, принимается налоговым органом без обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением, а исключительно на основании документов, подтверждающих утрату им возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, в том числе, судебного акта.
На какие долги распространяется амнистия
Государство в целях поддержки финансового состояния населения и оптимизации бюджета принимает решения о прощении обязательств по отчислениям в бюджет. Обязательства по платежам населению уже прощались в 2015 и 2017 годах; как часто бывает налоговая амнистия, сказать сложно, — закономерность ее проведения не прослеживается, процедуру осуществляют по мере необходимости. На фоне резкого колебания иностранной валюты в 2015-2021 гг. люди задаются вопросом, будет ли налоговая амнистия в 2021 году и на кого она распространит действие.
Неблагоприятные финансовые процессы в стране, пандемия, которая усугубила ситуацию, вызвали необходимость в проведении амнистии по налогам физических лиц в 2021 году и прощении обязательств по обязательным платежам индивидуальным предпринимателям. Инициатор процедуры — глава государства, он подписал указ президента о списании налогов и пени в 2021 году, впоследствии опубликовали федеральный закон и внесли изменения в действующие нормативные акты.
Требования к безнадежным долгам
Обозначим ключевые условия, в соответствии с НК РФ.
Условия для признания задолженности нереальной к взысканию | Истечение срока исковой давности, подробнее: «Срок давности по задолженности: основные моменты» |
Действие обязательства прекращено по нормам ГК РФ:
|
|
Невозможность исполнить обязательства подтверждена судебным приставом-исполнителем. При этом:
|
|
Гражданин-должник (физическое лицо) признан банкротом в судебном порядке. При этом все его обязательства признаны погашенными, то есть освобождены от требований кредиторов. |
ВАЖНО!
Аналогичные условия признания задолженности безнадежной в бухгалтерском учете не закреплены на законодательном уровне. В нормативах имеется оговорка лишь в отношении сроков по исковой давности. Но для работы целесообразно применять налоговый перечень условий. Организации важно закрепить условия и порядок признания безнадежных долгов в учетной политике.